Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Нужен ли клей на марках?

2023-07-19 14:51:10, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Время от времени, у филателистов разгораются горячие дискуссии на тему: «Нужен ли клей на почтовых марках»?

Мы не раз поднимали этот вопрос, но со временем он не теряет своей актуальности...

Давайте разберемся...

Впервые использовать клей на обратной стороне почтовых марок предложил Роуленд Хилл. Идею быстро подхватили и стали использовать повсеместно, а нанесение клея на оборотную сторону марок получило название гуммирование или гуммировка почтовых марок.

Учитель, изобретатель и реформатор, преобразователь почтового дела в Великобритании, Роуленд Хилл

Клей на марках стал таким популярным, что без него марки выпускали редко по чрезвычайным обстоятельствам.

В основном, на марках применяли гуммиарабик и раствор декстрина с добавлением желатина (чтобы при приклеивании уменьшить смываемость клеевого слоя). В наши дни широкое применение получили синтетические клеевые составы. 

Гуммиарабик — добывается из смолы синегальской акации. Этот клей виден невооруженным глазом благодаря характерному блеску. Но он очень дорогой, поэтому от него практически все отказались. Кстати, одно время в магазинах продавался канцелярский клей, который назывался «гуммиарабик». Название сбило с толку много неопытных филателистов, которые, благодаря этому клею, испортили не одну серию марок. 

Декстрин — олигосахарид, получаемый термической обработкой картофельного или кукурузного крахмала, смешивая его с клеящими веществами, получают клей.

Редко применялся клей из желатина. 

Некоторые умельцы готовят клей для гуммирования марок в домашних условиях. На просторах Интернета мы нашли несколько рецептов. Например, один из них: «Взять декстрин 80%, технический желатин 20% — хорошо смешать и поставить на водяную баню. Постоянно помешивая, добавлять воду до получения клея нужной консинстенции. Нанести готовый клей на бумагу и подсушить».

Вообще, к марочному клею предъявляют высокие требования, которым соответствует синтетический клей. Он достаточно липкий, не впитывает влагу, эластичный, светлый (чтобы он был заметен на марках, его иногда окрашивают в желтоватый цвет), стоит недорого.

Последнее время стали популярны самоклеющиеся марки, на оборот которых нанесен новый вид незасыхающего клея с синтетическими веществами. Но некоторые филателисты уверены, что и такой клей, со временем, может испортить внешний вид марок.

Так нужен ли вообще тогда клей на марках?

К примеру, в Китае, продацы марок, убирают клей с оборотной стороны, так как его наличие или отсутствие не влияет на результаты продаж, а марки без клея смотрятся даже лучше, т.к. в их условиях жары и влажности марки с клеем вызывают больше забот чем радости: грибок, слипание марок и т.п.

Понятно, что китайцы смотрят на марку в первую очередь с лица. Как впрочем, и все коллекционеры в мире. И культа из клея не делают. Кстати, длительное время марки в Китае и в КНР выпускались вообще без клея. А затем, с таким тонко нанесенным клеем, что порой ломаешь голову: «Есть там клей вообще или нет?!».

У нас похоже все становится с ног на голову. Не успев глянуть на марку, ее спешат перевернуть и «полюбоваться на клей». Учитывая такую страсть к клею, и заметную разницу в цене между (**) и (*), особенно в каталоге Соловьева, процесс реставрации и наведения нового клея набирает обороты.

 

В этой связи интересно вспомнить небольшую статью К. Лейма «Долой клей с почтовых марок!», опубликованную в 1929 году в журнале «Советский коллекционер». Она имела подзаголовок «В порядке постановки вопроса».

Мы приведем ее с небольшими сокращениями. 

«Наличие клея на негашеных марках считается обязательным. Между тем, клей на марках создает чрезвычайно много неудобств и нередко приводит к повреждению самой марки. Поэтому возникает вопрос — не лучше ли собирать марки без клея — и вот почему:

I) марка с клеем всегда коробится, и хранение ее требует особых предосторожностей;

2) клей в марках многих сран очень скоро трескается, причем трещины проникают даже в бумагу и тем самым разрушают марку;

3) многие марки вообще нельзя хранить с клеем, так как марка сильно изгибается и разрывается на части;

4) всякий вообще клей в конце концов химически действует на бумагу и краску, вследствие чего марка покрывается пятнами, рисунок меняет окраску, линяет или становится пестрым;

5) клей является исключительно причиной тонких мест на марках, так как марки слипаются, пристают к листам, и при отдирании клей с тонкой пленкой бумаги отходит от марки;

6) в более или менее серьезных коллекциях клей увеличивает толщину альбомов;

7) клей создает трудности при монтировании марок в альбомы;

8) при переклейках на марках остаются следы наклеек, придающие марке неряшливый вид,

9) клей сильно затрудняет распознавание водяных знаков;

10) клей является рассадником заразных микробов и загрязняет альбомы.

Все эти факты являются чрезвычайно вескими аргументами в пользу смывания клея. И в противовес им не найдется ни одного обстоятельства, требующего его сохранности.

Единственный довод, который в таких случаях выдвигают защитники клея, это возможность распознавать по нему некоторые фальсификаты. Но довод этот весьма неубедителен, если вспомнить, что многие фальсификаты как раз и создаются путем наведения клея.

Правда, некоторые филателисты любят повторять, что чистая марка должна иметь вид, приданный ей при выпуске, т. e. на ней должен быть клей. Но, помимо чисто логической неубедительности такой аргументации, надо признать, что и практически она неверна. Ведь клей наводится на марку исключительно с утилитарной целью франкировки писем. Между тем марка в коллекции такой цели не преследует. Отсюда ясно, что нет необходимости оставлять на ней клей.

Об этом следует подумать всем, кто не склонен из клея создавать фетиш, который по существу является страшным бичом филателии». Свою статью автор заканчивал призывом: «Долой клей с почтовых марок!».

 

Каким диссонансом выглядит эта статья на фоне современных разговоров о необходимости иметь клей на коллекционных марках. Конечно, некоторые рассуждения автора этой статьи теперь наивны. Некоторые аргументы потеряли свою актуальность. Однако многие положения ее и в настоящее время будут весьма интересны.

Ортодоксальность мнения автора статьи, призывающего вообще отказаться от сохранения клея на почтовых марках, вряд ли правильна. Однако нельзя согласиться и с противоположным мнением о том, что полноценной является лишь марка с неповрежденным клеем.

Ведь коллекционеры, собирая марки, обращают внимание прежде всего на их лицевую сторону: рисунок, бумагу, перфорацию и т. п. А оборотная сторона, особенно клей, это все-таки второстепенный вопрос. И делать сохранность клея одним из главных критериев определения стоимости марки, как теперь поступают в ряде зарубежных каталогов, совершенно неправильно.

Клей на марках давних лет, когда еще были не отработаны технологии его нанесения и не придуманы всякие синтетические формулы, был такой «нелицеприятный», склонный к потрескиванию, пожелтению, способствующий появлению грибковых пятен, особенно в благоприятных для этого условиях, что голоса многих филателистов были за убирание клея вообще с марок для филателистов.

Ведь клей нужен только для наклеивания на почтовые отправления, а марки филателистов – для радования глаз в альбомах. В качестве подтверждения тех споров в мировых каталогах в разных странах указываются некоторые марки с ценой без клея, хотя известно, что они выпускались с клеем. Просто на этих экземплярах было рекомендовано сразу удалять клей, чтобы марки со временем не превращалась в желтую заскорузлую бумажку.

На одном из филателистических форумов, знатокам был задан вопрос: «Как определить подлинность клея на блоке из 4-х марок». И один из многочисленных ответов был таким: «Определить подлинность клея можно, как правило, только по совокупности признаков. И, разумеется, имея соответствующий опыт. А самый простой способ — блок должен скручиваться в трубочку, а не лежать как лист бумаги».

Ну и еще можно вспомнить наставление филателистам по «химической очистке марок», опубликованное лет 40 назад. В нем приводится подробная профессиональная инструкция как правильно очищать марку от различных пятен и грязи. Чаще всего при этом придется пожертвовать клеевой стороной. И возникает вопрос: что важнее коллекционеру, приятная с виду марка но без клея или частично отсутствующим? Либо грязая марка но с «родным клеем»?

Речь, конечно, идет о филателистическом материале «для себя», в коллекцию. А не ради последующей продажи выгоднее.

Так нужен ли клей на марках? Вот в чем вопрос...




Комментарии к статье:
2023-07-20 12:12:42, Сергей
Самоклейки марками не считаю, и избавляюсь от них как можно быстрее по номиналу отдаю сразу же, невзирая ни на какую редкость!Марка должна быть в классическом варианте, с разницей в зубцовках и беззубцовом варианте.
2023-07-20 12:55:28, Борис
Все приведенные аргументы - маловразумительны и преследуют в первую очередь интересы продавцов, а не коллекционеров. По сути статьи К. Лейма «Долой клей с почтовых марок!» - все сводится к одному - умению хранить марки, или неумению. Конечно же, это стоит труда, но коллекционирование любых предметов и есть труд, не всегда легкий, зато в удовольствие. И второе - "собирая марки, обращают внимание прежде всего на их лицевую сторону: рисунок, бумагу, перфорацию и т. п. А оборотная сторона, особенно клей, это все-таки второстепенный вопрос." - НЕТ в коллекционировании второстепенных вопросов. И что значит "обращают внимание прежде всего на их лицевую сторону: рисунок," - так легко скатиться до плинтуса и собирать отрезанные от марки кусочки с номиналами - это же на знаке почтовой оплаты Главное, ради чего выпускаются марки, остальное все необязательно, в том числе и рисунок. Вот как бы так и любое другое мнение, даже подкрепленное целыми статьями, не стоит даже одной марки с оригинальным клеем и всеми положенными для марки атрибутами.
2023-07-20 15:18:37, Юрий А.О.
До 2010 г. при отклеивании почтовых марок с писем из США можно было получить негашеную марку без клея, но теперь почти все надо вырезать с частью конверта. Если раньше можно было приобрести отклеенную марку за десятую часть стоимости негашеной, то теперь новинки с учетом возросшего номинала обойдутся почти в сто раз дороже.
2023-07-20 15:44:54, Леонид
Как не вставить 5 копеек в такой теме? Марки сувенирные должны быть без клея. На емейл марки не клеют. А кто хочет по старинке послать письмо, пусть баночку клея купит. А что вы тут обсуждаете вообще? Всё уже давно обсудили, клей это для спецов филателии, или для перекупов, чтоб благодаря дефектам на клее сбивать цену.
2023-07-20 17:21:25, Леонид
Сергей, а что сейчас в филателии есть редкости и дифсыт? Сейчас только плати и у тебя будет космические марки напечатанные в Париже от имени Сомали с клеем, как все любят.
2023-07-20 18:14:05, Михаил
Согласен с Борисом, Марка без клея - это не марка,этикетка. Вся прелесть марки в её целостности. Без клея она как некондиция.
2023-07-21 22:11:41, Валерий
Я - за столетние стандарты. Обычно новшества искажают суть.
2023-07-22 04:28:46, Леонид
Я как-то читал на одном фил форуме. Речь шла о том нужен ли клей и тд. Один юзер писал, - «Я знаю одного чудика он бакинец, так он покупая марки смывает со всех с них клей». Ну, а потом понеслась жара… вообще каждый имеет свое мнение, ведь сколько людей, столько и мнений. Должны быть с клеем те редкие марки, которые продаются за шестизначное число на аукционе, но их очень мало и их давно раскупили люди которые не собирали миллионные тиражи. Но извините, марка или блок, покрытая к примеру там золотом, ей то что лепят клей. Её будут на бандероль клеить? Вот китайцы люди практичные, снимают клей, и это не влияет на продажу. А у нас что получается? Клей такой, клей другой, реставрация клея, накладывают новый клей, а сколько она стоит с новым клеем и можно ли считать оригинал такую марку и тд. Короче людям делать нечего и когда ты на пенсии, чем бы как говорится дитя не тешилась, пусть даже играется с клеем. Век цифровых технологий изменил практически всё, только филателия у нас шагает по старинке, и будет шагать с клеем и дальше. Это не делает филателию привлекательной, старые коллекционеры к сожалению не вечны, а новые не приходят. Клей загубил не одну коллекцию у людей, а споры об оригинале марок в век всемогущей полиграфии…..клей тут не показатель оригинала.
2023-07-22 14:44:44, Борис
Леонид, Вам когда либо приходилось видеть на расстоянии вытянутой руки Романовскую серию 1913 года? как марки под косым светом играют бликами на выдавленных "рисунках" марки? Смойте с них клей и рельеф пропадет... не понимаю, что вы так упрямитесь в отношении очевидных вещей. И с какого боку тут цифровые технологии и "сувенирные" выпуски? ВСЕ МАРКИ изначально выпускаются в интересах почтового ведомства, их не печатают специально для коллекционеров, и печатают в том виде, в котором они технологически необходимы ПОЧТЕ. Ну а мы с вами звено вторичное - так, сбоку пристроились, как впрочем, и любой другой вид коллекционирования. Давайте у чашек из сервиза Гарднера, или Попова ручки отобьем, в ручки чай не наливают, а хранить неудобно и накладно. Напишите в Центральный музей связи - им делать нечего, пусть на досуге клей посмывают со своих экспонатов. Эко излишество - клей какой-то, еще и экспертам плати в сомнительных случаях. Еще раз - совершенно аксиоматично - любой коллекционный материал имеет ценность в своем первозданно виде. Точка.
2023-07-22 15:11:22, Леонид
Я чуть добавлю, если вы не против. Любители клея, я не призываю смывать клей с марок на которых клей уже есть и сам этого не делаю со своими марками. Просто я считаю, что химия разрушает марку. Клей это рассадник болезней марок, и большая заморочка с их хранением. Кроме того клей нужен, чтобы как бы иметь возможность её наклеить. А кто сейчас клеит марки на конверт. Но на бандероль точно клеить не будут марки с золотым покрытием. Даже в былые добрые времена не думаю, что кто-то клеил Леваневского с надпечаткой на письмо бабушки на деревню. Пусть будет клей на тех марках на которых они уже есть, но филателия, а на сегодняшний день можно сказать филателия сувенирная, должна быть без клея. Вы в других темах кого только не ругали, и АО Марку и современных художников марок и размеры блоков и всё вам современным филателистам не нравится, а когда заходит речь о клее вы яростно доказываете, что без клея марка не марка. А марка с грибком на клее, марка или превратилась в бумажку место которой в помойке? Вы об этом подумайте.
2023-07-22 19:38:59, Андрей Дьяченко.
Внимательно прочитал все комменты. Почему-то никто не упомянул знаменитое явление в маркоиздании б.Чехословакии - КЛЕЙ СЕТКА. А ведь эта сетка очень красиво смотрелась. И ещё бывает клей, нанесенный полосками (в целях экономии). И если есть марка с вертикальными полосками клея, а есть -- с горизонтальными, или на части тиража промежутки больше обычных, то это же разновидности. Лично я очень дорожу марками с клеем СЕТКА...
2023-07-24 11:16:34, Леонид
Андрей, есть марки из латуни и из дерева, есть марки со свечением и запахом ягод и шоколада, я так понимаю это тоже средство почтовой оплаты. Если это так, то это уже извращение. Да будет клей! Аминь.
2023-07-24 19:37:39, Борис
Леонид, простите, ради бога - не нужно каждый раз повторять одни и те же аргументы, мы с одного раза все поняли. Предлагаю подходить к проблеме системно - филателия, это не собирание произвольно красивых картинок, которые нравятся, иначе в одной коллекции могут оказаться и траурный выпуск Сталина и фантики от бубль-гума. Филателия - это история развития почты, и клей часть этой истории. Если завтра Минцифры издаст циркулярное письмо, в котором официально заявит, что с такого то числа такого то года марки выпускаются без клея, а прибиваются гвоздями, или привариваются с помощью сварочного аппарата - будем собирать гвозди и электроды, а пока будьте терпимее к клею.
2023-07-24 20:29:37, Андрей Дьяченко
Леонид, Вы во многом правы. Но марки со свечением и запахом фруктов никому не мешают, а вот изделия из латуни и дерева -- это филателистические сувениры. Ну так же, как есть книги из полудрагоценных камней, которые нельзя открыть (книжный блок-то мраморный), а можно использовать как пресс-папье. Неужели кто-то пробовал куда-то клеить марки из твердых материалов? Хотя есть официально выпущенные марки из пробкового дерева (кажется, португальская) и австрийская марка в виде тирольских кожаных штанов (тоже официальная). Для этих эмиссий предусмотрена процедура гуммирования, а вот твердым маркам пора присвоить красивое название ПОДАРОК ФИЛАТЕЛИСТУ. Да и не выпускала Россия марок из бивня мамонта! Пусть они (эти изящные сувениры) используются как настольные украшения или пресс-папье. Вот, например, каменный блок БАХЧИСАРАЙ. Я бы держал его на письменном столе.
2023-07-25 14:58:27, Леонид
Борис-« Филателия - это история развития почты, и клей часть этой истории.» Я с вами согласен, что это история почты, проблема в том, что жизнь все время меняется. Да и почта уже не та, что была. Марки наклеивают на бандероль и на заказные письма. У нас половину почтовых отделений вообще закрыли, а тысячу работников уволили. Филателисты у нас есть, только все хотят продать и не одного покупателя. Что касается клея, есть доля истины в ваших словах, поэтому я и не смываю с марок клей, но покупать химию я больше не имею не малейшего желания. Пусть каждый останется при своем.
2023-08-04 08:18:13, Андрей Дьяченко
Не могу не вспомнить и марки Вьетнама эпохи войны с американцами. Страна была бедной, и все марки борющегося Вьетнама были без клея. В этом был какой-то пафос -- мы бедные, а марки все равно выпускаем, хоть и перфорация чуть ли не на швейной машинке, и клея нет. Я очень дорожу не имеющими клея марками сражающегося Вьетнама.
2023-08-30 10:02:16, Владимир
Думаю имеет право на жизнь и то и то. А вот марка без гашения это точно красивый фантик)

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков