Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Четверть века крепкой дружбы

2023-07-04 09:29:35, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

До сих пор мы уделяли внимание в своих статьях, опубликованных на портале «Филателия.РУ», живописцам, скульпторам и архитекторам только минувших веков. А сегодня мы решили добраться и до современности.

В этом году исполняется 25 лет со дня нашего знакомства, переросшего в нерушимую крепкую дружбу, с семьей, главой которой был иллюстратор почтовых марок СССР, многочисленных конвертов, открыток, а также художественных книг Игорь Иванович Пчелко.

Одним из наиболее ярких и убедительных в своём запоминающемся творчестве отечественных художников-графиков мы считаем своим долгом назвать Игоря Ивановича Пчелко (11.12.1931-20.09.2009).

В его искусстве не просто всегда присутствовала правда, она выступала ещё и на чрезвычайно актуальных жизненных гранях – от деликатного юмористического подтекста до непримиримого сатирического обличения. В свою очередь, в жизни И.И. Пчелко органично сочеталось духовное единство и неподкупная человеческая дружба с Владимиром Высоцким, Алексеем Пауковым, КуКрыНиксами и другими многочисленными замечательными художниками слова и кисти его времени.

Тоном многих современных публикаций стало утверждение, что правдивый художник, живший и трудившийся в СССР, не мог быть одновременно ещё и официально признанным. На примере Игоря Ивановича мы можем убедиться в том, что это не всегда так. Он — заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии Союза журналистов СССР, почетный член Творческого Союза профессиональных художников. Великолепный пример для художников нового поколения!

Москвич по рождению, оставшийся верным родному городу на всю жизнь, Игорь Иванович с ранних лет вдохновлялся художественным обликом столицы, в то время ещё не претерпевшей основательных архитектурных преобразований.

Принципиально иной была в его детстве и концентрация московской интеллигенции. Пытливый детский ум определённо впитывал благородные черты лиц современников, в дальнейшем нашедших обобщённое отражение в многочисленных книжных иллюстрациях Игоря Ивановича. Этому предшествовало обучение в Московской художественной школе, куда юный творец поступил в возрасте двенадцати лет.

Четыре года он учился в классе С.П. Андрияки. А в 20 лет стал студентом Московского полиграфического института, учёба в котором продлилась до наступления Космической Эры.

Вероятно, следует назвать неслучайным совпадение времени старта первого искусственного спутника Земли и выпуска Игоря Ивановича из института (курс С.П. Усачёва). В противном случае было бы сложно сказать, почему к числу ранних работ художника относится целый ряд книг о космосе, стремительных завоеваниях отечественной космонавтики первых лет.

Так, основоположнику теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому посвящена книга Надежды Трофимовны Усовой «На пути к звездам», проиллюстрированная Игорем Ивановичем Пчелко. Трудно представить более реалистичные иллюстрации, благодаря жизненной правде вылившиеся в правду искусства.

Следующей иллюстраторской работой Игоря Ивановича в «космической» серии становится книга Геннадия Александровича Семенихина «Космонавты живут на земле».

На знаменитой необычной блоковидной марке №2780 1962 года выпуска Игорь Иванович является автором группового портрета Героев Советского Союза Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, А.Г. Николаева и П.Р. Поповича. Слева, его коллега художник Н. Круглов, поместил изображение скульптуры «Слава покорителям космоса».

От книг о космосе Игорь Иванович переходит к иллюстрированию произведений писателей-фантастов, где тема космонавтики является также одной из доминантных.

Согласно бытующему мнению, высказывание может быть либо правдой, либо фантастикой. Но также общеизвестно, что многие книги писателей-фантастов предвосхитили и приблизили научные изобретения, прорывы в области разноплановых технологий, а также принципиальных изменений в психологии человека техногенной эпохи. В данном отношении и иллюстраторская работа И.И. Пчелко может рассматриваться как предвестник великой правды в науке и технике. К числу наиболее запомнившихся читателям следует отнести восьмой том собрания сочинений Александра Беляева 1964 года издания, также проиллюстрированный Игорем Ивановичем.

Здесь он выступает своего рода соавтором писателя-фантаста, создав неиссякаемые в своей художественной правде, хрестоматийные образы. В этой связи достаточно упомянуть запечатлённые им моменты появления профессора Вагнера из книжного шкафа, в другом случае – из камина, и т.д.

Фундаментальность образования как художника-графика проявляется во всех направлениях иллюстраторского творчества И.И. Пчелко. Самые мощные столичные издательства заказывают ему одну книгу за другой. Несмотря на то, что сменилась целая эпоха.

И многие представители нового поколения знают их названия: «Молодая гвардия», «Советская Россия», «Советский писатель», «Просвещение», «Воениздат» и др. И был художнику к началу этих знаменательных вех в его жизни всего 21 год! Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстые, Куприн, Паустовский, Фурманов – десятки книг великолепных авторов, увидевшие свет миллионными тиражами, содержали рисунки Игоря Ивановича. И с ними же переиздаются в настоящее время!  Убедительность и искренность его работ нашли понимание у новых поколений отечественных и зарубежных читателей.

Май 2010. Вдова и сын И.И.Пчелко  

Сейчас вдова Игоря Ивановича, Татьяна Николаевна Фёдорова, и его сын, Алексей Игоревич, бережно перелистывают страницы журналов «Огонёк» и «Советский воин» с рисунками главы их семьи, и показывают внуку Феде, который, как и вся семья, очень любит рисовать. Именно работой с этими популярными журналами обусловлено появление И. И. Пчелко на тридцать втором году жизни в Союзе журналистов, бывшем в тот момент весьма влиятельной организацией, направлявшей буквально все СМИ СССР.

Игоря Ивановича этот творческий Союз часто посылал командировки, постоянно расширяя географию его художественных зарисовок, эскизов, набросков, которые затем в оконченном виде приобретали чрезвычайно широкую известность. Помимо журналов, Игорю Ивановичу давала задания газета «Правда» — орган печати Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, чей авторитет был просто непререкаем.

Так же, как и выпуск, посвященный космонавтам, в 1962 году Игорь Иванович создаст рисунок марки №2784, посвященной советскому государственному и партийному деятелю, прямо или косвенно продвигавшему развитие отечественной филателии в первые годы советской власти как комиссссар почт и телеграфов, В.Н. Подбельскому.

Год спустя Игорь Иванович нарисует марку №2805 из сери «Деятели искусства», посвящённую основоположнику русской актёрской школы М.С. Щепкину.

Трудно найти на карте СССР точку, где хотя бы раз не появлялся этот неугомонный художник. Прибалтика, Киргизия и Азербайджан, Дагестан и Сибирь, Магнитогорск и Челябинск – едва ли не каждый житель многонациональной страны, занимавшей тогда шестую часть суши, мог только мечтать оказаться персонажем столь известного мастера.

Летчики и моряки, колхозники и машиностроители, учёные и космонавты – как реальные, так и в обобщённых художественных образах, регулярно появлялись на рисунках И.И. Пчелко. И здесь тоже звучала правда жизни – радость свершений и горечь утрат, запечатлённые в морщинах, трудовых мозолях, ямочках на щеках, но при этом преимущественно задорный и зовущий к новым победам взгляд.

Ограничивался ли Игорь Иванович отечественной культурой, хорошо известной ему социалистической действительностью? Отнюдь, нет. Невероятной жизненностью и выразительностью выделяются и его блистательные иллюстрации к произведениям зарубежных классиков литературы – Александра Дюма, Жюля Верна, и совершенно особняком – Роберта Льюиса Стивенсона.

 

Игорь Иванович был человеком необыкновенной самоотдачи. В каждом образе ему удавалось достигать глубокой смысловой объёмности – и чисто человеческие, обыденные, и глубоко духовные, практически сакральные черты в равной мере угадывались в его персонажах. Определённо, столь неустанный труд потребовал от автора титанических усилий. Конечно, рядом были вдохновители, люди, способные воодушевить и поддержать в трудную минуту. Но время брало своё.

Художник прожил 78 лет, полных радости познания, творческих открытий и выдающихся достижений. Не до конца проиллюстрированной осталась повесть Л. Н. Толстого «Казаки». Этой работе, борясь с долго одолевавшей его тяжёлой болезнью, Игорь Иванович посвятил и последние дни своей жизни. И только одному Господу Богу известно, как много неосуществлённых планов, идей, задумок могло воплотиться в новые книги, портреты, пейзажные композиции…

Три ярких портрета, проникнутых чувством глубокого человеческого такта, нежности и неподдельного восхищения, на которое способен только Большой Художник, находятся сейчас на стене перед авторами этой статьи. На них изображена жена Игоря Ивановича, Татьяна Николаевна, отголоски образа которой можно найти в созданных им героинях романов и повестей классиков русской и мировой литературы.

Она совместила в себе талант актрисы, певшей на одной сцене с Людмилой Георгиевной Зыкиной, педагога, воспитавшего немало добрых и порядочных людей, и благотворителя — Татьяна Николаевна организовала многолетнюю помощь обездоленным людям в Москве и далеко за её пределами. Они с Игорем Ивановичем вдохновляли друг друга, несли в мир правду жизни и искусства, согревали сердца людей и делали этот мир добрее.

Использованная литература:

Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н., Подкопаева В.А. Историко-художественное краеведение в социализации учащихся, студентов и учёных / Germany, Saarbrukken: Изд-во «LAP Lambert Academic publishing», - 2016. – 140c. 

 П.А. Латышева, О.Ю. Латышев 




Комментарии к статье:
2023-07-04 12:02:04, Сухарев А.И.
Прекрасная статья! Спасибо ее авторам и порталу, который умеет находить неравнодушных к своему делу людей.
2023-07-04 15:23:24, Латышев Олег Юрьевич
Сердечно благодарю Вас, наш почтенный коллега! Тоже всегда с большим довольствием и пользой для коллекционерского дела читаю Ваши славные статьи. Новых успехов Вам и всем нашим единомышленникам!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти