Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце

2024-02-28 14:44:25, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

А. Городницкий  

29 февраля 1784 года, 240 лет назад, в баварском городе Шладен появился на свет Франц Карл Леопольд Кленце (Franz Karl Leopold Klenze), который стал всемирно известным немецким архитектором в направлении западноевропейского неоклассицизма, относящиймся к числу основателей так называемого «мюнхенского классицизма».

1856 год. Лео фон Кленце. Фото Франца Ганфштенгля

Многие его уникальные строения будут украшать площади и улицы именно столицы Баварии – города Мюнхена.

Лео фон Кленце. Пропилеи на Кёнигсплац. Мюнхен. 1846-1860 г.

Наряду с этим, мир знает Лео фон Кленце рисовальщиком, акварелистом, живописцем, исследователем античной архитектуры, теоретиком искусства.

Лео фон Кленце. Здание Глиптотеки в Мюнхене. 1816-1830 г.

Портрет Лео фон Кленце и очертания здания глиптотеки на оттиске почтового штемпеля к 225-летней годовщине со дня рождения акрхитектора.

Российский император Николай I со своей супругой Александрой Федоровной в 1838 году наносит визит в Мюнхен. Этому событию посвящается выпуск медали, которую по гравюре подготовил Ф. Лош. Об этом свидетельствует подпись «LOSCH» под бюстом Минервы, облачённой в греческий шлем.

В Мюнхене царственная супружеская чета находится под впечатлением от работ Лео фон Кленце. Наряду с вышеупомянутыми сооружениями архитектора, император и императрица могли любоваться Новым замком в Паппенхайме, представляющим собой одну из наиболее ранних работ Лео фон Кленце периода 1819-1820 годов.

Не могла укрыться от их взоров и сооруженная им стройная Колонна Конституции 1821-1828 годов, созданная в память о 10-летии со дня дарования Баварии Конституции королём Максимилианом Иосифом.

Внимание Николая Первого и его жены вполне могло привлечь здание Национального театра на Макс-Йозеф-Плац, которое строится Кленце в 1825 году. Всемирно известный музей Старая Пинакотека в Мюнхене (1826-1828) заронил в сердца царственных особ семя желания увидеть и в родном Санкт-Петербурге подобное величественное сооружение.

Вполне могли приглянуться российским гостям здание Баварского государственного суда на Людвигштрассе (1830) и дворец Румелия на лугу Терезии, возведение которого Кленце начал в 1833, и работал над ним ещё на протяжении пятнадцати лет, вплоть до 1853 года. Уже в 1839 году Лео фон Кленце по приглашению Николая I посещает Санкт-Петербург.

Л.Премацци. Вид Нового Эрмитажа с юго-востока. 1861 г. Бумага, акварель, 32 х 43,6. Государственный Эрмитаж

По поручению российского императора Кленце составляет проект музейного здания, которое должно было войти в комплекс зданий царской резиденции в Санкт-Петербурге под названием «Новый Эрмитаж», в дополнение к Зимнему дворцу, Старому и Малому Эрмитажу, а также Эрмитажному театру.

Новый Эрмитаж. Парадный подъезд с группой атлантов работы скульптора Александра Ивановича Теребенёва. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых

Одновременно с этим Николай Первый предлагает Лео фон Кленце разработать для внутреннего оформления Исаакиевского собора особый проект, альтернативный проекту Огюста Монферрана.

В результате этого Кленце предлагает Монферрану доверить осуществление росписей интерьера собора немецкому живописцу, выдающемуся мастеру немецкого романтического академизма, директору Дюссельдорфской и Мюнхенской академий изобразительных искусств Петеру Йозефу фон Корнелиусу.

Связующим веществом красок для росписей интерьеров Исаакиевского собора, по мнению Кленце, должен был являться воск (так называемая техника энкаустики), что в сыром питерском климате позволяло существенно дольше сохранять работы оформителей. Также по идее Кленце в алтарной части Исаакиевского собора был устроен витраж.

Открытка 1920-х годов.  «Ленинград. Новый Эрмитаж». Фото Преснякова. Издательство «Ленполиграф»

Общий вид здания Нового Эрмитажа характеризует стиль так называемого «баварского эллинизма», подразумевающего следование высоким образцам древней Эллады.

К.А.Ухтомский. Новый Эрмитаж. Парадная лестница и вестибюль. 1853 г. Государственный Эрмитаж

Новый Эрмитаж. Парадная лестница. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых, 2012 г.

Отдельные интерьеры Нового Эрмитажа Кленце офрмляет в стиле ренессанса, а также неогреческого и помпеянского стилей.

Л.Премацци. Новый Эрмитаж. Зал древней скульптуры. 1856 г. Государственный Эрмитаж

В 1975 году в ленинградском издательстве «Аврора» увидел свет комплект из шестнадцати многоцветных открыток в обложке «НОВЫЙ ЭРМИТАЖ. АКВАРЕЛИ XIX ВЕКА», принадлежащий к продолжительной и продуктивной серии «Здания и залы Эрмитажа». Этот замечательный набор почти полувековой давности оформляет А. В. Дурандина, при этом за редактуру отвечает М. Н. Григорьева, а в качестве художественного редактора выступает Г. П. Губанов. Комплект издан тиражом 275 тысяч экземпляров, которым в 21 веке выпускается далеко не так много изданий. В него вошли репродукции работ архитектора Константина Андреевича Ухтомского, признаннного мастера перспективной живописи. Для совместной работы им были приглашены к сотруднчиеству художники Людвиг Премацци и Эдуард Гау, чьи акварели также запечатлены на открытках данного комплекта.

Л. Премацци. Новый Эрмитаж. Первый зал новейшей скульптуры, перспектива в сторону зала древней скульптуры. 1856 г. Государственный Эрмитаж

Строительство Нового Эрмитажа было начато в 1842 и продлилось вплоть до 1851 года.

Э.Гау. Новый Эрмитаж. Зал итальянской живописи. 1853 г. Государственный Эрмитаж

Кленце аккуратно присылает в Санкт-Петербург все необходимые для возведения нового здания музея рабочие чертежи.

Кленце самостоятельно подготавливает модели многочисленных скульптур всемирно известных мастеров искусств, которые в дальнейшем украсят фасад и портик здания Нового Эрмитажа.

Новый Эрмитаж. Зал №238. Большой итальянский просвет. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых. 2012г.

В силу того, что у Кленце шло множество параллельных работ в Мюнхене, он не мог позволить себе заняться ещё и руководством процесса возведения здания Нового Эрмитажа.

К.А.Ухтомский. Новый Эрмитаж. Зал манускриптов. 1855 г. Государственный Эрмитаж

Вместо Кленце этим занялась комиссия, возглавляемая одним из основоположников русского имперского стиля, называвшегося «ампиром», архитектором Василием Петровичем Стасовым и представителем позднего русского классицизма и неоренессанса в Санкт-Петербурге, академиком и профессором архитектуры Императорской Академии художеств Николаем Ефимовичем Ефимовым.

К.А.Ухтомский. Новый Эрмитаж. Зал греческой скульптуры, перспектива в сторону вестибюля. 1853 г. Государственный Эрмитаж

Э.Гау. Новый Эрмитаж. Зал русской живописи. 1856 г. Государственный Эрмитаж

Одним из наиболее легко узнаваемых полотен в зале русской живописи является «Последний день Помпеи» работы Карла Павловича Брюллова .

В 1895 году российский император Александр III подпишет Указ об учреждении Русского музея, куда в дальнейшем будут перенесены произведения русской живописи, в частности, и из экспозиции и фондов Эрмитажа.

После открытия Русского музея в зале русской живописи №245 Эрмитажа будет развернута экспозиция «Фламандское искусство XVII века», посвященная творчеству замечательного южно-нидерландского (фламандского) живописца, мастера натюрмортов и анималистических картин Франса Снейдерса, которые создавались им в стиле своеобразного фламандского барокко.

Также после открытия Русского музея в зале русской живописи №246 Эрмитажа будет развернута экспозиция «Фламандское искусство XVII века», посвященная творчеству одного из наиболее ярких и одарённых последователей Питера Пауля Рубенса – Антониса Ван Дейка.

Новый Эрмитаж. Зал №246. Фламандское искусство XVIIв. Ван Дейк (Бывший Зал русской живописи). Плафон с изображением аллегорий роcсийских городов. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых

Этот оригинальный плафон также хорошо виден на вышеприведённой акварели Э. Гау.

Новый Эрмитаж. Зал №246. Фламандское искусство XVIIв. Ван Дейк (Бывший Зал русской живописи). Барельеф Лео фон Кленце.
Фото П.А. и О.Ю. Латышевых. 2012г .

P.S. Ϲамым неожиданным образом тема статьи стала нам родной. Автор «Атлантов», считающихся неофициальным гимном Санкт-Петербурга, Городницкого, зовут Александр Моисеевич – так же, как папу и дедушку П. А. и О. Ю. Латышевых. А сам Александр Моисеевич Руденко, историк, педагог, ветеран Великой Отечественной войны, о котором мы упомнинали в статье о Николае Александровиче Львове, в молодости был очень похож на Лео фон Кленце. На него же был ещё больше похож сын Александра Моисеевича, которого звали, правда, не Лео, а… Леон! Тоже технически одаренный челвоек и потмосвенный педагог. Вот такие реминисценции. 

П. А. и О.Ю. Латышевы



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года