Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Дом-шар и марки Республики Кугельмугель

2023-10-06 09:15:35, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Филателист Игорь Леонидович Шевченко представляет цикл статей о «почтовых призраках» — неисследованного пласта филателии.

Сегодня Игорь Леонидович рассказывает о необычном доме-шаре и марках  Республики Кугельмугель.

*  *  *

В Вене (Австрия) между Дунаем и Дунайским каналом находится знаменитый парк Пратер, протяжённостью 5 км. Название парка происходит от испанского «prado» – «луг». Первые упоминания о нем относятся к 1162 году! Парк был излюбленным местом охоты императорской семьи.

В 1766 открыт для посетителей. Большую его часть занимает так называемый «зелёный Пратер» (Grüner Prater), где сейчас находятся главная аллея, территория Венской международной ярмарки, ипподром, стадион, велодром, спортивные площадки.

Каждый, кто побывал в Пратере, не может пройти мимо еще одной достопримечательности, появившейся уже в наше время – необычного дома-шара диаметром около 8 метров, сооруженного австрийским художником Эдвином Липбюргером (Edwin Lipburger) и расположенного на небольшом земельном участке, окруженном оградой с колючей проволокой наверху.

Из надписи на плакате, хорошо видном любому посетителю парка, явствует, что огороженная территория есть ни что иное, как… Республика Кугельмугель с единственным постоянно проживающим здесь жителем.

Липбюргер родился в 1928 году в Лаутерахе (Lauterach). В 1951-1961 годах работал поваром в различных санаториях. В 1964-1967 годах – учился в Академии художеств в Вене.

История появления самопровозглашенной «республики» довольно занимательна и началась еще в начале 70-х годов прошлого века. В 1971 году Эдвин Липбюргер построил в Катцельдорфе, расположенном в округе Венский Нойештадт в Нижней Австрии, на лугу недалеко от Ландештрассе 4091, дом-шар.

Главная идея создания такого жилища заключалась в том, что шар – идеальная форма для жилища, поскольку он опирается на землю сравнительно небольшой частью своей поверхности, фактически парит над ней, не портит своим внешним видом ландшафт, в отличие от домов традиционных форм, не занимает большую территорию и обладает по сравнению с ними большей полезной площадью.

Кроме того, шар, по мнению Липбюргера, символизирует собой свободу, потому что не имеет ни начала, ни конца, а также символизирует гармонию с природой: ведь Земля – круглая, жизнь замкнута в круг и находится в вечном движении, как катящийся шар… Вот такая философия.

Дом-шар имеет в основе своей железобетонный столб-опору, заканчивающийся в центре шара. На его верхнем торце закреплен пол верхнего этажа.

Внешние стены изготовлены из 128 конструкций, представляющих собой деревянные рамы, обшитые оцинкованной жестью, и скрепленные друг с другом жестяной же лентой шириной 12 мм. Стыки проложены специальным уплотнителем, изготовленным на основе каучука. Стены с внутренней стороны утеплены. Имеется вентиляция и сантехнические удобства, подключаемые к городскому коммунальному хозяйству.

Для отопления жилища используются электрические нагреватели. Все деревянные конструкции обработаны защитным составом. Дом имеет два этажа, соединенных между собой винтовой лестницей. Площадь полов составляет 60 м2.

Общий объем внутренних помещений составляет примерно 236 м3. Так как разрешения на постройку дома у Липбюргера не было, он оправдывал «самострой» тем, что это всего лишь «застывший в некоем временно стабильном положении шар», «вдояковыпуклые стенки внутреннего помещения которого не подпадают ни под одно из принятых в Нижней Австрии строительных правил», соответственно, нет таких правил и для всей «конструкции в виде шара 20 метров по окружности».

Кроме того, заявлял изобретатель, дом-шар опирается на такое небольшое по размеру основание, что практически едва касается совершенно незначительного клочка земли. Исходя из этого, Липбюргер в 1976 году провозгласил свое необычное жилище Республикой Кугельмугель (нем.: «Kugel» – «шар»; «Mugel» – «круглый камень, валун»), себя, естественно, ее президентом, а также премьер-министром и министром всех сфер деятельности. С этого времени он называет себя магистром Эдвином Липбюргером-Кугельмугель (Mag. Edwin Lipburger-Kugelmugel).

Липбюргер стал незаконно устанавливать изогнутые (чтобы иметь повод препираться с властями) дорожные знаки с указанием направления на «республику»-дом. Эти знаки снимались и конфисковались жандармерией, что вызывало недовольство владельца необычного сооружения. Дело закончилось судебным разбирательством. В 1979 году окружной суд Венского Нойештадта приговорил «президента» за превышение полномочий к 10 суткам тюремного заключения. В июне 1982 года дом-шар был перевезен в Венский Пратер, где его разместили за Планетарием по адресу: площадь Антифашизма (Antifaschismusplatz), 2 (цифра «2» обозначат, что дом относится ко второму району округа Леопольдштадт).

Но и здесь не обошлось без скандала. Вскоре Липбюргер обратился в прокуратуру с заявлением о неправомерных претензиях к нему жителя Вены Гельмута Цилька (Helmut Zilk), который, помогал ему перевезти дом в столицу. Якобы, Цильк сначала заявил о том, что все издержки по перевозке дома-шара берет на себя, а затем потребовал денежную компенсацию за выполненную работу. Чем закончилась тяжба – история умалчивает.

Число граждан Республики Кугельмугель, включая и ее основателя, по состоянию на апрель 2006 года составляло около 400 человек, проживающих по всему миру, а здесь числящихся в «вынужденной эмиграции». С 1976 года Липбюргер отказывается платить налоги австрийскую казну.

Тогда же он выпустил т.н. «Специальную почтовую марку интеллектуальной Венской Ратуши», за что был обвинен в незаконном издании знаков почтовой оплаты и получил по приговору суда тюремный срок. Только помилование австрийского президента спасло его от отбывания срока за решеткой.

«Президент» воспрял духом и… продолжил выпуск марок. Сейчас известно, по крайней мере, о более чем трех десятках различных «марок» Республики Кугельмугель, представляющих собой (за редким исключением) одну и ту же надпечатку названия самопровозглашенной республики на марках Австрии с изображением пейзажей и исторических достопримечательностей из ежегодно пополняющейся серии «Прекрасная Австрия».

Между прочим, «президент» использует на территории «республики» собственный почтовый штемпель с почтовым индексом «1028» и текстом: «Wien-Kugelmugel» («Вена – Кугельмугель»). Естественно, что эти «марки» и штемпель гашения носят исключительно сувенирный характер и к настоящей почте (и филателии тоже!) никакого отношения не имеют.

В 1985 году Липбюргер объявил об основании «Альтернативной ратуши Лаутераха», гражданской вспомогательной службы и гражданской инициативы «Спасение Лаутераха от разрушения сталелитейной промышленностью».

В 1986 году была создана «государственная художественная галерея» Республики Кугельмугель. Во всех его начинаниях ему активно помогает сын Клаус Липбюргер-Кугельмугель (Klaus Lipburger-Kugelmugel) художник и фотограф (родился в 1953 году в Лаутерахе).

Его портрет, кстати, красуется на одной из марок Кугельмугеля. С октября 2005 года велась официальная домашняя страница Республики Кугельмугель со всеми интересными историческими и техническими деталями необычного строения.

В настоящее время она, к сожалению, недоступна. Эдвин Липбюргер умер в январе 2015 года, и его сын Клаус Липбюргер занял пост президента. А сам дом-шар давно стал достопримечательностью австрийской столицы.

И.Л. Шевченко

 

Другие статьи автора

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание




Комментарии к статье:
2023-10-09 18:43:48, Валерий
Отличное начинание. И я так хочу. Но сначала объявляю себя многократным чемпионом своей квартиры по теннису, шахматам - шашкам всех видов и стрельбе из лука.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!