Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского образования

2022-09-20 15:30:38, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Олимпийская филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Становление и развитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийского движения. В литературе основное внимание уделяется рекламному и коммерческому аспектам, а образовательному и воспитательному - практически нет. Задача автора - восполнить этот пробел.

Поводом для издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовые проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах.

Серия марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф постамента статуи Полидама, скульптура Мирона "Дискобол ", квадрига, скульптура "Гермес с Дионисом" и скульптура богини Ники работы Пэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора - приз победителю игр), а два сюжета - с современными Играми в Афинах (стадион и знаменитый памятник Акрополь).

Эскизы марок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в Греции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный гравер Е. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики в Афинах профессор А. Своронас.

Члены Оргкомитета, 1896 год

Печатались марки в правительственной типографии в Париже. Такое содружество привело к созданию не только предметов декоративно-прикладного искусства, но и замечательных произведений графического изобразительного искусства.

Впервые на графических миниатюрах - почтовых марках - было ярко воплощено содружество спорта и искусства. Марки поступили в почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как ошибочно считает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом, филателия стала источником олимпийского образования с первого дня современных Олимпийских игр. Для этого были созданы особые условия. Королевскими указами оплата всей корреспонденции с 25 марта 1896 года по 31 марта 1897 года (по старому стилю) производилась только олимпийскими марками. После этого они были лишены всех привилегий и использовались в почтовом обращении наравне с обычными марками. Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экз.

В то время ни одна газета не могла сравниться с марками по тиражам. Не зная границ и расстояний, почта доходила до самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты. Информация в прессу поступала непродолжительное время, а с помощью филателии растянулась на четыре года, вплоть до 1918 года. С 1861 года и до Олимпийских игр 1896 года в Греции выпускались марки только с изображением головы Гермеса.

Новые сюжеты олимпийской серии марок вместо однообразного изображения Гермеса усилили эффект зрительного восприятия - главного в изобразительном искусстве. Резкая смена сюжетов невольно обращала внимание на познавательную сторону новых марок, которые давали знания не только о древнегреческих Олимпиадах, но и о современных Играх. На них указаны название, место и год проведения Игр. Все это позволяет сказать, что на самом раннем этапе развития Олимпийских игр филателия была главным источником олимпийского образования.

Программа Олимпийских игр 1896 года  

Специальные ручные и машинные штемпеля Всемирных выставок 1900 и 1904 годов и отсутствие таковых в честь Игр подчеркивают роль выставок и Олимпийских игр. Игры были лишь частью развлекательной программы выставок и представляли собой серию отдельных соревнований, которые проводились в течение полугода.

В 1906 году исполнилось 10 лет первым Играм современности. В ознаменование этого юбилея в Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. К Играм в Афинах была отпечатана серия из 14 марок с 9 сюжетами, которые возвращают нас к Олимпиадам древности. Каждая миниатюра явилась репродукцией древнегреческого произведения или воспроизводила сюжеты из древнегреческой мифологии. Их оригиналы хранятся в музейных собраниях разных стран. На первых двух марках изображен Аполлон, метающий диск. Этот сюжет взят с серебряной тетрадрахмы острова Кос (455 г. до н.э.).

На следующих двух марках изображен прыгун с гантелями. Две миниатюры посвящены крылатой богине Нике. Один сюжет взят с серебряной монеты города Тируни, а другой позаимствован у античного произведения жанрового плана. Есть в серии и марки, мифологические сюжеты которых хорошо известны. Это знаки почтового сбора в 20, 25 и 50 лепт. На двух воспроизведен кульминаци онный момент одного из подвигов Геракла - похищение золотых яблок из сада Гесперид.

На третьей изображена борьба Геракла с Антеем в Ливии. Три марки посвящены бегу на длинные дистанции. Рисунок перенесен с панафинейской амфоры. Одна из миниатюр посвящена панкратио ну. Сюжет рисунка взят с мраморной копии скульптуры IV века до нашей эры, хранящейся в галерее Уффици (Флоренция).

Сюжетом последней марки стала церемония жертвоприношения в честь Игр. Эта серия значительно расширила знания о древнегреческих Олимпиадах.

Тиражи марок были чуть больше и колебались от 102 500 до 4 505 000 экз. Согласно Королевским указам с 25 марта 1906 года по 31 марта 1907 года на почте принимались только марки олимпийской серии. На этот раз серия поступила в почтовое обращение за 15 дней до начала Игр, что способство вало улучшению их рекламы. Почта Греции использовала опыт применения специальных ручных штемпелей на Всемирных выставках и впервые применила три таких штемпеля. Этими штемпелями гасили корреспонденцию на стадионе, в Заппеоне и в одном из помещений Акрополя.

Как на марках, так и на штемпелях был текст "Олимпийские игры". Штемпеля применялись в дни Игр, а в Заппеоне и в течение трех дней после них. Марки использовались на почте активно до 1911 года и реже вплоть до 1919 года. Информация об этих Играх в средствах печати очень скупа до сих пор, поэтому можно утверждать, что главным источником информации снова была филателия.

Игры IV Олимпиады прошли в рамках франко-британской выставки. Снова повторилась картина Игр в Париже и в Сент-Луисе. Британская почтовая администрация выпустила два круглых ручных специальных штемпеля выставки. Еще один штемпель с текстом: "Стадион / франко-британская выставка" в обращение почему-то не поступил. Несколько оттисков с датой 9 июля 1908 года хранятся в архиве почтового ведомства Великобритании.

Очередные Игры 1912 года прошли в Стокгольме. Около 300 специальных бланков телеграмм с изображением стадиона и текстом: "Стадион / Стокгольм / Швеция / Олимпийские игры / 29 июня - 22 июля 1912" и "Служащие стокгольмского телеграфа адресуют всем свои наилучшие пожелания в Новом году. 1 января 1912" - были посланы как новогодние поздравления. По инициативе НОК Швеции на стокгольмском почтамте впервые использовался специальный машинный штемпель с текстом: "Олимпийские игры в Стокгольме / 29 июня - 1912 - 22 июля" на шведском и английском языках одновременно.

В Гетеборге на корреспонденцию, отправляющуюся в США и Канаду, ставили транзитный штемпель с рекламным текстом: "Олимпийские игры/Стокгольм 1912/29 июня - 22 июля". Оба штемпеля применялись с марта, что заранее давало информацию о предстоящих Играх. Рекламные штемпеля в то время использовались редко и сразу же привлекали к себе внимание, а наличие специального текста только усиливало его зрительное восприятие. Они ставились на всю корреспонденцию, уходящую из этих мест. Особенно много отправлений за несколько месяцев было с почтамта.

В отделениях связи, расположенных вблизи стадиона, применялись два ручных штемпеля с текстом: "Стокгольм / стадион", а также наклейка для заказных отправлений с аналогичным названием. Порядковый номер Олимпиады "V" впервые появился на служебных почтовых конвертах Оргкомитета Игр. С мая 1910 года по июль 1913 года секретариатом Оргкомитета было отправлено 87 676 таких конвертов во многие страны мира. Несмотря на отсутствие выпуска марок информация об Играх была большой и разносторонней. Филателия стала одним из ведущих источников олимпийского образования.

Подводя итоги, можно сказать, что филателия вместе с периодической печатью была основным источником знаний об олимпийском движении в этот период. Филателия способствовала нравственному и эстетическому воспитанию. В нравственном отношении она воспитывала патриотизм, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие и т.д.

Как предмет искусства марки формируют строй чувств и мыслей людей. В отличие от газет и журналов филателистический материал является предметом коллекционирования, который экспонируется на международных филателистических выставках.

С июля 1896 по октябрь 1912 года было проведено 17 выставок - в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Австрии. Одна из них прошла в 1900 году, в период проведения Игр II Олимпиады.

Париж, Эмблема II Олимпийских игр, 1900 год

Сюжеты марок давали людям возможность приобщаться к историческому и национальному опыту греков, далеко отстоящему от них эпохально и географически. Информация, переданная на языке филателии, более общедоступна, легче, чем словесная информация, усваивается другими народами.

В. Жохов

Источник: lib.sportedu.ru



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Итоги конкурса историй «Моя первая марка»!
  • Из истории изобретения автомобиля
  • Прикладное искусство Узбекистана
  • Уникальные экспонаты Челябинского архива
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Увлечение марками приносит душевное наслаждение
  • Лучшая марка Аландских островов
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Столетие филателии России
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Бабочка червонец непарный - это вспышка огня среди разнотравья
  • Консерватория искусств и ремесел
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Алхимики и Хранитель казны
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI
  • Подвиг женщин на почтовых открытках
  • Каким Александра Бородина мы помним, а каким забываем
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Афон - место силы и молитв
  • Красота и привлекательность Фибоначчи
  • Миллион разных, разных роз...
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • Филатуризм и марки из бивней
  • Февральский обзор выпусков почтовых марок
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Отсюдова и дотудова. Почему мы так измеряем
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Архитектурные религиозные памятники Российской империи
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Мятежный «Баунти». По следам золотоносного «Оскара»
  • В. Завирохин. Народная экспертиза
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Все гениальное просто. Или нет?
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Что считать разновидностью?
  • Замедляющие время: чем ставропольские посткроссеры занимаются по вечерам
  • Исследование Антарктиды
  • Смысловые тройки. Ответы
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • Дорога знаний в филателию и филокартию
  • С радиацией по жизни
  • Родина-мать зовёт!
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • Январский обзор выпусков почтовых марок
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Путь к Победе! К 80-летию освобождения Воронежа
  • Исаак Ньютон и его яблоко
  • Хранители истории: из Анапы – с любовью!
  • Леонард Эйлер, или Сколько весит комета Галлея
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • Куба далека? Куба – рядом!
  • Как полезно пролистывать старые газеты
  • Из истории мореплавания
  • Экспозиция "Надпечатки"
  • Первая энциклопедия математических знаний России
  • Стиль Беггарстафф в наших альбомах
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Марки и литература
  • Самая неудачная марка 2022 года. Итоги
  • Непокоренный Ленинград
  • Почтовые карточки целевого назначения
  • Новогодняя тема - самая любимая
  • Дайте мне марки Израиля. И побольше....
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • Посткроссеры Омска
  • Созвездие кактусов
  • По следам наших публикаций. Наивное искусство
  • Рождественские открытки Серпухова
  • Что в имени моем тебе…
  • Лучшей маркой 2022 года стала...
  • На марках – наивное искусство
  • Эпоха на ладони
  • Самая неудачная марка 2022 года
  • Возможна ли филателистическая эзотерика?
  • Едут-едут по Пекину наши казаки
  • Рождественские открытки от обер-почтмейстера
  • Тематика почтовых марок 2022 года
  • Чем запомнился 2022 год в Филателии?
  • Дарим толику радости, или Новогодние марки на уфимских открытках
  • Велика фигура, да… Окончание
  • Декабрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Открытка из прошлого
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть V
  • Охрана животного мира. Есть ли шанс?
  • Лучшая марка 2022 года
  • Чистим-чистим трубочиста
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть IV
  • Очарование старых открыток
  • Сюрпризы и тайны предновогодней встречи посткроссеров
  • Планы Бельгии на 2023 год
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть III
  • Святой Мартин на коне
  • Первый номер «Советского филателиста» и «Германская почта в России»
  • Как много необычного у обычной бабочки капустницы
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть II
  • Благотворительные виньетки. Быть или не быть им?
  • Катар 2022
  • Вечер в петербургской библиотеке
  • Филателистическая экспозиция в ЦАГИ
  • Экскурсия в Третьяковку. История мировых шедевров на почтовых марках
  • Лучшие работы Франтишка Хорняка
  • И это все - FIFA 2022
  • День посткроссинга в Тюмени
  • Ноябрьский обзор выпусков почтовых марок
  • Филателия, посткроссинг и дружба народов
  • Коломан Мозер и его марки
  • Путевые заметки, или Как хорошо быть филателисткой!
  • Праздник, которого не было: челябинский коллекционер собрал раритетные открытки про мам
  • Церковь Ахтамар и первые покорители Арарата
  • Бесценные впечатления и медали
  • Оле-оле-оле-оле! FIFA 2022 в Катаре
  • Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
  • Любовь моя, я пишу тебе…
  • Планы ульяновских филателистов
  • Художник Нестеров в письмах и марках
  • Да! Это Кавказ!
  • Марки с неудачным дизайном
  • Итоги словацкого конкурса
  • Что такое СТО?
  • Cамая красивая марка SEPAC 2022 года
  • Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
  • Новые клубные карточки уфимских филателистов
  • Алгоритмы утонченности
  • Самая красивая марка Средиземноморья
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • День советских марок
  • Велика фигура, да… Часть III
  • Планы Почтовой службы США
  • Какие марки считать стандартом?
  • Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы