Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

2023-09-18 15:19:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Фильм режиссера Клима Шипенко «Вызов», снятый в космосе, стал поводом для бурных дискуссий, но уже сегодня ясно, что эта лента войдёт в историю кино, так как это первый в мире фильм, большая часть которого снята в космосе. К тому же в этой ленте много режиссерских находок.

Сотрудничество профессиональных космонавтов с кинематографистами в очередной раз ярко и образно заявило о себе. Ну а марка России, посвященная этому фильму, тоже стала этапной.

Много ли мы видели фильмов об освоении космоса? Да. Пожалуй, очень много. А богат ли арсенал филателистических материалов, напоминающих нам о космических фильмах? К сожалению, пока ещё нет.

Тема космоса и космических полётов всегда волновала кинематографистов. Выдающийся французский кинорежиссёр Жорж Мельес (1861 – 1938), обладая богатой фантазией, по-настоящему увлёкся темой космоса. Ему принадлежит целый ряд новшеств в области кинотрюков.

Вот и воспроизведение на экране космического полета – это тоже изобретение Мельеса. Замедленная и ускоренная съемка, взаимное наложение двух кадров, сочетание игрового кино и мультипликации – все это замечательные гаджеты, введенные в арсенал кинематографистов Мельесом. При этом многие технические приемы не устарели даже в эпоху компьютерной графики.

Ж.Мельес по праву считается пионером космической темы в кино. Он пришел в кинематограф уже после братьев Люмьер и не был собственно изобретателем кинотехники, однако в области отражения на экране процесса покорения Вселенной он был истинным первопроходцем. Его фильм «Путешествие через невозможное» рассказывает о полете на Луну.

Физические явления, представленные на экране, во многом взяты из романов Жюля Верна. С одной стороны, в антураже старинной техники они смотрятся более чем наивно, а с другой стороны эстетика старинной киноленты несет неповторимый дух времени. И стилистика Мельеса подкупает зрителя каким-то особым обаянием.

Жюль Верн очень хорошо отражен в почтовых выпусках. С помощью марок разных стран можно создать панораму его творчества. А Ж. Мельеса часто называют Жюлем Верном от кинематографии. Великий фантаст умел увлечь читателя каскадом инноваций, и Мельес последовал его примеру. В создание образа космического корабля вложено столько выдумки и фантазии, что и современный зритель, избалованный различными спецэффектами, проникается обаянием наивной космической фантастики и не может оторваться от экрана.

Мельесу посвящены марки Франции и Монако. Мы видим на марках умное лицо режиссера и кадры из космических фильмов. Луну и солнце рисовали в то время очеловеченными: у планет были глаза, рот и носы. Многие почтовые выпуски, посвященные Жюлю Верну (а они, как правило, очень красивы), могут быть в полной мере отнесены и к эстетике Жоржа Мельеса. Не исключено, что стилизованное изображение конусовидного космического корабля родилось в контексте рекламы мельесовских приключенческих лент.

Рядом с Мельесом назовем имя его верного последователя Сегундо де Шомона (1871 – 1929), испанца, для которого трюковые съёмки стали делом всей жизни. Подобно своему кумиру Мельесу, он тоже пытался рассказать о космических полетах языком анимационного кино, и это у него прекрасно получалось. Де Шомон был неистощим на выдумки. Он вдохнул новую жизнь в искусство силуэта, театра теней. А ещё он развил далее мельесовскую тему полета на Луну.

В советском кино яркой звездой выделяется фильм Якова Протазанова «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Этот фильм можно отнести к золотому фонду мировой космической фантастики. Замечательный режиссер Протазанов создал ленту в стиле конструктивизма. Тема революции на Марсе подавалась в антураже 1920-х годов. Художником ленты была знаменитая представительница раннего советского авангарда Александра Экстер. На Западе фильм имел огромный успех.

Мы найдем на конвертах и марках Николая Баталова, Игоря Ильинского и Михаила Жарова, сыгравших в Аэлите, но все же они изображены на почтовых документах вне космической темы. А на конверте 2005 года с портретом Я.А.Протазанова имеется кадр из фильма Аэлита, и это интересный вклад в космическую тему.

Фрагмент плаката к фильму изображен на маркированном конверте, посвящённом киностудии им. Горького. Это часть большого коллажа из разных киноплакатов. Важно, чтобы поклонники космической филателии заметили лицо космической принцессы, так как репродукция очень маленькая. Отметим, что в коллекции, посвященной космическим фильмам, могут занять достойное место как марка и конверт с портретом А.Толстого, так и оба конверта с портретом Я.Протазанова.

А советский фильм режиссера Павла Клушанцева «Планета бурь» (1962) напрямую не отражен в филателии, но существует почтовая карточка с оригинальной маркой, посвященная одному из исполнителей главных ролей: Георгию Жженову. И хотя на рисунке карточки мы видим его совсем в другой роли, оригинальная марка с портретом актера может быть отнесена к нашей теме. Фильм был куплен в США, но шел на экранах со значительными модификациями. Излишне говорить, что эта лента стала классикой космической фантастики. Зарубежные режиссеры признаются, что заочно – по фильмам СССР – учились у Клушанцева.

Мы не избалованы марками о космических фильмах. Например, как прекрасно сыграл роль Главного конструктора в фильме «Укрощение огня» Кирилл Лавров, но на марке СССР он, так же, как и Г.Жженов, изображен в другой роли.

Лента Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея: 2001» стала этапом в истории освоения космической темы кинематографистами.

Почтовая администрация Острова Мэн посвятила этому масштабному фильму целую серию марок. Кубрик поразил зрителя многочисленными спецэффектами, и фильм быстро стал классикой фантастического кино. Он прекрасно смотрится и сегодня.

Важнейшим событием в истории советского кино стал выход на экраны фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1972). Сложная психологическая лента покорила любителей артхаусного кинематографа. О фильме много спорили, и важной особенностью этих споров было то, что автору романа – Станиславу Лему – фильм не понравился. Он не узнал свое произведение в интерпретации Тарковского, и между писателем и кинематографистом произошла размолвка, дошедшая до ссоры.

К счастью, у фильма нашлось множество сторонников. Сегодня «Солярис» – это признанная классика советского кино и один из лучших в мире фильмов на космическую тему. Хорошо, что эта лента нашла отражение в филателии.

Марка с портретом Лема нам понадобится ещё и потому, что польского фантаста часто и много экранизировали. Так же как и филателистические материалы, посвященные братьям Стругацким, внесшим большой вклад в космическую фантастику.

Некоторые историки кино считают, что «Солярис» Андрея Тарковского – это наш ответ космическому фильму Стэнли Кубрика. Но известно, что Тарковский фильм Кубрика не любил, считал его недостаточно глубоким, построенным только на внешних эффектах. А вот роман Лема подан на экране так, что идеи польского классика оказались созвучны идеям Ф.М.Достоевского.

Упомянем и мультипликационное кино. Немало космических марок посвящено… Микки Маусу. Этот забавный киногерой чувствует себя вольготно не только на Земле, но и в космическом пространстве. И некоторые композиции, посвященные полетам Микки в космос, являются кадрами из… вымышленных космических фильмов, ибо художникам захотелось пофантазировать на тему о том, как могли бы выглядеть сцены из таких кинолент.

И вот на экраны вышел «Вызов». И коллекционеры получили филателистические материалы, посвященные первому в мире художественному фильму, снятому в космосе. Мы видим главную героиню, парящую в невесомости. И медицинские инструменты тоже не лежат на своих местах, а плавают в пространстве космической станции.

 

Эта эффектная почтовая миниатюра России имеет в основе многоцветный постер к фильму. Номинал марки – 30 рублей. В листе пятнадцать штук. В верхней части композиции расположена строка, напоминающая нам, что марка посвящена первому фильму, снятому в космосе. А нижний край знака почтовой оплаты оформлен художником Х.Бетрединовой таким образом, что перфорация марки перекликается с перфорацией кинокадра.

В центре – главная героиня Женя Беляева, роль которой с успехом исполнила известная актриса Юлия Пересильд. В фильме рассказано о хирургической операции, проведенной на орбите. И поэтому марка с постером к фильму понадобится не только филателистам, которые разрабатывают космическую тему, но и тем, кого интересуют марки медицинской тематики. И, конечно же, всем тем, кто отражает в своих коллекциях историю киноискусства.

Юлия Сергеевна Пересильд родилась в 1984 году в городе Пскове. Она окончила ГИТИС и сотрудничает с несколькими театрами Москвы, а с 2003 года снимается в кино. Зрители знают ее по фильмам «Битва за Севастополь», «Угрюм-река», «Людмила Гурченко», «Таинственная страсть» и многим другим. Актриса успешно сочетает работу в театре с киносъёмками. Критики давно отметили, что ей удаются как роли наших современниц, так и исторические роли.

Есть в фильмографии актрисы и фильм с почтово-флателистической окраской – «Конверт», в котором Ю.Пересильд играет следователя районного УВД Марину Озёрину. Это мистический триллер, в котором фигурирует почтовый конверт, адрес на котором может удивительным образом меняться (кстати, не космические ли силы тут вмешиваются?). Главный герой (его зовут Игорь) берётся доставить конверт по адресу, но ведь адрес каждый раз новый!!!

