Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Из Казанской губернии – к Казанскому собору

2024-03-05 08:33:08, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

265-летию со дня рождения и 210-летию со дня смерти Андрея Никифоровича Воронихина посвящается

Большинство из нас знает Андрея Никифоровича Воронихина как создателя Казанского кафедрального собора на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Андрей Никифорович принадлежит к числу основоположников имперского стиля, называемого также стилем ампир, в отечественной архитектуре конца XVIII – начала XIX столетий.

Это русский архитектор и живописец, уроженец села Новое Усолье Казанской (по некоторым данным Пермской) губернии Российской империи.

В Москве Андрей Никифорович обучался архитектуре у Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова.

В столице Андрей Никифорович с 1779 года числился служащим при сыне Президента Императорской Академии художеств Александра Сергеевича Строганова, Павле Александровиче Строганове, с которым, в компании с его кузеном Григорием Александровичем Строгановым, он будет продолжать оттачивать свое архитектурное мастерство во Франции и Швейцарии.

В 1791-1792 годах Андрей Никифорович перестраивает интерьеры Строгановского дворца на Невском проспекте, в котором он проживал вместе с представителями рода Строгановых. С этого момента интерьеры этого здания начинают звучать в тоне классицизма.

В 1795-1796 годах Андрей Никифорович переделывает возведенную Антонио Ринальди на Черной речке, в Санкт-Петербурге, Строгановскую дачу, запечатленную на открытке издания Русского музея. В 1797 году, за написанную им картину «Вид Строгановской дачи», Воронихин удостоился звания академика перспективной живописи Императорской Академии художеств.

В 1799 году, Указом императора Павла Первого, был объявлен конкурс на проект Казанского собора, в котором молодой Воронихин участвовал наряду с прославленными русскими и итальянскими архитекторами.

Александр Григорьевич Варнек создал портрет графа Александра Сергеевича Строганова с архитектурным планом Казанского собора, строительство которого стало одним из важнейших заключительных аккордов своей творческой биографии. Предполагается, что на конкурсном плане Воронихина остановил внимание императора именно он. 

В 1800 году Андрей Никифорович создает интерьеры дворцов в Петергофе. Самыми знаменитыми парковыми петергофскими сооружениями следует назвать галереи около ковша с фигурой Самсона, которые и сейчас называют галереями Воронихина.

Звание архитектора Андрей Никифорович получит именно за их проект, а также за обелиски и вазы-фонтаны для великолепных и неповторимых Петергофских каскадов. Так Воронихин продолжит доброе дело Михаила Григорьевича Земцова и Андреаса Шлютера.

Стиль русского классицизма Андрей Никифорович использовал и при создании Казанского собора, который явился местом хранения чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

После Отечественной войны 1812 года, Казанский собор приобрёл еще одно значение — ему  выпала роль стать памятником русской воинской славы.

В 1813 году в Казанском соборе был похоронен российский полководец, фельдмаршал, победитель Наполеона Бонапарта Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

Также в Казанском соборе были помещены военные трофеи и ключи от взятых во время Отечественной войны 1812 года европейских городов.

Воронихин спроектировал ограду Казанского собора с ажурной решеткой, запечатленной на дореволюционной открытке общины Святой Евгении.

В 1802 году Андрей Никифорович был избран профессором Императорской Академии художеств.

В 1805 году Воронихин предложил украсить скульптурами кентавров мост через реку Славянку в Павловске, находящийся к северо-западу от Большого дворца.

В 1807 году Андрей Никифорович возвел в Павловске Розовый павильон.

В 1806-1811 годах арихитектор, параллельно с Казанским собором, строит на Васильевском острове здание Горного института. В 1830-х годах вид на Горный институт и пристань около его невского фасада в лунную ночь стал сюжетом картины Ф. Мартенса.

В дореволюционной России здание Горного иснтитута достаточно часто становилось сюжетом коллекционных «номерных» почтовых фотооткрыток.

По случаю его столетнего юбилея на Санкт-Петербургском Монетном дворе была выпущена медаль.

До революции Горный институт носил имя Императрицы Екатерины.

В советские годы это был Ленинградский Горный институт.

В 2023 году широко праздновалось 250-летие этого прославленного учреждения.

Принято считать, что именно Андрей Никифорович создал новый тип общественного здания, которое призвано выражать всем своим обликом идею государственной мощи и величия России.

1 января 1811 года, после завершения строительных работ Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге, Андрея Никифоровича наградили орденом Святого Владимира 4-й степени.

26 сентября 1811 года, в день освящения Казанского кафедрального собора, Воронихин был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, украшенным бриллиантами, а также пенсией.

Оба ордена хорошо видны на портрете Андрея Никифоровича, написанного в 1811 году неизвестным художнико.

Сегодня мы кратко упомянули лишь о некоторых, наиболее известных, творениях прославленного зодчего, сберечь которые предстоит благодарным потомкам. До новых прикосновений к творчеству Андрея Никифоровича Воронихина!

Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Латышев О.Ю., Латышева П.А., Павлович C., Тадич-Леско К., Розич Б.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!
  • Дорогу осилит идущий...
  • Малая Родина. Рыбинск на почтовых конвертах и марках
  • Космос под увеличительным стеклом
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Эстафета поколений
  • Филателистический Саров
  • Россия или Гвинея Биссау
  • Прошло шестьдесят лет...
  • Филателистическая пушкиниана 2024
  • XV научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». К 100-летию со дня рождения В.П. Макеева
  • Первополосные открытки
  • Бесконечность в бесконечно малом. Искусство самоподобия
  • К юбилею архитектора Монигетти
  • Олимпийские творцы
  • Почтовые призраки. Тайна «марок мормонов»
  • Национальное достояние России на почтовых марках
  • Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
  • Коллаж в филателии
  • Малая Родина. Моя Тюмень
  • Cамая красивая марка SEPAC 2023
  • Саров – моя малая Родина!
  • Необычные открытки про Рождество
  • … И чтобы моя коллекция не пропала
  • История открытки. Новогодние выпуски
  • Первый советский новогодний конверт
  • Самая неудачная марка 2023 года
  • Новогодние и рождественские открытки начала XX века
  • ВНИМАНИЕ! Конкурс! А скоро Новый Год!
  • Новогодние марки в России!
  • Новый год в советской филателии
  • Целительница ран душевных
  • Потомки викингов
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Юбилей Б.Л. Модзалевского
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях
  • Чем запомнился 2023 год в Филателии?
  • Итоги филателистического 2023 года
  • К юбилею архитектора Адама Менеласа
  • Оп-арт в филателии
  • История, случившаяся сто лет назад
  • Как Александр Шульгин отправил марки в космос
  • Обзор почтовых марок за декабрь 2023 года
  • Снегири прилетели...
  • Конкурс «Достучаться до САМОГО». Гербы городов России
  • Лучшая марка 2023 года
  • «Спокойной ночи, малыши», или Ностальгия по детству
  • Гении великого вращения
  • Хочется верить в чудеса
  • Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Московские загадки
  • Электричество, которое сначала открыли, а затем изобрели
  • Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
  • Как открыть Кружок юных филателистов
  • Огюст Бурди и его марки
  • «Коллекционирование – это весело»: вологжанка показывает коллекцию новогодних открыток
  • Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
  • Почта, филателия и филокартия
  • Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
  • Обзор почтовых марок за ноябрь 2023 года
  • Бонжур, месье Mушон!
  • От Камчатки до Калининграда
  • Загадка одной марки
  • От Ламарка до… Ламарка
  • Самый известный иркутский филателист
  • Что в городе моем? Филателистический каталог
  • Юбилей русского Леонардо
  • Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
  • Романовская серия
  • «Черное золото» на почтовых марках
  • Остров Барб и его марки
  • Из истории металлов