Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Нужен ли клей на марках?

2023-07-19 14:51:10, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Время от времени, у филателистов разгораются горячие дискуссии на тему: «Нужен ли клей на почтовых марках»?

Мы не раз поднимали этот вопрос, но со временем он не теряет своей актуальности...

Давайте разберемся...

Впервые использовать клей на обратной стороне почтовых марок предложил Роуленд Хилл. Идею быстро подхватили и стали использовать повсеместно, а нанесение клея на оборотную сторону марок получило название гуммирование или гуммировка почтовых марок.

Учитель, изобретатель и реформатор, преобразователь почтового дела в Великобритании, Роуленд Хилл

Клей на марках стал таким популярным, что без него марки выпускали редко по чрезвычайным обстоятельствам.

В основном, на марках применяли гуммиарабик и раствор декстрина с добавлением желатина (чтобы при приклеивании уменьшить смываемость клеевого слоя). В наши дни широкое применение получили синтетические клеевые составы. 

Гуммиарабик — добывается из смолы синегальской акации. Этот клей виден невооруженным глазом благодаря характерному блеску. Но он очень дорогой, поэтому от него практически все отказались. Кстати, одно время в магазинах продавался канцелярский клей, который назывался «гуммиарабик». Название сбило с толку много неопытных филателистов, которые, благодаря этому клею, испортили не одну серию марок. 

Декстрин — олигосахарид, получаемый термической обработкой картофельного или кукурузного крахмала, смешивая его с клеящими веществами, получают клей.

Редко применялся клей из желатина. 

Некоторые умельцы готовят клей для гуммирования марок в домашних условиях. На просторах Интернета мы нашли несколько рецептов. Например, один из них: «Взять декстрин 80%, технический желатин 20% — хорошо смешать и поставить на водяную баню. Постоянно помешивая, добавлять воду до получения клея нужной консинстенции. Нанести готовый клей на бумагу и подсушить».

Вообще, к марочному клею предъявляют высокие требования, которым соответствует синтетический клей. Он достаточно липкий, не впитывает влагу, эластичный, светлый (чтобы он был заметен на марках, его иногда окрашивают в желтоватый цвет), стоит недорого.

Последнее время стали популярны самоклеющиеся марки, на оборот которых нанесен новый вид незасыхающего клея с синтетическими веществами. Но некоторые филателисты уверены, что и такой клей, со временем, может испортить внешний вид марок.

Так нужен ли вообще тогда клей на марках?

К примеру, в Китае, продацы марок, убирают клей с оборотной стороны, так как его наличие или отсутствие не влияет на результаты продаж, а марки без клея смотрятся даже лучше, т.к. в их условиях жары и влажности марки с клеем вызывают больше забот чем радости: грибок, слипание марок и т.п.

Понятно, что китайцы смотрят на марку в первую очередь с лица. Как впрочем, и все коллекционеры в мире. И культа из клея не делают. Кстати, длительное время марки в Китае и в КНР выпускались вообще без клея. А затем, с таким тонко нанесенным клеем, что порой ломаешь голову: «Есть там клей вообще или нет?!».

У нас похоже все становится с ног на голову. Не успев глянуть на марку, ее спешат перевернуть и «полюбоваться на клей». Учитывая такую страсть к клею, и заметную разницу в цене между (**) и (*), особенно в каталоге Соловьева, процесс реставрации и наведения нового клея набирает обороты.

 

В этой связи интересно вспомнить небольшую статью К. Лейма «Долой клей с почтовых марок!», опубликованную в 1929 году в журнале «Советский коллекционер». Она имела подзаголовок «В порядке постановки вопроса».

Мы приведем ее с небольшими сокращениями. 

«Наличие клея на негашеных марках считается обязательным. Между тем, клей на марках создает чрезвычайно много неудобств и нередко приводит к повреждению самой марки. Поэтому возникает вопрос — не лучше ли собирать марки без клея — и вот почему:

I) марка с клеем всегда коробится, и хранение ее требует особых предосторожностей;

2) клей в марках многих сран очень скоро трескается, причем трещины проникают даже в бумагу и тем самым разрушают марку;

3) многие марки вообще нельзя хранить с клеем, так как марка сильно изгибается и разрывается на части;

4) всякий вообще клей в конце концов химически действует на бумагу и краску, вследствие чего марка покрывается пятнами, рисунок меняет окраску, линяет или становится пестрым;

5) клей является исключительно причиной тонких мест на марках, так как марки слипаются, пристают к листам, и при отдирании клей с тонкой пленкой бумаги отходит от марки;

6) в более или менее серьезных коллекциях клей увеличивает толщину альбомов;

7) клей создает трудности при монтировании марок в альбомы;

8) при переклейках на марках остаются следы наклеек, придающие марке неряшливый вид,

9) клей сильно затрудняет распознавание водяных знаков;

10) клей является рассадником заразных микробов и загрязняет альбомы.

