Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Футуризм на спортивных марках

2024-04-05 15:44:18, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Мы совсем не избалованы футуристической темой в почтовой графике, тем более в той ее части, которая имеет отношение к спорту.

Имеются почтовые конверты, посвященные В.Хлебникову и Д.Бурлюку – футуристам, которые воспринимали спорт как силу, преобразующую мир, однако наивно полагать, что на эти скромные материалы обратили бы внимание специалисты по спортивным маркам.

Так уж сложилось, что поклонники спортивной темы в искусстве не очень-то обращают внимание на мировой авангард. Написаны книги об олимпийских марках, составлены подробные каталоги, но пока нигде не воздается по заслугам футуристам. В почете “реалистичные” марки, на которых любители спорта мечтают узнать конкретных спортсменов. Но их имидж защищен юридически. Почтовики не имеют права при жизни помещать их фотографии на марки, и коллекционеры вынуждены довольствоваться собирательными изображениями. Они могут только найти случайное сходство с любимым спортсменом.

Итак, портретное сходство ценится выше, чем авангардистская абстракция. А между тем футуризм тоже интересен. Он оказал огромное влияние на оформление спортивных марок. Авангардисты прославили стремительное движение, в том числе движение спортсмена, борющегося с соперником или с секундомером. И здесь очень важно осознать то, что живописцы “на свой художественный манер” начали в своих полотнах разлагать движение на фазы.

В живописи появились “вибрирующие” и “пульсирующие” фигуры пловцов и велосипедистов, которые доносили до зрителя идею динамичного существования, вечных, ежесекундных перемен в пространстве и во времени. Этот эффект был необычным и мимо него не могли пройти художники, проектирующие знаки почтовой оплаты.

Почтовым маркам, имеющим в основе жизнеподобные фотопортреты спортсменов, пришлось потесниться. Десятки раз художники разных стран прибегали к оригинальным трактовкам движения, а это один из излюбленных приемов футуризма. Фигура спринтера или штангиста словно “размазывалась” по окружающему пространству или по воображаемой прозрачной плоскости… Само размазывание краски, растекание акварели работало на авангардистский эффект и делало изображение спортсмена более образным, подчеркивало “схему” движения. Отметим, однако, что в почтовую графику эти приемы пришли очень поздно, примерно в 1980-е годы, хотя отдельные примеры могут быть обнаружены и в графике 1960-х годов.

Тем интереснее вспомнить некоторые страницы истории. В 2009 году, к юбилею футуристического манифеста (1909 – 2009) в Сан-Марино вышла эффектная серия марок, отразившая все многообразие творчества футуристов. До этого выходили марки, посвященные только отдельным личностям: Ф.-Т.Маринетти и У.Боччони. И если добавить к этим выпускам многочисленные почтовые документы в футуристическом стиле, получится очень интересный ряд произведений графики. Выходит, что манифесты футуризма предвидели появление марок, посвященных быстрому движению спортсменов.

Итальянский футуризм породил множество картин и скульптур, о которых шли яростные споры. Его развитие шло рука об руку с развитием спортивного плаката и атрибутики, совершенствованием дизайна спортивной формы. И футуристические приемы были признаны современными, созвучными эпохе. На представителей этого направления при жизни обрушивались волны критики. Сложная символика футуристических образов, попытки осмыслить мир со всем обилием происходящих в нем событий через технику, сквозь призму философских представлений о динамике – все это сразу же не понравилось обывателям и стало поводом для уничтожающей критики со стороны современников.

Взглянем на групповой снимок итальянских футуристов. На нас смотрят люди разного возраста. На снимке отсутствует Джакомо Балла (1871 - 1958) – член первой в Италии футуристической группировки, который имел самое прямое отношение к “раскадровке” движения. Без него не появились бы знаменитые «механические балеты» Фернана Леже. Здесь рукой подать до новейших спортивных марок, выполненных в футуристическом ключе. 

Самой заметной фигурой в группе без сомнения является Ф.-Т. Маринетти (1886 – 1944). Он в центре группы, и его лидерство очевидно. А провозглашенная Маринетти стилистика повлияла на плакаты, связанные с автогонками и авиаспортом, а также и на стилистику почтовых миниатюр. Красота скорости заставила художников дробить изображенные предметы, словно само быстрое движение их деформирует.

Слева от Маринетти на снимке – Джино Северини (1883 – 1966). Его работы, посвященные балету, современники называли динамическими иероглифами (не исключено, что это словосочетание придумал сам художник). Попробуем понять, достаточно ли емко это понятие отражало внутренние устремления футуристов и применимо ли оно к спортивной теме. Северини – один из самых ярких представителей итальянского футуризма, художник, стоявший у колыбели этого движения и являвшийся свидетелем выхода в свет первых футуристических манифестов. 

Художники хотели передать свое ощущение современности каждому из изображаемых персонажей, поэтому спортсмены и превращались в совокупность сложных линий, в “динамические иероглифы” (словосочетание было на редкость удачно подобрано). Причем это касалось отнюдь не только людей, но и воспринимаемых как символы времени предметов быта, в том числе… спортивного реквизита. Ведь именно футуристы обратили внимание на гири и штанги, на велосипедные колеса и боксерские перчатки. У зрителя возникало впечатление, что вещи становятся живыми и что самолету приятно лететь по небу, раскинув “стальные руки-крылья”.

Ближайший сподвижник Маринетти – Умберто Боччони (1882 – 1916) создал скульптуру “Эластичный человек”, в которой любители спорта сразу же усмотрели символ спортивной ходьбы. Взглянем на марку с этой известной скульптурой. “Эластичный человек” существует в нескольких измерениях сразу, и мы не улавливаем, каков же он на самом деле, и какой вид спорта ему ближе – бег или спортивная ходьба. Все футуристы увлекались авиацией, а Боччони стремился передать быстрое движение спортсменов и всадников.

Жаль, что итальянская марка с изображением этого легендарного персонажа никогда не вызывала интереса у поклонников спортивной филателии. Творчеству Боччони посвящено несколько конвертов и марок.

Футуристы часто бывали в спортзалах, вглядывались в движения штангистов и гимнастов. Сам Маринетти уделял пластике движений исключительно важную роль. Он часто читал в разных аудиториях лекции о будущем мирового искусства.

Футуризм получил продолжение и за пределами Италии. В середине ХХ века важнейшим художественным явлением, связанным со спортивной темой стало творчество выдающегося художника-авангардиста Франтишека Купки (1871 – 1957). Потерпев неудачу в результате попытки сделать карьеру художника в Италии, он попал во Францию, где познакомился с идеями модных философов Е. Блаватской и Р. Штейнера. Представления об “астральном теле” и “эфирном теле” человека проникли и в олимпийский плакат, и в графику. Купка не прошел мимо новейших идей. В ранних работах художника образы олимпийцев наполнены возвышенной эзотерической символикой. Свой стиль живописец перенес на изображение всех героев античности, которые обладали совершенством олимпийских атлетов. Однако не забудем, что Ф. Купка начинал с академических картин.

В начале ХХ века он вступил в группировку “Де Пюто”, в которой состояли Хуан Грис и братья Дюшан. Под влиянием идей антропософии (направления, которое предусматривает наличие у человека разных энергетических оболочек) Купка стал изображать “тонкую ауру”, затрагивать идеи коммуникации человека и Вселенной через тонкий мир. Обнаженные тела олимпийцев выглядели как посредники между земным и небесным началом. Купка не проектировал марок, но предложенная им модель разложения движения, для которой очень важна идея света, озаренности человека лучами, полюбилась почтовым дизайнерам. Филателистам еще предстоит выявить и проанализировать “спортивные” марки, созданные под влиянием эстетических теорий Ф.Купки.

Выдающийся французский художник-авангардист Анри Робер Марсель Дюшан (1887 – 1968), слывший большим поклонником велосипедного спорта, внес огромный вклад в мировую культуру. И по сей день не утихают жаркие споры о его творчестве и его оригинальной философии. Дюшан многое перевернул в наших представлениях об искусстве, ведь именно он заложил основы концептуализма, поп-арта и кинетизма. Поэтому важно помнить, что он прославил вращение велосипедного колеса средствами живописи. Наблюдая за движениями велогонщиков, он относился к колесу как к символу вечности.

Мифопоэтическое отношение к вещам (в том числе и к велосипедам) было скорее всего заложено в семье художника. Дюшан родился в г.Бленвилле (Нормандия) в 1887 году и ранние годы провел во Франции. Его отец – нотариус Исидор Дюшан имел большую семью, причем все дети проявляли творческие наклонности. Дочери Сюзанна и Ивонна были одарены от природы, а братья художника – Жак и Гастон стали талантливыми скульпторами. М.Дюшан начинал отнюдь не как футурист. Он учился в Академии Жюльена и быстро овладел всеми графическими приемами стиля “модерн”. Живописец не прошел мимо новейших течений в композиции и рисунке. И лишь после непродолжительного периода работы в области традиционной живописи Дюшан обратился к новейшим формам.

Вернее, не столько обратился, сколько сам их изобретал, создавал и внедрял. Его авангардистские работы, основанные на осмыслении вращающегося велосипедного колеса, послужили прототипом для марок на спортивную тему, на которых колесо изображено отдельно, как символ велосипедного спорта. Ну а как же футуристические новшества отражаются в почтовом дизайне второй половины ХХ века? Оказывается, что они отразились в спектре современных графических приемов довольно полно и разносторонне.

Следует отметить, что с конца 1960-х годов художники-графики ЧССР, Польши, Югославии все чаще прибегают к замене реалистического образа спортсмена на “динамический иероглиф”. На рубеже 1970-х и 1980-х годов одного и того же спортсмена изображали на марке несколько раз, словно концентрируя в одном образе фазы движения или откровенно демонстрируя многократную экспозицию (разные моменты прыжка или выступления гимнаста на одном и том же снимке).

Существует блок с изображением немецкой фигуристки Катарины Витт, на котором мы видим своеобразное разложение движения спортсменки на фазы. И хотя перед нами не графика, а фото, мы не можем не признать, что дизайн этого блока выполнен с учетом “футуристических эффектов”.

Эти тенденции очень образно охарактеризовал в своей знаменитой книге “Искусство почтовой марки” (1967) выдающийся искусствовед В.Я.Бродский. Вот что он пишет о серии чехословацких марок, вышедших в 1965 году к III спартакиаде в Праге (художник К.Сволинский, гравер Л.Йирка): “Здесь рисунок приобретает характер живого динамического арабеска, лаконизм очертаний доведен почти до схематичности и в то же время оказывается живым и остроумным, прекрасно передающим спортивную упругость человеческого тела. Весь он прост и выразителен, как беглый набросок, непосредственно улавливающий только самую основу, ограничивающийся лишь немногими, наиболее необходимыми деталями. Это очень интересные рисунки, несмотря на присущий им некоторый налет манерности, несколько неожиданный для их автора.” (В.Бродский, ук.соч., стр.89).

Не забудем и о новейших явлениях. В 2013 году увидела свет марка РФ, посвященная Чемпионату Европы по легкой атлетике (автором марки является художник С.Ульяновский, номинал 14 руб. 25 коп.). Мы видим на рисунке витиеватую линию, которая словно бы дублирует движение спортсменов. Это и символ финишной ленточки, и оригинальное воплощение линии бега. Получается, что художник включает в изображение и такое необычное для изобразительного искусства явление, как траектория движения. Причем намечена она полуабстрактно, как эффектное украшение почтовой миниатюры.

И уж совсем явным почтовым новшеством стало изображение на марках… болельщиков с раскрашенными лицами. На футбольных марках Гибралтара 2002 года мы видим детей, раскрасивших лица в цвета национальных флагов. Они производят очень трогательное впечатление.

Не забудем, что раскраску лица впервые ввели в художественный обиход футуристы Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, М.Ларионов и Н.Гончарова. В те годы о раскрашенных лицах до хрипоты спорили журналисты и литературные критики. А теперь этот прием освоили болельщики, которым пришелся по душе футуристический имидж. Упомянутые марки Гибралтара, радующие глаз своим многоцветьем, очень популярны среди коллекционеров.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Cтатьи цикла "Авангард в филателии":

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского  

Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо  

Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса  

Коллаж в филателии

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд  

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

Бонжур, месье Mушон!

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии 

Прошло шестьдесят лет...

Марки рассказывают о стиле граффити

Итальянский футуризм  

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета
  • Фестиваль молодежи — фестиваль мира
  • Почтовые призраки. Свободное государство Акри
  • К 240-летию со дня рождения архитектора Лео фон Кленце
  • Обзор почтовых марок за февраль 2024 года
  • История открытки. Двухсторонние маркированные карточки
  • Круглый стол. Загадка одной марки
  • Филателистические выставки эпохи модерна. Опыт культурологической реконструкции
  • Спорт в пожарной охране
  • По следам наших выступлений. Кинешма на марках и конвертах
  • Юбилей русского архитектора Гёдике
  • Рубрика «Достучаться до САМОГО». Юбилей Пушкина
  • Почтовые призраки. Остров Роз
  • Как рождается «редкость»?
  • Пожарная техника в филателии
  • Марки рассказывают о стиле граффити
  • Охотники за светом
  • Спортивный дух и филателистический азарт
  • Профессия - пожарный
  • История Суздаля в искусстве почтовой миниатюры
  • Москва, я думал о тебе!
  • Острова, «призраки» и... козы
  • Китайский Новый год в филателии
  • Российской академии наук — 300 лет
  • История в марке
  • Филателия — больше, чем увлечение
  • Самая дорогая марка вашей коллекции
  • История Сталинградского театра
  • Люди - как цветы
  • Малая Родина. Курская область на почтовых марках
  • Наш Сталинград. Помним и гордимся
  • Открытие экспозиции «Пожарная охрана на почтовых марках и конвертах»
  • Сталинградская битва – сражение, изменившее ход войны
  • С 300-летием, Монетный двор!!!
  • Итоги голосования
  • Обзор почтовых марок за январь 2024 года
  • Как мы пришли в Филателию!