Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Фрагменты необычной Пушкинианы

2022-06-10 11:12:03, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Могут ли марки появиться в экранизациях Пушкина? Ответ НЕТ, ведь поэт не дожил до появления Черного пенни. Однако не будем торопиться.

Мало кто знает, что знаменитый немецкий фильм “И дождь смывает все следы” поставлен по повести А.С. Пушкина “Метель”.

Сам режиссер Альфред Форер заявил об этом на Московском Международном кинофестивале летом 1973 года (к сожалению, этому фестивалю не было посвящено ни марки, ни конверта). Прошло 50 лет со дня создания фильма. В 2023 году будет полвека со дня фестивального показа. А в 1974 году лента вышла в советский прокат.

Успех был ошеломляющим. Женщины плакали над судьбой школьницы Кристины, фильм пересматривали по 4-5 раз. Экзотично звучало и название частной киностудии, на которой была создана лента: РОКСИ ФИЛЬМ (в честь какой-то таинственной Роксаны).

Лента прошла на ура. Многим было жалко отца Кристины, хоть в его биографии и был Дранг нах Остен (он сам ссылается на то, что был в плену). А ведь он – отрицательный герой. К тому же в те годы перед походом в кино говорили: “Посмотрю, как живут за бугром”. И вот зрительницы, помнящие войну и блокаду, мысленно вошли в дом к бывшему врагу, оценили жилплощадь и интерьер и... вместо зависти пожалели немецкого ветерана – он убедительно смотрелся в нравственной дуэли со влюбленной во француза дочерью... Его было жалко, а это для русских женщин очень важно... А еще говорят, что русские кинозрители с завистью смотрят на хорошие жилищные условия экранных персонажей!

Итак, Маша (ой, то есть Кристина Луба – фамилия созвучна со словом ЛЮБОВЬ) влюбляется в красивого французского студента. Отец-ветеран, понятное дело, против, может быть, он сам и участвовал в оккупации Парижа. А тут вдруг французский жених. Сама идея обмена студентами в те годы для нас была в диковинку. Подумать только, из Франции в Германию приезжает учиться юноша. И он может просто так взять напрокат машину и ездить по Германии. Знакомится, с кем хочет, влюбляется. Вот это да!!! Этим искренне восхищались, а вот сценарным мастерством Пушкина – нет... ГОСКИНО решило нам не говорить, что автор сценария – А.Пушкин (СССР). Пушкин ведь и сценарных курсов не кончал… Лишь в двух периодических изданиях было бегло упомянуто, что в основе сценария – повесть Пушкина.

Теперь о почтово-филателистической составляющей. В фильме фигурирует несколько писем. В кадр попадает стандартная марка ФРГ с портретом бундеспрезидента. Густав-Вальтер Хайнеман родился в год столетия Пушкина (1899) и был бундеспрезидентом по 1976 год. В чем курьёз? Впервые в истории кино герой пушкинского фильма держит в руках конверт с маркой.

Актриса Анита Лохнер, сыгравшая роль Кристины, не стала звездой. Но она по праву считается одной из самых образованных немецких актрис. Она много читала, озвучивала тексты иностранных лент для ТВ. Хорошо бы было, чтобы госпожа Лохнер привезла в Петербург свою судьбоносную киноленту и показала ее в одном из музеев А.С.Пушкина, например, в Домике станционного смотрителя.

Вот ведь феминистки позволяют говорить о женских судьбах, что хотят (!!!!!!), а актриса, заставившая плакать сотни тысяч русских женщин от Хабаровска до Вильнюса, ни разу не делилась с нашим зрителем своими взглядами. Вряд ли она держала в руках книгу ТОСТ ЗА ПУШКИНА, в которой один русский филателист описал свои впечатления от фильма.

Я помню, что сцена купания всех шокировала тогда, это сегодня зрителя ничем не удивишь... Ну а в ФРГ подчеркивали, что фильм является образцом международного сотрудничества – Франции и Германии, конечно, ведь не звонить же потомкам киносценариста Элекзэндра Поушкина и не устраивать же для них тематический показ типа Москау, Москау, дайне зееле ист зер гросс... А могли бы и пригласить в Германию первую исполнительницу роли Маши – Валентину Титову и устроить ей встречу с Кристиной Лохнер. Впрочем, без их согласия я не имею права ничего предлагать, тем более, что на дворе период отмены культуры.

Но разве можно отменить память о том, как история любви тронула сердца миллионов советских зрителей? В Интернете много плакатов к фильму. Народ, впрочем, повалил и без всяких плакатно-графических изысков: домохозяйки выходили в слезах – значит, надо смотреть...

Мы уже отметили, что факт использования сценаристами текста “Метели” не афишировался в СССР. Но в Ленинграде фильм дольше всего шел в кинотеатре Баррикада, в котором профильно демонстрировались экранизации классики. И вот что интересно. Существует картина, на которой Пушкин стоит на набережной реки Мойки, а за спиной у него вдалеке как раз и находится здание, в котором шла немецкая экранизация “Метели”. И вот мне подумалось, а что если хотя бы мысленно подойти к поэту и сказать ему: “Александр Сергеевич, примерно через сто сорок лет в здании у Вас за спиной будет представление электрического театра, в ходе которого артисты из Германии разыграют Вашу повесть МЕТЕЛЬ”. Меня примут за сумасшедшего. Но, перефразируя Б.Окуджаву, “И все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем/на фильм ФРГ заскочить хоть на четверть часа”.

В русской версии были убраны все упоминания об острове Куба, и Пушкин не рисковал перепутать слово Куба с селом Куби. Ведь во времена Пушкина прилагательное кубинский означало из села Куби (Лермонтов пил там кубинский чай). Прокатчики Кубу убрали от греха подальше и конфуза не произошло...

Зритель так и не узнал, что жених, задавивший красивого француза в метель, ой, то есть в дождь, предлагает Кристине полететь на Кубу на его самолете. Впрочем, сегодня доступна полная версия фильма и название острова свободы на месте.

А ведь почему-то принято считать, что только русские (советские) люди сами могут прочувствованно экранизировать свою классику. Я так не думаю. И хочется сказать – АЙ ДА ФОРЕР, АЙ ДА СУКИН СЫН (в пушкинском смысле этого слова), АЙ ДА СОВРЕМЕННЫЙ КИНОПУШКИН!!!

Но самого Пушкина тронул бы не сентиментальный настрой ленты и даже не сцена купания, а совсем другое. Он бы не попросил на память конверт с маркой с портретом президента Хайнемана. Зато ему бы понравилось романтическое название студии и он, будучи поклонником немецкого романтизма, все выпытывал бы у кинопрокатчиков – а кто эта загадочная РОКСАНА?

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Пушкиниана

Сказка о царе Салтане

Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии

Пушкиниана. Пушкин и его окружение в филателии. Окончание

Музыкальная Пушкиниана

Музыкальная Пушкиниана. Окончание

Филателистическая Пушкиниана Тверского края

Монументальная пушкиниана на почтовых марках

Тени и силуэты в Пушкиниане

Евгений Онегин и почтовые марки

Портреты Пушкина на почтовых марках СССР и России  

Пушкиниана. Пушкинские места России

Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка




Комментарии к статье:
2022-06-14 11:16:50, Максим
А что с качеством филматериала по Пушкину? Уганда в 2016 году вообще марок не выпускала, Блок Джибути в 2015 признан незаконным выпуском и не является почтовым
2022-06-15 19:45:29, Андрей Петрович Дьяченко (AIC)
Максим, спасибо, но мне кажется, что вопрос поставлен не совсем по теме статьи. Мой текст не про Уганду и не про Джибути. Во всех случаях буду обдумывать Вашу реплику.
2023-07-24 11:49:32, Андрей Дьяченко
Я пишу эти строки 24 июля 2023 года. На днях исполняется полвека с тех пор как режиссер Альфред Форер представил свой фильм московским зрителям. Он сам сказал зрительному залу, что привез экранизацию Пушкина. Официальная пресса об этом не говорила. Хорошо бы к 225-летию Пушкина показать качественную копию фильма по ТВ. Сегодня упоминать Кубу в любом необычном контексте не запрещено.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки