Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

2023-09-18 15:19:16, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Фильм режиссера Клима Шипенко «Вызов», снятый в космосе, стал поводом для бурных дискуссий, но уже сегодня ясно, что эта лента войдёт в историю кино, так как это первый в мире фильм, большая часть которого снята в космосе. К тому же в этой ленте много режиссерских находок.

Сотрудничество профессиональных космонавтов с кинематографистами в очередной раз ярко и образно заявило о себе. Ну а марка России, посвященная этому фильму, тоже стала этапной.

Много ли мы видели фильмов об освоении космоса? Да. Пожалуй, очень много. А богат ли арсенал филателистических материалов, напоминающих нам о космических фильмах? К сожалению, пока ещё нет.

Тема космоса и космических полётов всегда волновала кинематографистов. Выдающийся французский кинорежиссёр Жорж Мельес (1861 – 1938), обладая богатой фантазией, по-настоящему увлёкся темой космоса. Ему принадлежит целый ряд новшеств в области кинотрюков.

Вот и воспроизведение на экране космического полета – это тоже изобретение Мельеса. Замедленная и ускоренная съемка, взаимное наложение двух кадров, сочетание игрового кино и мультипликации – все это замечательные гаджеты, введенные в арсенал кинематографистов Мельесом. При этом многие технические приемы не устарели даже в эпоху компьютерной графики.

Ж.Мельес по праву считается пионером космической темы в кино. Он пришел в кинематограф уже после братьев Люмьер и не был собственно изобретателем кинотехники, однако в области отражения на экране процесса покорения Вселенной он был истинным первопроходцем. Его фильм «Путешествие через невозможное» рассказывает о полете на Луну.

Физические явления, представленные на экране, во многом взяты из романов Жюля Верна. С одной стороны, в антураже старинной техники они смотрятся более чем наивно, а с другой стороны эстетика старинной киноленты несет неповторимый дух времени. И стилистика Мельеса подкупает зрителя каким-то особым обаянием.

Жюль Верн очень хорошо отражен в почтовых выпусках. С помощью марок разных стран можно создать панораму его творчества. А Ж. Мельеса часто называют Жюлем Верном от кинематографии. Великий фантаст умел увлечь читателя каскадом инноваций, и Мельес последовал его примеру. В создание образа космического корабля вложено столько выдумки и фантазии, что и современный зритель, избалованный различными спецэффектами, проникается обаянием наивной космической фантастики и не может оторваться от экрана.

Мельесу посвящены марки Франции и Монако. Мы видим на марках умное лицо режиссера и кадры из космических фильмов. Луну и солнце рисовали в то время очеловеченными: у планет были глаза, рот и носы. Многие почтовые выпуски, посвященные Жюлю Верну (а они, как правило, очень красивы), могут быть в полной мере отнесены и к эстетике Жоржа Мельеса. Не исключено, что стилизованное изображение конусовидного космического корабля родилось в контексте рекламы мельесовских приключенческих лент.

Рядом с Мельесом назовем имя его верного последователя Сегундо де Шомона (1871 – 1929), испанца, для которого трюковые съёмки стали делом всей жизни. Подобно своему кумиру Мельесу, он тоже пытался рассказать о космических полетах языком анимационного кино, и это у него прекрасно получалось. Де Шомон был неистощим на выдумки. Он вдохнул новую жизнь в искусство силуэта, театра теней. А ещё он развил далее мельесовскую тему полета на Луну.

В советском кино яркой звездой выделяется фильм Якова Протазанова «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Этот фильм можно отнести к золотому фонду мировой космической фантастики. Замечательный режиссер Протазанов создал ленту в стиле конструктивизма. Тема революции на Марсе подавалась в антураже 1920-х годов. Художником ленты была знаменитая представительница раннего советского авангарда Александра Экстер. На Западе фильм имел огромный успех.

Мы найдем на конвертах и марках Николая Баталова, Игоря Ильинского и Михаила Жарова, сыгравших в Аэлите, но все же они изображены на почтовых документах вне космической темы. А на конверте 2005 года с портретом Я.А.Протазанова имеется кадр из фильма Аэлита, и это интересный вклад в космическую тему.

Фрагмент плаката к фильму изображен на маркированном конверте, посвящённом киностудии им. Горького. Это часть большого коллажа из разных киноплакатов. Важно, чтобы поклонники космической филателии заметили лицо космической принцессы, так как репродукция очень маленькая. Отметим, что в коллекции, посвященной космическим фильмам, могут занять достойное место как марка и конверт с портретом А.Толстого, так и оба конверта с портретом Я.Протазанова.

А советский фильм режиссера Павла Клушанцева «Планета бурь» (1962) напрямую не отражен в филателии, но существует почтовая карточка с оригинальной маркой, посвященная одному из исполнителей главных ролей: Георгию Жженову. И хотя на рисунке карточки мы видим его совсем в другой роли, оригинальная марка с портретом актера может быть отнесена к нашей теме. Фильм был куплен в США, но шел на экранах со значительными модификациями. Излишне говорить, что эта лента стала классикой космической фантастики. Зарубежные режиссеры признаются, что заочно – по фильмам СССР – учились у Клушанцева.

Мы не избалованы марками о космических фильмах. Например, как прекрасно сыграл роль Главного конструктора в фильме «Укрощение огня» Кирилл Лавров, но на марке СССР он, так же, как и Г.Жженов, изображен в другой роли.

Лента Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея: 2001» стала этапом в истории освоения космической темы кинематографистами.

Почтовая администрация Острова Мэн посвятила этому масштабному фильму целую серию марок. Кубрик поразил зрителя многочисленными спецэффектами, и фильм быстро стал классикой фантастического кино. Он прекрасно смотрится и сегодня.

Важнейшим событием в истории советского кино стал выход на экраны фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1972). Сложная психологическая лента покорила любителей артхаусного кинематографа. О фильме много спорили, и важной особенностью этих споров было то, что автору романа – Станиславу Лему – фильм не понравился. Он не узнал свое произведение в интерпретации Тарковского, и между писателем и кинематографистом произошла размолвка, дошедшая до ссоры.

К счастью, у фильма нашлось множество сторонников. Сегодня «Солярис» – это признанная классика советского кино и один из лучших в мире фильмов на космическую тему. Хорошо, что эта лента нашла отражение в филателии.

Марка с портретом Лема нам понадобится ещё и потому, что польского фантаста часто и много экранизировали. Так же как и филателистические материалы, посвященные братьям Стругацким, внесшим большой вклад в космическую фантастику.

Некоторые историки кино считают, что «Солярис» Андрея Тарковского – это наш ответ космическому фильму Стэнли Кубрика. Но известно, что Тарковский фильм Кубрика не любил, считал его недостаточно глубоким, построенным только на внешних эффектах. А вот роман Лема подан на экране так, что идеи польского классика оказались созвучны идеям Ф.М.Достоевского.

Упомянем и мультипликационное кино. Немало космических марок посвящено… Микки Маусу. Этот забавный киногерой чувствует себя вольготно не только на Земле, но и в космическом пространстве. И некоторые композиции, посвященные полетам Микки в космос, являются кадрами из… вымышленных космических фильмов, ибо художникам захотелось пофантазировать на тему о том, как могли бы выглядеть сцены из таких кинолент.

И вот на экраны вышел «Вызов». И коллекционеры получили филателистические материалы, посвященные первому в мире художественному фильму, снятому в космосе. Мы видим главную героиню, парящую в невесомости. И медицинские инструменты тоже не лежат на своих местах, а плавают в пространстве космической станции.

 

Эта эффектная почтовая миниатюра России имеет в основе многоцветный постер к фильму. Номинал марки – 30 рублей. В листе пятнадцать штук. В верхней части композиции расположена строка, напоминающая нам, что марка посвящена первому фильму, снятому в космосе. А нижний край знака почтовой оплаты оформлен художником Х.Бетрединовой таким образом, что перфорация марки перекликается с перфорацией кинокадра.

В центре – главная героиня Женя Беляева, роль которой с успехом исполнила известная актриса Юлия Пересильд. В фильме рассказано о хирургической операции, проведенной на орбите. И поэтому марка с постером к фильму понадобится не только филателистам, которые разрабатывают космическую тему, но и тем, кого интересуют марки медицинской тематики. И, конечно же, всем тем, кто отражает в своих коллекциях историю киноискусства.

Юлия Сергеевна Пересильд родилась в 1984 году в городе Пскове. Она окончила ГИТИС и сотрудничает с несколькими театрами Москвы, а с 2003 года снимается в кино. Зрители знают ее по фильмам «Битва за Севастополь», «Угрюм-река», «Людмила Гурченко», «Таинственная страсть» и многим другим. Актриса успешно сочетает работу в театре с киносъёмками. Критики давно отметили, что ей удаются как роли наших современниц, так и исторические роли.

Есть в фильмографии актрисы и фильм с почтово-флателистической окраской – «Конверт», в котором Ю.Пересильд играет следователя районного УВД Марину Озёрину. Это мистический триллер, в котором фигурирует почтовый конверт, адрес на котором может удивительным образом меняться (кстати, не космические ли силы тут вмешиваются?). Главный герой (его зовут Игорь) берётся доставить конверт по адресу, но ведь адрес каждый раз новый!!!

По ходу фильма Марина гибнет за рулем, но всевластное время в данной ленте может течь вспять и авторы воскрешают свою героиню. А заодно и снимают грех с души главного героя, который в другом временном слое сбил ребенка. Авторы ленты сдергивают завиток (так называют фантасты возможность вернуться к исходной точке сюжета), и время отбрасывает героя назад, так что трагическая схема развития сюжета отпадает. Он успешно тормозит, и девочка остается жива. Она потерялась. Кто приезжает забрать ее и отвезти к маме? Недавно погибшая на глазах у зрителей Марина. Только приехала она из другого временного пласта, и главного героя она уже не узнаёт. И откуда только Игорю известно её имя? Но зритель знает, что они встречались в ином измерении.

Однако вернемся к космической теме. Ю.Пересильд проходила сложный кастинг. Например, ей нужно было прочитать перед комиссией письмо Татьяны Лариной к Онегину (так Пушкин неожиданно соединился с космической темой). Много времени и сил отняла физическая подготовка. Готовясь к полёту, актриса много читала о космической технике, осваивала специальную литературу.

По сюжету врач Евгения Беляева – торакальный хирург. Она блестяще справляется со своей задачей, а зрители напряженно следят за развитием действия. Мы знаем, что актриса долго и тщательно готовилась к полету, и это стало для нее тяжелым испытанием. Сцены, которые были сняты в космосе, невозможно было снять в земных условиях, и это делает фильм поистине уникальным. Существует уже несколько марок, посвященных фильму «Вызов».

Выпущены конверт и несколько почтовых карточек с эмблемой полета, во время которого снимали фильм, и с портретами членов экипажа. На аукционах уже появились открытки с автографом Ю.Пересильд. Выход космической марки с афишей фильма широко комментировался в прессе. К выходу марки был приурочен выпуск нескольких спецштемпелей, конверта первого дня и двух открыток.

Австрийский выпуск частной почты состоит из трех почтовых миниатюр, среди которых даже марка с портретом актрисы Алёны Мордовиной – дублерши Юлии Пересильд в картине «Вызов». Получается, что тема хорошо обеспечена филматериалом. Не случайно судьба распорядилась так, что картина «Вызов» вышла на экраны в год 85-летия со дня смерти основоположника космической темы в киноискусстве Жоржа Мельеса.

Даже не верится, что он ушел из жизни так давно, ведь его открытия активно используются и сегодня, в век компьютеров, голографии и интернета. Новаторство вечно, ибо человечество всегда будет изобретать и внедрять что-то новое. Инновационные приемы в отображении космоса в кино обсуждали более ста лет назад, во времена Мельеса, обсуждают их и сегодня. Находки, которые лежат в основе фильма «Вызов», сегодня оценили как космонавты, так и кинокритики. Не остались в стороне и широкие круги любителей кино: немало зрителей признались в блогах, что посмотрели фильм на одном дыхании.

Можно с уверенностью сказать, что фильм «Вызов» произвел на многих зрителей сильное впечатление и мало кого оставил равнодушным.

Немаловажно и то, что фильм консультировали профессиональные космонавты. Актриса прошла серьёзную подготовку к полёту – подготовку, потребовавшую от нее недюжинного мужества и напряжения. А режиссер Клим Шипенко пообещал, что продолжит освоение космической темы.

Подборка фильмов, посвященных теме космоса в кино, постепенно расширяется, обогащается новыми темами и мотивами. Думается, что Жорж Мельес, Стэнли Кубрик и Яков Протазанов были бы довольны тем, что их усилия не пропали даром.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

Статья опубликована в электронном журнале «ФИЛАТЕЛИЯ» и в журнале «ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ».

 

Другие статьи автора:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!