Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Огюст Бурди и его марки

2023-12-05 11:00:21, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Филателист И.Л. Шевченко продолжает цикл статей о «почтовых призраках» — неисследованного пласта филателии. Сегодня Игорь Леонидович рассказывает о коллекционере Огюсте Бурди и его марках.

*  *  * 

Огюст Бурди родился 12 июня 1926 года в Алексе (Allex), городе, расположенном в регионе на юго-востоке Франции с центром в Лионе. Через некоторое время его семья перебралась в сам мегаполис. Огюст рос любознательным и увлекающимся мальчишкой. С детства любил рисовать и отличался неуёмной фантазией и жаждой знаний.

Когда Огюст подрос, он каждое воскресенье бегал на главную площадь Лиона. Площадь Белькур считается одной из самых больших во Франции и во всей Европе. В длину она составляет 310 м, а в ширину – 200 м и после тесных улочек центральной части Лиона кажется просто огромной.

Но юного Бурди на ней привлекал только один-единственный магазин. Тот, который торговал почтовыми марками, которые навсегда стали неотъемлемой частью всей его жизни.

Однажды, в 1950 году, он обнаружил в любимом магазине коллекцию необычных некаталогизированных марок, так называемых «марок-золушек». Они понравились ему своим загадочным происхождением и разнообразием сюжетов. И он, не раздумывая, приобрёл многие из них. Огюст не на шутку увлёкся марками несуществующих государств и довольно быстро нашёл коллекционеров-единомышленников по всему миру. Впоследствии Бурди возглавил «Французский клуб марок-золушек» и многие годы являлся его президентом.

Молодого коллекционера очень расстраивал тот факт, что объектов его увлечения от года к году становилось всё больше и больше. Особенно бурным потоком они выплёскивались из Великобритании. Приобретение такого большого количества выпусков сильно ударило по бюджету его хобби. Денег катастрофически не хватало. Надо было что-то предпринимать, чтобы удовлетворить все свои желания.

И ему пришла в голову гениальная мысль: а почему бы самому не выпускать марки выдуманных государств, продавать их и на вырученные деньги пополнять свою любимую коллекцию?! Благо примеров у него перед глазами было предостаточно, стоило только открыть любой из своих альбомов. К тому времени Огюст уже стал неплохим художником. Да и фантазии ему было не занимать. Это эпохальное, можно без преувеличения сказать, событие в жизни коллекционера и художника произошло в 1964 году.

Естественно, встал вопрос: где и кому продавать созданные им «марки»?

Задуманное было успешно воплощено в жизнь! Бурди нашёл человека, подхватившего его идею. Им стал Пьер Вион, владелец кафе «Au Roi de L´Ile» («У короля острова») на северной оконечности острова Рой, находящегося в нескольких километрах вверх по течению от острова Барб. Как именно использовались «марки» острова - пока точно не установлено. Возможно, гостям кафе предлагалось купить «марки» острова за небольшую цену, своего рода «входной билет в заведение». А, может быть, они реализовывались и каким-то иным способом. В настоящее время энтузиасты активно разыскивают потомков Пьера Виона, которые, вполне вероятно, могут знать что-либо о взаимоотношениях их родственника и Огюста Бурди и порядке получения дохода от островных «марок».

Плодотворное сотрудничество продолжалось целых двенадцать лет, до самого закрытья кафе и отъезда Виона. Тогда же завершился и выпуск «марок» для кафе. Но не для острова! Бурди на ряде неизданных эссе острова от руки сделал надпечатку «PPC», что означает «Pour Prendre Congé» — «Взять отпуск». Он продолжал продавать их уже после того, как прекратились регулярные выпуски «марок» для заведения Виона на острове Рой.

Кстати, пару слов о самом острове Рой. Это остров на реке Сона, недалеко от города Лион, без жителей, без жилых домов, без почты, без мэра… Всё это сейчас запрещено законом! Посещение его жёстко регламентировано. Ведь остров — строгий природный заповедник для животных и растений, который по-французски называется «Zone Naturelle d'Intérêt Écologique, Faunistique et Floristique» (ZNIEFF) («Представляющая интерес природная зона экологии, животного и растительного мира»). Здесь обитают, например, эндемичные виды животных, такие как европейский бобр, европейские зимородок и голубь.

Остров разделен между двумя соседними коммунами мегаполиса Лион: Коллонж-О-Мон-д'Ор и Фонтен-Сюр-Сон. Зимой остров сильно подтопляется и практически весь уходит под воду.

На заповедном острове с начала 1940-х годов существует ресторан «The Crusoe Guinguette» («Крузо Гингетт»). Он открыт для посетителей с начала июня до конца сентября. Это единственное заведение на острове и единственны ресторан в Лионе, который доставляет гостей к заказанным столикам на лодке.

Огюст Бурди активно сотрудничал с владельцем ресторана в 1976-1980 годах и создал немало «марок» от имени острова Рой.

К этому времени Огюст Бурди уже сам стал землевладельцем и хозяином острова Барб, для которого с 1976 года стал выпускать собственные «марки». А с 1977 года Бурди, как вы помните, начал выпускать марки уже для «Суверенного государства Иль-Барб».

Список творческих профессий, почётных званий и различных должностей (в том числе и шуточных) этого неординарного человека впечатляет: землевладелец, художник, писатель и публицист, известный филателист и редактор филателистических журналов, составитель собственных каталогов и редактор коллективного труда других филателистов, рыцарь «Ордена Гвоздя» и орденоносец этого Ордена, член «Ассоциации лионских юмористов» и «Института клавологических наук», барон, обладатель почётного титула «мэтр», Министр Меровингской службы коммуникаций и Почтмейстер «Суверенного государства Иль-Барб», и прочая, и прочая, и прочая …

Помимо выпуска собственных «марок», Огюст Бурди с энтузиазмом каталогизировал другие «марки-золушки». Он начал выпускать серию книг об этих «марках», располагая их в алфавитном порядке по странам. Успел выпустить три основных тома на буквы от «A» до «F» и один том дополнений к первым трём.  

К сожалению, эта большая работа так осталась незавершённой. Огюст Бурди скоропостижно скончался в возрасте 56 лет 2 августа 1982 года.

Объём творчества Бурди тоже впечатляет. Как художник и филателист он оставил после себя огромное наследие. Не последнее место в этом наследии занимает целый ряд созданных им «марок» фантастических и несуществующих государств, «эмиссий» для островов, на которых никогда официально марки не издавались, ремейки ранее выпущенных неофициальных и локальных марок. Кстати, изображения последних Бурди часто использовал в качестве сюжетов для своих «марок» острова Рой. Многие его «эмиссии» впоследствии снабжались разнообразными надпечатками.  

Помимо уже известных нам выпусков для «Ордена Гвоздя» («Ordre du Clou» и «Principautè Clavologique / Ordre du Clou»), острова Барб («Île Barbe» и «Etat Souverain de L´Ile Barbe») и острова Рой («Ile Roy»), Огюст Бурди придумал и издал следующие «марки»:

«Ile d´Eros» – остров Эрос.

«Principautè de L´Olivette» – Княжество Оливетт (это название берёт начало от «оливок». И номинал их представлен в «Скуфинах», мешках из волосяной ткани для перевозки оливок).

Княжество Оливетт расположено в районе Ньона, одного из древнейших городов Прованса, в исторической области Баронни, неподалёку от Мон-Ванту. Главой государства в период выпуска «марок» в 1980 году был Его Светлость принц Чарльз Первый.  

«Crown Republic of Karmastan» – Коронная Республика Кармастан.

«Républica del Gambilla» – Республика Гамбилла.

Ремейки локальных выпусков:

Афганистана,

Брунея (Brunei),

Гамбурга (Hamburg),  

Гессена (Giessen),

Дрездена/Ганзы (Dresden/Hanza),

Моресне (Moresnet),

Мюнхена (Munich),

острова Клиппертон (Clipperton Island),

Огненной Земли (Tierra del Fuego),

России (дореволюционных земских марок Ливенского уезда. Интересно, что слова «Ливенская» и «земская» Бурди изобразил как «ЛИВЕНСНАЯ» и «ƆЕМСНАЯ»),

Чунцина (Китай) (Chungking L.P.O).

Среди коллекционеров «марок-золушек» имеются почитатели творчества Огюста Бурди, собирающие его произведения. «Марки» Бурди время от времени всплывают на аукционах и на специализированных электронных торговых площадках и неизменно пользуются повышенным спросом, особенно во Франции, на его родине.

В 2021 и 2022 годах вышли два каталога на английском языке с описанием всех известных «марок» Огюста Бурди:

Bernhard Luerssen. Ile Roy. Illustrated Collector's Handbook. 2021 edition.

Bernhard Luerssen. Independent State of Ile Barbe. Illustrated Collector´s Handbook. 2022 edition.

Будем надеяться, что когда-нибудь удастся их полистать вживую. А пока порадуемся, что раскрыта тайна ещё нескольких «Почтовых призраков»!  

И.Л. Шевченко

 

Другие статьи автора

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии

Зазеркалье политической карты мира Мира Филателии. Окончание

Дом-шар и марки Республики Кугельмугель

Орден Гвоздя

Остров Барб и его марки




Комментарии к статье:
2023-12-05 13:30:04, Сухарев А.И.
Спасибо большое. Интересно...
2023-12-08 18:49:10, Валерий
Большое спасибо, очень интересно

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!