Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

О рекорде скорости

2022-04-28 16:42:21, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Несколько лет назад в одном престижном зарубежном филателистическом журнале появилась заметка, которая привлекла моё внимание. Это была информация о необычной находке — почтовой карточке, посланной 13 июня 1934 года из Москвы в Вену.

Казалось бы, ничего удивительного. Однако было указано, что это почтовое отправление — уникально, поскольку карточка была доставлена в Вену всего за 48 часов! По имеющимся на карточке штемпелям очевидно, что она была отправлена заказным авиаэкспрессом из почтового отделения Москва-9 и прибыла в Берлин на другой день (примерно в 19 часов) и уже через час она была отправлена в Вену, куда прибыла в 14 часов следующего дня и была вручена адресату. При детальном исследовании почтового отправления возникли серьёзные сомнения в её подлинности и соответственно в установленном «рекорде скорости».

Прежде чем рассказать о том, как был ниспровергнут этот «раритет», опишу другое «редкое» отправление. Примерно в 1995 году я приобрёл явные фальсификаты, которые были изготовлены для продажи в преддверии Всемирной филателистической выставки «Москва-97». Материал достался мне по себестоимости — по цене наклеенных марок и по стоимости самих карточек и конвертов. Это уже говорит о том, что такие отправления почту не проходили, если торговцам было не жалко продавать их так дёшево.

Итак, внимательно рассмотрим открытое простое международное письмо, как бы прошедшее почту 15.05 – 19.05.1933 г. по маршруту Тифлис — Ленинград — Берлин.

Фальсификат Тифлис — Ленинград — Берлин

Франкировка составляет 95 коп. Прежде всего бросается в глаза, что действовавший в то время тариф превышен вдвое. Далее, штемпеля Тифлиса и штемпель прибытия Берлина полностью совпадают по наружным и внутренним размерам. Оттиски штемпелей (буквы, цифры, линии окружностей) местами дорисованы. Кроме того, варварски забит герб СССР, а я думаю, что в те годы специальные службы, досматривавшие всю заграничную корреспонденцию, такого обращения с государственной символикой не допустили бы. Из всего вышесказанного вывод один: показанное отправление сфальсифицировано в ущерб коллекционерам.

Теперь пришла пора рассмотреть почтовую карточку, установившую «мировой рекорд скорости».

Лицевая сторона «рекордного» отправления

Штемпель на оборотной стороне

В самой формулировке, использованной в западной печати, заложен отвлекающий манёвр: всё внимание переключено на слова «рекорд» и «скорость», а о том, что это фальшивка, не говорится ни слова. Чем же выдал себя фальсификат? Штемпель отправления Москвы и штемпель прибытия Берлина (красный), хоть и ставились якобы почти в двух тысячах километрах друг от друга, совершенно идентичны по наружному и внутреннему диаметрам (то есть изготавливались фальсификаторами на основе одной формы).

Штемпеля отправления Берлина (литера «2») и прибытия Вены также совершенно схожи по геометрическим параметрам, включая размеры «дорожек». А теперь посмотрите на отправление, рассмотренное выше. Не узнаёте ли «берлинский» штемпель с литерой «а» и часами в календаре «19–20»? Что там, что здесь — один к одному! А ведь, как установлено, первая карточка по маршруту Тифлис — Ленинград — Берлин не проходила, и «берлинский» штемпель на ней — с «московским ароматом». Точно такой же он и на «рекорде скорости».

Изучаем и анализируем дальше. «Раритет» франкирован по тарифу другого периода. Наклейка «авио-экспрес» — бирюзово-зеленоватого оттенка появилась только в 1935 году (на конверте проштемпелёвано июнем 1934 года). Заказная наклейка №158 явно доклеена (с наложением на герб!) и взята с какого-то другого отправления, да и сам номер «158» вписан, будто рукой старательного школьника, а не торопливого почтового служащего. Наконец, вызывает полное недоверие скорость, с которой карточка перебрасывалась с одного почтового маршрута на другой (без перлюстрации зарубежного отправления, что в те годы было исключено: мало ли какие сведения могло содержать письмо?! Ведь, как помните, лозунг того времени: «Враг не дремлет!». Вывод: «Рекорд скорости» — 100-процентная подделка.

Для изготовления подобных «редкостей» фальсификаторы обычно используют подлинные простые отправления, повышая уровень их редкости (из простых делают заказные, или авиа, или отправления морской почты и так далее). В частности, по «рекорду»: я предполагаю, что для работы было взято простое открытое международное отправление Москва — Вена 3.06.1934 — 15.06.1934, оплаченное в точном соответствии с действовавшим международным тарифом 10 копеек. Карточка прошла по железной дороге из 9-го городского отделения связи Москвы, что расположено в здании Центрального телеграфа, в Вену.

Фальсификаторы доклеили почтовую марку 50 копеек, дорисовали оттиск штемпеля (из-за чего он сделался слегка эллипсовидным со стороны доклеенной марки), причём дорисовка хорошо просматривается сверху и снизу от буквы «М». С тарифом вышла промашка: 50 + 10 = 60 копеек он составлял для таких отправлений в 1928–1931 годах, а в рассматриваемом 1934 году необходимая франкировка составляла 50 копеек.

Далее, я привожу иллюстрации ещё нескольких подобных фальсификатов, суть которых прокомментирована подрисуночными подписями.

Воздушная почта. Заказное закрытое письмо даже экспонировалось как редкость на всемирных филателистических выставках! Марка с портретом Николая Каманина — доклеена, штемпель на ней дорисован; наклейка не от этого конверта.

«Исходный материал»: аналогичное заказное отправление тому же адресату, осталось доклеить марку до тарифа «авиа» и снабдить письмо соответствующими наклейками, погасить доклеенную марку.

«Заготовка» со штемпелем цензуры, вполне пригодная для создания «раритета».

В заключение необходимо напомнить, что перед приобретением материала, филателисты должны быть предельно внимательными и осторожными.

Анатолий Девятин, почётный член Союза филателистов России

Источник: rusmarka.ru



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи
  • Открытка в зеркале истории России
  • В Воронеже с размахом отпраздновали вековой юбилей пионерии
  • ФилОбзор. Владимир Этуш
  • Коломна на почтовых марках
  • Письма Победы
  • Коллекции одного художника
  • Филателия всей жизни
  • Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
  • Автографы Героев Советского Союза
  • К 77-летию Великой Победы. Репортаж с выставки
  • Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России
  • Тени и силуэты в Пушкиниане
  • Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
  • Весточки с фронта
  • С Днем Победы! Пишу тебе письмо из 45-го
  • Высоцкий в филателистических знаках
  • Дефицит рождает идею, идея рождает действие
  • Музей Высоцкого: марки, конверты, открытки...
  • Как домашняя коллекция переросла в музей
  • Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
  • Разбираем архивы. Первомай
  • Апрельский обзор выпусков почтовых марок
  • Иркутск в зеркале филателии
  • О рекорде скорости
  • Евгений Онегин и почтовые марки
  • Из челябинской коллекции: как изображали Пасху на старых открытках
  • Анджелина Джоли – филателистический взгляд
  • ФилОбзор. Герои инженерных войск
  • Собирали царские рубли, марки и открытки: как появилось коллекционирование в Гродно
  • Билл и Бен
  • Счастливая звезда Анатолия Калашникова
  • Почтовая графика Бориса Зворыкина
  • Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
  • ФилОбзор. Россия ягодная
  • Золушки на почтовых конвертах
  • День космонавтики на открытках
  • ФилОбзор. Сувениры из янтаря
  • Башни Московского Кремля на почтовых марках СССР и России
  • Удивительный феномен Cергея Дягилева
  • Марки о космосе
  • Открытки художника Владимира Егорова
  • Путешествие с почтой Туниса
  • Самый первый «омский» конверт
  • Пионеры отмечают юбилей
  • Очаровательные мотыльки
  • Филателистические картины
  • Мартовский обзор выпусков почтовых марок
  • Птицы на марках Европы. Часть II