Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования

2022-09-20 15:30:38, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Олимпийская филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Становление и развитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийского движения. В литературе основное внимание уделяется рекламному и коммерческому аспектам, а образовательному и воспитательному - практически нет. Задача автора - восполнить этот пробел.

Поводом для издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовые проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах.

Серия марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф постамента статуи Полидама, скульптура Мирона "Дискобол ", квадрига, скульптура "Гермес с Дионисом" и скульптура богини Ники работы Пэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора - приз победителю игр), а два сюжета - с современными Играми в Афинах (стадион и знаменитый памятник Акрополь).

Эскизы марок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в Греции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный гравер Е. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики в Афинах профессор А. Своронас.

Члены Оргкомитета, 1896 год

Печатались марки в правительственной типографии в Париже. Такое содружество привело к созданию не только предметов декоративно-прикладного искусства, но и замечательных произведений графического изобразительного искусства.

Впервые на графических миниатюрах - почтовых марках - было ярко воплощено содружество спорта и искусства. Марки поступили в почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как ошибочно считает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом, филателия стала источником олимпийского образования с первого дня современных Олимпийских игр. Для этого были созданы особые условия. Королевскими указами оплата всей корреспонденции с 25 марта 1896 года по 31 марта 1897 года (по старому стилю) производилась только олимпийскими марками. После этого они были лишены всех привилегий и использовались в почтовом обращении наравне с обычными марками. Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экз.

В то время ни одна газета не могла сравниться с марками по тиражам. Не зная границ и расстояний, почта доходила до самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты. Информация в прессу поступала непродолжительное время, а с помощью филателии растянулась на четыре года, вплоть до 1918 года. С 1861 года и до Олимпийских игр 1896 года в Греции выпускались марки только с изображением головы Гермеса.

Новые сюжеты олимпийской серии марок вместо однообразного изображения Гермеса усилили эффект зрительного восприятия - главного в изобразительном искусстве. Резкая смена сюжетов невольно обращала внимание на познавательную сторону новых марок, которые давали знания не только о древнегреческих Олимпиадах, но и о современных Играх. На них указаны название, место и год проведения Игр. Все это позволяет сказать, что на самом раннем этапе развития Олимпийских игр филателия была главным источником олимпийского образования.

Программа Олимпийских игр 1896 года  

Специальные ручные и машинные штемпеля Всемирных выставок 1900 и 1904 годов и отсутствие таковых в честь Игр подчеркивают роль выставок и Олимпийских игр. Игры были лишь частью развлекательной программы выставок и представляли собой серию отдельных соревнований, которые проводились в течение полугода.

В 1906 году исполнилось 10 лет первым Играм современности. В ознаменование этого юбилея в Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. К Играм в Афинах была отпечатана серия из 14 марок с 9 сюжетами, которые возвращают нас к Олимпиадам древности. Каждая миниатюра явилась репродукцией древнегреческого произведения или воспроизводила сюжеты из древнегреческой мифологии. Их оригиналы хранятся в музейных собраниях разных стран. На первых двух марках изображен Аполлон, метающий диск. Этот сюжет взят с серебряной тетрадрахмы острова Кос (455 г. до н.э.).

На следующих двух марках изображен прыгун с гантелями. Две миниатюры посвящены крылатой богине Нике. Один сюжет взят с серебряной монеты города Тируни, а другой позаимствован у античного произведения жанрового плана. Есть в серии и марки, мифологические сюжеты которых хорошо известны. Это знаки почтового сбора в 20, 25 и 50 лепт. На двух воспроизведен кульминаци онный момент одного из подвигов Геракла - похищение золотых яблок из сада Гесперид.

На третьей изображена борьба Геракла с Антеем в Ливии. Три марки посвящены бегу на длинные дистанции. Рисунок перенесен с панафинейской амфоры. Одна из миниатюр посвящена панкратио ну. Сюжет рисунка взят с мраморной копии скульптуры IV века до нашей эры, хранящейся в галерее Уффици (Флоренция).

Сюжетом последней марки стала церемония жертвоприношения в честь Игр. Эта серия значительно расширила знания о древнегреческих Олимпиадах.

Тиражи марок были чуть больше и колебались от 102 500 до 4 505 000 экз. Согласно Королевским указам с 25 марта 1906 года по 31 марта 1907 года на почте принимались только марки олимпийской серии. На этот раз серия поступила в почтовое обращение за 15 дней до начала Игр, что способство вало улучшению их рекламы. Почта Греции использовала опыт применения специальных ручных штемпелей на Всемирных выставках и впервые применила три таких штемпеля. Этими штемпелями гасили корреспонденцию на стадионе, в Заппеоне и в одном из помещений Акрополя.

Как на марках, так и на штемпелях был текст "Олимпийские игры". Штемпеля применялись в дни Игр, а в Заппеоне и в течение трех дней после них. Марки использовались на почте активно до 1911 года и реже вплоть до 1919 года. Информация об этих Играх в средствах печати очень скупа до сих пор, поэтому можно утверждать, что главным источником информации снова была филателия.

Игры IV Олимпиады прошли в рамках франко-британской выставки. Снова повторилась картина Игр в Париже и в Сент-Луисе. Британская почтовая администрация выпустила два круглых ручных специальных штемпеля выставки. Еще один штемпель с текстом: "Стадион / франко-британская выставка" в обращение почему-то не поступил. Несколько оттисков с датой 9 июля 1908 года хранятся в архиве почтового ведомства Великобритании.

Очередные Игры 1912 года прошли в Стокгольме. Около 300 специальных бланков телеграмм с изображением стадиона и текстом: "Стадион / Стокгольм / Швеция / Олимпийские игры / 29 июня - 22 июля 1912" и "Служащие стокгольмского телеграфа адресуют всем свои наилучшие пожелания в Новом году. 1 января 1912" - были посланы как новогодние поздравления. По инициативе НОК Швеции на стокгольмском почтамте впервые использовался специальный машинный штемпель с текстом: "Олимпийские игры в Стокгольме / 29 июня - 1912 - 22 июля" на шведском и английском языках одновременно.

В Гетеборге на корреспонденцию, отправляющуюся в США и Канаду, ставили транзитный штемпель с рекламным текстом: "Олимпийские игры/Стокгольм 1912/29 июня - 22 июля". Оба штемпеля применялись с марта, что заранее давало информацию о предстоящих Играх. Рекламные штемпеля в то время использовались редко и сразу же привлекали к себе внимание, а наличие специального текста только усиливало его зрительное восприятие. Они ставились на всю корреспонденцию, уходящую из этих мест. Особенно много отправлений за несколько месяцев было с почтамта.

В отделениях связи, расположенных вблизи стадиона, применялись два ручных штемпеля с текстом: "Стокгольм / стадион", а также наклейка для заказных отправлений с аналогичным названием. Порядковый номер Олимпиады "V" впервые появился на служебных почтовых конвертах Оргкомитета Игр. С мая 1910 года по июль 1913 года секретариатом Оргкомитета было отправлено 87 676 таких конвертов во многие страны мира. Несмотря на отсутствие выпуска марок информация об Играх была большой и разносторонней. Филателия стала одним из ведущих источников олимпийского образования.

Подводя итоги, можно сказать, что филателия вместе с периодической печатью была основным источником знаний об олимпийском движении в этот период. Филателия способствовала нравственному и эстетическому воспитанию. В нравственном отношении она воспитывала патриотизм, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие и т.д.

Как предмет искусства марки формируют строй чувств и мыслей людей. В отличие от газет и журналов филателистический материал является предметом коллекционирования, который экспонируется на международных филателистических выставках.

С июля 1896 по октябрь 1912 года было проведено 17 выставок - в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Австрии. Одна из них прошла в 1900 году, в период проведения Игр II Олимпиады.

Париж, Эмблема II Олимпийских игр, 1900 год

Сюжеты марок давали людям возможность приобщаться к историческому и национальному опыту греков, далеко отстоящему от них эпохально и географически. Информация, переданная на языке филателии, более общедоступна, легче, чем словесная информация, усваивается другими народами.

В. Жохов

Источник: lib.sportedu.ru



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!