Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Целительница ран душевных

2023-12-28 08:22:18, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 20-летию воссоздания Янтарной комнаты

До архитектора Андреаса Шлютера янтарь ещё ни разу не применялся при отделке интерьера. На удивление миролюбивый человек, всемерно изобличавший насилие в своих произведениях, Шлютер словно видел в янтаре продолжение собственного сострадания всему живому.

По сути, янтарь и получился из смолы, лечившей деревья, заботливо заполнявшей собой все следы их столкновения со стихией и человеком.

Согревает янтарь своим безграничным теплом каждого, кто отдает всего себя служению людям, бережно относится к великому наследию человечества. Например, любила носить янтарные бусы и Мария Дмитриевна Шаповаленко, имя которой носит наша академия.

Андреас Шлютер не создавал Янтарной комнаты. Это сделал Иоганн Фридрих Нильссон Эозандер, которого в 1713 году возвел в баронское звание фон Гёте, шведский король Карл XII, разбитый под Полтавой Петром I, которому и достанется в подарок Янтарная комната.

Федеративная Республика Германия. Медаль, 1991. «История Пруссии». Фридрих Вильгельм I. «Король-солдат»

Столь удивительна иногда судьба мировых шедевров. Вот только любоваться столь щедрым даром российскому государю будет некогда. А жаль. Позитивное психологическое воздействие янтарного кабинета могло бы немного уравновесить душу самодержца, раненую ещё в детстве, во время стрелецкого восстания.

Почтовая миниатюра №2534 «Нагрудный знак с портретом Петра I» из серии марок № 2533-2536 «Сокровища России. 300 лет государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации», выпуск 3 сентября 2019 года, в оформлении художника-дизайнера А. Московца.

Первым мастером, который начал осуществлять проект Эозандера, стал Готтфрид Вольффрам из Датского королевства. Его тёзка из Данцига, современного польского Гданьска, где родился и сам Андреас Шлютер, Готтфрид Турау, перенял у Готтфрида Вольффрама эстафету в работе над Янтарной комнатой вместе со своим земляком Эрнстом Шахтом.

Почтовая марка №945 из серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник «Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года, в художественном оформлении С. Лемешко.

А вот дополнить фантастически красивые янтарные панно позолоченными резными фигурами из липы, предстояло уже графу Франческо Бартоломео Растрелли.

Но сделал это он по просьбе дочери Петра Елизаветы Петровны.

Почтовый блок № 1376. «История Российского государства. 300 лет со дня рождения Елизаветы Петровны (1709-1762), императрицы», выпуск 6 ноября 2009 года, работа художника Г. Балиева и гравера О. Клочковой.

Однако следовало знать величину уязвленного самолюбия Елизаветы, которой хотелось во что бы то ни было расширить Царскосельский дворец её матери, Екатерины I. Елизавета Петровна мечтала, чтобы никакой Версаль не в состоянии был с ним сравниться! 

Почтовый блок № 1318. «История Российского государства. 325 лет со дня рождения Екатерины I (1684-1727), выпуск 21 мая 2009 года, работа художника Г. Балиева.

Но и позолоченная липа Растрелли сама по себе не могла в достаточной степени дополнить собой янтарные шедевры таким образом, чтобы полностью занять предложенное императрицей помещение в завораживающей золотой анфиладе Большого Екатерининского дворца.

Почтовый штемпель № 54ш-2004 для гашения серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 1 января 2004 года, работа С. Лемешко.

Но на неугомонность своего «соавтора» по переображению фридриховского Янтарного кабинета в комнату большего размера Растрелли ответил поистине гениальным решением. Не достает неотразимого янтаря? Так мы его всё-таки ОТРАЗИМ! В зеркальных пилястрах затейливых янтарных фигур будет становиться все больше и больше! А если вычесть одну стену, практически полностью отданную трем полуциркульным окнам, а также три двери с обширнными золочёными десюдепортами над каждой, то окажется, что привезенного от прусского короля янтаря более чем достаточно.

Почтовая марка № 947 из серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года в художественном оформлении С. Лемешко.

Но не смогла его работа навечно поселиться в Царском Селе. Гитлеровские приспешники, которые сами ничего подобного изваять способны не были, поспешили сделать так, чтобы неповторимые янтарные панно каждый день «слышали» только немецкую речь. Неисчислимое количество версий о том, насколько им удалось это сделать, занимает такое количество томов, для которых самой Янтарной комнаты могло бы и не хватить.

Почтовый блок № 948 из серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года в художественном оформлении С. Лемешко.

Но что известно доподлинно – так это то, что неутомимому коллективу реставраторов под руководством Александра Александровича Кедринского удалось сделать невозможное. Имея в своем распоряжении буквально несколько намеков на то, как должна выглядеть Янтарная комната, эти волшебники заново воссоздали её к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга.

Обложка буклета серии марок №№ 945-948 «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года в художественном оформлении Х. Бетрединовой. Фото – А. Минин.

И вот с тех пор уже два десятка лет огромное количество людей завороженно смотрит, затаив дыхание, на это необыкновенное чудо. И все их тревоги и волнения словно смывает волна тепла и света, исходящая от многочисленных янтарных шедевров. Светлеют души, затягиваются в них застарелые раны, и человек, покидая пределы Янтарной комнаты, словно рождается заново. Так же, как смогла родиться и она сама в 2003 году.

Почтовая марка № 946 из серии «Янтарная комната. Государственный музей-заповедник "Царское Село"», выпуск 25 мая 2004 года в художественном оформлении С. Лемешко.

И хочется верить, что теперь она поселилась в Большом Екатерининском дворце уже навечно. Чтобы для каждого посетителя становиться целительницей его душевных ран, внушать надежду, одарять оптимизмом.

Санкт-Петербург. Город Пушкин. Царскосельская янтарная мастерская. Наталия Владимировна Маузр и Полина Александровна Латышева за обсуждением особенностей художественной обработки янтаря. 5 июня 2012г. Фото О.Ю. Латышева.

В заключение хотим выразить чувство глубокой признательности за незабываемую экскурсию по Царскосельской янтарной мастерской Н.В. Мазур.

О.Ю. Латышев, П.А. Латышева, Радаэлли Массимо Энрико, Луизетто Мауро 



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!