Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Кто назначает цены на марки?

2023-10-26 20:13:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В одном из последних опросов большинство наших читателей заинтересовал вопрос ценообразования в марках. К сожалению, об этом, действительно, мало пишут, умалчивают сами авторы каталогов, а если и проскочит какая-то публикация, то скорее в тему инвестиций в филателии.

Мы попробуем немного «рассеять завесу тайны» в этом вопросе. И сразу очертим 3 типа цен: цены в каталогах, цены на рынке, и цены на аукционах. Так как любой сведущий филателист умеет или должен уметь мониторить эти цены.

Не люблю понятие «первичного рынка» применительно к филателии, но коль кое-кто его по старинке применяет, начнем с него.

Это знаки почтовой оплаты современной России, выпускаемые для нужд почты России, а также коллекционеров фактически государственными или подконтрольными государству организациями. И продаваться они должны по номиналу, на них указанному. По этой причине в официальных каталогах АО «Марка» продажные цены даже не указываются. А что же с ценами в каталогах и на рынке (так называемом – вторичном)?

Каталогов-то у нас по сути всего полтора. Хотя это лучше, чем иметь всего один. Зарубежные каталоги типа американского Скотта, немецкого Михеля, французского Ивера я в расчет не беру. Почему? Объяснять, наверное, лишне.

В фактически единственном коммерческом каталоге «Стандарт коллекции» автор так объясняет свои цены: «Цены должны учитывать интересы всех участников рынка, в том числе и дилеров. Они должны иметь свою выгоду, иначе они эти марки вообще продавать не будут». И еще один постулат, который можно отнести к маркам всех периодов, начиная с 1857 года: «Цены в каталоге не абсолютные, а больше относительные, определяющие степень редкости одних относительно других».

Вот с позиций этих двух утверждений мы вкратце и рассмотрим цены на современные марки РФ, перед тем как перейти к маркам СССР.

Марки РФ покупаются по номиналу в почтовых отделениях РФ или торговых точках (филиалах) АО «Марка». При условии, если они там еще есть в наличии. А реальность такова, что в почтовых отделениях продаются только стандартные (тарифные) марки, а в салонах «Коллекционер» марок до 2012 года выпуска уже фактически нет, и даже в годовых комплектах последних лет не вкладываются абсолютно все номерные позиции. То есть порядка 15 и более процентов марок, вышедших в последние 3-4 года, уже отсутствуют на так называемом первичном рынке. Так за сколько тогда их можно приобрести? Или точнее, за сколько их продают дилеры или просто коллекционеры, которые по какой-то причине решили с ними расстаться? Конечно же, не по номиналу.

Можно негодовать, возмущаться некоторыми высокими ценами каталога относительно номиналов. Тем более учитывая, что номиналы с каждым годом растут. «Абсурд!» — порой восклицают филателисты. Лист уменьшенного формата выпуска, скажем 2022 года, стоит столько же, как хорошая серия СССР 1950 года, которую еще поищи в идеальном состоянии.

Да, это так! Если у нее номинал, помноженный на маржу дилера 20% такой, что равен цене серии 1950 года. Возможно, что-то не так «в нашем королевстве». Но если это признать как несправедливость цен, то выхода может быть всего два: либо снижать номиналы современных марок, либо повышать цены на марки старые. Какой вариант выберете Вы?

Так как бумажный каталог марок РФ у нас фактически единственный, и на него все же кто-то ориентируется, то на мой взгляд, упрек можно сделать только про относительность цен в нем указанных. А вот с ней, этой относительностью, еще не все в порядке, хотя каталог уже выдержал много редакций. Мерилом может стать только «Его Величество» или же «ничтожество» — рынок. И «вторичный» (все же приходится использовать этот термин) рынок здесь находится в такой зависимости от «первичного», что ни автору каталога, ни всем нам, не позавидовать.

И при этом рынок показывает, что не получается пока в каталоге «Стандарт-коллекции» выдерживать эту относительность цен. Немало марок, блоков и малых листов можно приобретать за 30% цен каталога, многое – за 50%, а есть позиции, которые еще поискать за 80% и даже выше каталога!

Тиражи выпусков официально объявлены, но степень редкости или дефицитности марок современной России фактически не зависит от тиражей. Можно конечно, выслушивать истории типа: этот лист из серии весь порвали и потому его нигде не найти и стоит он теперь 200 000 рублей. Либо, что весь тираж выкупили родственники того, кому посвящен выпуск.

Филателия во все времена сопровождалась различными байками, легендами, которые охотно передавались коллекционерами из уст в уста. Действительность же такова, что марки современной России выпущены совсем недавно, многие еще «в ходу» для нужд почтовых отправлений.

Поэтому узнать, сколько и каких выпусков осталось еще на складах – нереально. Является ли дефицит какого выпуска искусственным? Или вскорости он появится на рынке в изобилии, Вам вряд ли кто расскажет.

Поэтому можно пока сделать такой вывод. Цены на эти марки определяет конечно рынок, то есть спрос и предложение. Но устойчивыми их не назовешь. Зато это дает повод филателистам рассчитывать на будущую выгоду в дополнение к удовольствию от коллекционирования.

Мы специально не рассматриваем и игнорируем такие «произведения современного искусства» (то бишь современной филателии), как пропуски перфорации, беззубцовые и пробные выпуски, измененные зубцовки. Во-первых, ими интересуется один человек из ста. И во-вторых, вокруг них столько «тумана» и «пены», что голова кружится. Время все расставит на свои места.

Переходим к наиболее массовому разделу — филателия СССР. Казалось бы, здесь все должно быть понятно по ценообразованию, проверенному многими десятилетиями. И это подкреплено утверждением одного из авторов каталога: «Всплески цен на старые марки недопустимы, они проверены временем».

Вот о факторе времени мы немного поговорим. Обманчивая вещь – это время. Казалось бы, оно играет на руку любому коллекционеру, не только филателисту. Чем старее предмет, тем ценнее он представляется. НО!... При одном и важном условии – обеспечении сохранности и состояния. Марки, как и произведения искусства, и даже еще сильнее, со временем стареют. Пожелтение бумаги, рассыхание и потрескивание клеевого слоя, да и просто грязь, изломы при не очень аккуратном обращении с ними, явно не добавляют радости владельцам коллекции или потенциальному покупателю.

На вопрос «почему у Вас в каталоге цены на старые марки такие сверх дорогие?» (подразумевалось – по сравнению с ценами в другом каталоге, или даже с ценами сделок на рынке и объявлений в Интернете), автор ответил коротко: «У меня цены только на идеальные марки».

Мы уже писали ранее, что некоторые эксперты и аукционные дома ведут до 10 и более степеней градации состояния материала. От высшего, максимально идеального, где, например, центровка марки измеряется до долей миллиметров. До самого низшего, где допустимо отсутствие одного или даже двух зубцов.

Так как же учитывают время, или точнее, состояние марок, каталоги, рынок и аукционные сайты или дома?

Как-то при общении со мной посол в одной самой уважаемой в филателии стране, посетовал: «Почему до сих пор не создали такую программу, подношу я свою марку к телефону, навожу камеру, и мне сразу выдается сколько она стоит?». Удобно?! Конечно же, удобно! Миллион филателистов по всему миру мечтают о такой программе. И как человек, имеющий отношение к написанию программ, я мог бы ответить, что написать такую программу – плевое дело. И даже собрать базу данных изображений всех марок мира – решаемая задача, возможно на 95% уже кем-то реализованная. Загвоздка в одном...

А как сосканировать время, то есть состояние? И если на эту марку в нашей, скажем – уже созданной базе, цена варьируется от состояния «абсолютного люкса», например, 10000 рублей, до состояния «ну хотя бы такую» — 400 рублей, программа должна будет Вам сообщить какую правильную цену на именно Вашу марку.

И вот в мире, давным-давно, более ста лет назад, одним человеком, имени которого никто никогда и не вспомнит, было придумано… усреднение. Он подсчитал, что педантичных, щепетильных людей не более 10%. Как кстати и их противоположностей, спокойных и удовлетворенных всем, что имеют, не сильно обращая внимание на состояние.

Так вот, для 90% людей он и придумал усредненную, упрощенную систему оценок градаций состояния. В филателии это выразилось в виде обозначений **, *, гаш. Это, конечно, на многие годы дало облегчение в формировании каталогов, ценников, описаний лотов. И это хорошо действует и применимо к материалам и периодам лет, где с понятием «идеального состояния» все просто и понятно. 

Для марок СССР это, скажем, с 1940 года по 1991. Поясним ценообразование этого периода. Именно для этого периода марок СССР характерно, что как рынок, так и аукционы держат цены в каталогах как более-менее устойчивые ориентиры. Здесь к фактору времени (сохранности) добавилось еще и такое обстоятельство, как повторные выпуски второй половины 1950-х годов. Эти оба фактора поддерживают до сих пор Предложение, удовлетворяя тем самым Спрос.

Этой информацией конечно располагают авторы каталогов, а также дилеры и аукционисты, которые зачастую и консультируют авторов каталогов перед очередным выходом новой редакции каталога.

Можно ли ориентироваться на каталоги и как использовать их цены для этих марок? Держа в уме принцип «относительности» цен в каталогах, дилеры, аукционисты, а также просто филателисты как покупатели и как продавцы, этим принципом удачно пользуются. Исторически сложилось, что марки продаются с понижающем коэффициентом от каталога в вилке 0,7-0,8.

Так вот принцип относительности, перенесенный из каталогов в реальную жизнь, сводится к тому, что более редкие и дорогие марки продаются с еще большим коэффициентом (вплоть до 0,9 и выше). А дешевые массовые могут опускаться до уровня 0,3-0,5.

Поясним происхождение и обоснованность этих цифр. В клубах и на аукционных площадках среди продавцов преобладают сами филателисты, и покупателем у них окажется скорее всего также коллекционер, а не дилер и уж тем более не аукционист. После окончательного ухода в прошлое эры обмена, ориентир в виде базиса каталога у людей, конечно, остается. Коэффициент 0,7-0,8 здесь является как бы скидкой, приятной покупателю и допустимой для продавца.

Понятно, что дилер продает из расчета своей выгоды с покрытием издержек на свою деятельность. И у него понижающий коэффициент от каталога будет минимальный, только конкурентные цены других дилеров могут влиять на него. Если же дилер будет снижать коэффициент от каталога, тогда и всем филателистам придется снижать свои цены, иначе кто у них будет приобретать? А это, как Вы уже понимаете, многим продавцам совсем не интересно. Да и просто коллекционерам будет «не очень приятно» видеть, как цены на марки своей коллекции вдруг снижаются.

А вот для марок довоенного периода фактор состояния выходит на первое место. Во многих каталогах мира в предисловии поясняется, что основной указанной ценой для марок этих лет (плюс-минус несколько лет от 1940 года) считается состояние * - с наличием наклейки или ее следов. А уж марки без наклеек ** следует считать с повышающим коэффициентом (до 100%), то есть отчасти ценообразование отдается на откуп продавца. Это объясняется понятными причинами. Таких марок в идеальной сохранности, действительно, мало. Да и само понятие «идеальной» становится субъективным. Представьте, насколько реально найти и держать в руках марку 100 и более летней давности в том виде, как будто она только что вышла из-под типографского станка? И как и где она должна была храниться столько лет?

Так вот, на такие старые марки более реальные цены определяют дилеры и зачастую ФОРМИРУЮТ торги на аукционах. А уже задача авторов каталогов отслеживать такую информацию. Конечно, заглядывать и ориентироваться на каталоги и здесь полезно. Но, в первую очередь, покупая марки довоенных лет, следует ориентироваться на «у кого покупать?». Мечтать купить такие марки по 0,7 от цен каталога можно, но вероятность, что такие марки будут с изъянами или после реставраций, будет очень высокой. А можно и нарваться на откровенную подделку.

Помните, что чем дороже марки (да и вообще любой предмет коллекционирования), тем изощреннее и качественнее будет подделка. За редким исключением, когда марки из хороших коллекций попадают в случайные руки людей, довоенные марки да и вообще дорогие и редкие марки чаще всего продаются через аукционы или у крупных дилеров.

У дилеров цены заранее объявлены, условия покупки можно обсуждать напрямую с дилером. Предоставляются гарантии и условия возврата или замены. В этом есть принципиальное отличие от покупки у частного лица (коллекционера) в интернете, например на Авито.

И теперь пришла пора поговорить об аукционах и их роли в формировании цен на рынке. Казалось бы, аукцион – самое удачное место, где в соревновательной борьбе покупатель определяет реальную цену на выигранный лот. И в дальнейшем рынок имеет полное право ориентироваться на результаты торгов.

На самом деле все не так просто и однозначно. Я не буду рассматривать аукционы типа Ebay, «Молоток», «Мешок», где лоты предлагаются по фиксированной цене. Конечно, мониторить такие лоты можно, с поправкой на состояние материала, и что-то даже удачно покупать. Но напомню, сейчас мы говорим не о рядовом и массовом филателистическом материале. Интересны для анализы аукционы с «низкого старта», и даже с рубля. Такие аукционы предполагают, что все лоты сто-процентно будут проданы. Этот прием все охотнее применяют серьезные аукционные дома, убеждая владельцев лотов, что тем самым будет гарантирована продажа их материала. Расчет очевидный.

На привлекательную цену старта обратят внимание большее количество потенциальных покупателей, ну а далее, в пылу борьбы, могут и перескочить через верхнюю планку той цифры, которую себе назначили до торгов. Так на самом деле по статистике и происходят. Высок процент людей, кто в борьбе делают на 1-2 аукционных шага выше своего ранее назначенного потолка. Ну а если двое или больше принципиальных «бойцов» войдут в раж, так и итоговая цена лота может оказаться нереально завышенной. Но это все больше в теории.

Практика порой оказывается прозаичнее, и даже грустнее. У аукционов есть внутренняя кухня, о которой не любят рассказывать. Это и разгон лотов, резервная цена, гарантированная цена, особый договор с аукционистом, ставки «от люстры», да и сговор потенциальных покупателей. Аукционные игроки со стажем уже умеют определять «не чистые» торги. Но и то не всегда. Поэтому не искушенному филателисту как и в выборе дилера, так и аукционного дома, следует полагаться на их репутацию.

Так в чем особенная роль аукционов в формировании цен на рынке? Сделки дилеров не публичные. Цены продаж могут только передаваться кулуарно, достоверность такой информации не проверишь. Результаты же торгов на аукционах фиксируются и доступны для просмотра, в том числе и в архивах, за длительное время.

Печатные каталоги выпускаются с периодичность раз в два года.А аукционы в последнее время проходят чуть ли не каждую неделю. То есть информация о продажах становится значительно актуальнее. Часто цена старта лота следующего аукциона корректируется в зависимости от удачных торгов подобного лота на предыдущем аукционе. Это и объяснимо, только с поправкой, если торги на аукционах по этим лотам были честные, а не фиктивные.

Пока все.

Резюме.

- Ориентироваться на каталоги марок можно.

- Мониторить торги на аукционах полезно.

- Остерегайтесь привлекательных (низких) цен на редкие и дорогие марки. Приобретайте марки у продавцов с репутацией.

- Если у Вас цель – продать свои марки, то спешка – не лучший помощник. Продажа целиком коллекции или оптом – готовьтесь к заметному снижению цены.

- Ну и как же обойти вопрос инвестиций. Стабильно будут расти в цене и пользоваться спросом дорогие, редкие и уникальные вещи.

Редакция Филателия.Ру

На эту статью пришел комментарий-загадка от Платонова Александра: «И вот в мире, давным-давно, более ста лет назад, одним человеком, имени которого никто никогда и не вспомнит, было придумано… усреднение». Цитата из «Кто назначает цены на марки?». Не согласен. Филателия знает и чтит этих людей.

Вопрос. Найдите почтовые марки с людьми, которые придумали усреднение.

Ответ. Мы же помним, чему равны пифагоровы штаны. Закон больших чисел тоже никто не отменял. У среднего значения числового ряда есть авторы.

Определяется как число, равное сумме всех чисел множества, деленной на их количество. Является одной из наиболее распространенных мер центральной тенденции. Была предложена, наряду со средним геометрическим и средним гармоническим, еще пифагорейцами.

Пафнутий Львович Чебышев. Все в мире стремиться к золотой середине – центральная предельная теорема или закон больших чисел.




Комментарии к статье:
2023-10-27 16:44:03, Максим Грошев
Интересная статья. При оценке "первичного" рынка было бы уместно принимать в расчет тот факт, что потребителями значительной доли выпускаемых сейчас коммеморативных почтовых марок стали посткроссеры. Не разбираясь в сущности филателии как таковой, они тем не менее серьезно подходят к вопросу максимального соответствия тарифа, сюжета на марке и сюжета на открытке. О том, что эти потребители важны, свидетельствуют регулярные встречи посткроссеров в салонах Марка. Я сам видел - девушка при мне купила весьма большое количество недавно изданных марок, тогда как я сам беру по максимум 2-3 комплекта. И тогда станет хотя бы ясно, почему уже на "вторичном" рынке дефицит выпусков с простым сюжетом, но пользующимся успехом у посткроссеров. Т.е посткроссер воздейтсвует на рынок, но не покупает у дилеров марки по завышенным ценам (может, я ошибаюсь?). Если в России будет издаваться потенциально популярная серия - скажем, "Туризм в регионах России", то красочные марки будут отличным вариантом для франкировки открыток, и будет спрос, и будет рост цены в недалекой перспективе.
2023-11-02 20:40:19, Валерий
Если очень хочется, то надо!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки