В канун Дня Учителя позвольте расказать вам об одном замечательном человеке – первом славянском епископе, который прославился на весь мир своим просветительским талантом.
Климент Охридский (ок. 840 – 27 июля 916) — болгарский и всеславянский просветитель, святой, жил в городе Охрид в Первом Болгарском царстве (ныне территория Македонии).
Климент чтим в лике святых «седмочисленников», к которым относят святых Кирилла и Мефодия и их учеников — Савву, Горазда, Ангелария, Климента и Наума. В честь седмочисленников в Болгарии и Македонии освящены многие храмы.
Святые «седмочисленники»
Считается, что святой Климент в молодые годы участвовал в Хазарской и Алланской миссии святых Кирилла и Мефодия. Будучи участником Великоморавской миссии просветителей, Климент, после кончины Мефодия, подвергся жестоким преследованиям со стороны латинян, что заставило его бежать в Болгарию под покровительство князя Бориса I, который направил его проповедовать на западе Первого Болгарского царства. В 886 году Климент был отправлен в район Охрида, по которому Климент Охридский и получил закрепившееся за ним имя.
Князь Борис I беседовал с учениками Мефодия каждый день и поручил им научить будущих священников древнеболгарскому языку. Климент и Наум Преславский остались в Плиске, чтобы выполнить волю князя.
Князь Борис I подарил Клементу три особняка, в одном из которых, близ Охрида, он создал Охридскую литературную школу – по сути своей — первый славянский университет. Охридская литературная школа, созданная Климентом, стала одним из наиболее древних форпостов просветительства и культурных центров на Балканах. В течение семи лет (886-893) он обучил около 3500 учеников, которые стали народными учителями, церковными лицами и проповедниками. Климент учил болгар не только письму и чтению, но также астрономии, математике и овощеводству.
В 893 году Климент был призван новым царем Симеоном в Преслав, где на Всенародном соборе был единодушно избран первым «епископом славянского языка».
По повелению царя Симеона Климент становится епископом Величским, а чуть позже назначается ещё и Белградским епископом.
В нынешнем албанском городе Берат-Бялград, где и сейчас существует митрополичья базилика, посвящённая святым «седмочисленникам». В алтаре базилики сохраняются семь киотов с именами и мощами святых патронов.
Мощи святого Климента Охридского находятся в стенах греческого монастыря Святого Иоанна Крестителя, который расположен в нескольких километрах от города Верия, недалеко от Салоников (Фессалоники, Солунь – О. Л.).
Этот монастырь — древний духовный центр, который знаменит и почитается не только благодаря святым, которые там жили, но и в значительно мере – по причине нахождения там мощей святого Климента Охридского. Часть его мощей находится в Македонии и хранятся в монастыре Святого Пантелеймона в Охриде.
Есть две версии того, как мощи святого (в частности его голова) попали в греческий монастырь Святого Иоанна Крестителя.
1. Греческие монахи похитили мощи и перенесли в Грецию.
2. Некоторые исследователи считают, что сам святой хотел, чтобы его голова находилась именно в этом монастыре.
Данные о жизни Климента можно найти в двух греческих жизнеописаниях. Это — «Обширная Жизнь Климента Охридского» (сочинение Теофилакта Охридского (1084-1107) и «Краткая биография Климента Охридского» («Охридская легенда»), автором которой выступил исследователь Димитрий Хоматиан (1216-1234). Он пишет, что первые греческие переводы святого Климента явили миру «местный болгарский диалект».
Феофилакт назвал Климента «первым епископом, который проповедовал на болгарском языке» и «ученейшим человеком», но Димитрий Хоматиан уже явственно утверждает, что Климент не только использовал болгарский язык как таково, но и сам был болгарином.
В частности, Хоматиан пишет о Клименте: «Он, а также Наум, Ангеларий и Горазд усердно изучали Священное Писание, переведенное с божественной помощью на местный болгарский диалект от равноапостольного Кирилла, богомудрого отца».
Литературное наследие Климента насчитывает значительное количество сочинений. Данный святой считается олицетворением всей древнейшей славянской (и в первую очередь болгарской) гимнографии. Он укрепил Церковь псалмоподобными песнопениями, молитвами, благодарениями.
В честь Климента Охридского были выпущены многочисленные почтовые марки Республики Болгария, Республики Македония, Республики Словакия, Социалистической Федеративной Республики Югославия и многих других стран, для народов которых его имя священно и по сей день.
Изображения великого просветителя можно встретить также на денежных знаках данных стран. Следует заметить, что монеты, медали и нагрудные знаки посвящаются не только собственно Клименту Охридскому, но также и высшим учебным заведениям, научно-исследовательским центрам, народным библиотекам и иным учреждениям, которым присвоено его имя.
Считаем своим долгом выразить уверенность в том, что иконография Климента Охридского, нашедшая своё отражение на коллекционных объектах филателии, фалеристики, нумизматики и геральдики, насчитывает значительно более продуктивный иллюстративный ряд.
Более того, есть основание предполагать, что его изображения и в дальнейшем будут становиться сюжетами всё новых и новых объектов коллекционерского внимания. Что также позволяет предположить, что имя Климента Охридского навсегда останется в благодарной памяти потомков.
Латышев Олег Юрьевич - п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпресс», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва.
Латышева Полина Александровна - исполнительный директор, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Москва, Россия.
Радаэлли Массимо, д.ф.н., вице-президент и глава итальянского национального отделения, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Милан, Италия.
Луизетто Мауро - д.ф.н., почетный вице-президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко, г. Пьяченца, Италия.
Другие статьи авторов:
Зодчие Санкт-Петербурга из рода Трезини
Екатеринбург, Свердловск, и вновь – Екатеринбург!
Место филателии среди «широких» культурных индустрий
Николай Пирогов: у истоков русской военно-полевой хирургии и школы анестезии
Януш Kорчак – педагог милостью Божией
К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова
Михаил Ломоносов – Homo Universalis
Интервью с О.Ю. Латышевым