Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Золушки на почтовых конвертах

2022-04-18 10:59:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ
Страны: Африка

ЧТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ О «СИНДЕРЕЛЛАХ»

Скромная почтовая наклейка с рекламным или шуточным текстом, наклеенная на конверт, сегодня никого не удивит. Во времена А.С. Пушкина почтовые наклейки служили для скрепления клапанов конверта и назывались облатками. Одной из них воспользовалась Татьяна Ларина для заклейки письма Онегину. Однако за последние сто лет этот скромный предмет пережил множество приключений и метаморфоз. Давайте вспомним некоторые из них.

МИКРОПЛАКАТ ПО ПОЧТЕ

Коллекционеры называют почтовые наклейки без номинала “синдереллами” (так по-английски звучит имя Золушки). Наклейки и впрямь были золушками коллекционирования, так как их мало кто специально откладывал и сохранял.

В начале ХХ века в мире издавались тысячи рекламных наклеек, которые по своему стилю напоминали плакаты. Они рекламировали самые разные товары и услуги. Яркая цветовая гамма делала эти произведения графики привлекательными на вид. Это было эффективное и надёжное средство рекламы. Через почту люди узнавали о новых изделиях, о предстоящих выставках, фестивалях и спортивных соревнованиях.

Примером художника высочайшего класса, который выполнил несколько проектов почтовых наклеек, был немец Людвиг Хольвайн (1874 – 1949). Он создал цикл почтово-рекламных миниатюр, рекламирующих зоопарки и поднял рекламную наклейку до уровня высокой графики. А в России художником, который снизошёл до скромного жанра почтовой рекламы, был академик Фёдор Беренштам (1862 – 1937).

В начале ХХ века в мире наметился так называемый адгезивный бум – мода на всякого рода наклейки (хотя само это понятие появилось значительно позже). Гимназисты украшали тетради и обёртки учебников яркими ярлыками, а сентиментальные барышни вклеивали в свои дневники виньетки с цветами и газетные вырезки с репродукциями работ художников–символистов. Нашлось место и для почтовых наклеек. Они оказались в несвойственных им местах – на обложках тетрадей и в альбомах барышень.

МЕТОДИКА ШПИОНСКИХ ДОНЕСЕНИЙ

В годы Первой Мировой войны появились бульварные романы на шпионскую тему, в которых эксплуатировался весьма необычный сюжет. Шпионы передавали донесения, размещая их на обороте того, что наклеивалось на конверт: почтовой марки, рекламной наклейки или миниатюрной таможенной квитанции. Получатель аккуратно отмачивал приклеенный кусочек бумаги и читал написанное мельчайшим почерком донесение. Этот мотив очень заинтересовал читателей.

Не существует никаких подтверждений тому, что такая практика существовала в реальности, а не только на страницах шпионских романов. Почтовые службы стран Европы не могли ограничить почтовую циркуляцию наклеек: они для того и издавались огромными тиражами, чтобы их помещали на конверты в рекламных целях. Но определённые подозрения по поводу того, что на оборотной стороне ярких микроплакатов пересылалась определённая информация, всё же возникли…

Как знать, может быть, филателисты когда-нибудь обнаружат отклеенную от конверта рекламную наклейку эпохи Первой мировой войны с секретным донесением на обороте.

ПОЧТА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

В 1960-е годы детская книга переживала период кардинальных реформ. Художники старались сделать её более интересной и занимательной. Появились красочные издания, в которые детям предлагали вклеивать разные картинки. Были в этих книгах и имитации конвертов и открыток, чтобы дети приучались правильно складывать конверт из листа бумаги и клеить марки в верхнем правом углу.

Знаменитый фантаст Герберт Уэллс играл со своими сыновьями в игрушечную почту. Он описал это в своей знаменитой педагогической книге “Игры на полу”. Марки для игрушечной почты представляли собой копии марок разных государств мира, но они печатались в зеркальном изображении, чтобы никто не мог выдать их за настоящие.

Малышам нравилось отрывать их по линии перфорации и украшать ими игрушечные конверты. К тому же при этом они учились располагать адрес на конверте в нужном месте. Через копии марок дети узнавали названия государств и национальных валют, знакомились с профилями королей. Некоторые наборы таких “игрушечных наклеек” дошли до наших дней и экспонируются в музеях.

РАЗНОЦВЕТЬЕ ЭПОХИ НЭПА

В период НЭПа в русскую рекламу вернулась бытовая тема: торговые фирмы рекламировали посуду и утварь, пищевые продукты. В 1920-е годы рекламные наклейки превратились в миниатюрные композиции с изображением разных товаров. Вот одно из изобретений периода НЭПа. Некоторые рекламные ярлыки имели в центре рамку, на которую предлагалось наклеивать обычную стандартную марку (этим они отличались от немецких микроплакатов).

Художникам удавалось разместить внутри этих рамок целую панораму промышленных изделий. Были там и символы технической цивилизации, например, новейшие средства транспорта, силуэты заводов. Художники выбирали радостную цветовую гамму. Чёрные силуэты умышленно размещались на ярком (например, красном) фоне, чтобы изображение стало предельно контрастным и бросалось в глаза. НЭПовские рекламные ярлыки стали большой редкостью.

