Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Художественный авангард в филателии

2023-09-15 08:59:57, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ, ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович расскажет, почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты. 

*  *  *

Филателистическая литература по этому вопросу пока что не отличается богатством, но зато характеризуется определенной глубиной. В 1969 году вышла в свет книга Б.М. Кисина «Страна филателия», которой было суждено стать этапной в истории популяризации художественного авангарда.

Впервые в советской научно-популярной литературе зашла речь не только об авангарде в филателии, но и о закономерностях авангардного искусства в целом и об особенностях восприятия марок, посвященных искусству ХХ века.

Не менее важна монография В.Я. Бродского «Искусство почтовой марки» (1968). Это прекрасно исполненное подарочное издание также было призвано дать филателистам определенные искусствоведческие ориентиры. В этой серьезнейшей книге научным, профессиональным языком было рассказано о том, какими эстетическими свойствами обладают знаки почтовой оплаты, репродуцирующие произведения художников-авангардистов. Эти рассуждения читаются и сегодня на одном дыхании.

Рискнем предположить, что в случае переиздания этой книги в ХХI веке, она ни в коей мере не показалась бы устаревшей, поскольку в полном смысле слова опередила время.

В 1968 году советская филателия еще была массовой, коллекционеры «гонялись» за редкими и «модными» марками, и мы позволим себе утверждать, что эстетический облик в ту эпоху был отнюдь не самым важным свойством марок и блоков. И, несмотря на это, В.Я. Бродский разворачивает читателя к художественной стороне марки, свободно манипулирует именами художников-авангардистов и увлекательно рассказывает об эволюции знака почтовой оплаты как произведения искусства.

Почему без знания основ авангардного искусства трудно заниматься филателией, следить за новыми тенденциями в оформлении знаков почтовой оплаты?

Прежде всего, потому, что современное искусство активно влияет на язык почтовых марок, оно даже во многом определяет принципы графического оформления современных почтовых миниатюр. Без определенного минимума знаний о современном искусстве можно легко пройти мимо многих значительных художественных открытий. Пиком дискуссий об авангарде была эпоха «оттепели».

После выставки П. Пикассо, которая была организована в СССР в 1956 году, споры о современном искусстве стали неотъемлемой частью нашей жизни. При этом они захватили людей самых разных возрастов.

Дискуссии о сущности кубизма и абстракционизма были отличительной чертой жизни поколения стиляг. Эти споры носили поверхностный характер, ученые-гуманитарии знали больше, чем модники-студенты, и могли больше сказать о современном искусстве.

Стиляги яростно ниспровергали прошлое. Но государство не очень поддерживало интерес к авангарду. Счастливым исключением был Пикассо, которого нельзя было критиковать из-за его членства в компартии Франции. Он стал первым художником-авангардистом, которому в СССР была посвящена памятная марка.

Искусство Пикассо всегда было в центре жарких дискуссий об авангарде. Марок, посвященных кубистическим работам художника, тогда еще не было, хотя почта Китая несколько раз воспроизводила «Голубя мира», но мы все же говорим об авангардистских работах, вызывавших споры, поэтому отметим, что источником знакомства с кубистическими полотнами в те годы были не марки, а популярные брошюры и недорогие книги бывшей ЧССР и бывшей ГДР.

Стиляги избрали кубизм своим знаменем. Они всегда с большим уважением произносили имена П. Пикассо, Ж. Брака и Джексона Поллока, считая их своеобразными символами эпохи. Если бы тогда были марки с репродукциями абстрактных полотен, шестидесятники (даже при равнодушном отношении к филателии) охотно наклеивали бы их на письма.

В последние годы не утихают споры вокруг Казимира Малевича. Этому художнику в настоящей работе будет посвящена отдельная глава, а еще в одной главе будет рассказано о Василии Кандинском.

В мире уже накопилось немало почтовых миниатюр, использующих эстетику как Малевича, так и Кандинского, и раскупаются такие марки довольно быстро.

У каждой эпохи свои особенности, и сегодня мы уже не наблюдаем жарких дискуссий о сущности современного искусства. Однако в этом есть и свои положительные стороны, особенно для филателистов.

Пришло время беспристрастным и даже несколько холодным взором взглянуть на выпущенные в разных странах филателистические материалы, сделать некоторые обобщения.

В цикле статей про авангард, я старался описать особенности каждого из рассматриваемых направлений, уделяя внимание главным образом тем специфическим чертам, которые нашли отражение на филателистических объектах. И если изложенные факты помогут читателям ориентироваться в непростом мире филателистических материалов, посвященных авангарду, автор будет считать, что прикоснулся к этой теме не напрасно.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков