Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

От дворца до музея

2022-09-30 12:31:01, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Сегодня один из старейших научно-технических музеев мира отмечает свое 150-летие.

В честь этой знаменательной даты в обращение вышел почтовый блок. На почтовой марке изображено здание музея, на полях блока — первый гражданский спутник «Луч-15», почтовая тройка, первая пара почтовых марок (ввод в почтовое обращение 1 января 1858 года), прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний (первый приёмник А.С. Попова 1895 года).

Дополнительно к выпуску почтового блока изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Москвы и Санкт-Петербурга.

*  *  *

Здание, в котором сегодня размещается Центральный музей связи имени А. С. Попова, было построено по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного и политического деятеля, ближайшего сподвижника императрицы Екатерины II, светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко (1747–1799).

Александр Андреевич Безбородко родился 14 марта 1747 года в семье генерального писаря Андрея Яковлевича и дочери генерального судьи Михаила Забелы Евдокии. Сначала находился на домашнем обучении, а потом учился, предоположительно, в Киево-Могилянской академии.

Служил правителем канцелярии малороссийского генерал-губернатора графа Петра Румянцева. Когда началась война с Турцией, Безбородко поступил на военную службу и состоял в армии Румянцева, сражался при Калуге, принимал участие в Ларгской битве, а также управлял делами генерал-фельдмаршала, с успехом исполняя разные тайные поручения.

В 1774 году Безбородко был пожалован в полковники, а в 1775 году, по прибытии в Москву с графом Румянцевым, поступил к государыне для принятия прошений, поступающих на высочайшее имя. Со временем стал самым могущественным из всех её статс-секретарей: фактически все бумаги и прошения стекались в его руки. Безбородко принимал участие в важнейших политических и государственных делах. В 1790 году был пожалован действительным тайным советником. Пользуясь неограниченной доверенностью императрицы, Безбородко имел больше силы и влияния.

В 1790-е годы Александр Безбородко купил у наследников Григория Теплова особняк на правом берегу Неву у целебных источников в Полюстрово. По распоряжению нового владельца здание было полностью перестроено. В результате новая резиденция стала одной из знаменитых загородных резиденций Санкт-Петербурга. Главной особенностью усадьбы стала необычная ограда: цепи ограждения поддерживали в своей пасти 29 фигур львов. Позднее за комплексом закрепилось название Дача Безбородко. Здание взято под охрану государства в 1935 году как памятник архитектуры конца XVIII века. Ему присвоен статус памятника истории и культуры федерального значения.

Кстати, все львы - уникальны. Каждый имеет свою, неповторимую улыбку, гриву и кисточку хвоста. Создателем этих скульптур, предположительно, является русский архитектор Николай Александрович Львов.  

В 1782 году А. А. Безбородко возглавил почтовое ведомство, а в 1797 году, при императоре Павле I, стал канцлером Российской империи. 

В 1781 году под строительство дворца А. А. Безбородко купил в Адмиралтейской части города два смежных участка с отдельно стоящими строениями. Один участок ранее принадлежал наследникам придворного танцовщика, а на втором располагалось подворье Курско-Знаменского монастыря.

Дворец канцлера Безбородко, 1929 год  

В 1783 году новый владелец приступил к перестройке зданий. За четыре года архитектор Дж. Кваренги полностью изменил объёмно-планировочное решение имевшихся построек: объединил здания центральным флигелем и надстроил их на один этаж. Фасады дворца приобрели строгие классические формы. Имея большое состояние и хороший вкус, А. А. Безбородко не жалел денег на строительство и обустройство здания, продолжавшееся в течение шестнадцати лет.

В 1792 году А. А. Безбородко приобрел большое количество картин и построил специальную галерею для их размещения. В ней хранилось более трёхсот полотен кисти известных мастеров. Дворец поражал современников наружной отделкой и великолепием интерьеров, коллекциями европейской живописи, скульптуры, бронз, фарфора, а также уникальной мебели. Знаменитая коллекция чёрных бронз дала название зданию — «Бронзовый дворец». Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании.

Аванзал

Были построены Аванзал в северном флигеле, Угловой танцевальный зал — в западном. В 1797 году началось строительство Большого Парадного зала, который сохранился до наших дней со всеми особенностями архитектурной композиции Дж. Кваренги.

Большой Парадный зал

В 1799 году канцлер Александр Андреевич Безбородко умер. Дворец перешёл к его брату, графу Илье Андреевичу Безбородко, а затем к вдове брата, Анне Ивановне. В 1824 году «Бронзовый дворец» унаследовала племянница светлейшего князя, Любовь Ильинична, жена адмирала Григория Григорьевича Кушелёва.

1964 год

Семья Кушелёвых жила за границей, поэтому большая часть помещений дворца сдавалась внаём. Почтовый департамент испытывал большую потребность в дополнительных площадях, а наследники А. А. Безбородко хотели продать здание. По указу императора Николая I в 1829 году дворец был приобретен в казну для размещения в нём Почтового департамента.

Почти сто последующих лет дворцовые помещения приспосабливались к нуждам сначала почтового, а затем почтово-телеграфного ведомства. Основные перестройки здания в 1829–1837 гг. провели архитекторы В. Глинка и А. Кавос. Большой Парадный зал приспособили под Почтовую церковь, которая действовала до 1922 года. На месте Углового зала была устроена церковная лестница, чтобы люди могли входить в Почтовую церковь прямо с переулка. Была выполнена частичная перепланировка анфилады парадных залов. В фасадной части дворца разместился Почтовый департамент, а во флигелях — его различные службы. Часть помещений флигелей использовалась под жильё для чиновников. В 1870-е гг. была проведена еще одна перестройка здания, проект которой разработал архитектор Н. А. Любимов.

Изменился внешний облик дворца — отделка фасадов была переделана в соответствии с господствующим тогда вкусом и оставалась практически без изменений до конца XX века. С 1884 по 1917 гг. здание занимало Главное управление почт и телеграфов Российской империи, затем, с мая 1917 до апреля 1918 гг. — Министерство почт и телеграфов. После переезда советского правительства в Москву освободившиеся помещения были переданы Главному управлению связи Северо-Западного округа.

Музей почт и телеграфов, основанный в 1872 году, первоначально размещался в доме № 17 по Почтамтской улице. После переезда Наркомата почт и телеграфов в Москву было принято решение перевезти туда и музей. Однако в столице для музея почт и телеграфов места не нашлось, и в 1923 году музей, получивший новое название — Музей Народной связи, был возвращен в Ленинград, в дом № 17 по улице Союза Связи (Почтамтская улица).

Первая музейная экспозиция была размещена в Большом Парадном (Церковном) зале. В 1938 году в помещениях музея частично были произведены реставрационные работы. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артобстрелов. В 1946–1955 гг. помещения и фасады дворца подверглись капитальному ремонту и реставрации. В 1949 году открылась первая послевоенная экспозиция.

Краткий телефонный справочник Ленинградской городской телефонной сети (ЛГТС), 1970

В 1974 году в связи с аварийным состоянием дворца музейные экспозиции были закрыты для посетителей и разобраны. К весне 2001 года, по оценке КГИОП, здание было изношено на 60% и требовало полной реконструкции или сноса. Объединёнными усилиями государства, города и предприятий отрасли Бронзовый дворец удалось спасти.

Последняя реконструкция Бронзового дворца была проведена в 2001–2003 гг. с целью приспособить его для размещения экспозиций обновленного Центрального музея связи имени А. С. Попова. Были укреплены фундаменты и стены, заменены перекрытия, на месте внутренних двориков возведены два атриума, создана современная инженерная и технологическая инфраструктура здания.

Были применены новые методы консервации фрагментов живописи, частично расчищенных в анфиладе парадных залов, отреставрирована лепнина, украшающая залы, и несколько парадных дверей. В процессе реконструкции отдельно стоящая транзитная трансформаторная подстанция была встроена во внутренние помещения музея.

В декабре 2003 года обновленный Центральный музей связи имени А. С. Попова открыл свои двери для посетителей.

В музее хранится Государственная коллекция знаков почтовой оплаты Российской Федерации, датой создания которой считается 1884 год.

В настоящее время коллекция является крупнейшим систематизированным собранием почтовых марок всех стран мира. Она пополняется из года в год современными выпусками всех почтовых марок стран мира — из Бюро Всемирного почтового союза в Берне и отечественных знаков почтовой оплаты — из АО «Марка».

В октябре читайте репортаж из сокровищницы знаков почтовой оплаты России.

Использованы материалы Центрального музея связи им. А.С. Попова

Фото из открытых источников



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов