225 лет наза, в семье потомственного художника, появился будущий «Карл Великий», как будут называть Карла Павловича Брюллова воодушевленные его необыкновенным талантом современники.
К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова наш авторский коллектив подступался ещё год назад. Мы делали это полностью осознавая, сколь велика такая веха в истории русского искусства и культуры в целом. Но в первой нашей статье об этом живописце мы не коснулись практически ни одного факта его удивительно яркой и запоминающейся биографии. Этот недостаток в нашей работе позвольте устранить частично сейчас.
В 1813 году, в процессе двенадцатилетнего обучения в Императорской Академии художеств, Карлу Павловичу была вручена малая серебряная медаль ИАХ за картину «Натурщик».
Наградная медаль Императорской Академии художеств «За успех в рисовании».
Серебро, 40,49 гр. Диаметр 46 мм. Гравер П. Уткин.
В 1817 году Карлу Павловичу была вручена большая серебряная медаль ИАХ за картину «Натурщики». Несмотря на строгие порядки в Академии, Брюллову всегда удавалось порадовать своими успехами и родителей, и педагогов, и товарищей.
В 1818 году, за картину «Улисс и Навсикая», Карлу Павловичу была вручена малая золотая медаль ИАХ. Через год, за картину «Нарцисс», Карлу Павловичу была вручена также малая золотая медаль ИАХ.
Наконец, в 1821 году, за полотно библейской тематики «Явление Аврааму трёх Ангелов у дуба Мамврийского», художнику вручается большая золотая медаль Императорской Академии художеств.
Однокурсники всегда могли рассчитывать на добрый дружеский совет Карла. На протяжении всего курса обучения в Академии помощью Карла пользовались даже старшекурсники. За то, что он поправлял их недостаточно умело написанные картины, они угощали своего спасителя его любимыми булочками с медом из академического буфета.
Наградная медаль Императорской Академии художеств «Достойному». Золото. Гравер П. Уткин.
С 1822 по 1834 год от Общества поощрения художников Карл Павлович в качестве его пенсионера, живёт и работает в Италии. Согласился он на эту поездку только при условии, что с ним поедет его брат Александр Павлович. Карл Павлович считал, что сам он может и не оправдать высокого доверия Общества, но его брату это непременно удастся.
19 ноября 1825 года в неаполитанском театре Сан-Карло с большим успехом состоялась премьера оперы итальянского композитора Джованни Пачини (Giovanni Pacini) «L’ultimo giorno di Pompei» («Последний день Помпеи»). Для создания у зрителей ощущения достоверности и непосредственной близости происходящего, композитор и режиссер применили все возможные способы в такой степени, что сидевшие на первых рядах зрители иногда просили служителей театра пересадить их подальше от сцены.
В 1828 году Брюллов знакомится у князя Гагарина с графиней Юлией Павловной Самойловой, которая после смерти супруги композитора взяла на воспитание его дочерей Джованину и Амацилию. Князь Гагарин предупреждал Брюллова: «Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь Вы, что от нее можно сойти с ума».
Считается, что Самойлова обратилась к Брюллову с такими словами: «Если я считаю себя ровней императору, то почему бы вам, мой милый Бришка (так она его называла), не сделать из меня свою рабыню, навеки покоренную вашим талантом? Ведь талант — это тоже титул, возвышающий художника не только над аристократией, но даже над властью коронованных деспотов… Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня – самая драгоценная вещь на свете».
В 1830-1833 годах, будучи в Италии, Карл Павлович написал картину «Последний день Помпеи», по впечатлениям от посещения раскопок города вместе со своим братом Александром.
В марте 1834 года заказчик, а потом и владелец картины, известный меценат Анатолий Николаевич Демидов, добился её включения в экспозицию Парижского салона, по итогам работы которого, в марте 1834 года, картина получила большую золотую медаль.
После этого картина была выставлена ещё и в Лувре. Как сказал русский поэт Евгений Баратынский:
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!
По мнению различных исследователей, Брюллов запечатлел на картине Самойлову четыре раза. В первую очередь, он и она здесь – единственная пара фигур, которая без суеты, спокойно и торжественно взирает на все происходящее вокруг, потому что каждый из них прекрасно знает: их спасет любовь! И сколько бы ни подрагивал от гула проснувшегося вулкана ящик с красками у него на голове, и кувшин – у нее, они сами так и будут стоять здесь – незыблемо, невозмутимо и бесстрашно!
Александр Брюллов в своих архитектурных работах применил увиденное во время раскопок. Так, например, после пожара в Зимнем дворце им был подготовлен интерьер «Помпейская (малая) столовая».
Возможно, исключительно по простому совпадению это место было тоже связано с особыми треволнениями – здесь, во время Великой Октябрьской Социалистической революции, было арестовано Временное правительство.
В 1832 году, по заказу Самойловой, Брюлловым была создана картина «Всадница», на которой изображены удочеренные ею Джованины и Амацилии Пачини.
Сама Самойлова прекрасно звучит в картине «Вирсавия».
С 1835 по 1836 год Карл Павлович живет в Москве. Здесь он знакомится со своим ровесником Пушкиным. Гениальность обоих, непосредственность мировосприятия, невероятная самоотдача в творчестве, позволяют поэту и художнику почувствовать духовное родство и стать верными друзьями.
В письме к жене Пушкин сообщает: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя; пожалуйста, не прогони его, как прогнала ты пруссака Криднера. Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на все. Здесь Перовский его было заполонил; перевез к себе, запер на ключ и заставил работать. Брюллов насилу от него удрал».
В результате знаменитый портрет Гончаровой-Пушкиной напишет не Карл, а его брат Александр, хотя многим свойственно приписывать эту работу именно Карлу…
В 1836 году в Москве Карл Павлович написал портрет А.С. Пушкина.
Брюллов пообещал Пушкину, что напишет его парадный портрет, что не дала сделать роковая дуэль поэта с Дантесом. На почтовой карточке с оригинальной маркой изображен портрет Пушкина работы Василия Андреевича Тропинина, с которым Карлу Павловичу тоже удалось познакомиться и подружиться во время жизни в Москве.
В 1836 году Василий Андреевич запечатлел Карла Павловича на своем полотне в память об их знаменательной встрече. Н.А. Рамазанов так высказался об отношениях Брюллова и Тропинина: «Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежею памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой».
Кроме этого, в Москве Брюллов напишет портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого.
В 1836 году Брюллов приезжает в Санкт-Петерубург и становится профессором Петербургской Академии художеств. Среди его наиболее известных выпускников - Павел Петрович Чистяков.
Ещё одним выдающимся учеником Брюллова стал Павел Андреевич Федотов (1815–1852 гг.) — русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. При первой же встрече Брюллов дал Федотову такой совет: «Что ж, продолжайте работать, друг мой, - в рисунках Ваших виден талант. Но службы военной все же не бросайте, вот Вам мой совет. Каждому необходим верный кусок хлеба, не так ли?». Через 12 лет, увидев его картину «Свежий кавалер», Брюллов изрек: «Поздравляю Вас, Вы победили меня!».
В 1836 году Карл Павлович пишет портрет своего друга – очень знаменитого в ту пору писателя Нестора Васильевича Кукольника.
В 1836 по 1837 год Брюллов пишет портрет скульптора Ивана Петровича Витали. В 1837 году Карл Павлович создает портрет известного поэта и государственного деятеля Василия Андреевича Жуковского.
Среди наиболее ярких и усердных укчеников Брюллова был Тарас Григорьевич Шевченко. Он был крепостным Василия Энгельгардта. Тот не дал положительного ответа на ходатайство Брюллова. Тогда, в качестве просителя, выступил Жуковский. Видя, что за его крепостного хлопочет видный государственный деятель, Энгельгардт согласился подписать Шевченко вольную за 2500 рублей. Это была огромная сумма, учитывая, что всего за полкопейки в те времена можно было купить корову.
Именно тогда Жуковский стал позировать Брюллов. Портрет был продан с аукциона, благодаря чему Шевченко обрел свободу.
В 1839 году Брюллов женится на очень талантливой пианистке Эмилии Тимм, которая была дочерью рижского бургомистра Фридриха Вильгельма Тимма. На свадьбе присутствовал Тарас Шевченко. Вот какие воспоминания об этом он оставил: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту». Брак этот распался всего через 3 месяца.
С 1843 по 1847 год Карл Павлович участвует в живописных работах для Казанского кафедрального собора на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Параллельно с этим, Брюллов на протяжении более 4-х лет участвует в росписи «парусов» и центрального подкупольного плафона Исаакиевского собора.
Фото О.Ю. и П.А. Латышевых
Параллельно с эими работами, вплоть до 1849 года, Карл Павлович будет преподавать в Императорской Академии художеств, после чего по настоянию врачей уедет на остров Мадейру, а затем вернется в Италию.
Карл Павлович — почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий. На Родине Карла Павловича наградили следующими орденами:
— Орден Святого Владимира 4-й степени;
— Орден Святого Станислава 2-й степени;
— Орден Святого Станислава 3-й степени;
— Орден Святой Анны 3-й степени.
На памятнике «Тысячелетие России», приуроченном скульптором М.О. Микешиным к тысячелетию российской государственности, и установленном в Великом Новгороде в 1862 году, Карл Павлович Брюллов изображается среди шестнадцати фигур писателей и художников Государства Российского с древности и до момента воздвижения данного монумента.
В убранство зала Антониса ван Дейка в Новом Эрмитаже, который изначально был залом русского искусства, включен профиль Карла Брюллова, равно как и профиль его брата Александра.
Николай Васильевич Гоголь так писал о Брюллове: «Его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они… дышат той внутреннею музыкой, которой исполнены живые предметы природы… Он силится схватить природу исполинскими объятиями…».
Нам посчастливилось коснуться лишь некоторых страниц жизни гения кисти, к образу которого мы вернемся еще не раз.
Латышев О.Ю., Латышева П.А., Павлович C., Тадич-Леско К., Розич Б.