Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству

2023-09-20 10:39:20, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века». 

В этой статье Андрей Петрович расскажет о наиболее известных художниках — представителях авангарда.

*  *  *

В середине последнего десятилетия XIX века расцвел стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в почтовой графике. Предшественники авангарда ХХ века – Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн, были современниками этого стиля, а экспрессионист Эдвард Мунк начинал с символизма и модерна.

В эти годы полиграфисты уже имели в своем распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, продолжала совершенствоваться металлография. Марки печатались на бумаге с водяными знаками причудливых форм, и на рубеже веков стилизованный водяной знак становится чуть ли не самостоятельным произведением искусства, предвосхищая концептуальный дизайн ХХ века.

Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм в изобразительном искусстве, культ извивающихся линий в декоративно-прикладном искусстве, свободная компоновка объемов в архитектуре. Мастера почтового дизайна сразу же стали использовать все эти новшества, в результате чего появился совершенно новый стиль оформления почтовых документов.

Мы приведем лишь несколько примеров, показывающих, что авангардисты во многом опирались на символизм и модерн. Представители авангарда всегда подчеркивали, что они преодолевали буржуазный вкус. Они прощались с академизмом, который воплощали Арнольд Беклин, Ганс Макарт и Карл Пилоти, но не порывали с гармонией и пластикой, преклонением перед античностью и Возрождением.

Описывая произведения искусства ХХ века, часто говорят о преодолении академизма. Австриец Г. Макарт (1840–1884), стиль которого узнаваем на многих современных марках, репродуцирующих живопись, был очень привлекательной личностью.

Многие талантливые художники и критики конца XIX– начала XX века ломали головы над секретами и тайнами, связанными со славой знаменитого австрийца, но прежде всего – над фантастической популярностью Макарта.

Это модное поветрие было всеобъемлющим и многие представители кубизма, абстракционизма и сюрреализма прошли через это модное поветрие. Оно затронуло не только собственно живопись, но и оформление жилого интерьера, костюм и ювелирные украшения. Насмотревшись на репродукции картин Макарта (оригиналы были недоступны), европейцы стремились воссоздать у себя дома обстановку, увиденную на этих полотнах. А светские дамы северной столицы добавляли к своей внешности и интерьеру дома разные аксессуары, которые сделали бы их похожими на героинь венского виртуоза.

Дело в том, что с приходом художника Макарта в русский культурный обиход женщины открыли для себя новый и загадочный жанр, который сегодня называется «одна дома». Этот жанр позволил женщинам задуматься о том, что значит остаться наедине с собственной красотой, увидеть саму себя в зеркале, абстрагировавшись не только от уличного шума или от общения с мужем и детьми, но и вообще от всего мира. И тут-то из таинственного зазеркалья и проступала загадочная душа красоты, которой в этот момент никто не мешал появиться.

Отсюда один шаг до молодого Пабло Пикассо, Пьера Боннара и Анри Матисса. А филателистам жанр «одна дома» интересен тем, что в нем выполнены многие картины, посвященные чтению письма и репродуцированные на марках, выпуск которых приурочен к Международной неделе письма.

Ганс Макарт родился в эпоху романтизма, поэтому его и считали романтически направленной личностью, дарящей зрителям лирическое настроение.

Эмоциональная приподнятость его работ подкупала посетителей художественных галерей. Учился Г. Макарт сначала в Венской академии искусств, затем в Мюнхене у крупнейшего живописца-академиста Карла Пилоти. И после этого до самой смерти писал картины на исторические и мифологические сюжеты.

Обилие в его мастерской музейных предметов и сами масштабы этой огромной мастерской покоряли всех, кто заходил в этот храм искусства.

Художник прожил короткую жизнь, в которой не было никаких внешних событий, а был только лишь напряженный творческий труд.

Арнольд Беклин родился в 1827 году. Учился живописи сначала у себя на родине в Швейцарии, затем в Дюссельдорфской академии художеств. Он рано начал путешествовать. Посетив Италию, молодой живописец проникся любовью к культуре этой страны. В его полотнах узнаются итальянские пейзажи.

Особенно популярной была картина «Остров мертвых» (1894), изображающая скалистый остров, куда Харон перевозит души мертвецов.

Сочетание суровых скал и мрачного неба с кипарисами и архитектурными мотивами создает тяжелое впечатление соприкосновения с царством смерти. И опять-таки отсюда один шаг до авангарда ХХ века.

Художники-сюрреалисты ХХ века обожали А. Беклина и во многом считали себя его последователями. Тяга к А. Беклину прослеживается не только на открытках, которым не было числа, но и на марках многих европейских стран. Художники полюбили эти мрачноватые пейзажи и изображения фавнов и демонов.

Арнольд Бёклин. Кентавр и нимфа 1855 г

Выдающийся чешский художник Франтишек Купка (1871–1957) имел отличную академическую выучку, и все изображенные им люди нарисованы так тщательно, словно он пишет академическую картину, а не создает социальную карикатуру.

Живя во Франции, Ф. Купка сблизился с художниками-сатириками. Он одним из первых поднял в своих работах тему проституции. На улицах Парижа он встречал девочек-подростков, из бедности вынужденых пойти на панель, и художник не пожалел сатирических красок для изображения тех, кто пользовался услугами юных блудниц. На страницах журналов появилась целая галерея уродов, тянущих к юным существам безобразные клешни.

Представители буржуазии рано поняли, что в журнальную сатиру пришел профессионал высочайшего класса, и стали думать, как его нейтрализовать. Художник был приглашен в буржуазные семьи, обласкан и осыпан почестями и престижными заказами. Скоро социальная сатира в его творчестве стала более мягкой. Но образ толстого капиталиста укрепился в мировом авангарде.

В двадцатые годы Дворцовая площадь в Петрограде невольно стала местом авангардистских экспериментов. Ее переименовали в площадь Урицкого. Каждый год – 1 мая и 7 ноября – там устраивались демонстрации, на которых не только прославлялись коммунистические идеалы, но и высмеивался буржуазный строй. Здесь впервые в России демонстрировались трехмерные карикатуры – гигантские ватные манекены, воплощавшие «власть капитала», «империализм» и «растлевающее влияние церкви».

 Франтишек Купка. Аморфа. Фуга в двух цветах. 1912 г.

Самое интересное, что ненавистные художникам-агитаторам буржуи очень полюбились настоящим капиталистам. В зарубежных странах признано, что эти ватные манекены – первые в мире объемные карикатуры на богатых, знаменуют собой новый тип «социального карнавала» и являются великими памятниками культуры. Они вошли в историю мирового искусства, их модели имеются в крупнейших музеях мирового авангарда, а почтовые открытки с их изображением оцениваются на аукционах чрезвычайно высоко. Получилось, что Ф. Купка, начав с модерна, стал авангардистом.

Франтишек Купка. Клавиши фортепиано (Озеро). 1909 г.

И, наконец, для коллекционеров немаловажно, что авангардисты независимо от интереса к современной им почтовой графике пользовались марками эпохи модерна. Такие стандартные марки как сидящая Гельвеция, Марианна-сеятельница, голова Гермеса и многие другие не раз наклеивали на конверты будущие корифеи авангарда П. Пикассо, А. Матисс, К. Бранкуси и многие другие.

Этот стиль настолько полюбился издателям почтовых марок и филателистам, что в ХХ и в XXI столетиях неоднократно выходили марки и конверты, возрождающие графическую идиоматику модерна. Это – своеобразная дань стилю, который так много дал авангардистскому искусству.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!