По ходу фильма Марина гибнет за рулем, но всевластное время в данной ленте может течь вспять и авторы воскрешают свою героиню. А заодно и снимают грех с души главного героя, который в другом временном слое сбил ребенка. Авторы ленты сдергивают завиток (так называют фантасты возможность вернуться к исходной точке сюжета), и время отбрасывает героя назад, так что трагическая схема развития сюжета отпадает. Он успешно тормозит, и девочка остается жива. Она потерялась. Кто приезжает забрать ее и отвезти к маме? Недавно погибшая на глазах у зрителей Марина. Только приехала она из другого временного пласта, и главного героя она уже не узнаёт. И откуда только Игорю известно её имя? Но зритель знает, что они встречались в ином измерении.

Однако вернемся к космической теме. Ю.Пересильд проходила сложный кастинг. Например, ей нужно было прочитать перед комиссией письмо Татьяны Лариной к Онегину (так Пушкин неожиданно соединился с космической темой). Много времени и сил отняла физическая подготовка. Готовясь к полёту, актриса много читала о космической технике, осваивала специальную литературу.

По сюжету врач Евгения Беляева – торакальный хирург. Она блестяще справляется со своей задачей, а зрители напряженно следят за развитием действия. Мы знаем, что актриса долго и тщательно готовилась к полету, и это стало для нее тяжелым испытанием. Сцены, которые были сняты в космосе, невозможно было снять в земных условиях, и это делает фильм поистине уникальным. Существует уже несколько марок, посвященных фильму «Вызов».

Выпущены конверт и несколько почтовых карточек с эмблемой полета, во время которого снимали фильм, и с портретами членов экипажа. На аукционах уже появились открытки с автографом Ю.Пересильд. Выход космической марки с афишей фильма широко комментировался в прессе. К выходу марки был приурочен выпуск нескольких спецштемпелей, конверта первого дня и двух открыток.

Австрийский выпуск частной почты состоит из трех почтовых миниатюр, среди которых даже марка с портретом актрисы Алёны Мордовиной – дублерши Юлии Пересильд в картине «Вызов». Получается, что тема хорошо обеспечена филматериалом. Не случайно судьба распорядилась так, что картина «Вызов» вышла на экраны в год 85-летия со дня смерти основоположника космической темы в киноискусстве Жоржа Мельеса.

Даже не верится, что он ушел из жизни так давно, ведь его открытия активно используются и сегодня, в век компьютеров, голографии и интернета. Новаторство вечно, ибо человечество всегда будет изобретать и внедрять что-то новое. Инновационные приемы в отображении космоса в кино обсуждали более ста лет назад, во времена Мельеса, обсуждают их и сегодня. Находки, которые лежат в основе фильма «Вызов», сегодня оценили как космонавты, так и кинокритики. Не остались в стороне и широкие круги любителей кино: немало зрителей признались в блогах, что посмотрели фильм на одном дыхании.

Можно с уверенностью сказать, что фильм «Вызов» произвел на многих зрителей сильное впечатление и мало кого оставил равнодушным.

Немаловажно и то, что фильм консультировали профессиональные космонавты. Актриса прошла серьёзную подготовку к полёту – подготовку, потребовавшую от нее недюжинного мужества и напряжения. А режиссер Клим Шипенко пообещал, что продолжит освоение космической темы.

Подборка фильмов, посвященных теме космоса в кино, постепенно расширяется, обогащается новыми темами и мотивами. Думается, что Жорж Мельес, Стэнли Кубрик и Яков Протазанов были бы довольны тем, что их усилия не пропали даром.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

Статья опубликована в электронном журнале «ФИЛАТЕЛИЯ» и в журнале «ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ».

 

Другие статьи автора:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов
  • Главный синоптик Красной Армии
  • Cтрана непролазных джунглей
  • Обучая – изучаем!
  • История открытки. Бланки - приглашения на свадебное торжество
  • К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова
  • Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
  • Переписка семьи симбирян Рогозиных на ПК первой трети ХХ века
  • Ишимбай - на конвертах
  • Орден Гвоздя
  • Почему нет детской филателии?
  • К 185-летию со дня основания Большого Кремлёвского дворца
  • История баскетбола на почтовых марках
  • Самое непростое простое солнечное вещество
  • Кинешма: купечество и традиции
  • Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
  • Обзор почтовых марок за октябрь 2023 года
  • Можно ли доверять художникам?
  • Пьер Гранье-Деферр и его фильмы
  • История открытки. Карточки с оригинальной маркой
  • Современные труженики Арктических морей
  • Кто назначает цены на марки?
  • В Петербурге, на досуге...
  • Предпочтения карельских филателистов
  • Кинешма: искусство и филателия
  • Бабочки нашего детства в филателии
  • Кинешма: история и люди
  • К 285 летию со дня рождения Матвея Фёдоровича Казакова
  • Эмоции и впечатления
  • Что такое настоящая коллекция?
  • Люди, «перевернувшие» Землю
  • РЕЗОЛЮЦИЯ XIV Научно-практического семинара 2023 год
  • История стран Латинской Америки в почтовых марках
  • Как там у них. Есть ли филателия в Канаде?
  • XIV Научно-практический семинар «Почтовая корреспонденция как письменный источник для краеведческих исследований»
  • Хроники и Молодая Россия
  • Осенний вернисаж. Неделя почтовых коллекций - 2023
  • Юбилею архитектора Щусева посвящается
  • Золотая осень в Протвино
  • Дом-шар и марки Республики Кугельмугель
  • Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
  • Ошибки на марках
  • Маэстро эсперанто
  • Невероятная судьба океанского лайнера
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • История древнего Мценска через уникальные открытки
  • Обзор почтовых марок за сентябрь 2023 года
  • Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба
  • Найти, чтобы сохранить
  • Театрально-литературно-филателистическая выставка
  • Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание
  • Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
  • Привлечение к посткроссингу подростков
  • История открытки. Иллюстрированные карточки со стандартными почтовыми марками
  • С любовью из Москвы
  • Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
  • Климент Охридский – всеславянский просветитель
  • От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
  • Итог работы — первая книга!
  • Художественный авангард в филателии
  • История города Кинешмы и Кинешемского уезда Костромской губернии
  • Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
  • Всемирные on-line каталоги почтовых марок
  • Русское общество филателистов в Китае
  • Приглашаем к обсуждению. Почтовые марки и культурное наследие
  • Экспозиция к 100-летию Гражданской авиации России
  • День Республики Татарстан
  • Стратостаты и стратонавты на почтовых марках
  • Малоизвестные почтовые карточки СССР с насекомыми
  • Заинтересовать школьников историей можно почтовыми марками
  • Писатели и читатели...
  • Что мы хотим видеть на марках?
  • Михаил Ломоносов – Homo Universalis
  • Обзор почтовых марок за август 2023 года
  • Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1941-1949 годы
  • Первые Герои Советского Союза на почтовых марках
  • Салют, пионерия!!!
  • История на марках. Герб Советского Союза
  • Аукцион «Редкие марки и мировая история почты»
  • День Государственного флага России
  • Филателия в искусствоведческой литературе
  • Михаилу Шемякину – 80 лет
  • Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
  • Перфорация необычной формы
  • Аукцион Live Bidding
  • Петергофу – 300!!!
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть XI
  • Много страшного видел я…
  • Год педагога и наставника. Филателистическая выставка
  • Ультрафиолетовая катастрофа
  • Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
  • Дизайн королевской марки
  • Аукцион «Коллекция Карла Килгаса из Китая»
  • Борец за гражданские права
  • Влюблённый в свою жену
  • Вильгельм Рентген и его всепроникающие Х-лучи
  • История разговора трех филателистов
  • Воронеж почтовый. Под призмой филатуризма
  • XIX-ХХ век в почтовой миниатюре
  • Писатель — филателист
  • Июльский обзор почтовых марок
  • Из Казани с любовью
  • Известные филокартисты. Алексей Буяков
  • Все начинается с детства...
  • Януш Kорчак – педагог милостью Божией
  • Стоит Казань. Шумит бурун...
  • История открытки. Рекламно-агитационные почтовые карточки 1927-1934 годы
  • «Попрыгунья» через призму марок
  • Профессии — слава: металлургия на открытках из челябинской коллекции
  • Дополнения к тематическому плану издания почтовых марок
  • Нужен ли клей на марках?
  • Фердинанд Ходлер, его эпоха и мир почты
  • Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
  • На пути к трём миллиардам
  • В Севастополе — спокойно и сытно
  • Александр Попов на ниве просвещения
  • Мотыльки России в филателии
  • Экскурсия в Третьяковку. Часть X
  • Влюбленная в Москву: в Главархив поступил новый личный фонд
  • Кусочки счастья
  • Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет
  • Четверть века крепкой дружбы
  • Северный полюс. Они были первыми
  • Июньский обзор почтовых марок
  • За несколько минут до нового 1953 года
  • Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
  • Как правильно распорядиться коллекцией?
  • Марки и макеты космических кораблей
  • Рекламно-агитационные почтовые карточки 1926-1927 годы
  • Драматург А.Н. Островский. День его памяти
  • Не трожь марку!
  • Юморист Джек Фоллоуз и почта
  • Лев Толстой и другие великие…
  • Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков