Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

«Черное золото» на почтовых марках

2023-11-21 12:24:02, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Первая в мире скважина для добычи нефти была пробурена в Российской империи в Баку, в 1848 году. Она ознаменовала начало нефтяной революции.

В 1857 году, в Румынии, на нефтяных полях Плоешти, дала нефть первая в Европе скважина, а через два года в 1859 году, в штате Пенсильвания, у городка Тайтесвилл, бывший железнодорожный кондуктор Эдвин Л. Дрейк, сын фермера и механик, пробил скважину глубиной 23 метра, положив начало нефтяной промышленности США.

Прошло ещё пять лет и в 1864 году, на Кубани, в долине реки Кудако, полковником А.Н. Новосильцевым была построена буровая вышка, а в феврале 1866 года ударил первый на территории современной России нефтяной фонтан.

К началу 1870 года на Кубани добывалось до 1 млн. пудов нефти (16 тыс. тонн) т.е. 2% всего мирового производства (около 800 тыс. тонн) из которых 340 тыс. тонн (порядка 45% общемировой добычи нефти) приходилось на Российскую империю. Львиная доля этой добычи (более 95%) приходилось на Бакинские нефтяные промыслы.

На запах нефти в Россию хлынули иностранцы. Так в 1879 году все нефтяные предприятия полковника А.Н. Новосильцева перешли в руки американского предпринимателя Г. Тведдля, а вначале 1880-х гг. нефтеносными районами Кубани заинтересовались французы, организовав общество «Русский стандарт», которое арендовало и эксплуатировало Ильские нефтяные промыслы.

Но наиболее лакомыми для иностранцев были нефтяные промыслы Баку. Именно там «сколотили» своё состояние братья Нобель, один из которых — Альфред, стал основателем знаменитой Нобелевской премии. Первым продуктом из нефти, получившим всеобщее распространение, был керосин. Использовалось это топливо в основном в керосиновых лампах.

В 1885 году был построен первый в мире двигатель, работающий на бензине.

В 1893 году Рудольф Дизель выпустил книгу «Теория и конструкция теплового двигателя взамен паровой машины и ныне известных тепловых двигателей», в которой изложил принципы созданного им прибора.

Впервые двигатель, названный его именем (Дизель), был построен на Аугсбргском заводе, в 1897 году. Именно Дизель заменил паровой двигатель на железнодорожном и морском транспорте...

В декабре 1903 года братья Райт подняли в воздух первый в мире самолет, а через пять лет, в 1908 году, на рынке появился первый серийный автомобиль «Форд». Всего за три года в США было продано около миллиона таких машин...

Самолеты летают на керосине, дизели работают на солярке, автомобили (в основном) на бензине и всё это топливо является различными фракциями нефти. Ныне сотни миллионов автомашин, сотни тысяч самолетов и кораблей едут, летят и плывут по дорогам, морям и океанам нашей планеты. Нефть стала кровью всей современной экономики, а её добыча превысила 3 миллиарда тонн в год.

Нефтяные вышки на почтовых марках

В 1921 году, в Азербайджане вышли первые в мире марки, посвященные добыче нефти. А в 1959 году, к столетию начала пуска первой нефтяной скважины, в США вышла марка, посвященная этому событию.

В 1957 году, в Румынии вышли марки, посвященные первой в Европе нефтяной скважине. В 1933 году, в Советском Союзе вышла первая марка, на которой была изображена нефтяная вышка.

Через восемь лет, в 1941 году, в большой серии, посвященной индустриализации в СССР, вышла марка, посвященная добыче нефти. В этом году в стране было добыто 33 млн. тонн нефти.

Началась Великая Отечественная война, которая принесла огромные страдания и потери нашему народу. В 1945 году добыча нефти в СССР сократилась до 19,4 млн. тонн. В октябре 1946 года вышла серия марок, посвященная «Послевоенному восстановлению и развитию народного хозяйства», одна из миниатюр в этой серии была посвящена развитию нефтяной промышленности.

Через два года, в 1948 году, в Советском Союзе вышла огромная серия – 28 марок, которая называлась «За досрочное выполнение первого послевоенного пятилетнего плана». На одной из миниатюр была изображена транспортировка нефти.

В 1959 году, в серии марок «Семилетний план развития народного хозяйства СССР», вышла марка, посвященная росту производства нефти за годы семилетки. Ещё в 30-х годах между Волгой и Уралом, в Татарии, Башкирии начали разрабатывать месторождения «Второго Баку», и уже в 1965 году в СССР было добыто 243 млн. тонн нефти.

В конце 60-х годов началось активное освоение месторождений Западной Сибири. В 1970 году в СССР добыли 353 млн. тонн, а через десять лет уже 603 млн. т. нефти.

В 1974 году вышла марка, посвящённая освоению месторождений Западной Сибири – «Нефть и газ Тюмени на службе Родине», а в 1971 году вышла марка, посвященная нефтяным месторождениям Азербайджана – «Баку - нефтяные камни».

В 1988 году, в СССР добыли рекордные 624 млн. тонн нефти, что составило 40% в энергетическом балансе Советского Союза.

Танкеры и трубопроводы

Добыча нефти — это только первый этап её использования. Еще нефть нужно доставить на нефтеперерабатывающий завод, где из нее, путём перегонки, получат – бензин, керосин, солярку, мазут. Для транспортировки «черного золота» сначала использовали гужевой транспорт – лошадей, ослов, верблюдов, а затем железнодорожный транспорт (нефтяные цистерны), нефтеналивные суда и нефтепроводы.

Первый в мире нефтепровод длиной 6 км был построен в США, в 1865 году. В Российской империи первый нефтепровод, по проекту знаменитого инженера Владимира Григорьевича Шухова, был построен в 1878 году. Нефтепровод длиной в 10 км соединил Балаханские промыслы с Баку. В нем впервые в мировой практике был использован метод перекачки нефти с прогревом.

В 1881 году Шухов предложил и применил впервые в мире способ подъёма нефти из скважины на поверхность путем закачки воздуха по трубе к забою скважины (способ «эрлифта»). В 1883 году Шухов рассчитал и построил первые круглые резервуары для хранения нефти и нефтеналивные суда, представляющие собой самые большие в то время баржи грузоподъёмностью 12000т.

В 1884 году работа Владимира Шухова, посвященная теории нефтепроводов, стала первым в мире исследованием в области нефтяной гидравлики, ряд положений которого используется до настоящего времени. Шухов является изобретателем крекинг-процесса (1891 г.), на основе которого им была создана первая промышленная установка по перегонке нефти.

Всего по проектам В.Г. Шухова было построено 65 нефтеналивных судов и 3241 нефтерезервуаров.

В конце XIX века в Российской империи был построен нефтепровод Баку-Батуми.  Танкеры, загрузившись нефтью в Батуми, везли её в города Причерноморья и через пролив Боспор и Дарданеллы в другие страны мира.

В 1939 году мой отец Севастьянов Михаил Иванович по призыву «Комсомольцы во флот», работал мотористом на танкере «Совнефть», водоизмещением 12 тыс. тонн, самом большом танкере на Черном море. В 1936-37 гг. танкер возил горючее в Испанию, где шла гражданская война, и капитан со старпомом, как рассказывал отец, за эти рейсы были награждены орденами «Красная звезда».

В своей записной книжке папа писал: «25 января 1939 г. 24 января я окончил работать на теплоходе «Ялта» и рассчитался, т.е. списался с него 24 января. В этот же день вечером, мы с Николаем Довбня зашли в отдел кадров «Совтанкера» и рассказали, что уже с т/х «Ялта» мы рассчитались и нас нач. О.К. тов. Ананьев И. послал т.е. дал направление работать на т/х танкер «Советская нефть». Получив документы и разовый билет в Батуми мы с нетерпением ждали того часа когда выедем…

26 января в 8 ч.30 м. мы на т/х «Н. Островский» отплыли в Батуми…

27 января выехали с порта г.Поти в 1 ч. 45 м. дня, в г.Батуми прибыли в 4 час. 30 мин, устроились в гостинице «Моряк»...

30 января 0ч. 30 мин. мы прибыли на т/х «Совнефть». Переночевав на т/х, утром в 8 часов начали работать в бригаде… В 9ч. 30 м. мы отшвартовались от причала Батумского порта и с грузом отправились в Одессу…

31 января. Второй день в плавании. Не видно берегов, дождь, туман, а также был шторм силою 5-6 баллов…

1 февраля. Третий день не вижу берегов земли. Качка утихла…

2 февраля. В 0ч. 20 мин. пришли в Одессу и стали на рейде. Утром в 8ч. 40мин. причалили к причалу. С 8ч. до 12 ч. работал на лебёдке, с 12ч. стоял на вахте. В 6 часов вечера был в городе. Очень холодно в Одессе. Видно большой промышленный город…

4 февраля. Утром, часов в 8, тронулись из Одессы в Батуми. Днём была большая качка, без привычки было скверно на голову…». 

После открытия богатейших нефтяных месторождений на Ближнем востоке, в Ираке, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Бахрейне и Эмиратах стал вопрос о создании танкеров большой грузоподъёмности.

В середине 60-х самым большим танкером в мире было судно «Ниссо Мару» – 130 тыс. тонн. В 1969 году был спущен на воду танкер «Универсал Айлант», водоизмещением в 380 тыс. тонн.

Ныне самый большой танкер «Яр Викинг» весит 560 тыс. тонн, имеет длину 485 м., ширину 69 м.

Марки и открытки из коллекции автора

М.М. Севастьянов, г. Краснодар

 

Другие статьи автора:

История на марках. Герб Советского Союза

Первые Герои Советского Союза на почтовых марках

Арктика на марках. Земля Франца-Иосифа

Стратостаты и стратонавты на почтовых марках  

Прошлое и будущее дирижаблей. Полузабытые гиганты неба

История баскетбола на почтовых марках




Комментарии к статье:
2023-11-21 14:32:57, Сухарев А.И.
Жму руку, коллега! Интересный материал Вы опубликовали. Тем паче что связан он с вашей биографией, семьёй.
2023-11-29 02:12:01, Сергей В.
Не мог бы уважаемый автор ответить хотя бы на пару вопросов: Какое отношение к теме имеют 5 спецгашений на первом экспонате и балкер на последней голубенькой марке Индии? Для справки (по данным Википедии): упомянутый танкер " Jahre Viking" (длиной 458м) НЫНЕ более не существует, т.к., во-первых, не раз переименовывался, а во-вторых, порезан на металлолом в 2010г.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!