Андрей Петрович Дьяченко представляет цикл очерков, посвященных искусству авангарда, отраженному в филателистических материалах. Предназначен он главным образом для тех, кто хотел бы создать тематическую или мотивную коллекцию на тему «Искусство ХХ века».
В этой статье Андрей Петрович рассказывает о творчестве Анри Матисса.
* * *
Творчество Анри Матисса (1869 – 1954) пока не очень широко представлено на марках и блоках, и это не может не вызывать сожаления. Впрочем, в последние годы ситуация улучшается. Отметим, что мало кто из авангардистских художников оказал такое разностороннее влияние на графику почтовых миниатюр, как Матисс. Его свободная и раскованная манера рисунка буквально покорила мастеров почтовой графики.
Анри Матисс. 1933 г.
К Матиссу всегда все относились очень серьезно. Поэтому в качестве необычного явления хочется особо отметить марку ЧССР, на которой репродуцирован дружеский шарж на Матисса работы художника Адольфа Гофмейстера.
Здесь у Матисса очень серьезное лицо, и глядя на его портрет, не верится, что он мог позволить своей линии легкомысленно бегать по бумаге, едва лишь намечая моделируемые им формы. А ведь такой серьезный с виду Матисс был предельно раскован в своем творчестве. Некоторые его работы можно даже назвать «озорными».
Художник родился в городе Като-Камбрези в семье торговцев. Он получил юридическое образование, и даже некоторое время занимался адвокатской практикой. Однако увлечение изобразительным искусством взяло свое. В 1891 году Матисс становится учеником Академии Жюльена в Париже. Наступает 1893 год, и мы застаем Матисса учеником Школы изящных искусств Гюстава Моро.
Начав с академической живописи, Матисс проделал очень сложный путь в искусстве, попробовав свои силы в разных стилях. В 1906 году он совершил поездку в Алжир. Орнаменты мусульманского востока, необычные системы композиционного построения ковров и картин заставили его забыть об академизме.
Матисс – автор больших живописных панно, портретов и натюрмортов, книжных иллюстраций. Для его творчества характерно необыкновенное единство стиля.
В отличие от Пикассо, творчество которого отчетливо делится на периоды, и по каждому периоду могут быть подобраны филателистические материалы, свободная и раскованная манера Матисса характеризовалась относительным единством в течение всей жизни художника.
О Матиссе всегда заходит речь, когда обсуждается искусство середины ХХ века. Дело в том, что смелые новаторские приемы Матисса оказали огромное влияние на современный дизайн. Чешские и венгерские книги о художнике, которые продавались в Москве, мгновенно расходились. Знаменитые споры шестидесятников, которые в начале эпохи оттепели потрясали московские кафе и лектории, часто затрагивали матиссовскую тему.
Молодых людей пленяла та свобода, с которой художник выстраивал свои композиции. Работать в манере Матисса пробовали многие советские художники 1950-1960-х годов. Именно благодаря творчеству Матисса на рубеже этих десятилетий изменилось оформление книжных обложек и переплетов, появились керамические изделия и ткани, отражающие уникальную манеру художника.
Долгие годы филателистам было нечем проиллюстрировать тему «Матисс и Россия», разве что поместить на страницу альбома марки с фасадами Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина, в которых хранятся работы художника. Однако в 2008 году увидел свет конверт с оригинальной маркой с портретом известного мецената Сергея Щукина, в доме которого хранились два настенных панно Матисса – «Музыка» (1910) и «Танец» (1909/1910). Автор конверта – художник А. Московец. Конверт вышел в серии “Меценаты России”. В какой-то мере этот выпуск восполняет образовавшийся пробел.
Б.М. Кисин в своей интересной книге «Страна филателия», которую мы уже упоминали выше, приводит французскую марку с «Синими обнаженными» А. Матисса (страница 175 издания 1970-го года, пояснение на стр. 235). Долгие годы она была единственной почтовой миниатюрой, посвященной великому мастеру.
А сегодня в разных странах мира выпущено множество марок, репродуцирующих полотна художника, и можно говорить и спорить о его творчестве, открыв «матиссовскую» страницу альбома. Художникам, работавшим над эскизами марок и конвертов, полюбились его знаменитые размытые пятна и свободное обращение с контуром.
А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)
Cтатьи цикла "Авангард в филателии":
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Другие статьи автора:
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления