Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Художественный авангард в филателии

2023-09-15 08:59:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович расскажет, почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты. 

*  *  *

Филателистическая литература по этому вопросу пока что не отличается богатством, но зато характеризуется определенной глубиной. В 1969 году вышла в свет книга Б.М. Кисина «Страна филателия», которой было суждено стать этапной в истории популяризации художественного авангарда.

Впервые в советской научно-популярной литературе зашла речь не только об авангарде в филателии, но и о закономерностях авангардного искусства в целом и об особенностях восприятия марок, посвященных искусству ХХ века.

Не менее важна монография В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки» (1968). Это прекрасно исполненное подарочное издание также было призвано дать филателистам определенные искусствоведческие ориентиры. В этой серьезнейшей книге научным, профессиональным языком было рассказано о том, какими эстетическими свойствами обладают знаки почтовой оплаты, репродуцирующие произведения художников-авангардистов. Эти рассуждения читаются и сегодня на одном дыхании.

Рискнем предположить, что в случае переиздания этой книги в ХХI веке, она ни в коей мере не показалась бы устаревшей, поскольку в полном смысле слова опередила время.

В 1968 году советская филателия еще была массовой, коллекционеры «гонялись» за редкими и «модными» марками, и мы позволим себе утверждать, что эстетический облик в ту эпоху был отнюдь не самым важным свойством марок и блоков. И, несмотря на это, В.Я. Бродский разворачивает читателя к художественной стороне марки, свободно манипулирует именами художников-авангардистов и увлекательно рассказывает об эволюции знака почтовой оплаты как произведения искусства.

Почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты?

Прежде всего, потому, что современное искусство активно влияет на язык почтовых марок, оно даже во многом определяет принципы графического оформления современных почтовых миниатюр. Без определенного минимума знаний о современном искусстве можно легко пройти мимо многих значительных художественных открытий. Пиком дискуссий об авангарде была эпоха «оттепели».

После выставки П. Пикассо, которая была организована в СССР в 1956 году, споры о современном искусстве стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом они захватили людей самых разных возрастов.

Дискуссии о сущности кубизма и абстракционизма были отличительной чертой жизни поколения стиляг. Эти споры носили поверхностный характер, ученые-гуманитарии знали больше, чем модники-студенты, и могли больше сказать о современном искусстве.

Стиляги яростно ниспровергали прошлое. Но государство не очень поддерживало интерес к авангарду. Счастливым исключением был Пикассо, которого нельзя было критиковать из-за его членства в компартии Франции. Он стал первым художником-авангардистом, которому в СССР была посвящена памятная марка.

Искусство Пикассо всегда было в центре жарких дискуссий об авангарде. Марок, посвященных кубистическим работам художника, тогда еще не было, хотя почта Китая несколько раз воспроизводила «Голубя мира», но мы все же говорим об авангардистских работах, вызывавших споры, поэтому отметим, что источником знакомства с кубистическими полотнами в те годы были не марки, а популярные брошюры и недорогие книги бывшей ЧССР и бывшей ГДР.

Стиляги избрали кубизм своим знаменем. Они всегда с большим уважением произносили имена П. Пикассо, Ж. Брака и Джексона Поллока, считая их своеобразными символами эпохи. Если бы тогда были марки с репродукциями абстрактных полотен, шестидесятники (даже при равнодушном отношении к филателии) охотно наклеивали бы их на письма.

В последние годы не утихают споры вокруг Казимира Малевича. Этому художнику в настоящей работе будет посвящена отдельная глава, а еще в одной главе будет рассказано о Василии Кандинском.

В мире уже накопилось немало почтовых миниатюр, использующих эстетику как Малевича, так и Кандинского, и раскупаются такие марки довольно быстро.

У каждой эпохи свои особенности, и сегодня мы уже не наблюдаем жарких дискуссий о сущности современного искусства. Однако в этом есть и свои положительные стороны, особенно для филателистов.

Пришло время беспристрастным и даже несколько холодным взором взглянуть на выпущенные в разных странах филателистические материалы, сделать некоторые обобщения.

В цикле статей про авангард, я старался описать особенности каждого из рассматриваемых направлений, уделяя внимание главным образом тем специфическим чертам, которые нашли отражение на филателистических объектах. И если изложенные факты помогут читателям ориентироваться в непростом мире филателистических материалов, посвященных авангарду, автор будет считать, что прикоснулся к этой теме не напрасно.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина