Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце

2024-02-28 14:44:25, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

А. Городницкий  

29 февраля 1784 года, 240 лет назад, в баварском городе Шладен появился на свет Франц Карл Леопольд Кленце (Franz Karl Leopold Klenze), который стал всемирно известным немецким архитектором в направлении западноевропейского неоклассицизма, относящиймся к числу основателей так называемого «мюнхенского классицизма».

1856 год. Лео фон Кленце. Фото Франца Ганфштенгля

Многие его уникальные строения будут украшать площади и улицы именно столицы Баварии – города Мюнхена.

Лео фон Кленце. Пропилеи на Кёнигсплац. Мюнхен. 1846-1860 г.

Наряду с этим, мир знает Лео фон Кленце рисовальщиком, акварелистом, живописцем, исследователем античной архитектуры, теоретиком искусства.

Лео фон Кленце. Здание Глиптотеки в Мюнхене. 1816-1830 г.

Портрет Лео фон Кленце и очертания здания глиптотеки на оттиске почтового штемпеля к 225-летней годовщине со дня рождения акрхитектора.

Российский император Николай I со своей супругой Александрой Федоровной в 1838 году наносит визит в Мюнхен. Этому событию посвящается выпуск медали, которую по гравюре подготовил Ф. Лош. Об этом свидетельствует подпись «LOSCH» под бюстом Минервы, облачённой в греческий шлем.

В Мюнхене царственная супружеская чета находится под впечатлением от работ Лео фон Кленце. Наряду с вышеупомянутыми сооружениями архитектора, император и императрица могли любоваться Новым замком в Паппенхайме, представляющим собой одну из наиболее ранних работ Лео фон Кленце периода 1819-1820 годов.

Не могла укрыться от их взоров и сооруженная им стройная Колонна Конституции 1821-1828 годов, созданная в память о 10-летии со дня дарования Баварии Конституции королём Максимилианом Иосифом.

Внимание Николая Первого и его жены вполне могло привлечь здание Национального театра на Макс-Йозеф-Плац, которое строится Кленце в 1825 году. Всемирно известный музей Старая Пинакотека в Мюнхене (1826-1828) заронил в сердца царственных особ семя желания увидеть и в родном Санкт-Петербурге подобное величественное сооружение.

Вполне могли приглянуться российским гостям здание Баварского государственного суда на Людвигштрассе (1830) и дворец Румелия на лугу Терезии, возведение которого Кленце начал в 1833, и работал над ним ещё на протяжении пятнадцати лет, вплоть до 1853 года. Уже в 1839 году Лео фон Кленце по приглашению Николая I посещает Санкт-Петербург.

Л.Премацци. Вид Нового Эрмитажа с юго-востока. 1861 г. Бумага, акварель, 32 х 43,6. Государственный Эрмитаж

По поручению российского императора Кленце составляет проект музейного здания, которое должно было войти в комплекс зданий царской резиденции в Санкт-Петербурге под названием «Новый Эрмитаж», в дополнение к Зимнему дворцу, Старому и Малому Эрмитажу, а также Эрмитажному театру.

Новый Эрмитаж. Парадный подъезд с группой атлантов работы скульптора Александра Ивановича Теребенёва. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых

Одновременно с этим Николай Первый предлагает Лео фон Кленце разработать для внутреннего оформления Исаакиевского собора особый проект, альтернативный проекту Огюста Монферрана.

В результате этого Кленце предлагает Монферрану доверить осуществление росписей интерьера собора немецкому живописцу, выдающемуся мастеру немецкого романтического академизма, директору Дюссельдорфской и Мюнхенской академий изобразительных искусств Петеру Йозефу фон Корнелиусу.

Связующим веществом красок для росписей интерьеров Исаакиевского собора, по мнению Кленце, должен был являться воск (так называемая техника энкаустики), что в сыром питерском климате позволяло существенно дольше сохранять работы оформителей. Также по идее Кленце в алтарной части Исаакиевского собора был устроен витраж.

Открытка 1920-х годов.  «Ленинград. Новый Эрмитаж». Фото Преснякова. Издательство «Ленполиграф»

Общий вид здания Нового Эрмитажа характеризует стиль так называемого «баварского эллинизма», подразумевающего следование высоким образцам древней Эллады.

К.А.Ухтомский. Новый Эрмитаж. Парадная лестница и вестибюль. 1853 г. Государственный Эрмитаж

Новый Эрмитаж. Парадная лестница. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых, 2012 г.

Отдельные интерьеры Нового Эрмитажа Кленце офрмляет в стиле ренессанса, а также неогреческого и помпеянского стилей.

Л.Премацци. Новый Эрмитаж. Зал древней скульптуры. 1856 г. Государственный Эрмитаж

В 1975 году в ленинградском издательстве «Аврора» увидел свет комплект из шестнадцати многоцветных открыток в обложке «НОВЫЙ ЭРМИТАЖ. АКВАРЕЛИ XIX ВЕКА», принадлежащий к продолжительной и продуктивной серии «Здания и залы Эрмитажа». Этот замечательный набор почти полувековой давности оформляет А. В. Дурандина, при этом за редактуру отвечает М. Н. Григорьева, а в качестве художественного редактора выступает Г. П. Губанов. Комплект издан тиражом 275 тысяч экземпляров, которым в 21 веке выпускается далеко не так много изданий. В него вошли репродукции работ архитектора Константина Андреевича Ухтомского, признаннного мастера перспективной живописи. Для совместной работы им были приглашены к сотруднчиеству художники Людвиг Премацци и Эдуард Гау, чьи акварели также запечатлены на открытках данного комплекта.

Л. Премацци. Новый Эрмитаж. Первый зал новейшей скульптуры, перспектива в сторону зала древней скульптуры. 1856 г. Государственный Эрмитаж

Строительство Нового Эрмитажа было начато в 1842 и продлилось вплоть до 1851 года.

Э.Гау. Новый Эрмитаж. Зал итальянской живописи. 1853 г. Государственный Эрмитаж

Кленце аккуратно присылает в Санкт-Петербург все необходимые для возведения нового здания музея рабочие чертежи.

Кленце самостоятельно подготавливает модели многочисленных скульптур всемирно известных мастеров искусств, которые в дальнейшем украсят фасад и портик здания Нового Эрмитажа.

Новый Эрмитаж. Зал №238. Большой итальянский просвет. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых. 2012г.

В силу того, что у Кленце шло множество параллельных работ в Мюнхене, он не мог позволить себе заняться ещё и руководством процесса возведения здания Нового Эрмитажа.

К.А.Ухтомский. Новый Эрмитаж. Зал манускриптов. 1855 г. Государственный Эрмитаж

Вместо Кленце этим занялась комиссия, возглавляемая одним из основоположников русского имперского стиля, называвшегося «ампиром», архитектором Василием Петровичем Стасовым и представителем позднего русского классицизма и неоренессанса в Санкт-Петербурге, академиком и профессором архитектуры Императорской Академии художеств Николаем Ефимовичем Ефимовым.

К.А.Ухтомский. Новый Эрмитаж. Зал греческой скульптуры, перспектива в сторону вестибюля. 1853 г. Государственный Эрмитаж

Э.Гау. Новый Эрмитаж. Зал русской живописи. 1856 г. Государственный Эрмитаж

Одним из наиболее легко узнаваемых полотен в зале русской живописи является «Последний день Помпеи» работы Карла Павловича Брюллова .

В 1895 году российский император Александр III подпишет Указ об учреждении Русского музея, куда в дальнейшем будут перенесены произведения русской живописи, в частности, и из экспозиции и фондов Эрмитажа.

После открытия Русского музея в зале русской живописи №245 Эрмитажа будет развернута экспозиция «Фламандское искусство XVII века», посвященная творчеству замечательного южно-нидерландского (фламандского) живописца, мастера натюрмортов и анималистических картин Франса Снейдерса, которые создавались им в стиле своеобразного фламандского барокко.

Также после открытия Русского музея в зале русской живописи №246 Эрмитажа будет развернута экспозиция «Фламандское искусство XVII века», посвященная творчеству одного из наиболее ярких и одарённых последователей Питера Пауля Рубенса – Антониса Ван Дейка.

Новый Эрмитаж. Зал №246. Фламандское искусство XVIIв. Ван Дейк (Бывший Зал русской живописи). Плафон с изображением аллегорий роcсийских городов. Фото П.А. и О.Ю. Латышевых

Этот оригинальный плафон также хорошо виден на вышеприведённой акварели Э. Гау.

Новый Эрмитаж. Зал №246. Фламандское искусство XVIIв. Ван Дейк (Бывший Зал русской живописи). Барельеф Лео фон Кленце.
Фото П.А. и О.Ю. Латышевых. 2012г .

P.S. Ϲамым неожиданным образом тема статьи стала нам родной. Автор «Атлантов», считающихся неофициальным гимном Санкт-Петербурга, Городницкого, зовут Александр Моисеевич – так же, как папу и дедушку П. А. и О. Ю. Латышевых. А сам Александр Моисеевич Руденко, историк, педагог, ветеран Великой Отечественной войны, о котором мы упомнинали в статье о Николае Александровиче Львове, в молодости был очень похож на Лео фон Кленце. На него же был ещё больше похож сын Александра Моисеевича, которого звали, правда, не Лео, а… Леон! Тоже технически одаренный челвоек и потмосвенный педагог. Вот такие реминисценции. 

П. А. и О.Ю. Латышевы



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки