Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

К 335-летию со дня рождения архитектора М.Г. Земцова

2023-11-14 10:19:58, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Михаил Григорьевич Земцов, 335 лет назад появившийся на свет в Первопрестольной, наибольшую часть своей жизненной энергии отдал новой столице — Санкт-Петербургу. Он является первым русским дипломированным архитектором, представителем стиля так называемого «Петровского барокко».

Реализовать свои художественные замыслы Земцову довелось в годы правления племянницы Петра I, Анны Иоанновны.

Почтовая миниатюра № 2534 "Нагрудный знак с портретом Петра I" из серии марок № 2533-2536 «Сокровища России. 300 лет государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации», выпуск 3 сентября 2019 года в оформлении художника-дизайнера А. Московца. 

Кроме этого, Михаил Григорьевич Земцов смог развить свой неординарный творческий потенциал ещё и в период бытования стиля «Елизаветинского барокко», получившего свое название от имени дочери первого российского императора Елизаветы Петровны.

Почтовый блок № 1376. История Российского государства. 300 лет со дня рождения Елизаветы Петровны (1709-1762), императрицы. Выпуск 6 ноября 2009 года. Работа художника Г. Балиева и гравера О. Клочковой.  

Земцов обучался в школе, которая была организована при типографии Оружейной палаты в Московском Кремле. После этого семья Земцовых переехала в Санкт-Петербург. Здесь его обучение продолжилось.

В 1709 году для изучения  в подлиннике трактатов А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» и Дж.Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры», Земцову потребовалось хорошее знание итальянского языка. В Петербургской губернской канцелярии ему удалось получить недостающие знания. В 1710 году, по указу Петра Первого, Земцова направляют работать помощником сподвижника императора, архитектора Доменико Трезини.

С 1719 года Земцов помогал в Стрельне и Петергофе Николо Микетти, который заменил заболевшего Жана Батиста Александра Леблона.

В период с 1720 по 1722 год Михаил Григорьевич работал в Ревеле, как тогда назывался Таллинн, современная столица Эстонии. Здесь ему предстояло помогать Николо Микетти возводить дворец Екатериненталь (Кадриорг) для супруги Петра Первого, российской императрицы Екатерины I.

Почтовая марка Эстонии. К 300-летию со дня открытия Екатериненталя (Кадриорга)

В 1723 году Пётр Первый направил Михаила Григорьевича в Стокгольм, чтобы тот мог нанять для новых российских строек опытных мастеровых. Там Земцов познакомился с архитектурой, которая была выполнена в стиле северной готики, носившей название «кирпичной», а также барокко.

С 1724 года, после того как Николо Микетти вернулся на работу в Италию, Земцову было поручено возглавить все начатые Микетти работы. Практически сразу же Михаил Григорьевич получил звание архитектора.

В 1726 году Земцов назначается на должность «городового архитектора». При этом он возглавлял работы в Летнем саду, строил восстановленные в Петергофе фонтаны и возводил павильон «Грот».

Почтовый блок № 1318. История Российского государства.
325 лет со дня рождения Екатерины I (1684-1727), выпуск 21 мая 2009 года, работа художника Г. Балиева

В 1727 года Земцов принимает у Гаэтано Киавери (Кьявери) «эстафету» в работе над зданием Кунсткамеры, чтобы на протяжении семи лет уделять этому особое внимание. 

Горизонтальные сцепки из трех еврооткрыток дизайна Е. Плотниковой. Выпуск 7 ноября 2013 года, № 2013-204/5-2013-215/5 и № 2013-213/5-2013-215/5 с панорамными видами историческогоцентра Санкт-Петебурга и Кунсткамеры

Внутри Кунсткамеры, под руководством Михаила Григорьевича, были произведены различные «починки и доделки». Главным же образом, Земцов занимался оформлением интерьеров здания.

Конверт с оригинальной маркой № 265/кор «300 лет Кунсткамере», выпуск 18 августа 2014 года.
Дизайн А. Поварихина. 

В этом же году в Кунсткамеру были перенесены все личные коллекции Петра Первого, библиотека и колоссальных размеров Готторпский глобус.

Принято считать, что здание Кунсткамеры приобрело свой окончательный вид к концу XVIII века именно благодаря усилиям М.Г. Земцова. К этому моменту оно было увенчано величественной башней, многочисленными статуями в нишах, а также волютами на внешних стенах боковых павильонов.

Почтовый конверт № 247К-2005, выпуск 23 декабря 2005 года 


Конверт № 70К-2014/2014-096 выпуска 6 июня 2014 года
«Санкт-Петербург. Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии. 300 лет».

В 1728 году Земцов строит Исаакиевскую церковь по проекту Г.И. Маттарнови, предвосхитившую собой всемирно известный шедевр Огюста Монферрана.

В период с 1728 по 1734 год Земцовым была воздвигнута изящная церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, которая располагается на улице В.Г. Белинского, неподалёку от Летнего сада в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург. Улица В. Г. Белинского. Церковь Симеона и Анны. Фото О. Ю. Латышева, 21 июня 2012г.

Церковь Симеона и Анны была освящена 27 января 1734 года. Её шпиль был создан голландским мастером Харманом ван Болосом.

В 1730 году Земцов возглавляет в Петергофе все строительные работы. Его следует назвать полноправным автором заключительных работ по созданию композиции Большого каскада, а также серии фонтанов, сохранившихся до наших дней без существенных изменений.

 Петергоф. Большой каскад. Фото О. Ю. Латышева, 2011г.

Именно по проекту М. Г. Земцова в Верхнем и Нижнем парках была развита обширная сеть аллей. Их знаменитым организующим началом стал так называемый «Трезубец аллей», равномерно расходящихся от здания Большого дворца по направлению к Финскому заливу, а также к павильну «Эрмитаж» и Монплезиру Петра Первого.

В период с 1732 по 1735 год Михаил Григорьевич курировал в Александро-Невской лавре строительство корпусов.

Также Земцов завершал постройки своего наставника Доменико Трезини. К их числу следует отнести находящееся рядом с домом А.Д. Меньшикова на Васильевском острове Здание Двенадцати коллегий, в котором сейчас располагается Санкт-Петербургский (в советское время – Ленинградский) государственный университет.

Почтовая марка Министерства связи СССР к 150-летнему юбилею Ленинградского унвиерситета.  

Фото здания Санкт-Петербургского университета. О.Ю. Латышев. 2011г.

Уникальной в здании Двенадцати коллегий и по сей день остаётся отделка Петровского зала, до революции называвшегося Сенатским. Она выполнялась под руководством Земцова в период с 1735 по 1736 год. Над этой отделкой с Михаилом Григорьевичем работали тессинские скульпторы-декораторы, братья Джованни Росси, однгого из которых в Российской империи называли Иваном, а другого, Иньяцио Лодовико, Игнатий.

Отделка Петровского зала предвещает рокайли, которые будут распространены в дальнейшем, во время «Елизаветинского периода» развития отечественной архитектуры.

Живописный плафон Петровского зала был написан Алексеем Матвеевичем Матвеевым «с живописной командой» Канцелярии. В отделке также были применены настенные панно, в качестве авторов которых выступили А.М. Матвеев и Г.С. Мусикийский.

Горизонтальная сцепка почтовых марок РФ № 662-663 с купоном «300-летие со дня рождения А.М. Матвеева (1701-1739)», выпуск 15 февраля 2001 года, в художественном оформлении А. Плетнева.

В интерьере Петровского зала сохранились угловые печи, которые были декорированы волютами, а также лепные десюдепорты с вензелями, включающими в себя начальные латинские буквы «Р» и «А» имён Петра Первого и его племянницы, российской императрицы Анны Иоанновны.

Кроме этого, в связи с безвременной кончиной Доменико Трезини, Земцов, в период с 1734 по 1739 годы, руководил строительством церкви для госпиталей на Выборгской стороне. В ней, спустя время, разместятся аудитории Императорской Военно-Медицинской академии (Военно-Медицинская академия имени С.М. Кирова Министерства обороны РФ).

Здение Императорской Военно-Медицинской академии. 1914 год.

В 1734 году Михаил Григорьевич Земцов и русский архитектор немецкого происхождения Иван Яковлевич (Иоганн Фридрих) Бланк (отец архитектора К.И. Бланка) возвели в Царском Селе Знаменскую церковь, старейшее сооружение всего Царскосельского дворцово-паркового ансамбля. Следует отметить, что именно Знаменская церковь явилась первым зданием Царского Села, построенном из камня.

Знаменская церковь в настоящий момент приписана к Екатерининскому собору Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Царское село. Знаменская церковь. Мемориальная доска на здани церкви о работе М. Г. Земцова.
Фото О. Ю. Латышева, 25 октября 2012г.

В 1740 году Михаил Григорьевич прикомандировывается к так называемой «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» с целью редактирования и завершения трактата «Должность архитектурной экспедиции». Принято считать, что Земцов написал для него главы: «Об архитектуре и архитекторах», «Что делать при строениях», «О должностях разных художеств мастеров, обращающихся при строениях», «Об Академии архитектурной».

В 1742 году Михаил Григорьевич направляется в Москву для художественного оформления церемонии коронования императрицы Елизаветы Петровны. В Москве по проектам Земцова были построены временные триумфальные Мясницкие и Малые ворота, которые также назывались Яузскими, поскольку находились со стороны реки Яузы. В этом же году Земцов получает чин полковника. 

По мнению современников, Михаил Григорьевич был невероятно трудоспособен. У него постоянно было значительно больше заказов, чем мог позволить себе любой другой архитектор. Когда Земцова не стало, выполнявшиеся им обязанности пришлось разделить между 14-ю мастерами.  

Архитектор умер 28 сентября 1743 года. После его смерти началось строительство павильона Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села, проект которого он успел подготовить. Савва Иванович Чевакинский и Франческо Бартоломео Растрелли завершили прекрасное детище Михаила Григорьевича Земцова.

Почтовый конверт № 118К-2010/2010-117, выпуск 20 мая 2010 года «Царское Село. 300 лет. Павильон "Эрмитаж"».
Дизайн Х. Бетрединовой. Фото предоставлено ФГУК ГМЗ «Царское Село».

Царское Село. Павильон "Эрмитаж". Фото О.Ю. Латышева. 23 июня и 25 октября 2012г.

Так эстафета, передаваемая от одного архитектора другому, делает нашу Родину все краше и краше.

 

Латышев О. Ю., д.ф.н., п.д.н., к.филол.н., действительный член МАС, МАЕ, ЕАЕ, ISA, МОО АД ЮТК, член-корр. МАПН, профессор университета «Сайпресс», США, профессор РАЕ, президент, Международная Мариинская академия имени М.Д. Шаповаленко.

Опацкая Л. К., студентка 1 курса ФГБОУ Майкопский государственный технологический университет. Ландшафтная Архитектура (г. Майкоп)




Комментарии к статье:
2023-11-15 07:11:26, Вячеслав Березин
Коллеги-коллекционеры, очень интересный и познавательный материал! Но к чему Вы в конце материала указываете ВСЕ СВОИ ЗВАНИЯ И РЕГАЛИИ. Мы здесь все равны!
2023-11-16 14:45:02, Вадим Вячеславович Хижняков
Очень интересный материал! Некоторые вещи не знал. Спасибо!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!