Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе

2024-03-14 09:57:17, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 130-летию со дня смерти архитектора Гаральда Юлиуса Боссе

10 марта 2024 года исполнилось 130 лет со дня смерти замечательного русского архитектора Гаральда Юлиуса Боссе — академика и профессора Императорской Академии художеств, а также статского советника.

Его учителем был архитектор Готфрид Земпер.

А наставником в Императорской Академии художеств, с момента поступления в 1846 году и до окончания в 1852 году, был русcкий архитектор и художник, профессор ИАХ, старший брат «великого Карла» — Александр Павлович Брюллов.

Вершиной творчества Гаральда Боссе следует назвать интерьер будуара Марии Александровны, который находится в самом старом ризалите современного Зимнего дворца. 

На акварелях Эдуарда Гау, изображенных на советских открытках, запечатлен облик будуара Марии Александровны работы Александра Павловича Брюллова (в синих тонах) и Гаральда Боссе – цвета спелого граната.

В покоях Марии Александровны вдохновенно читал свои бессмертные стихотворения Василий Андреевич Жуковский, который приложил немало усилий для воспитания представителей царствующей династии Романовых.

На снимках П.А. и О.Ю. Латышевых отображается современный облик будуара. Обивка стен и мебели поменяла гранатовый цвет на красный, за исключением единственной панели, специально оставленной для сравнения. 

Фёдор Иванович Тютчев, работавший в Министерстве иностранных дел в должности старшего цензора напротив Зимнего дворца, также был частым гостем Марии Александровны, а его дочь Анна Фёдоровна, служила ее фрейлиной, и оставила замечательную книгу воспоминаний о необыкновенной странице Российской истории.

Гаральд Боссе сделал все от него зависящее для того, чтобы творческие встречи Марии Александровны проходили в атмосфере уюта.

Граф Дмитрий Алексеевич Милютин — российский военный историк и военный министр, так же, как и Фёдор Иванович Тютчев, мог появиться в покоях Марии Александровны из здания напротив по первому зову императрицы, чтобы обсуждать разрабатываемую им военную реформу 1860-х годов с ней и  Александром Вторым.

Всё, что обсуждалось в интерьере, разработанном Гаральдом Боссе, просто обязано было носить те же самые черты торжественности, строгости и изящества, что были свойственны и подобранному им убранству.

По всей вероятности, именно в оформленном Гаральдом Боссе будуаре, относительно небольшом помещении, обсуждались и планы, как уберечь Константина Дмитриевича Ушинского от неминуемой ссылки за его неумеренно смелые по тем временам взгляды на отечественное образование. И императрица смогла его спасти!

Князь Пётр Андреевич Вяземский, как и Жуковский, тоже читал царственной чете свои стихи, критические и публицистические статьи, а также исторические сочинения.

В отличие от многих других архитекторов, Гаральд Боссе стремился все делать самостоятельно, в результате чего все, вплоть до дверной ручки и кисти на шторах, носило отпечаток его скрупулёзного авторского подхода и изысканного вкуса.

Достаточно частой посетительницей покоев Марии Александровны была и тётка Льва Николаевича Толстого, которой, после скромной Ясной Поляны, будуар императрицы мог казаться пределом мечтаний. Каждый посетитель Эрмитажа восхищенно взирает на творение Гаральда Боссе - прекрасный и неповторимый будуар.

Однако следует отметить, что не будуар супруги Александра Второго сделал имя архитектора известным в народе.

«И пошли они, солнцем палимы…» — некрасовская строка из «Размышлений у парадного подъезда» стала возможной благодаря ещё одной работе Гаральда Боссе – дому Пашкова на Литейном проспекте, 39, в дальнейшем преобразованном в Департамент уделов. 

Именно сюда воспетые Николаем Алексеевичем Некрасовым «пилигримы» и держали путь из многочисленных российских волостей в надежде на справедливость, понимание и заступничество…

Из воспоминаний писательницы А.Я. Панаевой следует, что вышеупомянутое стихотворение «...было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. [...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ (М. Н. Муравьев). Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда»».

Не все творения Гаральда Боссе пощадит время.

Но старинные открытки воскресят для нас их удивительный и неповторимый облик.

Рассказывая о младшем помощнике Гаральда Юлиуса Боссе – Роберте Андреевиче Гёдике, мы упоминали об их совместной работе в Знаменке.

За многочисленные труды Гаральду Боссе будет вручен орден Святой Анны.

Мы не рассказали о большинстве прекрасных работ этого архитектора. И всей душой надедемся вернуться к этой теме уже в недалеком будущем.

Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

О.Ю. Латышев, П.А. Латышева, Радаэлли Массимо Энрико, Луизетто Мауро 



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания