Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Кот Бегемот и марки о нём

2022-08-16 11:12:50, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Год юбилея Булгакова принес много новых публикаций. А узнали ли мы что-то новое об образе загадочного кота Бегемота? Ученые не перестают искать истоки этого образа и его прототипы. Кот Бегемот обладает каким-то особенным отрицательным обаянием, разгадать которое пытались многие исследователи. И как хорошо, что он воспроизведен на нескольких марках.

Когда роман Булгакова наконец вышел в СССР, читатели были поражены необычностью стиля произведения и колоритностью героев. Но они были шокированы ещё и образом загадочного черного кота по имени Бегемот, который гулял по Москве и совершал разные совсем не кошачьи действия. Разве так бывает? И что может быть общего у кота с бегемотом? Но в 1967 году читатели были ещё не избалованы мировой фантастикой, и появление такого персонажа на страницах советского журнала было настоящим шоком.

Журналы сразу же стали редкостью, и по стране прошел слух о существовании книги, где действует очеловеченный кот. Этому верили далеко не все… Некоторых читателей кошачий образ даже отвлек от религиозно-философского смысла романа. Счастливые обладатели журналов давали их почитать друзьям на одну ночь…

Бегемот по Булгакову – это крупный очеловеченный кот, умеющий ходить и говорить. По натуре он плут и интриган. Он служит Воланду, то есть самому дьяволу. Вроде бы, такой демонический персонаж должен быть очень грозным, но его мирная фраза “Сижу тихо, починяю примус”, став крылатой, резко опростила образ Бегемота. И художники, рисующие кота с примусом, не раз заставляли читателей улыбнуться.

Ещё смешнее Бегемот с вилкой в руках. На вилку он подцепил соленый грибок. Благодаря булгаковскому гению кот стал страшен и забавен одновременно. Тайна его обаяния коренится в многогранности образа. Поэтому у издателей марок есть большое поле для творчества. А пока мы видим этого персонажа на марках СССР, России, Сьерра Леоне и Сербии. Хороший урожай для такого необычного персонажа!!

Есть мнение, что прототипом кота Бегемота был собственный кот Булгакова Флюшка. Но его образ подвергся трансформации, обогатился чертами мифологических персонажей. Известно, что одним из источников, которыми пользовался М.Булгаков при создании романа, была книга И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». Именно там писатель нашел образ бегемота – уродливого чудища, несущего зло.

Был у Булгакова и ещё один авторитетный литературный источник – книга М.А.Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904). Сохранились выписки, которые Михаил Афанасьевич делал из этой книги и искал колоритный образ для воплощения демонизма. А имя Бегемот в Священном писании было символом уродства. К тому же это животное связывали с силами зла, с воплощением демонической энергии. Колдун и дьявол – вот функции этого загадочного персонажа. Но Булгаков наделил Бегемота ещё одной важной функцией. Фантастический кот ещё и шут.

Булгаков отлично знал мировую литературу и частично использовал стиль плутовского романа. Кот Бегемот – это ещё и плут, умеющий плести козни. Плут должен обладать обаянием, чтобы произвести впечатление на жертву. Необходимо, чтобы его обманы были убедительными. Именно таким обаянием и наделяет своего персонажа автор романа.

На Булгакова мог повлиять заглавный герой романа великого немецкого романтика Э.-Т.-А. Гофмана «Жизненные воззрения кота Мурра».  История про кота, который выучился читать и писать, и книга которого попала в типографию, является одним из самых искрометных произведений немецкого романтизма. 

Кот Бегемот не баловался литературным творчеством, но если бы захотел, он вместо ремонта примуса мог бы колоритно рассказать о своих многочисленных приключениях. Кота Мурра художники обычно рисуют с пером в лапе, а Бегемота – с примусом или с вилкой, на которую насажен солёный грибок. 

Можно предположить, что Булгаков вдохновился образом черного кота, созданного выдающимся швейцарским художником Теофилем-Александром Стейнлейном (1859 – 1923). Он придумал эмблему в виде черного кота для парижского литературного кабаре «Черный кот», созданного французом Родольфом Салисом. Эта эмблема произвела очень сильное впечатление на парижан. Кот стал символом литературной богемы, если не символом всей французской культуры в целом. 

Лаконичный рисунок полюбился не только завсегдатаям кабаре, но и тысячам любителей искусства во всём мире. В этом коте было много магии и мистики. Но видел ли его Булгаков? Об этом история умалчивает, но по описанию Бегемот очень похож на стейнлейновского кота. Творчество Стейнлена представлено на марках, хотя пока однобоко.

Но нельзя не упомянуть и другого очень крупного художника – Обри Бердслея (1872 – 1898). Его знаменитый графический лист «Черный кот» – иллюстрация к одноименному рассказу Эдгара По давно стал графическим символом, кочующим из одной книги в другую. В знаменитом рассказе кот по кличке Плуто стал жертвой хозяина-садиста. Когда герой рассказа убил свою жену и замуровал тело в стене, кот выдал преступника громким мяуканьем, ибо тоже оказался замурованным в стене рядом с хозяйкой.

 

Бердслей умело срифмовал образ убитой женщины и сидящего у неё на голове кота-обличителя. Фронтальное расположение убитой с котом на голове поразило читателей. Композиция была репродуцирована сотни раз далеко за пределами Англии, художники многих стран копировали этот сюжет с изменениями.

Предположительно Булгаков видел этот шедевр графики, и не здесь ли один из истоков образа знаменитого кота?

Известно, что черный кот Бердслея за короткий срок стал образцовым примером изображения мистического и таинственного, а заодно и злого кота. Английскому иллюстратору подражал крупнейший мастер ужасов в изобразительном искусстве итальянец Альберто Мартини. Именно он первым начал использовать приемы Бердслея для изображения нечистой силы, но так энергично акцентировал тему уродства, что читатели пугались. 

Булгаков наверняка держал в руках журналы эпохи модерна, в которых были изображения черных котов, и мог видеть иллюстрации не только А.Мартини, но и многих других мастеров символизма вплоть до художника-юмориста Льюиса Уэйна. А точный прототип кота Бегемота по-прежнему является загадкой.

Художники полюбили кота Бегемота и создали целую галерею его образов. Но ведь есть ещё и кино. 

В новейшей киноверсии романа «Мастер и Маргарита», которая выходит в 2023 году и над которой работает режиссер Михаил Локшин, кота Бегемота, к сожалению, не будет совсем. Тем интереснее, как поступали с этим необычным персонажем кинематографисты предыдущих эпох.

Вспомним 1960-е годы. Шла подготовка к 50-летию СССР и говорящему коту-демону не было места в планах постановщиков. Но это не смутило режиссеров. Роман Булгакова сразу же после выхода в свет стал проситься на экран, и так или иначе встал вопрос о кинематографическом воплощении. Но как воспроизвести на экране кота, который ходит по Москве?

В самой первой экранизации 1972 года, созданной югославским режиссером Петровичем, кота вообще нет, и это очень обедняет фильм (впрочем, в картину вошла антисталинистская песня Б.Окуджавы про черного кота). Но уже в ленте 1994 года, созданной Юрием Карой, роль Бегемота сыграл Виктор Павлов – выдающийся советский артист.

Режиссер решил, что в одной из сцен будет действовать настоящий кот (правда, он не был полностью черным), ещё один эпизод потребует использования куклы-кота, и, наконец, во всех остальных сценах будет действовать хорошо загримированный В.Павлов. Этот фильм долго ждал своего часа и вышел на экраны лишь в 2011 году, лишившись некоторых эпизодов. До сих пор не утихают споры о том, какая версия считается эталонной.

Фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005 год) широко обсуждался критиками и зрителями. Образ Воланда вызвал неоднозначные мнения. Да и был ли Понтий Пилат таким старым, каким показал его М.Ульянов? К обсуждению подключились литературоведы и богословы. Страсти накалились. Священнослужителям не хотелось видеть на экране обаятельного Сатану. Фильм Называли Евангелием от Воланда. Вызвал нарекания и Бегемот. Разве может исчадье ада быть таким обаятельным?

Но кот полюбился зрителям. Его сыграли лилипут Вано Миранян и известный кинематографист Александр Баширов. Был подключен и настоящий кот из числа тех, с которыми работает знаменитый Юрий Куклачев. Понадобилась существенная и кропотливая работа компьютерщиков, которую ушла огромная часть бюджета фильма. В результате упорного труда многих специалистов и появился новый образ кота.

И это персонаж с большим будущим, в том числе и филателистическим будущим. На сегодняшний день популярность кота Бегемота является просто фантастической. Его образ создали в живописи и графике десятки художников. И везде он разный. Одни иллюстраторы подчеркивают плутовской характер образа, в то время как другие концентрируются на магии и мистике.

Коту Бегемоту в последнее время посвящают все больше авторских малотиражных открыток. Ему поставлены памятники в Киеве и в Москве. Отметим также, что существует мнение, будто образ черного кота в фильмах Л.Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию» подсказан именно котом Бегемотом. И чёрный кот, словно состоящий в родстве с Бегемотом, является сюрреалистическим образом. В конце фильма он говорит зрителям: “Чао!”.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

Статья опубликована в сокращенном варианте




Комментарии к статье:
2022-08-16 17:06:27, Михаил Бернер
Прекрасная статья! Андрей Петрович Дьяченко в своих статьях рассказывает много интересного. С удовольствием читаю его статьи.
2022-08-21 17:27:01, Андрей Дьяченко
Светлана Михайловна, спасибо за отзыв. Но я не раз высказывал поползновение выпустить такой сборник, однако поддержки не находил. В том числе и у высокопоставленных филателистических начальников...
2022-08-20 16:06:27, Светлана Михайловна Мишурова.
Автору обязательно надо выпустить сборник статей - в виде книги! Увлекательное чтение для всех,а не только для филателистов.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателистом!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи