Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

2023-01-20 11:32:28, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Cреди забытых имён зарубежных художников, которые незаслуженно преданы забвению, есть такие, которые имеют самое прямое отношение почте и филателии, но в силу исторических обстоятельств оказались невостребованными и стёртыми из нашей памяти.

Но может быть, таинственные силы судьбы для того и отодвигают “в тень” имена некоторых талантливых людей, чтобы через некоторое время они вновь стали популярны и попали в центр внимания?

Два таких имени все чаще мелькают в каталогах аукционов редкой книги и печатной графики малых форм. Но прежде представим себе такой разговор, имевший место в начале 1890-х годов в одном английском семействе:

– Ты не мог бы остаться завтра дома? Я пригласила одного интересного челове...

– Нет, не мог бы! У меня депрессия и я не хочу никого видеть!

– Но этот мой знакомый... тоже художник!

– Художник, художник... Мне во где сидят эти художники! Я в творческом застое и ни с кем знакомиться не хочу.

– Я тогда тебе честно скажу... Я собираюсь за него замуж, и он, так сказать, будущий член нашей семьи. Пожалуйста, останься дома и подай ему руку. Ну, что тебе стоит? Прошу тебя...

– Тоже мне, нашла время выходить замуж...

Рукопожатие всё же состоялось. Словесная перепалка между молодой английской художницей Мэйбл Прайд и её братом Джеймсом Прайдом происходила в самом конце лета 1892 года. Через день после этой беседы график и иллюстратор Джеймс Прайд, преодолевая свою хандру, подал руку своему будущему зятю – живописцу Уильяму Николсону.

Трудно преувеличить значение этого рукопожатия для истории европейской, да и мировой графики малых форм. Встреча оказалась поистине “судьбоносной” для культуры Великобритании. Историки искусства вновь и вновь пытаются объяснить, как судьба спасла Прайда от запоя. Ответ прост. Она подарила ему счастливую встречу с таким же талантливым художником, как он сам.

О коллективном творчестве двух художников, которым судьба подарила счастливую встречу, спорят и философы, и искусствоведы. Два молодых человека подружились и занялись совместным творчеством. Прайд изобрел картонный трафарет, благодаря которому изображения характеризовались особенной плотностью формы.

Не прошло и двух лет после знакомства Николсона и Прайда, как в Англии стали появляться афиши, подписанные коллективным псевдонимом “Братья Дж. и У. Беггарстафф”. А позже в свет стали выходить книги с иллюстрациями, выполненными в этом оригинальном стиле. И то, что Беггарстаффы забыты сегодня в России, что их имена не упоминаются ни в связи с русским плакатом или, например, с Пушкиным, ни в связи с русским искусством начала двадцатого столетия, на которое Николсон и Прайд оказали столь сильное влияние, в высшей степени грустно осознавать. Неужели их прежняя популярность никогда не вернётся?

Историки искусства и по сей день спорят о том, что значила встреча двух “братьев” для английской и мировой силуэтной графики. Одни учёные считают, что это проявление волшебной силы Судьбы. Другие думают, что это удивительное взаимодействие двух гороскопов, благодаря которому два “брата” смогли создать сплав двух дарований... Но дело не только в сплаве. Беггарстаффами мгновенно заинтересовались во многих странах мира. У них появились подражатели, последователи и даже конкуренты. Самым главным из них был выдающийся мюнхенский плакатист Людвиг Хольвайн. А единственным сторонником этой манеры, портрет которого попал на марку, был чешский график и плакатист Ярослав Бенда.

Российские мастера графики немало знали и о стиле работы двух “братьев”. На достижения двух знаменитых англичан ориентировались в своём творчестве такие признанные мастера плакатной и книжной графики как Е. Кругликова, Г. Нарбут, М. Добужинский и другие.

Отголоски стьиля Беггарстаффов видны и в ОКНАХ РОСТА Маяковского. А автор этих строк очень любит болгарскую марку с плакатом художника Бориса Ангелушева. На этом плакате русский казак бережно ведёт за руку болгарскую девочку.

А ещё очень красива серия марок Великобритании “Домашние животные”. Она выполнена с явной оглядкой на интересующую нас манеру.

Коллективный вензель двух братьев, похожий на старинные китайские печати, оказался счастливым. Работы, помеченные этим знаком, украсили крупнейшие в мире коллекции гравюр. К сожалению, никто никогда не пытался учитывать, есть ли такие работы в частных собраниях Москвы и Петербурга. К счастью есть коллекционеры непочтовых марок, которые могли бы многое рассказать. Отдадим должное и владельцам марок чешских легионеров, о которых не принято было писать и говорить в СССР. Марки белочехов выполнены с учетом беггарстаффских новшеств.

Но хочется верить, что подробная работа исследователей над беггарстаффским наследием ещё впереди. Ведь судьба не зря “курирует” имена двух братьев даже сегодня, когда их уже нет в живых. Да и российские филателисты могут с гордостью сказать, что в начале двадцатого века у беггарстаффской манеры – такой непохожей на другие стили, нашлись горячие поклонники и почитатели.

Пользуясь коллективным псевдонимом, одаренные художники создали едва ли не самый маленький в Западной Европе клуб плакатистов, состоящий всего из двух человек. Ориентируясь на художественные достижения Китая, они стали смело переносить в плакат приёмы восточного искусства, в том числе китайского театра теней. Это понравилось далеко не всем современникам двух молодых новаторов, ведь обыватели привыкли к реалистичным изображениям.

Если бы не фирма “Рэйнтри” (известный производитель шоколада и какао-порошка), которая взяла “шефство” над Беггарстаффами, Николсон и Прайд не смогли бы заработать своими свежими по стилю и поэтому далеко не всем понятными плакатами и обложками. А именно с плакатов их самобытный стиль “шагнул” в искусство книжной иллюстрации и, конечно же, привлёк внимание почтовых дизайнеров и издателей почтовых и благотворительных марок.

Хочется верить, что со временем мало известные у нас Беггарстаффы, которые сегодня упоминаются лишь вскользь и по отдельности в публикациях по торговой рекламе и истории плаката, займут достойное место в культурном обиходе российских любителей искусства. Их совершенно незаслуженно исключили из нашей художественной жизни, а затем и вовсе предали забвению.

Да, они мало известны. Николсон и Прайд только ещё займут свое место в книгах об эстетике почтового дизайна в будущем, ибо этого пока не произошло. А ведь в дореволюционной России братьев Беггарстафф хорошо знали и любили. Любили, несмотря на то, что в прессе на них ссылались опять-таки порознь (критики хвалили то Николсона, то Прайда, забывая, что они работают вместе, что это пусть маленькое, но настоящее художественное объединение).

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)




Комментарии к статье:
2023-01-20 15:45:24, Александр
Интересно! Они даже в выбор псевдонима внесли изюминку: Бедняк с посохом или Попрошайка (в переводе).
2023-06-06 13:42:24, Андрей Дьяченко.
Александр, спасибо за отзыв. Мне приятно, что эту мою разработку опубликовал журнал ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ. Надеюсь написать небольшую книжечку на эту тему.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • В авангарде. Работы художников Гознака 1920-х годов
  • Хвостоносец Маака – самая крупная дневная бабочка России
  • Ваши письма для меня огромное благо
  • Филателия бесконечна. Как космос
  • Фантастический Петербург: филателистическое измерение
  • Коллекция Артура Юджина Мишеля
  • Известные коллекционеры марок
  • Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
  • Майский обзор почтовых марок
  • Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
  • Путешествие в страну Филателию
  • Авторская открытка тамбовского художника
  • Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
  • Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини
  • Пограничная служба России на почтовых марках
  • «Литфила 2023». Итоги выставки
  • Мир литературы и почтовых марок
  • …И пермяком он тоже стал!
  • Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
  • Образец для филателистов
  • Серебряный юбилей правления Елизаветы II
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VIII
  • Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
  • История выставок филателистической литературы в Российской Федерации
  • Участники филателистической выставки «Литфила 2023»
  • IV Всероссийская выставка филателистической литературы «Литфила 2023»
  • Открытки для ветеранов
  • Мир советского театра глазами художника Анатолия Калашникова
  • Надо ли продавать коллекцию?
  • Победа на советских открытках
  • Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Умеют ли почтовики гасить марку?
  • Апрельский обзор почтовых марок
  • По горячим следам. К юбилею А.Н. Островского
  • Тайна Королевской филателистической коллекции
  • К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского. Этапы создания почтовой марки
  • Филателистическая столица России
  • Галатея – бабочка с очень ярким контрастным рисунком на крыльях
  • «Космический» Ульяновск
  • «История открытки». Почтовые карточки для заказа железнодорожных билетов и грузового такси
  • … Забыв даже побриться, помчался на выставку
  • К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова
  • Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
  • Космос глазами юных филателистов
  • День Советской пожарной охраны
  • Светлый праздник Пасхи
  • Мир Сурикова
  • Раритетная открытка с автографом Юрия Гагарина
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VII
  • Шахматы по переписке
  • Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
  • История создания одной исторической картины
  • Истории с провенансом. Уголовное дело за гашеную марку
  • Открытки из прошлого: как уроженец Большой Глушицы попал в Книгу рекордов Гиннеса
  • Почему Космос черный
  • Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
  • Моя первая марка. Новый год
  • Мартовский обзор выпуска почтовых марок
  • Моя первая марка. Апостолы и остолоп
  • Итоги конкурса историй «Моя первая марка»!
  • Из истории изобретения автомобиля
  • Прикладное искусство Узбекистана
  • Уникальные экспонаты Челябинского архива
  • Бабочка лимонница - яркий вестник весны
  • Журнал «Советский филателист»: обзор первого номера
  • Увлечение марками приносит душевное наслаждение
  • Лучшая марка Аландских островов
  • Лучшая марка Кыргызстана 2022
  • Столетие филателии России
  • Атомные ледоколы в океане филателии
  • Бабочка червонец непарный - это вспышка огня среди разнотравья
  • Консерватория искусств и ремесел
  • Петербургский призрак Ганс Макарт
  • Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
  • Ледоколы в океане филателии. Часть II
  • Ледоколы в океане филателии
  • Алхимики и Хранитель казны
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI
  • Подвиг женщин на почтовых открытках
  • Каким Александра Бородина мы помним, а каким забываем
  • Фауна Антарктиды
  • История государства Российского на почтовых марках
  • Афон - место силы и молитв
  • Красота и привлекательность Фибоначчи
  • Миллион разных, разных роз...
  • Судьба художника
  • Настоящий художник!
  • Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
  • Навстречу Всероссийской выставке в Ульяновске
  • Филатуризм и марки из бивней
  • Февральский обзор выпусков почтовых марок
  • «Его Высочество» бабочка переливница
  • Отсюдова и дотудова. Почему мы так измеряем
  • Лирика родного города
  • Ордена Российской империи
  • Историограф Российского флота
  • Архитектурные религиозные памятники Российской империи
  • Особенности оформления и доставки почтовых отправлений в РККА в период 1939–1945 гг.
  • Мятежный «Баунти». По следам золотоносного «Оскара»
  • В. Завирохин. Народная экспертиза
  • Государственные награды Российской Федерации
  • Место филателии среди «широких» культурных индустрий
  • Все гениальное просто. Или нет?
  • Государственные награды СССР
  • Как менялось отношение к Шаляпину
  • Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
  • Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
  • Новый конкурс - народная экспертиза!
  • Любовь к маркам осталась с детства
  • От идеи до воплощения
  • Что считать разновидностью?
  • Замедляющие время: чем ставропольские посткроссеры занимаются по вечерам
  • Исследование Антарктиды
  • Смысловые тройки. Ответы
  • Антарктида. Сюжеты на марках
  • Дорога знаний в филателию и филокартию
  • С радиацией по жизни
  • Родина-мать зовёт!
  • Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
  • Январский обзор выпусков почтовых марок
  • А рельсы-то, как водится, у горизонта сходятся
  • Российское шелководство в филателии
  • Путь к Победе! К 80-летию освобождения Воронежа
  • Исаак Ньютон и его яблоко
  • Хранители истории: из Анапы – с любовью!
  • Леонард Эйлер, или Сколько весит комета Галлея
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть VI. Суриков
  • Ценообразование марок MNH и MH
  • Куба далека? Куба – рядом!
  • Как полезно пролистывать старые газеты
  • Из истории мореплавания
  • Экспозиция "Надпечатки"
  • Первая энциклопедия математических знаний России
  • Стиль Беггарстафф в наших альбомах
  • XIV научно-практический семинар по истории почты и филателии
  • Марки и литература
  • Самая неудачная марка 2022 года. Итоги
  • Непокоренный Ленинград
  • Почтовые карточки целевого назначения
  • Новогодняя тема - самая любимая
  • Дайте мне марки Израиля. И побольше....
  • Африканская энциклопедия в лицах. Физика и астрономия
  • Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
  • Посткроссеры Омска
  • Созвездие кактусов
  • По следам наших публикаций. Наивное искусство
  • Рождественские открытки Серпухова
  • Что в имени моем тебе…
  • Лучшей маркой 2022 года стала...