Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Кот Бегемот и марки о нём

2022-08-16 11:12:50, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Год юбилея Булгакова принес много новых публикаций. А узнали ли мы что-то новое об образе загадочного кота Бегемота? Ученые не перестают искать истоки этого образа и его прототипы. Кот Бегемот обладает каким-то особенным отрицательным обаянием, разгадать которое пытались многие исследователи. И как хорошо, что он воспроизведен на нескольких марках.

Когда роман Булгакова наконец вышел в СССР, читатели были поражены необычностью стиля произведения и колоритностью героев. Но они были шокированы ещё и образом загадочного черного кота по имени Бегемот, который гулял по Москве и совершал разные совсем не кошачьи действия. Разве так бывает? И что может быть общего у кота с бегемотом? Но в 1967 году читатели были ещё не избалованы мировой фантастикой, и появление такого персонажа на страницах советского журнала было настоящим шоком.

Журналы сразу же стали редкостью, и по стране прошел слух о существовании книги, где действует очеловеченный кот. Этому верили далеко не все… Некоторых читателей кошачий образ даже отвлек от религиозно-философского смысла романа. Счастливые обладатели журналов давали их почитать друзьям на одну ночь…

Бегемот по Булгакову – это крупный очеловеченный кот, умеющий ходить и говорить. По натуре он плут и интриган. Он служит Воланду, то есть самому дьяволу. Вроде бы, такой демонический персонаж должен быть очень грозным, но его мирная фраза “Сижу тихо, починяю примус”, став крылатой, резко опростила образ Бегемота. И художники, рисующие кота с примусом, не раз заставляли читателей улыбнуться.

Ещё смешнее Бегемот с вилкой в руках. На вилку он подцепил соленый грибок. Благодаря булгаковскому гению кот стал страшен и забавен одновременно. Тайна его обаяния коренится в многогранности образа. Поэтому у издателей марок есть большое поле для творчества. А пока мы видим этого персонажа на марках СССР, России, Сьерра Леоне и Сербии. Хороший урожай для такого необычного персонажа!!

Есть мнение, что прототипом кота Бегемота был собственный кот Булгакова Флюшка. Но его образ подвергся трансформации, обогатился чертами мифологических персонажей. Известно, что одним из источников, которыми пользовался М.Булгаков при создании романа, была книга И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». Именно там писатель нашел образ бегемота – уродливого чудища, несущего зло.

Был у Булгакова и ещё один авторитетный литературный источник – книга М.А.Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904). Сохранились выписки, которые Михаил Афанасьевич делал из этой книги и искал колоритный образ для воплощения демонизма. А имя Бегемот в Священном писании было символом уродства. К тому же это животное связывали с силами зла, с воплощением демонической энергии. Колдун и дьявол – вот функции этого загадочного персонажа. Но Булгаков наделил Бегемота ещё одной важной функцией. Фантастический кот ещё и шут.

Булгаков отлично знал мировую литературу и частично использовал стиль плутовского романа. Кот Бегемот – это ещё и плут, умеющий плести козни. Плут должен обладать обаянием, чтобы произвести впечатление на жертву. Необходимо, чтобы его обманы были убедительными. Именно таким обаянием и наделяет своего персонажа автор романа.

На Булгакова мог повлиять заглавный герой романа великого немецкого романтика Э.-Т.-А. Гофмана «Жизненные воззрения кота Мурра».  История про кота, который выучился читать и писать, и книга которого попала в типографию, является одним из самых искрометных произведений немецкого романтизма. 

Кот Бегемот не баловался литературным творчеством, но если бы захотел, он вместо ремонта примуса мог бы колоритно рассказать о своих многочисленных приключениях. Кота Мурра художники обычно рисуют с пером в лапе, а Бегемота – с примусом или с вилкой, на которую насажен солёный грибок. 

Можно предположить, что Булгаков вдохновился образом черного кота, созданного выдающимся швейцарским художником Теофилем-Александром Стейнлейном (1859 – 1923). Он придумал эмблему в виде черного кота для парижского литературного кабаре «Черный кот», созданного французом Родольфом Салисом. Эта эмблема произвела очень сильное впечатление на парижан. Кот стал символом литературной богемы, если не символом всей французской культуры в целом. 

Лаконичный рисунок полюбился не только завсегдатаям кабаре, но и тысячам любителей искусства во всём мире. В этом коте было много магии и мистики. Но видел ли его Булгаков? Об этом история умалчивает, но по описанию Бегемот очень похож на стейнлейновского кота. Творчество Стейнлена представлено на марках, хотя пока однобоко.

Но нельзя не упомянуть и другого очень крупного художника – Обри Бердслея (1872 – 1898). Его знаменитый графический лист «Черный кот» – иллюстрация к одноименному рассказу Эдгара По давно стал графическим символом, кочующим из одной книги в другую. В знаменитом рассказе кот по кличке Плуто стал жертвой хозяина-садиста. Когда герой рассказа убил свою жену и замуровал тело в стене, кот выдал преступника громким мяуканьем, ибо тоже оказался замурованным в стене рядом с хозяйкой.

 

Бердслей умело срифмовал образ убитой женщины и сидящего у неё на голове кота-обличителя. Фронтальное расположение убитой с котом на голове поразило читателей. Композиция была репродуцирована сотни раз далеко за пределами Англии, художники многих стран копировали этот сюжет с изменениями.

Предположительно Булгаков видел этот шедевр графики, и не здесь ли один из истоков образа знаменитого кота?

Известно, что черный кот Бердслея за короткий срок стал образцовым примером изображения мистического и таинственного, а заодно и злого кота. Английскому иллюстратору подражал крупнейший мастер ужасов в изобразительном искусстве итальянец Альберто Мартини. Именно он первым начал использовать приемы Бердслея для изображения нечистой силы, но так энергично акцентировал тему уродства, что читатели пугались. 

Булгаков наверняка держал в руках журналы эпохи модерна, в которых были изображения черных котов, и мог видеть иллюстрации не только А.Мартини, но и многих других мастеров символизма вплоть до художника-юмориста Льюиса Уэйна. А точный прототип кота Бегемота по-прежнему является загадкой.

Художники полюбили кота Бегемота и создали целую галерею его образов. Но ведь есть ещё и кино. 

В новейшей киноверсии романа «Мастер и Маргарита», которая выходит в 2023 году и над которой работает режиссер Михаил Локшин, кота Бегемота, к сожалению, не будет совсем. Тем интереснее, как поступали с этим необычным персонажем кинематографисты предыдущих эпох.

Вспомним 1960-е годы. Шла подготовка к 50-летию СССР и говорящему коту-демону не было места в планах постановщиков. Но это не смутило режиссеров. Роман Булгакова сразу же после выхода в свет стал проситься на экран, и так или иначе встал вопрос о кинематографическом воплощении. Но как воспроизвести на экране кота, который ходит по Москве?

В самой первой экранизации 1972 года, созданной югославским режиссером Петровичем, кота вообще нет, и это очень обедняет фильм (впрочем, в картину вошла антисталинистская песня Б.Окуджавы про черного кота). Но уже в ленте 1994 года, созданной Юрием Карой, роль Бегемота сыграл Виктор Павлов – выдающийся советский артист.

Режиссер решил, что в одной из сцен будет действовать настоящий кот (правда, он не был полностью черным), ещё один эпизод потребует использования куклы-кота, и, наконец, во всех остальных сценах будет действовать хорошо загримированный В.Павлов. Этот фильм долго ждал своего часа и вышел на экраны лишь в 2011 году, лишившись некоторых эпизодов. До сих пор не утихают споры о том, какая версия считается эталонной.

Фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005 год) широко обсуждался критиками и зрителями. Образ Воланда вызвал неоднозначные мнения. Да и был ли Понтий Пилат таким старым, каким показал его М.Ульянов? К обсуждению подключились литературоведы и богословы. Страсти накалились. Священнослужителям не хотелось видеть на экране обаятельного Сатану. Фильм Называли Евангелием от Воланда. Вызвал нарекания и Бегемот. Разве может исчадье ада быть таким обаятельным?

Но кот полюбился зрителям. Его сыграли лилипут Вано Миранян и известный кинематографист Александр Баширов. Был подключен и настоящий кот из числа тех, с которыми работает знаменитый Юрий Куклачев. Понадобилась существенная и кропотливая работа компьютерщиков, которую ушла огромная часть бюджета фильма. В результате упорного труда многих специалистов и появился новый образ кота.

И это персонаж с большим будущим, в том числе и филателистическим будущим. На сегодняшний день популярность кота Бегемота является просто фантастической. Его образ создали в живописи и графике десятки художников. И везде он разный. Одни иллюстраторы подчеркивают плутовской характер образа, в то время как другие концентрируются на магии и мистике.

Коту Бегемоту в последнее время посвящают все больше авторских малотиражных открыток. Ему поставлены памятники в Киеве и в Москве. Отметим также, что существует мнение, будто образ черного кота в фильмах Л.Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию» подсказан именно котом Бегемотом. И чёрный кот, словно состоящий в родстве с Бегемотом, является сюрреалистическим образом. В конце фильма он говорит зрителям: “Чао!”.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

Статья опубликована в сокращенном варианте




Комментарии к статье:
2022-08-16 17:06:27, Михаил Бернер
Прекрасная статья! Андрей Петрович Дьяченко в своих статьях рассказывает много интересного. С удовольствием читаю его статьи.
2022-08-20 16:06:27, Светлана Михайловна Мишурова.
Автору обязательно надо выпустить сборник статей - в виде книги! Увлекательное чтение для всех,а не только для филателистов.
2022-08-21 17:27:01, Андрей Дьяченко
Светлана Михайловна, спасибо за отзыв. Но я не раз высказывал поползновение выпустить такой сборник, однако поддержки не находил. В том числе и у высокопоставленных филателистических начальников...

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей