Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Орден Гвоздя

2023-11-09 11:51:05, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Филателист И.Л. Шевченко продолжает цикл статей о «почтовых призраках» — неисследованного пласта филателии. Сегодня Игорь Леонидович рассказывает о Княжестве Клавологика и его марках.

*  *  *

Довольно давно мне на глаза попался рисунок марки с загадочной надписью: «Principautè Clavologique / Ordre du Clou». Ясно было одно, что это — очередной «Почтовый призрак». Очередная загадка, требующая ответа! Последующие изыскания дали весьма любопытные результаты!

Итак, Франция, город Лион.

По адресу улица дю Бёф, 16 расположена Розовая Башня, настоящая визитная карточка Старого Лиона, возведенная в XVII веке. В 1937 году здание приобрело статус исторического памятника. Свой необычный цвет башня получила когда её собирались использовать при съёмках сцены для кинофильма «Три мушкетёра», да так розовой и осталась!

Во дворе Розовой Башни — обитая гвоздями дверь с надписью: «Институт клавологических наук» («Institut des Sciences Clavologiques») (от латинского clavum — гвоздь). За дверями начинается большой трабуль, выходящий на другом берегу реки Соны, часто использовавшийся знаменитым в середине XVIII века контрабандистом Луи Мандреном (местным Робином Гудом), чтобы уходить от королевских сборщиков налогов и полиции.

Трабуль – слово типично лионское. Оно обозначает коридор, как правило, узкий, который насквозь проходит через несколько зданий, чтобы связать между собой разные улицы. Это может быть как крытая галерея, так и переулок, расположенный под открытым небом. Само слово происходит от латинского «transambulare», что означает «пересекать». В общем, это такие переходы между улицами в Старом Городе.

«Институт клавологических наук», или «Орден Гвоздя» («Ordre du Clou»), создан признанным хранителем лионских традиций, историком и писателем, специалистом по народному образованию, активным пропагандистом лионского диалекта французского языка Феликсом Бенуа (1917–1995).

Как писал сам Бенуа, Великий канцлер Ордена Гвоздя, ректор Института клавологических наук и самопровозглашенный в 1977 году губернатор суверенного баронства Иль-Барб, «Орден Гвоздя — это ни что иное, как академия коллегиального руководства, которую я создал в 1950 году в подвале Коронной пивоварни с целью распространения лионского юмора за пределы Ассоциации лионских юмористов». Другими словами, это коллегиальный орган управления упомянутой «Ассоциации».

В подвале, вход в который находится в трабуле за воротами Розовой башни, «Ассоциация» обосновалась в 1959 году. Она объединяла любителей лионского юмора и прочих весельчаков, практикующих патафизику, философию писателя Альфреда Жарри, основывающуюся на постулате: «Ни к чему не относитесь серьезно, начиная с себя».

«Институт клавологических наук» был призван популяризировать все «шипы» лионской истории и местного юмора. Философский же ориентир патафизики странным образом «Институтом» (то бишь руководством «Ассоциации») признан не был!

В Уставе Ордена говорилось (довольно витиевато, но, наверное, понятно потенциальным членам этого органа), что «гвоздь, в принципе, не ржавеющий, поэтому коррупция и интриги не обязательно необходимы, чтобы его получить», «гвоздь будет выдаваться лишь тем, кто не просил этого, но кто дал понять, что это не будет ему неприятно». На церемонию вступления в «Орден Гвоздя» каждый адепт должен был явиться (ну да, а как иначе?!) «вооружённый» гвоздём, а вместо рыцарского меча использовался лёгкий макет большого гвоздя, которым четырежды касались попеременно правого и левого плеча посвящаемого.

Многие «рыцари» Ордена, собиравшиеся в подвале Старого Лиона за дверями «Института клавологических наук», были авторами знаменитых в городе розыгрышей. Но вот стать одним из членов самого «Института» было довольно сложно, так как их (членов) в соответствии с Уставом «Ордена» должно было быть ровно сто. И новый принимался только после естественного выбытия (понимаете, о чем речь) кого-то из действующих.

Само помещение Ордена делилось на три зоны.

Первая – «Нартекс», небольшой неф при входе в Орден (сразу за дверями), предназначенный для поклонения мифическому божеству Клавологосу. Что примечательно, входные двери имеют имя собственное – «Жорж Базен» – в честь лионского подвижника ХХ века, занимавшегося культурно-благотворительной деятельностью.

Название «Нартекс» заимствовано из терминологии древнего христианства. В древнехристианских храмах (базиликах) – это притвор (наподобие тамбура) при входе в храм, в котором при богослужении стояли люди, коим было запрещено находиться внутри самого храма, например, только ещё готовившимся войти в лоно церкви.

Вторая – «Лестница ума» (каждая ступень которой имеет значение для степени инициации члена «Ордена Гвоздя» и которая была позже преобразована в музей).

И третья зона – «Точечный гипогей» (гипогей – подземный храм), место проведения клавологических конклавов и место, где проводились научные и гастрономические вечера (Феликс Бенуа, кстати, слыл большим гурманом и являлся гастрономическим обозревателем в изданиях периодической печати!). Здесь же ежегодно, 8 декабря, в день основания «Ордена Гвоздя», вручались награды Ордена наиболее отличившимся его членам.

Пока не удалось найти сведений о том, когда (или было ли вообще) вместе с «Орденом Гвоздя» провозглашено Княжество Клавологика. Но вот «марка» с надписью «Principautè Clavologique / Ordre du Clou» (Княжество Клавологика / Орден Гвоздя) существует! И изображён на ней мифический князь (кто бы сомневался!) Клавологос Первый. (И мне одному кажется или нет, что его изображение напоминает фотографический портрет из мест не столь отдалённых?!). Номинал соответствующий – 10 гвоздей. Монограмма «LH», расположенная по обе стороны от названия княжества, по-видимому состоит из начальных букв слов «L'humour lyonnais» (Лионский юмор) либо просто «L'humour» (юмор).

Автором марки является соратник Феликса Бенуа лионский филателист и художник Огюст Бурди. Надо заметить, что для «Ордена Гвоздя» представленная «марка» – не единственная. Имеется около восьмидесяти различных «марок» с надписью «Ordre du Clou». В том числе и с аналогичным портретом Клавологоса Первого (к сожалению, качественного скана этих выпусков пока не нашлось).

В настоящее время сам Орден как бы «впал в спячку», и врата «Института клавологических наук» во дворе Розовой башни почти всегда закрыты. «Почти» – потому что время от времени здесь всё же проводятся дни открытых дверей для всех желающих.

И.Л. Шевченко

 

Другие статьи автора

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание

Дом-шар и марки Республики Кугельмугель




Комментарии к статье:
2023-11-09 20:32:39, Светлана
Очень интересно!
2023-11-13 20:58:57, Владимир
Молодец, Игорь! Марка у многих есть, а вот историю мало кто знал!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!