Все эти факты являются чрезвычайно вескими аргументами в пользу смывания клея. И в противовес им не найдется ни одного обстоятельства, требующего его сохранности.

Единственный довод, который в таких случаях выдвигают защитники клея, это возможность распознавать по нему некоторые фальсификаты. Но довод этот весьма неубедителен, если вспомнить, что многие фальсификаты как раз и создаются путем наведения клея.

Правда, некоторые филателисты любят повторять, что чистая марка должна иметь вид, приданный ей при выпуске, т. e. на ней должен быть клей. Но, помимо чисто логической неубедительности такой аргументации, надо признать, что и практически она неверна. Ведь клей наводится на марку исключительно с утилитарной целью франкировки писем. Между тем марка в коллекции такой цели не преследует. Отсюда ясно, что нет необходимости оставлять на ней клей.

Об этом следует подумать всем, кто не склонен из клея создавать фетиш, который по существу является страшным бичом филателии». Свою статью автор заканчивал призывом: «Долой клей с почтовых марок!».

 

Каким диссонансом выглядит эта статья на фоне современных разговоров о необходимости иметь клей на коллекционных марках. Конечно, некоторые рассуждения автора этой статьи теперь наивны. Некоторые аргументы потеряли свою актуальность. Однако многие положения ее и в настоящее время будут весьма интересны.

Ортодоксальность мнения автора статьи, призывающего вообще отказаться от сохранения клея на почтовых марках, вряд ли правильна. Однако нельзя согласиться и с противоположным мнением о том, что полноценной является лишь марка с неповрежденным клеем.

Ведь коллекционеры, собирая марки, обращают внимание прежде всего на их лицевую сторону: рисунок, бумагу, перфорацию и т. п. А оборотная сторона, особенно клей, это все-таки второстепенный вопрос. И делать сохранность клея одним из главных критериев определения стоимости марки, как теперь поступают в ряде зарубежных каталогов, совершенно неправильно.

Клей на марках давних лет, когда еще были не отработаны технологии его нанесения и не придуманы всякие синтетические формулы, был такой «нелицеприятный», склонный к потрескиванию, пожелтению, способствующий появлению грибковых пятен, особенно в благоприятных для этого условиях, что голоса многих филателистов были за убирание клея вообще с марок для филателистов.

Ведь клей нужен только для наклеивания на почтовые отправления, а марки филателистов – для радования глаз в альбомах. В качестве подтверждения тех споров в мировых каталогах в разных странах указываются некоторые марки с ценой без клея, хотя известно, что они выпускались с клеем. Просто на этих экземплярах было рекомендовано сразу удалять клей, чтобы марки со временем не превращалась в желтую заскорузлую бумажку.

На одном из филателистических форумов, знатокам был задан вопрос: «Как определить подлинность клея на блоке из 4-х марок». И один из многочисленных ответов был таким: «Определить подлинность клея можно, как правило, только по совокупности признаков. И, разумеется, имея соответствующий опыт. А самый простой способ — блок должен скручиваться в трубочку, а не лежать как лист бумаги».

Ну и еще можно вспомнить наставление филателистам по «химической очистке марок», опубликованное лет 40 назад. В нем приводится подробная профессиональная инструкция как правильно очищать марку от различных пятен и грязи. Чаще всего при этом придется пожертвовать клеевой стороной. И возникает вопрос: что важнее коллекционеру, приятная с виду марка но без клея или частично отсутствующим? Либо грязая марка но с «родным клеем»?

Речь, конечно, идет о филателистическом материале «для себя», в коллекцию. А не ради последующей продажи выгоднее.

Так нужен ли клей на марках? Вот в чем вопрос...




Комментарии к статье:
2023-07-20 12:12:42, Сергей
Самоклейки марками не считаю, и избавляюсь от них как можно быстрее по номиналу отдаю сразу же, невзирая ни на какую редкость!Марка должна быть в классическом варианте, с разницей в зубцовках и беззубцовом варианте.
2023-07-20 12:55:28, Борис
Все приведенные аргументы - маловразумительны и преследуют в первую очередь интересы продавцов, а не коллекционеров. По сути статьи К. Лейма «Долой клей с почтовых марок!» - все сводится к одному - умению хранить марки, или неумению. Конечно же, это стоит труда, но коллекционирование любых предметов и есть труд, не всегда легкий, зато в удовольствие. И второе - "собирая марки, обращают внимание прежде всего на их лицевую сторону: рисунок, бумагу, перфорацию и т. п. А оборотная сторона, особенно клей, это все-таки второстепенный вопрос." - НЕТ в коллекционировании второстепенных вопросов. И что значит "обращают внимание прежде всего на их лицевую сторону: рисунок," - так легко скатиться до плинтуса и собирать отрезанные от марки кусочки с номиналами - это же на знаке почтовой оплаты Главное, ради чего выпускаются марки, остальное все необязательно, в том числе и рисунок. Вот как бы так и любое другое мнение, даже подкрепленное целыми статьями, не стоит даже одной марки с оригинальным клеем и всеми положенными для марки атрибутами.
2023-07-20 15:18:37, Юрий А.О.
До 2010 г. при отклеивании почтовых марок с писем из США можно было получить негашеную марку без клея, но теперь почти все надо вырезать с частью конверта. Если раньше можно было приобрести отклеенную марку за десятую часть стоимости негашеной, то теперь новинки с учетом возросшего номинала обойдутся почти в сто раз дороже.
2023-07-20 15:44:54, Леонид
Как не вставить 5 копеек в такой теме? Марки сувенирные должны быть без клея. На емейл марки не клеют. А кто хочет по старинке послать письмо, пусть баночку клея купит. А что вы тут обсуждаете вообще? Всё уже давно обсудили, клей это для спецов филателии, или для перекупов, чтоб благодаря дефектам на клее сбивать цену.
2023-07-20 17:21:25, Леонид
Сергей, а что сейчас в филателии есть редкости и дифсыт? Сейчас только плати и у тебя будет космические марки напечатанные в Париже от имени Сомали с клеем, как все любят.
2023-07-20 18:14:05, Михаил
Согласен с Борисом, Марка без клея - это не марка,этикетка. Вся прелесть марки в её целостности. Без клея она как некондиция.
2023-07-21 22:11:41, Валерий
Я - за столетние стандарты. Обычно новшества искажают суть.
2023-07-22 04:28:46, Леонид
Я как-то читал на одном фил форуме. Речь шла о том нужен ли клей и тд. Один юзер писал, - «Я знаю одного чудика он бакинец, так он покупая марки смывает со всех с них клей». Ну, а потом понеслась жара… вообще каждый имеет свое мнение, ведь сколько людей, столько и мнений. Должны быть с клеем те редкие марки, которые продаются за шестизначное число на аукционе, но их очень мало и их давно раскупили люди которые не собирали миллионные тиражи. Но извините, марка или блок, покрытая к примеру там золотом, ей то что лепят клей. Её будут на бандероль клеить? Вот китайцы люди практичные, снимают клей, и это не влияет на продажу. А у нас что получается? Клей такой, клей другой, реставрация клея, накладывают новый клей, а сколько она стоит с новым клеем и можно ли считать оригинал такую марку и тд. Короче людям делать нечего и когда ты на пенсии, чем бы как говорится дитя не тешилась, пусть даже играется с клеем. Век цифровых технологий изменил практически всё, только филателия у нас шагает по старинке, и будет шагать с клеем и дальше. Это не делает филателию привлекательной, старые коллекционеры к сожалению не вечны, а новые не приходят. Клей загубил не одну коллекцию у людей, а споры об оригинале марок в век всемогущей полиграфии…..клей тут не показатель оригинала.
2023-07-22 14:44:44, Борис
Леонид, Вам когда либо приходилось видеть на расстоянии вытянутой руки Романовскую серию 1913 года? как марки под косым светом играют бликами на выдавленных "рисунках" марки? Смойте с них клей и рельеф пропадет... не понимаю, что вы так упрямитесь в отношении очевидных вещей. И с какого боку тут цифровые технологии и "сувенирные" выпуски? ВСЕ МАРКИ изначально выпускаются в интересах почтового ведомства, их не печатают специально для коллекционеров, и печатают в том виде, в котором они технологически необходимы ПОЧТЕ. Ну а мы с вами звено вторичное - так, сбоку пристроились, как впрочем, и любой другой вид коллекционирования. Давайте у чашек из сервиза Гарднера, или Попова ручки отобьем, в ручки чай не наливают, а хранить неудобно и накладно. Напишите в Центральный музей связи - им делать нечего, пусть на досуге клей посмывают со своих экспонатов. Эко излишество - клей какой-то, еще и экспертам плати в сомнительных случаях. Еще раз - совершенно аксиоматично - любой коллекционный материал имеет ценность в своем первозданно виде. Точка.
2023-07-22 15:11:22, Леонид
Я чуть добавлю, если вы не против. Любители клея, я не призываю смывать клей с марок на которых клей уже есть и сам этого не делаю со своими марками. Просто я считаю, что химия разрушает марку. Клей это рассадник болезней марок, и большая заморочка с их хранением. Кроме того клей нужен, чтобы как бы иметь возможность её наклеить. А кто сейчас клеит марки на конверт. Но на бандероль точно клеить не будут марки с золотым покрытием. Даже в былые добрые времена не думаю, что кто-то клеил Леваневского с надпечаткой на письмо бабушки на деревню. Пусть будет клей на тех марках на которых они уже есть, но филателия, а на сегодняшний день можно сказать филателия сувенирная, должна быть без клея. Вы в других темах кого только не ругали, и АО Марку и современных художников марок и размеры блоков и всё вам современным филателистам не нравится, а когда заходит речь о клее вы яростно доказываете, что без клея марка не марка. А марка с грибком на клее, марка или превратилась в бумажку место которой в помойке? Вы об этом подумайте.
2023-07-22 19:38:59, Андрей Дьяченко.
Внимательно прочитал все комменты. Почему-то никто не упомянул знаменитое явление в маркоиздании б.Чехословакии - КЛЕЙ СЕТКА. А ведь эта сетка очень красиво смотрелась. И ещё бывает клей, нанесенный полосками (в целях экономии). И если есть марка с вертикальными полосками клея, а есть -- с горизонтальными, или на части тиража промежутки больше обычных, то это же разновидности. Лично я очень дорожу марками с клеем СЕТКА...
2023-07-24 11:16:34, Леонид
Андрей, есть марки из латуни и из дерева, есть марки со свечением и запахом ягод и шоколада, я так понимаю это тоже средство почтовой оплаты. Если это так, то это уже извращение. Да будет клей! Аминь.
2023-07-24 19:37:39, Борис
Леонид, простите, ради бога - не нужно каждый раз повторять одни и те же аргументы, мы с одного раза все поняли. Предлагаю подходить к проблеме системно - филателия, это не собирание произвольно красивых картинок, которые нравятся, иначе в одной коллекции могут оказаться и траурный выпуск Сталина и фантики от бубль-гума. Филателия - это история развития почты, и клей часть этой истории. Если завтра Минцифры издаст циркулярное письмо, в котором официально заявит, что с такого то числа такого то года марки выпускаются без клея, а прибиваются гвоздями, или привариваются с помощью сварочного аппарата - будем собирать гвозди и электроды, а пока будьте терпимее к клею.
2023-07-24 20:29:37, Андрей Дьяченко
Леонид, Вы во многом правы. Но марки со свечением и запахом фруктов никому не мешают, а вот изделия из латуни и дерева -- это филателистические сувениры. Ну так же, как есть книги из полудрагоценных камней, которые нельзя открыть (книжный блок-то мраморный), а можно использовать как пресс-папье. Неужели кто-то пробовал куда-то клеить марки из твердых материалов? Хотя есть официально выпущенные марки из пробкового дерева (кажется, португальская) и австрийская марка в виде тирольских кожаных штанов (тоже официальная). Для этих эмиссий предусмотрена процедура гуммирования, а вот твердым маркам пора присвоить красивое название ПОДАРОК ФИЛАТЕЛИСТУ. Да и не выпускала Россия марок из бивня мамонта! Пусть они (эти изящные сувениры) используются как настольные украшения или пресс-папье. Вот, например, каменный блок БАХЧИСАРАЙ. Я бы держал его на письменном столе.
2023-07-25 14:58:27, Леонид
Борис-« Филателия - это история развития почты, и клей часть этой истории.» Я с вами согласен, что это история почты, проблема в том, что жизнь все время меняется. Да и почта уже не та, что была. Марки наклеивают на бандероль и на заказные письма. У нас половину почтовых отделений вообще закрыли, а тысячу работников уволили. Филателисты у нас есть, только все хотят продать и не одного покупателя. Что касается клея, есть доля истины в ваших словах, поэтому я и не смываю с марок клей, но покупать химию я больше не имею не малейшего желания. Пусть каждый останется при своем.
2023-08-04 08:18:13, Андрей Дьяченко
Не могу не вспомнить и марки Вьетнама эпохи войны с американцами. Страна была бедной, и все марки борющегося Вьетнама были без клея. В этом был какой-то пафос -- мы бедные, а марки все равно выпускаем, хоть и перфорация чуть ли не на швейной машинке, и клея нет. Я очень дорожу не имеющими клея марками сражающегося Вьетнама.
2023-08-30 10:02:16, Владимир
Думаю имеет право на жизнь и то и то. А вот марка без гашения это точно красивый фантик)

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти