Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини

2023-05-25 11:57:23, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

320-летию Санкт-Петербурга посвящается

16 мая 2023 года исполнилось 320 лет со дня основания Санкт-Петербурга. Следуя доброй традиции, позвольте представить вашему вниманию нашу новую работу из серии «Италия — глазами русских. Россия – взором итальянцев».

Нам уже посчастливилось начать рассказ о том, как российские гении живописи, ваяния и злодчества отразили красоты Италии в своем бессмертном творчестве. Новый юбилей Северной столицы России представляется нам прекрасным поводом для того, чтобы рассказать, хотя бы кратко, о нескольких итальянских зодчих из рода Трезини, оставивших значительный след в современном облике города на Неве.

*  *  *

Первоначально идея приглашать итальянских архитекторов для строительства Санкт-Петербурга, принадлежала самому его основателю – Петру Первому.

Непосредственным сподвижником Петра Первого был первый архитектор Санкт-Петербурга Доменико (в ряде источников – Доминико) Андреа Трезини.

В 1712-1733 годах по его проекту был построен Петропавловский собор, однако его освящение состоялось уже после смерти императора.

В отечественной филателии Петропавловский собор изображен на многих марках и блоках как один из наиболее выразительных и узнаваемых символов «Петра творенья», но самая красивая из них, на наш взгляд — это марка, приуроченная к 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга. Она была выполнена с применением тиснения золотой фольгой на мелованной бумаге.

А так Петропавловский собор выглядит со стороны реки Невы на фото одного из авторов статьи О.Ю. Латышева (здесь и далее).

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра закладывалась Доменико Андреа Трезини ещё в 1710 году, но семь лет потребовалось для того, чтобы это грандиозное и величественное сооружение приобрело привычный для современиков вид.

Будет строить здесь также и Пьетро Антонио Трезини - тоже известный петербургский архитектор, как и Доменико Андреа, являющийся уроженцем Тессинского кантона итальянской Швейцарии. Пьетро Антонио Трезини приходился дальним родственником Доменико Трезини, поскольку жена сына Доменико Андреа, Пьетро, была двоюродной сестрой Пьетро Антонио Трезини.

В 1742-1751 годах Пьетро Антонио Трезини руководит достройкой Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. За этот период он успел построить на территории лавры Фёдоровский корпус и, наряду с этим, почти что завершил постройку ещё и Фёдоровской церкви.

Также в 1742-1751 годах Пьетро Антонио Трезини являлся главным архитектором Санкт-Петербурга, и остался в памяти благодарных потомков как представитель архитектурного стиля «петровского барокко».

Оба славных представителя рода Трезини, в ряде случаев, работали над одними и теми же строениями. Так, например, здание, давшее название Университетской набережной, и которое, в настоящий момент, занимает Санкт-Петербургский государственный университет, в общем проекте, составленном Доменико Трезини, представляло собой здание Двенадцати коллегий. По гравюре 1753 года, созданной через 29 лет после появления данного здания, была выполнена дореволюционная открытка.

В 1735-1741 годах племянник и зять Доменико Трезини - Джузеппе Трезини, также архитектор и одновременно с этим - выходец из итальянской Швейцарии, руководил достройкой здания Двенадцати коллегий, пристроив к западному фасаду шедевра своего дяди галерею, созданную по собственному проекту.

Внешний вид Санкт-Петербургского государственного университета изображен на марке и конверте 1969 года, а также на авторском фото.

В свою очередь, в 1731-32 годах, Пьетро Антонио Трезини получил контракт на выполнение в здании Двенадцати коллегий, штукатурных и каминных работ. Очевидно, что вклад двоих Трезини в судьбу данной постройки, несопоставим по масштабам, однако на этом примере становится понятным, что Пьетро Антонио Трезини часто как бы шел легкой тенью по следам своего знаменитого дальнего родственника.

С ноября 1743 года Пьетро Антонио Трезини начинает руководить строительством Спасо-Преображенского собора, после безвременной кончины своего предшественника на данном объекте строительства, русского архитектора, автора проекта собора М.Г. Земцова.

По окончании строительства Спасо-Преображенского собора была отчеканена медаль.

В 1731 году Доменико Андреа Трезини получает задание приступить к перестройке Меншиковского дворца на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Необходимость в этом была совершенно объективная, принимая во внимание местонахождение дворца вблизи берега Невы.

На почтовой открытке, выпущенной Министерством связи СССР в 1983 году, указаны только имена архитекторов Дж. Фонтана и Г. Шеделя. Однако, согласно многочисленным историческим документам, причастность Доменико Андреа Трезини к расширению и совершенствованию Меншиковского дворца не вызывает ни малейших сомнений.

 

Кроме этого, Доменико Андреа Трезини «оденет» в гранит Петропавловскую крепость – могучую «оправу» для его шедевра – Петропавловского собора, и примет участие в судьбе многих других выдающихся питерских построек. Поможет быстро и грамотно отвести воду во время жестокого наводнения. Но главное, что оставит в памяти последующих поколений имя Доменико Андреа Трезини – это разработку, вместе с Петром Первым, плана имперской столицы, по которому «град Петров» будет развиваться на протяжении значительного отрезка времени.

Род Трезини подарил Петербургу восемнадцатого века великое множество неповторимых шедевров архитектуры. И мы всей душой надеемся на то, что в дальнейшем нам удастся повествовать о них ещё и ещё раз.

Авторы:

ЛАТЫШЕВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ, п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпрес»», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;

ЛАТЫШЕВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА, исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва;

ЛУИЗЕТТО МАУРО, д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия;

ИБРАГИМ ГАБЕР, д.мед.н., профессор, глава отделения Саудовской Аравии Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Даммам, Королевство Саудовская Аравия;

АЛЬМУХТАР НАСИР ДЖАВАД ХАМАД, д.м.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Аль-Хиллья, Ирак, профессор Университета Вавилона, Аль-Хиллья, Ирак;

МАШОРИ ГУЛАМ РАСУЛ, д.ф.н., академик, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, Исламабад, Пакистан, профессор Народного университета медицины и здравоохранения для женщин, Исламабад, Пакистан;

ПАВЛОВИЧ СЛАВИЦА, профессор Мостарского университета, г. Мостар, Босния и Герцеговина, руководитель национального отделения Боснии и Герцеговины Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко;

ТАРРО ДЖУЛИО, д.м.н., президент Фонда исследований рака T&L de Beaumont Bonelli, Неаполь, Италия, руководитель центра вирусологии и академик Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко;

ФАРХАН АХМАД ХАН, Профессор кафедры фармакологии Медицинского колледжа им. Джавахарлала Неру, Алигарх, Уттар-Прадеш, Индия;

ХАМИД ГАМАЛЬ АБДУЛ, руководитель национального отделения Йемена и академик отраслевого отделения «Медицина» (76) Международной Мариинской академии им. М.Д. Шаповаленко. Аденский университет, Аден, Йемен, факультет медицины и медицинских наук, генеральный секретарь Йеменского онкологического общества / профессор, директор Национальной программы борьбы с раком;

ЭДБИ ХАЛЕД, Профессор кафедры химии, Ливия Физическая химия, Университет Бенгази, Ливия, руководитель национального отделения Ливии Международной Мариинской академии имени М. Д. Шаповаленко.

 

Интервью с О.Ю. Латышевым

Филателия должна принадлежать миллионам!



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!