Филателист И.Л. Шевченко продолжает цикл статей о «почтовых призраках» — неисследованного пласта филателии. Сегодня Игорь Леонидович рассказывает о Княжестве Клавологика и его марках.
* * *
Довольно давно мне на глаза попался рисунок марки с загадочной надписью: «Principautè Clavologique / Ordre du Clou». Ясно было одно, что это — очередной «Почтовый призрак». Очередная загадка, требующая ответа! Последующие изыскания дали весьма любопытные результаты!
Итак, Франция, город Лион.
По адресу улица дю Бёф, 16 расположена Розовая Башня, настоящая визитная карточка Старого Лиона, возведенная в XVII веке. В 1937 году здание приобрело статус исторического памятника. Свой необычный цвет башня получила когда её собирались использовать при съёмках сцены для кинофильма «Три мушкетёра», да так розовой и осталась!
Во дворе Розовой Башни — обитая гвоздями дверь с надписью: «Институт клавологических наук» («Institut des Sciences Clavologiques») (от латинского clavum — гвоздь). За дверями начинается большой трабуль, выходящий на другом берегу реки Соны, часто использовавшийся знаменитым в середине XVIII века контрабандистом Луи Мандреном (местным Робином Гудом), чтобы уходить от королевских сборщиков налогов и полиции.
Трабуль – слово типично лионское. Оно обозначает коридор, как правило, узкий, который насквозь проходит через несколько зданий, чтобы связать между собой разные улицы. Это может быть как крытая галерея, так и переулок, расположенный под открытым небом. Само слово происходит от латинского «transambulare», что означает «пересекать». В общем, это такие переходы между улицами в Старом Городе.
«Институт клавологических наук», или «Орден Гвоздя» («Ordre du Clou»), создан признанным хранителем лионских традиций, историком и писателем, специалистом по народному образованию, активным пропагандистом лионского диалекта французского языка Феликсом Бенуа (1917–1995).
Как писал сам Бенуа, Великий канцлер Ордена Гвоздя, ректор Института клавологических наук и самопровозглашенный в 1977 году губернатор суверенного баронства Иль-Барб, «Орден Гвоздя — это ни что иное, как академия коллегиального руководства, которую я создал в 1950 году в подвале Коронной пивоварни с целью распространения лионского юмора за пределы Ассоциации лионских юмористов». Другими словами, это коллегиальный орган управления упомянутой «Ассоциации».
В подвале, вход в который находится в трабуле за воротами Розовой башни, «Ассоциация» обосновалась в 1959 году. Она объединяла любителей лионского юмора и прочих весельчаков, практикующих патафизику, философию писателя Альфреда Жарри, основывающуюся на постулате: «Ни к чему не относитесь серьезно, начиная с себя».
«Институт клавологических наук» был призван популяризировать все «шипы» лионской истории и местного юмора. Философский же ориентир патафизики странным образом «Институтом» (то бишь руководством «Ассоциации») признан не был!
В Уставе Ордена говорилось (довольно витиевато, но, наверное, понятно потенциальным членам этого органа), что «гвоздь, в принципе, не ржавеющий, поэтому коррупция и интриги не обязательно необходимы, чтобы его получить», «гвоздь будет выдаваться лишь тем, кто не просил этого, но кто дал понять, что это не будет ему неприятно». На церемонию вступления в «Орден Гвоздя» каждый адепт должен был явиться (ну да, а как иначе?!) «вооружённый» гвоздём, а вместо рыцарского меча использовался лёгкий макет большого гвоздя, которым четырежды касались попеременно правого и левого плеча посвящаемого.
Многие «рыцари» Ордена, собиравшиеся в подвале Старого Лиона за дверями «Института клавологических наук», были авторами знаменитых в городе розыгрышей. Но вот стать одним из членов самого «Института» было довольно сложно, так как их (членов) в соответствии с Уставом «Ордена» должно было быть ровно сто. И новый принимался только после естественного выбытия (понимаете, о чем речь) кого-то из действующих.
Само помещение Ордена делилось на три зоны.
Первая – «Нартекс», небольшой неф при входе в Орден (сразу за дверями), предназначенный для поклонения мифическому божеству Клавологосу. Что примечательно, входные двери имеют имя собственное – «Жорж Базен» – в честь лионского подвижника ХХ века, занимавшегося культурно-благотворительной деятельностью.
Название «Нартекс» заимствовано из терминологии древнего христианства. В древнехристианских храмах (базиликах) – это притвор (наподобие тамбура) при входе в храм, в котором при богослужении стояли люди, коим было запрещено находиться внутри самого храма, например, только ещё готовившимся войти в лоно церкви.
Вторая – «Лестница ума» (каждая ступень которой имеет значение для степени инициации члена «Ордена Гвоздя» и которая была позже преобразована в музей).
И третья зона – «Точечный гипогей» (гипогей – подземный храм), место проведения клавологических конклавов и место, где проводились научные и гастрономические вечера (Феликс Бенуа, кстати, слыл большим гурманом и являлся гастрономическим обозревателем в изданиях периодической печати!). Здесь же ежегодно, 8 декабря, в день основания «Ордена Гвоздя», вручались награды Ордена наиболее отличившимся его членам.
Пока не удалось найти сведений о том, когда (или было ли вообще) вместе с «Орденом Гвоздя» провозглашено Княжество Клавологика. Но вот «марка» с надписью «Principautè Clavologique / Ordre du Clou» (Княжество Клавологика / Орден Гвоздя) существует! И изображён на ней мифический князь (кто бы сомневался!) Клавологос Первый. (И мне одному кажется или нет, что его изображение напоминает фотографический портрет из мест не столь отдалённых?!). Номинал соответствующий – 10 гвоздей. Монограмма «LH», расположенная по обе стороны от названия княжества, по-видимому состоит из начальных букв слов «L'humour lyonnais» (Лионский юмор) либо просто «L'humour» (юмор).
Автором марки является соратник Феликса Бенуа лионский филателист и художник Огюст Бурди. Надо заметить, что для «Ордена Гвоздя» представленная «марка» – не единственная. Имеется около восьмидесяти различных «марок» с надписью «Ordre du Clou». В том числе и с аналогичным портретом Клавологоса Первого (к сожалению, качественного скана этих выпусков пока не нашлось).
В настоящее время сам Орден как бы «впал в спячку», и врата «Института клавологических наук» во дворе Розовой башни почти всегда закрыты. «Почти» – потому что время от времени здесь всё же проводятся дни открытых дверей для всех желающих.
И.Л. Шевченко
Другие статьи автора
Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии
Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание