Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Архитектор Гаральд Юлиус Боссе

2024-03-14 09:57:17, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 130-летию со дня смерти архитектора Гаральда Юлиуса Боссе

10 марта 2024 года исполнилось 130 лет со дня смерти замечательного русского архитектора Гаральда Юлиуса Боссе — академика и профессора Императорской Академии художеств, а также статского советника.

Его учителем был архитектор Готфрид Земпер.

А наставником в Императорской Академии художеств, с момента поступления в 1846 году и до окончания в 1852 году, был русcкий архитектор и художник, профессор ИАХ, старший брат «великого Карла» — Александр Павлович Брюллов.

Вершиной творчества Гаральда Боссе следует назвать интерьер будуара Марии Александровны, который находится в самом старом ризалите современного Зимнего дворца. 

На акварелях Эдуарда Гау, изображенных на советских открытках, запечатлен облик будуара Марии Александровны работы Александра Павловича Брюллова (в синих тонах) и Гаральда Боссе – цвета спелого граната.

В покоях Марии Александровны вдохновенно читал свои бессмертные стихотворения Василий Андреевич Жуковский, который приложил немало усилий для воспитания представителей царствующей династии Романовых.

На снимках П.А. и О.Ю. Латышевых отображается современный облик будуара. Обивка стен и мебели поменяла гранатовый цвет на красный, за исключением единственной панели, специально оставленной для сравнения. 

Фёдор Иванович Тютчев, работавший в Министерстве иностранных дел в должности старшего цензора напротив Зимнего дворца, также был частым гостем Марии Александровны, а его дочь Анна Фёдоровна, служила ее фрейлиной, и оставила замечательную книгу воспоминаний о необыкновенной странице Российской истории.

Гаральд Боссе сделал все от него зависящее для того, чтобы творческие встречи Марии Александровны проходили в атмосфере уюта.

Граф Дмитрий Алексеевич Милютин — российский военный историк и военный министр, так же, как и Фёдор Иванович Тютчев, мог появиться в покоях Марии Александровны из здания напротив по первому зову императрицы, чтобы обсуждать разрабатываемую им военную реформу 1860-х годов с ней и  Александром Вторым.

Всё, что обсуждалось в интерьере, разработанном Гаральдом Боссе, просто обязано было носить те же самые черты торжественности, строгости и изящества, что были свойственны и подобранному им убранству.

По всей вероятности, именно в оформленном Гаральдом Боссе будуаре, относительно небольшом помещении, обсуждались и планы, как уберечь Константина Дмитриевича Ушинского от неминуемой ссылки за его неумеренно смелые по тем временам взгляды на отечественное образование. И императрица смогла его спасти!

Князь Пётр Андреевич Вяземский, как и Жуковский, тоже читал царственной чете свои стихи, критические и публицистические статьи, а также исторические сочинения.

В отличие от многих других архитекторов, Гаральд Боссе стремился все делать самостоятельно, в результате чего все, вплоть до дверной ручки и кисти на шторах, носило отпечаток его скрупулёзного авторского подхода и изысканного вкуса.

Достаточно частой посетительницей покоев Марии Александровны была и тётка Льва Николаевича Толстого, которой, после скромной Ясной Поляны, будуар императрицы мог казаться пределом мечтаний. Каждый посетитель Эрмитажа восхищенно взирает на творение Гаральда Боссе - прекрасный и неповторимый будуар.

Однако следует отметить, что не будуар супруги Александра Второго сделал имя архитектора известным в народе.

«И пошли они, солнцем палимы…» — некрасовская строка из «Размышлений у парадного подъезда» стала возможной благодаря ещё одной работе Гаральда Боссе – дому Пашкова на Литейном проспекте, 39, в дальнейшем преобразованном в Департамент уделов. 

Именно сюда воспетые Николаем Алексеевичем Некрасовым «пилигримы» и держали путь из многочисленных российских волостей в надежде на справедливость, понимание и заступничество…

Из воспоминаний писательницы А.Я. Панаевой следует, что вышеупомянутое стихотворение «...было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. [...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ (М. Н. Муравьев). Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда»».

Не все творения Гаральда Боссе пощадит время.

Но старинные открытки воскресят для нас их удивительный и неповторимый облик.

Рассказывая о младшем помощнике Гаральда Юлиуса Боссе – Роберте Андреевиче Гёдике, мы упоминали об их совместной работе в Знаменке.

За многочисленные труды Гаральду Боссе будет вручен орден Святой Анны.

Мы не рассказали о большинстве прекрасных работ этого архитектора. И всей душой надедемся вернуться к этой теме уже в недалеком будущем.

Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

О.Ю. Латышев, П.А. Латышева, Радаэлли Массимо Энрико, Луизетто Мауро 



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!