 

Яркая гамма вернулась в дизайн рекламных наклеек в 1940-е годы. После войны Европа залечивала раны, и одним из способов отвлечься от воспоминаний о войне был туризм. Туристические агентства выпускали различные рекламные наклейки на конверты, которые по своему стилю походили на модные тогда наклейки на чемоданы. Там были изображены отели, открыточные виды побережий, горные пейзажи и эмблемы авиакомпаний. Появилась там и пляжная атрибутика в виде рекламы тентов, купальников и солнечных очков.

Изображения были несколько озорными, словно это были юмористические рисунки. Туризм стал одной из главных тем в дизайне, и образ путешественницы с фотокамерой или с модным рюкзаком стал сверхпопулярным.

«ОБЯЗАЛОВКА» СОВЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СССР распространяли марки добровольных сборов – пожертвований на Общество охраны природы, ДОСААФ и Общество охраны памятников. Иногда они имели большой формат и походили на почтовые марки. Было у них и сходство с рекламной графикой. Есть примеры, когда эскизы этих миниатюр разрабатывали художники мирового класса, например, московский мастер гравюры на дереве Анатолий Калашников (1930 – 2007).

Но оказалось, что шедевры гравюры на дереве любят далеко не все. В учреждениях назначали людей, которые собирали взносы у сотрудников, и над этими людьми почему-то было принято смеяться. В СССР марки добровольных сборов было нельзя наклеивать на конверты даже с декоративной целью. А ведь в зарубежных странах ими часто украшали почтовые отправления, и люди гордились тем, что внесли тот или иной благотворительный взнос. Со середины ХХ века в Европе появились клубы любителей “синдерелл” – коллекционеров, собирающих всё, лишь внешне похожее на почтовые марки. В европейские языки прочно вошел термин синдерелловедение.

Марки добровольных сборов не были популярны в СССР. Некоторые ершистые люди в знак “социального протеста” приклеивали их… на офисную мебель, чтобы показать, что государство “душит их поборами”. Но протест был слишком “мелочным”, ведь поборы были мизерные. Сегодня марки добровольных обществ стали редкостью, и их не стоило приклеивать на шкафы. В Западной Европе было разрешено наклеивать знаки добровольных пожертвований на конверты, но в СССР подобная практика не одобрялась.

ШУТКИ ВИКТОРА НЕКРАСОВА

В середине ХХ века в США и в Западной Европе возник так называемый мэйл-арт: искусство почтовых отправлений. Художники мэйл-арта украшали конверты самыми разными декоративными элементами: приклеивали к почтовым отправлениям бусинки, блёстки и даже мелкие монеты. Адресаты были в восторге и никогда не выбрасывали эти изящные послания.

Мастера мэйл-арта создавали почтовые миниатюры сами или использовали уже готовые сувенирные и рекламные ярлыки. Они умышленно превращали почтовые отправления в многоцветные мозаики. Художники доказали человечеству, что их манипуляции могут превратить получение письма в настоящий праздник. Некоторые из этих коллажей сегодня продаются на аукционах за большие деньги. Во всём мире регулярно проводятся выставки мэйл-арта, которые демонстрируют удивительную изобретательность художников всех стран. Рекламные ярлыки в сочетании с аппликацией из цветной бумаги делают письма праздничными и приятными на вид.

Выдающийся писатель русского зарубежья Виктор Платонович Некрасов (1911 – 1987) тоже отдал дань этому направлению. С 1974 года он жил за пределами СССР. В эмиграции он с удовольствием изготавливал почтовые наклейки с портретами… писателей-диссидентов. Некрасов жил во Франции и, рассылая письма с миниатюрными портретами собственного изготовления, мечтал, чтобы французская почта приняла хоть одну из самодельных наклеек за настоящую почтовую марку. Ему также очень хотелось, чтобы почтовая служба СССР не разглядела бы “диссидентской тематики” и доставила письмо по адресу.

Чтобы не обманывать почту, Некрасов наклеивал рядом с самоделками настоящие стандартные марки Франции с изображением головы Марианны. Но бдительные почтовики гасили только Марианну и никогда не ставили штемпеля на некрасовские миниатюры: они навсегда оставались непроштемпелёванными.

К чести для писателя, рисовал он хорошо и его “почтовое хулиганство” отличалось высоким уровнем графического исполнения. Многие письма Виктора Некрасова и конверты с наклейками дошли до наших дней и стали аукционной и архивной редкостью.

ПОСЛЕ РАСПАДА СССР

После крушения СССР в стране остались огромные запасы советских почтовых марок. В бывших республиках СССР они ещё имели хождение, но поверх слов “Почта СССР” и советских символов на них были надпечатаны новый номинал и какие-то национальные символы или атрибуты (например, в Молдавии поверх советской атрибутики печатали изображение виноградной грозди).

Советские стандартные марки стали сырьём для изготовления почтовых курьёзов. Частные лица стали наносить на марки разные надпечатки. Поверх герба СССР или крейсера “Аврора” появились одноцветные портреты персонажей, о которых ранее не принято было говорить и писать в положительном ключе: Николая Второго и членов его семьи, Григория Распутина, адмирала А.В. Колчака, И.В. Сталина.

Некоторые ловкие коммерсанты пытались продать их за границу как почтовые марки новой демократической России. Но на Западе такие изделия называют лишь “лэйблами” (ярлыками) и не считают официальными почтовыми выпусками. Торговые фирмы не принимали их к продаже, не рекламировали эту продукцию среди коллекционеров и нередко за свой счёт (по почте) возвращали “тиражи” обратно ловким дельцам.

А.П. Дьяченко, филателист

Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,

Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков