Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Что считать разновидностью?

2023-02-08 15:22:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы затрагиваем очень спорную тему. Но идем на это осмысленно. Коль существуют разные мнения, значит, каждое имеет право хотя бы быть озвученным. Да и в спорах, порой горячих, как говорится, «рождается истина». В нашем вопросе на окончательную истину мы не надеемся, но рассчитываем услышать веские аргументы, доводы в защиту той или иной позиции. Только господа-коллекционеры, просьба не бросаться помидорами...

Так что же считать разновидностью? Экземпляром, достойным как минимум - внимания, а лучше - вожделенным для своей коллекции.

Существует формальное определение разновидности согласно «Большого филателистического словаря». Под ними понимаются марки, отличающиеся от остальных экземпляров данного выпуска бумагой (сортом), рисунком (деталями, ретушью и др.), цветом, водяным знаком (наличием или его отсутствием, положением), зубцовкой или просечкой (размерами, формой), клеем (сортом, рифлением, цветом и др.), печатью, надпечатками.

Вы действительно все из этого хотели бы собирать? Все эти малые и немалые различия достойны внимания вообще?...

парашют в небе

трещина в стене

Разновидности почтового блока СССР (1949) к 70-летию со дня рождения И. В. Сталина

На белой бумаге  (кстати со временем она темнеет и становится похожей на кремовую)

На кремовой бумаге с золотистой рамкой

Есть коллекционеры, которые любят и собирают огрехи печати (сдвиг краски), и чем больше сдвига какого-либо цвета, тем лучше.

Но, кстати, не всегда такие разновидности включают  в каталоги.  Авторы Соловьев и Загорский практически перестали выпускать такие специализированные каталоги, а основные редакции своих каталогов не «перегружают» такого рода «отклонениями».

Есть еще несколько авторов, специализирующихся на разновидностях, кто-то даже выпускает каталог, вплоть до самиздатовского варианта. У этих полезных каталогов есть обратная отрицательная сторона. Там отмечается слишком много несущественных отклонений, вплоть до единичных замарашек. Так что бывает, что для одного рядового выпуска там может присутствовать до 10-20 и более таких ляпов типографского производства.

Нам понравилось одно частное определение разновидностей, сформулированное филателистом со стажем: «Когда я открываю альбом и начинаю разглядывать марки на расстоянии полусогнутой руки, если я вижу отличие на марке от обычной распространенной, то ее называю разновидностью. То есть маркой, достойной размещения в моей коллекции».

Ой-ой!!! Мы видим, как полетели помидоры...

Но давайте уважать мнения других. И спокойно разберемся, что здесь не так? А что - возможно, разумно.

Не является разновидностью:

- Марки, напечатанные разными способами в разное время. Это разные основные марки, с одинаковым рисунком.

- Марки, имеющие типографский брак, который является случайным отклонением и не повторяется в остальной части тиража.  

Как мы знаем, упрощенно разновидности делятся по:

- бумаге,

- зубцовке,

- печати (рисунку).

С зубцовкой все проще и понятнее. Ее и на расстоянии отличишь, в том числе и для большинства марок, напечатанных с применением как линейной, так и гребенчатой перфорации, если  глаз у Вас уже наметан.

С бумагой сложнее. Волокнистость, ее толщину и даже водяные знаки, не перевернув марку, совсем не разберешь.

С печатью, рисунком, то есть тем что «на лице», то же все не просто так. Типографскую от литографской, и тем более растры без лупы с хорошим увеличением не отличить. Если на расстоянии полусогнутой руки.

«Да ладно Вам морочиться!, - воскликнет бывалый филателист. - Разновидности - это то, что уже давно отмечено в каталогах. И каждый сам решает, что ему собирать или не собирать».

Хорошо! А как же относиться к различным временами появляющимся изданиям типа: «Неучтенные разновидности. Специализированный справочник». Саратов 2018.

Или к формулировкам в описаниях лотов на серьезных аукционах: «Не описанная в каталогах разновидность». Да и к современным выпускаемым маркам, где процесс исследования и выявления «разновидностей» еще в самом разгаре?

Мы же подняли эту тему и для простых филателистов, часто задающих вопрос: «А это интересно? Это мне надо?». А не только для филателистов-исследователей, имеющих доступ к маркам в листах, к архивам, к большим запасам еще сохранившихся экземпляров. Они-то уже ответ на подобные вопросы для себя нашли.

И вот тут мы задаем еще один сверх спорный вопрос. А что такое Филателия вообще? Это в первую очередь - кусочек бумаги с оригинальным рисунком, который является знаком почтовой оплаты. Или же - целая история от задумки и рисунка художника, печати в типографии (выбор способа, бумаги, перфорации), распространения, и дальнейшего путешествия марки на конверте до «счастливого адресата»?

Про филателистов-собирателей и филателистов-исследователей мы уже писали. По статистике их соотношение 95:5. Значит, для большинства марка - это экземпляр для собирания, для пополнения в свою коллекцию. И должна быть очень весомая причина ставить  вторую, третью и более на вид совсем одинаковых марок рядом в альбом. Даже если какой-то каталог (правильнее - автор этого каталога) отмечает, что было выпущено или обнаружено много вариантов разновидностей этой марки.

Давайте на время отвлечемся от понятия цены и предположим, что цены на 3 разновидности одной марки совершенно одинаковые и вполне доступные. Но даже в этом случае придется заплатить трижды. А что и говорить, если разновидность в 10 раз дороже?!

Есть понятие «генеральная коллекция». Это когда собирают хронологию страны. Все марки по номерам как выходили. Под генеральные коллекции выпускались и продолжают выпускаться иллюстрированные листы и альбомы. Нашел место с изображением своей марки, вложил в прозрачный клеммташ. Удобно, здорово! Правда, не дешево...

И в таких альбомах часто просто нет места всяким разновидностях, что по зубцовке, по оттенкам и т.п., если таковые не имеют своего уникального порядкого каталожного номера. А разновидности обычно помечают в каталогах буквенным дополнением к основному цифровому номеру.

Но оговорюсь еще раз, «чаще всего», но не всегда! Сейчас популярны иллюстрированные альбомы немецких фирм-производителей. Так в них для хронологии марок СССР периода до 1957 года включаются места для разновидностей, отмеченных в большинстве как отечественных каталогов, так и зарубежных. Кто имеет такие альбомы? Как Вам такой подход? Много у Вас там зияющих дырок в местах дорогих разновидностей? Радость это для Вас и цель для поиска и будущего приобретения? Или это - чертова заноза в одном месте.

Меня же лично совсем «расстроила» английская фирма Stanley Gibbons, что всегда славилась своей продукцией. А марки Содружества, английских колоний всегда были модной и популярной темой коллекционирования. В приобретенной последней версии их иллюстрированных красивых альбомов как для периода Елизаветы, так и Георгов, практически все серии скомплетованы с включением всех видов разновидностей. Причем эти разновидности не сгруппированы на дополнительных листах, которые обычно нумеруют с буквенным дополнением, а прямо по порядку каталожных номеров. 

Альбомы для марок  фирмы «Stanley Gibbons»  

Итак, господа филателисты. Если Вы собрали полную генеральную коллекцию всех колоний по всем сериям (разумеется, металлографии) и теперь захотите уложить Ваш гигантский труд в 12 или 18 фирменных альбомов с вензелем, то дополнительно купите пистолет и стреляйтесь. Все Ваши серии в их альбомах встанут в дырах буквально на всех листах!...

С англичанами понятно. Фирма заинтерсована, чтобы филателисты подольше собирали марки и тратились на них все больше. А что же делать нам? Возвращаемся к вопросу: «Какие разновидности Вы посоветуете иметь в своих коллекциях?». И чем ограничиться?

Я вижу следующие варианты рекомендаций:

- все отмеченные каталогами,

- легко отличимые и имеющие смысловую значимость,

- ограничиться разновидностями одного типа,

- полностью игнорировать все,

- только очень редко встречаемые.

А другие варианты мы ждем и желаем услышать от Вас. Поделитесь своим опытом «общения» с разновидностями.




Комментарии к статье:
2023-02-08 21:30:51, Борис
Самый запутанный вопрос в филателии - как неоднократно слышал от своего деда (от которого и унаследовал большую часть своей сегодняшней коллекции) разновидность появляется тогда, когда отличие от каталожного вида создает иную марку. Тоже расплывчато во многом, но стараюсь придерживаться этого определения - часто помогает, но не во всех случаях По сути - если марки рассматривать под микроскопом Х 1000, то в тираже 5 миллионов можно будет насчитать 5 миллионов разновидностей. Где то должен быть ограничитель. С каталогами тоже полной ясности нет - то, что у Соловьева считается разновидностью, у Загорского и Зверева к таковым не относится, и наоборот. С бумагой более менее понятно - просто разные тиражи. Печатный станок намеренно не загружают бумагой разных артикулов. Чтобы загрузить другой сорт бумаги, станок надо останавливать, и отлаживать заново на новый сорт бумаги. Бумагу полагаю беспрекословным критерием разновидности. Зубцовку тоже, но бывают исключения. Отцу несколько беззубцовых листов первого стандарта РФ подарил главный технолог Пермской фабрики, то есть, гознаковское происхождение не вызывает сомнений - отец сказал: если увижу акт выбраковки и утилизации с печатями Гознака, станет разновидностью, пока это макулатура. Клей - для меня неочевидная разновидность, он может быть разным даже от условий хранения. Лак - аналогично. Клише - имеет значение насколько существенно отличие от основного тиража. Ловить марашки с увеличительным стеклом затея бесперспективная. Ну и имеет значение повторяемость отличия в разных листах на одной и той же позиции. И так далее и так далее. В общем - здесь каждый филателист в праве сформулировать собственные критерии. У меня нет готового рецепта.
2023-02-09 11:21:09, от редакции
Благодарим Бориса за развернутую позицию. И особенно - за пример принципиальности отца (на счет выбраковки!). Хотелось бы развить тему специального (спекулятивного) появления всяких "особых" марок, которые потом называются "разновидностями", "пробами", "проектами" и т.д.
2023-02-09 12:55:27, Дмитрий
Для меня разновидность, это прежде всего повторяющийся какой либо отличный элемент марки (перфорация, рисунок, цвет, сдвиг цвета, перевернутые надпечатки, абклячи, тет-беши) в тираже или части тиража. Бумага или клей, это, как правило признак повторного выпуска, которым редко присваивают отдельный каталожный номер, хотя и у повторных выпусков бывают различия в рисунках марки. Какие-то одиночные марашки, которые присутствуют практически в любом тираже за разновидность не считаю. Но есть еще такой тип разновидностей, которые я называю "не каталогизируемые". Они сами по себе достаточно эффектны для помещения в коллекцию, но какой-то каталогизации не поддаются из за самого своего характера. Пример - это заломы бумаги при печати и перфорации листов, когда печать рисунка или надпечатки оказывается целиком или частично на клеевой стороне. Встречаются еще и такие вещи, как смазанный рисунок или жирная печать, или изношенное клише. Огрехов при печати миллионными тиражами можно найти множество.
2023-02-09 13:55:24, Сухарев А.И.
Что посоветовать сотоварищам по собиранию почтовых марок? Автор прав, коллекционер должен сам считать, какие марки (знаки почтовой оплаты - ЗПО) он будет считать разновидностями. Мой опыт коллекционирования «подсказал» мне, что не стоит на этом слишком заморочиваться. Своё собрание ЗПО храню в фабричных альбомах (на фабричных листах). Над марками в типографии напечатано их название. Под ними указан номер по государственному каталогу. Марки (блоки, листы) размещаю в клеммташи и последние приклеиваю на лист. Получается своего рода кармашки. Так что всегда можно заменить миниатюру из этих карманов. Что касается разновидностей, то их размещаю на дополнительных листах. Оформляю их как на фабричных листах. В альбомах всегда бывают дополнительные чистые листы. На них размещаю ЗПО с ошибками в текстах, различием в размерах рисунка, другой перфорацией, с существенным отличием в цветах, другим способом печати, другого года эмиссии и подобное. Разновидности специально не ищу. Они попадаются в процессе подбора своих собраний. К тому же, ныне столько «умельцев» предлагают свои разновидности, что диву даёшься. Даже если отличие почтового знака подлинное, цена за него тоже «подлинная». Замечу также, что ценность коллекции определяется её полнотой, наличием редких вещей, культурой её оформления. «Присутствие» разновидностей марок (блоков) в собрании является своеобразной изюминкой, говорит о высоком уровне квалификации филателиста.
2023-02-09 14:37:40, Никитин Александр Сергеевич
Интересная тема. От слова интерес. Если разновидность вызывает интерес, то она желанна для коллекционера, если не трогает, ее можно пропустить - так поступаю лично я, собирая раннюю авиацию. Всех волнует уникат, коллекционеры вообще тщеславные люди. Это есть у меня, только у меня, мало у кого, это редкость - императив. Но к счастью, моя область сплошные уникаты - тут и полетное время и текст на карточке и штемпели и полетные марки, много всего, комбинации всего делает мои объекты в принципе уникатами. Поэтому, имея дело с уникатами, меня не трогают слезы, жемчужины, полоски... я шучу, называю их собирателями типографского брака, но не со зла, тех, кому это нравится я уважаю как стоит уважать каждого, кто смотрит с интересом на филателию. Но иногда мне нравится украсить коллекцию какой то разновидностью, нравится сражаться за них на аукционах, получать их, а иногда со словами - о, этому парню так она нужна... он ставит и дрожит, ну возьми ее, уступить тоже приятно. Так что разновидности желанны, они дают нам эмоции Это к вопросу - как вы относитесь Согласен с коллекционерами по вопросу формализма. Разновидность разновидности рознь. Другая бумага, краска, клей, зубцовка это просто другая марка, достойная номера. Слезки, рамки, невнятные кружочки - по желанию. На вопрос редактора есть ли преднамеренная разновидность легитивной, ответ - да.
2023-02-09 14:42:27, Никитин Александр Сергеевич
Да, я забыл в своем комментарии подчеркнуть. Коллекционеры правы, разновидность обязательно должна повторяться, иметь свой понимаемый тираж. Это важный момент.
2023-02-09 19:57:25, Валерий
Я согласен, что каждый коллекционер должен для себя сам, решать что такое разновидность. Но я не считаю попадание пыли и других частиц при печатании марок-разновидностью. А вот растровую сетку да. В 50-х годах марки печатались -основные тиражи. А потом 56,57,58 год допечатывались тиражи. Многие из них можно отличить от основного выпуска растровой сеткой. Кстати, у меня есть каталог разновидностей,которые выпускала Филателия СССР. А вот у Загорского многих разновидностей нет. Скорее всего потому, что у него их нет. Я не помню фамилию гл редактора журнала филателия СССР. Я ему в своё время писал, что у меня есть марка "Рожь" Шишкина без красного цвета. Он мне написал: Такой марки у меня в коллекции нет-Значит она не существует. Получается если у него есть марка в коллекции-хорошо, а нет значит не существует. Из этого следует. У кого марка с разновидностью есть- для него она существует, а если нет-значит её нет.
2023-02-10 12:16:04, от редакции
Валерий! не защищая авторов каталогов поясню их позицию. Они готовят и выпускают свои каталоги многие годы, общаясь с сотнями коллекционеров, дилерами, собирая информацию. Если марка выпуска 1949 года не обнаружена была ни разу в таком необычном виде за столько лет, то это как минимум удивительно! Требует изучения. Ну а как умельцы удаляют краску с марок или меняют цвет химическим способом мы знаем, имели возможность просмотреть несколько тысяч таких экземпляров. Кстати, и просвечивание в ультрафиолете. Существуют в свободном доступе составы, которую любую марку "научат" светиться. А Вам - спасибо за озвученную Вами позицию.
2023-02-10 19:21:04, Валерий И .
Как разволновался народ! А тема действительно актуальна и интересна своей туманностью Полностью согласен с тов. Сухарёвым А.И. и моим тёзкой - каждый сам решает,что считать разновидностью. Для меня это цвет, надпечатки, цена, бумага, размер зубцов,ну и пожалуй, ошибки в надписях, при условии, что их впоследствии исправляют. Могу добавить сюда и перевёрнутый рисунок.
2023-02-12 11:37:59, Александр
С сарказмом о разновидностях новых марок. Плашка такая, плашка сякая, микротекст норма, норма, бац!, не норма. Современная печать – это область векторной графики. Как бы художник не рисовал, все равно, дойдя до печатного станка, произойдут изменения в зависимости от применяемого печатного оборудования. Порой так и хочется воскликнуть: “Филателисты, когда же вы разберете все до последнего пикселя?!” У всех марка с разрешением в 300 dpi, а у меня разновидность, потому что 1024 dpi.
2023-07-05 14:58:56, Баженов Алексей Петрович
Разновидность-это всегда интересно Присоединюсь к коллегам, не считающими типографские сорИнки разновидностями. Пропуск буквы, отсутствие цифры, сдвиг цвета, изменение фона, разных размеров просечка -такие отличия выглядят интересно и греют душу! Ловить УФ свечение-это тоже не для меня. Разновидность должна быть визуально заметной.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков