Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования

2022-09-20 15:30:38, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Олимпийская филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Становление и развитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийского движения. В литературе основное внимание уделяется рекламному и коммерческому аспектам, а образовательному и воспитательному - практически нет. Задача автора - восполнить этот пробел.

Поводом для издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовые проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах.

Серия марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф постамента статуи Полидама, скульптура Мирона "Дискобол ", квадрига, скульптура "Гермес с Дионисом" и скульптура богини Ники работы Пэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора - приз победителю игр), а два сюжета - с современными Играми в Афинах (стадион и знаменитый памятник Акрополь).

Эскизы марок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в Греции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный гравер Е. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики в Афинах профессор А. Своронас.

Члены Оргкомитета, 1896 год

Печатались марки в правительственной типографии в Париже. Такое содружество привело к созданию не только предметов декоративно-прикладного искусства, но и замечательных произведений графического изобразительного искусства.

Впервые на графических миниатюрах - почтовых марках - было ярко воплощено содружество спорта и искусства. Марки поступили в почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как ошибочно считает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом, филателия стала источником олимпийского образования с первого дня современных Олимпийских игр. Для этого были созданы особые условия. Королевскими указами оплата всей корреспонденции с 25 марта 1896 года по 31 марта 1897 года (по старому стилю) производилась только олимпийскими марками. После этого они были лишены всех привилегий и использовались в почтовом обращении наравне с обычными марками. Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экз.

В то время ни одна газета не могла сравниться с марками по тиражам. Не зная границ и расстояний, почта доходила до самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты. Информация в прессу поступала непродолжительное время, а с помощью филателии растянулась на четыре года, вплоть до 1918 года. С 1861 года и до Олимпийских игр 1896 года в Греции выпускались марки только с изображением головы Гермеса.

Новые сюжеты олимпийской серии марок вместо однообразного изображения Гермеса усилили эффект зрительного восприятия - главного в изобразительном искусстве. Резкая смена сюжетов невольно обращала внимание на познавательную сторону новых марок, которые давали знания не только о древнегреческих Олимпиадах, но и о современных Играх. На них указаны название, место и год проведения Игр. Все это позволяет сказать, что на самом раннем этапе развития Олимпийских игр филателия была главным источником олимпийского образования.

Программа Олимпийских игр 1896 года  

Специальные ручные и машинные штемпеля Всемирных выставок 1900 и 1904 годов и отсутствие таковых в честь Игр подчеркивают роль выставок и Олимпийских игр. Игры были лишь частью развлекательной программы выставок и представляли собой серию отдельных соревнований, которые проводились в течение полугода.

В 1906 году исполнилось 10 лет первым Играм современности. В ознаменование этого юбилея в Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. К Играм в Афинах была отпечатана серия из 14 марок с 9 сюжетами, которые возвращают нас к Олимпиадам древности. Каждая миниатюра явилась репродукцией древнегреческого произведения или воспроизводила сюжеты из древнегреческой мифологии. Их оригиналы хранятся в музейных собраниях разных стран. На первых двух марках изображен Аполлон, метающий диск. Этот сюжет взят с серебряной тетрадрахмы острова Кос (455 г. до н.э.).

На следующих двух марках изображен прыгун с гантелями. Две миниатюры посвящены крылатой богине Нике. Один сюжет взят с серебряной монеты города Тируни, а другой позаимствован у античного произведения жанрового плана. Есть в серии и марки, мифологические сюжеты которых хорошо известны. Это знаки почтового сбора в 20, 25 и 50 лепт. На двух воспроизведен кульминаци онный момент одного из подвигов Геракла - похищение золотых яблок из сада Гесперид.

На третьей изображена борьба Геракла с Антеем в Ливии. Три марки посвящены бегу на длинные дистанции. Рисунок перенесен с панафинейской амфоры. Одна из миниатюр посвящена панкратио ну. Сюжет рисунка взят с мраморной копии скульптуры IV века до нашей эры, хранящейся в галерее Уффици (Флоренция).

Сюжетом последней марки стала церемония жертвоприношения в честь Игр. Эта серия значительно расширила знания о древнегреческих Олимпиадах.

Тиражи марок были чуть больше и колебались от 102 500 до 4 505 000 экз. Согласно Королевским указам с 25 марта 1906 года по 31 марта 1907 года на почте принимались только марки олимпийской серии. На этот раз серия поступила в почтовое обращение за 15 дней до начала Игр, что способство вало улучшению их рекламы. Почта Греции использовала опыт применения специальных ручных штемпелей на Всемирных выставках и впервые применила три таких штемпеля. Этими штемпелями гасили корреспонденцию на стадионе, в Заппеоне и в одном из помещений Акрополя.

Как на марках, так и на штемпелях был текст "Олимпийские игры". Штемпеля применялись в дни Игр, а в Заппеоне и в течение трех дней после них. Марки использовались на почте активно до 1911 года и реже вплоть до 1919 года. Информация об этих Играх в средствах печати очень скупа до сих пор, поэтому можно утверждать, что главным источником информации снова была филателия.

Игры IV Олимпиады прошли в рамках франко-британской выставки. Снова повторилась картина Игр в Париже и в Сент-Луисе. Британская почтовая администрация выпустила два круглых ручных специальных штемпеля выставки. Еще один штемпель с текстом: "Стадион / франко-британская выставка" в обращение почему-то не поступил. Несколько оттисков с датой 9 июля 1908 года хранятся в архиве почтового ведомства Великобритании.

Очередные Игры 1912 года прошли в Стокгольме. Около 300 специальных бланков телеграмм с изображением стадиона и текстом: "Стадион / Стокгольм / Швеция / Олимпийские игры / 29 июня - 22 июля 1912" и "Служащие стокгольмского телеграфа адресуют всем свои наилучшие пожелания в Новом году. 1 января 1912" - были посланы как новогодние поздравления. По инициативе НОК Швеции на стокгольмском почтамте впервые использовался специальный машинный штемпель с текстом: "Олимпийские игры в Стокгольме / 29 июня - 1912 - 22 июля" на шведском и английском языках одновременно.

В Гетеборге на корреспонденцию, отправляющуюся в США и Канаду, ставили транзитный штемпель с рекламным текстом: "Олимпийские игры/Стокгольм 1912/29 июня - 22 июля". Оба штемпеля применялись с марта, что заранее давало информацию о предстоящих Играх. Рекламные штемпеля в то время использовались редко и сразу же привлекали к себе внимание, а наличие специального текста только усиливало его зрительное восприятие. Они ставились на всю корреспонденцию, уходящую из этих мест. Особенно много отправлений за несколько месяцев было с почтамта.

В отделениях связи, расположенных вблизи стадиона, применялись два ручных штемпеля с текстом: "Стокгольм / стадион", а также наклейка для заказных отправлений с аналогичным названием. Порядковый номер Олимпиады "V" впервые появился на служебных почтовых конвертах Оргкомитета Игр. С мая 1910 года по июль 1913 года секретариатом Оргкомитета было отправлено 87 676 таких конвертов во многие страны мира. Несмотря на отсутствие выпуска марок информация об Играх была большой и разносторонней. Филателия стала одним из ведущих источников олимпийского образования.

Подводя итоги, можно сказать, что филателия вместе с периодической печатью была основным источником знаний об олимпийском движении в этот период. Филателия способствовала нравственному и эстетическому воспитанию. В нравственном отношении она воспитывала патриотизм, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие и т.д.

Как предмет искусства марки формируют строй чувств и мыслей людей. В отличие от газет и журналов филателистический материал является предметом коллекционирования, который экспонируется на международных филателистических выставках.

С июля 1896 по октябрь 1912 года было проведено 17 выставок - в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Австрии. Одна из них прошла в 1900 году, в период проведения Игр II Олимпиады.

Париж, Эмблема II Олимпийских игр, 1900 год

Сюжеты марок давали людям возможность приобщаться к историческому и национальному опыту греков, далеко отстоящему от них эпохально и географически. Информация, переданная на языке филателии, более общедоступна, легче, чем словесная информация, усваивается другими народами.

В. Жохов

Источник: lib.sportedu.ru



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателистом!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
  • Семиотика путешествия через океан. Деятели американской культуры в России
  • Октябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Преображение художника Эдмунда Дьюлака
  • Художник Зворыкин
  • Природа Башкирии
  • Польша в космосе и в «цифре»
  • Ульяновск на почтовых конвертах СССР 1953–1960 годов
  • План ООН на 2023 год
  • Велика фигура, да… Часть II
  • Как китайцы «гасили» марки
  • Байрон и байронизм в почтовых документах
  • Где хранятся марки Российской Империи?
  • Вместо тысячи слов: история Краснодара через призму старинных открыток
  • РЕЗОЛЮЦИЯ. XIII научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Интерактивная филателия
  • XIII научно-практический семинар «Путешествия в историю – в письмах, открытках и почтовых марках»
  • Велика фигура, да…
  • Биеннале «Россика-2022»
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть II
  • День учителя на почтовых открытках. Из коллекции челябинского филокартиста
  • Краткие вехи развития филателии
  • Якутия самая, самая…
  • Одна из прекраснейших бабочек России с историей в пятнадцать тысяч лет
  • От дворца до музея
  • Филателист Альберт Кадыров: «Только 2021 году в России было выпущено около ста почтовых марок»
  • Марочный лист от художника Уорхола
  • С башкиром русский – спутники в дороге…
  • Мал золотник…
  • Тайна железной коробки
  • Цель - увеличить количество коллекционеров
  • День коллекционера
  • Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования
  • С математической точностью
  • Еврейская коллекция Владимира Бернштама
  • Марка о Башкирии – в серии и вне её
  • Человек, собравший все марки Израиля
  • Что такое «калька»?
  • Я знаю пароль. Я вижу ориентир
  • Сентябрьский обзор выпуска почтовых марок. Часть I
  • Самара и Куйбышев на марках. От бузулукского земства до «Самара-арены»
  • Лондонский мост рухнул
  • Событие, которое нельзя пропустить
  • Аукцион "Редкие марки и мировая история почты"
  • Штемпеля гашения Монголии
  • Продается экспонат
  • Интересные факты о бабочках в России
  • Шалуны и отличники: рассматриваем школьные открытки из коллекции челябинца
  • Карточки и конверты с оригинальной маркой
  • Августовский обзор выпусков почтовых марок
  • Юбилей великого художника. Жажда жизни
  • Народная марка. Русская народная роспись
  • Краткая история швейцарской почтовой марки
  • Народная марка. Интересное хобби
  • Истоки почты родного края
  • Народная марка. Коллекция музея уникальных вещиц
  • Спрос на крипто-марку обрушил интернет
  • «Было модно, стало диковинкой»: ростовский филателист о своём хобби
  • АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр
  • Московские театры на почтовых марках СССР и России
  • Самые красивые марки Чехии
  • Кот Бегемот и марки о нём
  • Из челябинской коллекции: сюрпризы спорта на открытках
  • Самая красивая марка Европы-2022. Истории и мифы
  • Народная марка. Спорт и космос
  • Главный художник Гознака
  • Народная марка. Монограмма первого Императора России
  • Тематический план издания почтовых марок на 2023 год
  • Cошлись два мнения
  • Народная марка
  • Фаворитки цветочного царства
  • Филателия Молдовы. Новая история
  • Тянет на брега Невы…
  • Сто лет Якутии
  • Бабочки в русской культуре и науке
  • Июльский обзор выпусков почтовых марок
  • Картины и марки
  • ФилОбзор. История колесного тракторостроения
  • Окрестности Кислых вод
  • Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
  • Силуэт плюс голубое небо
  • Как правильно употреблять филателию?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2021 года
  • ФилОбзор. Интересные марки
  • Через призму почтовой марки
  • Ураган 1904 года на почтовых карточках
  • Легендарные актрисы индийского кино
  • «Штемпельные куверты»: история почтового конверта в России
  • Памятник женщинам Приосколья. Будет ли выпущена марка?
  • Приглашаем к обсуждению. Несколько слов о терминологии
  • История пионерской организации СССР на почтовых марках и конвертах
  • И всё-таки живы…
  • Истоки почты родного края
  • Бывают Акции разные: хорошие и напрасные
  • Юбилей великого символиста
  • В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
  • Июньский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия и бизнес
  • Приглашаем к обсуждению. Утрата смыслов
  • Приглашаем к обсуждению. К 225-летию Пушкина. Немного о выпуске марок
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики. Окончание
  • Силуэты в филателистических коллекциях военной тематики
  • ФилОбзор. Петр I
  • О «новых» пробах марок СССР
  • История про почтовый индекс
  • Белый Архипелаг. Почтовые отправления
  • Врач и филателист Валерий Завирохин
  • Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Глава 4
  • День рождения Петра I в Воронеже
  • Фрагменты необычной Пушкинианы
  • Золото, муравьи и филателия
  • Император Всероссийский
  • Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
  • Их имена - в названии улиц Уфы
  • Норман Роквелл и Россия
  • Музыкальная Пушкиниана. Перезагрузка
  • День рождения поэта
  • Миссия художника - создавать красоту
  • Изюминки репинской филателии
  • Суперсерия-1972. СССР-Канада
  • Советский альбом для марок
  • Самая красивая марка Словакии
  • Майский обзор выпуска почтовых марок
  • Как астраханский почтальон Кульпин стал знаменитостью
  • Волшебство гжельской росписи