Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского

2023-11-23 13:37:50, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».

В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве Василия Кандинского.

 *  *  *

Теперь, когда мы в общих чертах рассмотрели экспрессионизм, остановимся на творчестве В. Кандинского – нашего великого соотечественника, внесшего большой вклад в развитие мирового авангарда.

Василий Васильевич Кандинский родился в 1866 году в Москве в семье торговца чаем и происходил из старинного купеческого рода. Предки художника были монголами. Будущий знаменитый живописец не пожелал стать коммерсантом, он учился юриспруденции в Московском университете, но никогда не работал юристом. Его рано привлекло изобразительное искусство, и он стал писать маслом. В 1895 году он посетил выставку французских импрессионистов и понял, что живопись становится его страстью.

Профессиональную подготовку в области живописи Кандинский получил в Мюнхене, в студии известного художника Антона Ашбэ, а затем в ателье знаменитого символиста Франца фон Штука.

В те годы в искусстве Германии огромное значение придавалось мифологии и эпосу. Художники много читали, рассматривая живопись как своего рода приложение к литературе и философии.

Ранние работы Кандинского выдают интерес художника к сказкам и легендам, близость к символизму. Из него получился бы хороший иллюстратор художественной литературы. Но на дворе была эпоха символизма, в богатых домах устраивались спиритические сеансы, и художники всерьез заинтересовались аномальными явлениями – призраками, духами, возможностью перенестись в потусторонний мир.

Хорошее образование, полученное Кандинским, позволяло ему свободно ориентироваться в истории права, но юридические познания уживались в его душе с интересом к этнографии и фольклору. Все это наложило отпечаток на своеобразную манеру Кандинского. Постепенно сказочные сюжеты, которые когда-то были для художника предметом научного анализа, переселились на страницы альбомов в виде композиций.

Цикл «Стихи без слов» был создан в самом начале ХХ века. В него вошли произведения сказочного жанра – иллюстрации к легендам и преданиям. И все же этот цикл не исчерпывает отношения Кандинского к миру – иллюстратором сказок и легенд он так и не стал.

Но он очень увлекся искусством Таиланда и Африки, поэтому силуэтная графика этих стран, представленная сегодня и на марках, была использована Кандинским при подготовке к печати альманаха «Синий всадник» (Мюнхен, 1912). В нем сочетались влияния Индии, Таиланда и Южной Америки. Интересно, что филателисты уже предпринимали попытки отразить многообразие тем этого альманаха средствами филателии – те сферы искусства, которые привлекали экспрессионистов и те национальные культуры, которые они изучали, нашли широкое отражение на марках.

Кандинский любил яркую палитру, смелые сочетания контрастных цветов и, казалось бы, ничто не предвещало обращения к чистой абстракции. Но художники многих стран понимали, что живопись – это не литература, воссозданная на холсте, а нечто совсем другое. И Кандинский создал сначала первую в жизни абстрактную акварель (1910, это был пейзажный мотив), а затем развернул на своих полотнах своего рода параллельный мир – мир чувств и эмоций. Этот мир был беспредметным, и не сразу был понят современниками.

В Мюнхене Кандинский вместе со своим другом Алексеем Явленским и группой немецких художников создал объединение «Синий всадник», которое в начале 1910-х годов стало признанным центром немецкого авангарда.

Довольно длительный период жизни художника связан с преподаванием в объединении Баухауз – группе немецких архитекторов и живописцев, исповедовавших идеи функционализма-конструктивизма. Многие идеи Кандинского, связанные с абстрактным восприятием формы и цвета, были использованы немецкими архитекторами и вошли в историю. Несмотря на то, что многие члены объединения любили создавать абстрактные силуэтные композиции из геометрических фигур, Кандинский остался приверженцем ярких красок, интенсивной цветовой гаммы. Он во многом опирался на подсказки подсознания и воображения, диктовавшие ему каскады абстрактных форм.

Книга Кандинского «О духовном в искусстве» стала важнейшим документом в эстетике ХХ века, ибо в ней содержится манифест прихода художника к новым формам отражения действительности. Силуэт играл важную роль в «инвентаре» этих форм.

В конце двадцатых годов художник начинает отходить от фигуративности в искусстве и создает чисто абстрактные композиции. У художника были грандиозные планы, но приход с власти национал-социалистической партии помешал его дальнейшей карьере в Германии. Теории Кандинского были несовместимы с фашистской идеологией, и последние годы жизни он провел во Франции. Преподавание в «Баухаузе» – школе, в которой к нему относились с величайшим уважением, пришлось навсегда оставить.

В. Кандинский слился душой с немецкой художественной традицией, и ему было нелегко порывать с Мюнхеном и Веймаром. Интересно, что если бы не эти события, Кандинский наверняка соприкоснулся бы с почтовой графикой Германии, где с конца 1920-х годов набирала силу тенденция приглашать для оформления марок представителей авангарда. 

Абстрактное искусство не одобряли и в СССР.  Неудивительно, что Кандинскому не посвящено ни одной почтовой миниатюры ни в СССР, ни в России – еще сильна инерция дискуссий 1960-х годов.

Художник Лайонель Файнингер, которому посвящена одна из марок Германии, сам того не ведая, оказал Кандинскому довольно большую услугу. В 1919 году он создал гравюру на дереве под названием «Кафедральный собор социализма» с изображением готического храма со звездами на шпилях. Звезды поразительно напоминали кремлевские, и это вызвало невольную симпатию Москвы к искусству авангарда, хотя и ненадолго. Получалось, что Файнингер изобразил социалистическое будущее в виде храма. После этого немецких экспрессионистов особо не ругали в советской прессе, а после войны даже акцентировали их страдания и мытарства в период фашизма. Но до издания марок дело так и не дошло.

Оболганный критиками Кандинский скончался в 1944 году во французском городе Нейи-сюр-Сен, и Советский Союз остался безучастным к судьбе великого художника. Даже после смерти Кандинского его не понимали и не принимали на родине, статус художника долгое время оставался неопределенным.

Гонения на абстракционистов, которыми был отмечен рубеж 1950-х и 1960-х годов, не прошли мимо великого теоретика абстрактного искусства. Его имя упоминалось в самых нелицеприятных контекстах – властное веление времени требовало «узнаваемых форм» в искусстве. К сожалению, эти требования исходили не только от идеологических чиновников – «среднестатистический советский человек» тоже внес свою лепту в гонения на художников, поскольку хотел видеть на выставках узнаваемый мир, иметь дома репродукции Айвазовского и Шишкина.

Эпоха оттепели могла стать временем возвращения Кандинского. Но, к сожалению, не стала. Рабочие и крестьяне, геологи и нефтяники щедро давали корреспондентам радио и телевидения интервью, в которых клялись в верности реалистическому искусству. Любители искусства не понимали, что эстетика Кандинского вовсе не «отменяет» ни Шишкина, ни Айвазовского, а только создает новую концепцию и идет дальше. В конце концов, ведь уживались же в альбомах филателистов марки с репродукциями художников самых разных направлений!!!

Долгое время интересные работы Кандинского оставались непонятыми и неразгаданными, а у рядового советского зрителя вообще не было возможности познакомиться с его графикой. Лишь в 1967 году, на выставке «Русская графика конца XIX – начала ХХ века» были представлены работы из цикла «Стихи без слов», и завораживающие силуэты Кандинского стали доступны зрителям. А опубликован этот цикл был гораздо позже. Сегодня наследие художника успешно осваивается, и о его творчестве выходят все новые книги и статьи.

На рубеже пятидесятых и шестидесятых годов имя Кандинского еще упоминалось в пропагандистских брошюрах о крахе буржуазной культуры. Но с началом перестройки иностранные музеи, поняв, что в Советском Союзе происходит «послабление режима», стали умолять Министерство культуры СССР дать напрокат хоть какие-нибудь работы раннего Кандинского. Стали появляться толстенные каталоги со ссылками на советские музеи. Все это способствовало повышению уважения к имени художника, росту его популярности в СССР, а затем и в новой России.

С каждым годом расширяется география стран, посвятивших художнику почтовые марки. Сам бог велел реабилитировать Кандинского, и хочется пожелать, чтобы миниатюры с репродукциями его работ стали выходить не только в зарубежных странах, но и в России.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Другие статьи цикла:

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

 

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!