Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова

2024-05-28 10:56:29, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

225 лет наза, в семье потомственного художника, появился будущий «Карл Великий», как будут называть Карла Павловича Брюллова воодушевленные его необыкновенным талантом современники.

К вопросу о подготовке к юбилею Карла Брюллова наш авторский коллектив подступался ещё год назад. Мы делали это полностью осознавая, сколь велика такая веха в истории русского искусства и культуры в целом. Но в первой нашей статье об этом живописце мы не коснулись практически ни одного факта его удивительно яркой и запоминающейся биографии. Этот недостаток в нашей работе позвольте устранить частично сейчас.

В 1813 году, в процессе двенадцатилетнего обучения в Императорской Академии художеств, Карлу Павловичу была вручена малая серебряная медаль ИАХ за картину «Натурщик».

Наградная медаль Императорской Академии художеств «За успех в рисовании».
Серебро, 40,49 гр. Диаметр 46 мм. Гравер П. Уткин.

В 1817 году Карлу Павловичу была вручена большая серебряная медаль ИАХ за картину «Натурщики». Несмотря на строгие порядки в Академии, Брюллову всегда удавалось порадовать своими успехами и родителей, и педагогов, и товарищей.

В 1818 году, за картину «Улисс и Навсикая», Карлу Павловичу была вручена малая золотая медаль ИАХ. Через год, за картину «Нарцисс», Карлу Павловичу была вручена также малая золотая медаль ИАХ.

Наконец, в 1821 году, за полотно библейской тематики «Явление Аврааму трёх Ангелов у дуба Мамврийского», художнику вручается большая золотая медаль Императорской Академии художеств.

Однокурсники всегда могли рассчитывать на добрый дружеский совет Карла. На протяжении всего курса обучения в Академии помощью Карла пользовались даже старшекурсники. За то, что он поправлял их недостаточно умело написанные картины, они угощали своего спасителя его любимыми булочками с медом из академического буфета.

Наградная медаль Императорской Академии художеств «Достойному». Золото. Гравер П. Уткин.

С 1822 по 1834 год от Общества поощрения художников Карл Павлович в качестве его пенсионера, живёт и работает в Италии. Согласился он на эту поездку только при условии, что с ним поедет его брат Александр Павлович. Карл Павлович считал, что сам он может и не оправдать высокого доверия Общества, но его брату это непременно удастся.

19 ноября 1825 года в неаполитанском театре Сан-Карло с большим успехом состоялась премьера оперы итальянского композитора Джованни Пачини (Giovanni Pacini) «L’ultimo giorno di Pompei» («Последний день Помпеи»). Для создания у зрителей ощущения достоверности и непосредственной близости происходящего, композитор и режиссер  применили все возможные способы в такой степени, что сидевшие на первых рядах зрители иногда просили служителей театра пересадить их подальше от сцены.

В 1828 году Брюллов знакомится у князя Гагарина с графиней Юлией Павловной Самойловой, которая после смерти супруги композитора взяла на воспитание его дочерей Джованину и Амацилию. Князь Гагарин предупреждал Брюллова: «Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь Вы, что от нее можно сойти с ума».

Считается, что Самойлова обратилась к Брюллову с такими словами: «Если я считаю себя ровней императору, то почему бы вам, мой милый Бришка (так она его называла), не сделать из меня свою рабыню, навеки покоренную вашим талантом? Ведь талант — это тоже титул, возвышающий художника не только над аристократией, но даже над властью коронованных деспотов… Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня – самая драгоценная вещь на свете».

В 1830-1833 годах, будучи в Италии, Карл Павлович написал картину «Последний день Помпеи», по впечатлениям от посещения раскопок города вместе со своим братом Александром.

В марте 1834 года заказчик, а потом и владелец картины, известный меценат Анатолий Николаевич Демидов, добился её включения в экспозицию Парижского салона, по итогам работы которого, в марте 1834 года, картина получила большую золотую медаль.

После этого картина была выставлена ещё и в Лувре. Как сказал русский поэт Евгений Баратынский:

И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!

По мнению различных исследователей, Брюллов запечатлел на картине Самойлову четыре раза. В первую очередь, он и она здесь – единственная пара фигур, которая без суеты, спокойно и торжественно взирает на все происходящее вокруг, потому что каждый из них прекрасно знает: их спасет любовь! И сколько бы ни подрагивал от гула проснувшегося вулкана ящик с красками у него на голове, и кувшин – у нее, они сами так и будут стоять здесь – незыблемо, невозмутимо и бесстрашно!

Александр Брюллов в своих архитектурных работах применил увиденное во время раскопок. Так, например, после пожара в Зимнем дворце им был подготовлен интерьер «Помпейская (малая) столовая».

Возможно, исключительно по простому совпадению это место было тоже связано с особыми треволнениями – здесь, во время Великой Октябрьской Социалистической революции, было арестовано Временное правительство.

В 1832 году, по заказу Самойловой, Брюлловым была создана картина «Всадница», на которой изображены удочеренные ею Джованины и Амацилии Пачини.

Сама Самойлова прекрасно звучит в картине «Вирсавия».

С 1835 по 1836 год Карл Павлович живет в Москве. Здесь он знакомится со своим ровесником Пушкиным. Гениальность обоих, непосредственность мировосприятия, невероятная самоотдача в творчестве, позволяют поэту и художнику почувствовать духовное родство и стать верными друзьями.

В письме к жене Пушкин сообщает: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя; пожалуйста, не прогони его, как прогнала ты пруссака Криднера. Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на все. Здесь Перовский его было заполонил; перевез к себе, запер на ключ и заставил работать. Брюллов насилу от него удрал».

В результате знаменитый портрет Гончаровой-Пушкиной напишет не Карл, а его брат Александр, хотя многим свойственно приписывать эту работу именно Карлу…

В 1836 году в Москве Карл Павлович написал портрет А.С. Пушкина.

Брюллов пообещал Пушкину, что напишет его парадный портрет, что не дала сделать роковая дуэль поэта с Дантесом. На почтовой карточке с оригинальной маркой изображен портрет Пушкина работы Василия Андреевича Тропинина, с которым Карлу Павловичу тоже удалось познакомиться и подружиться во время жизни в Москве.

В 1836 году Василий Андреевич запечатлел Карла Павловича на своем полотне в память об их знаменательной встрече. Н.А. Рамазанов так высказался об отношениях Брюллова и Тропинина: «Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежею памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой».

Кроме этого, в Москве Брюллов напишет портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого.

В 1836 году Брюллов приезжает в Санкт-Петерубург и становится профессором Петербургской Академии художеств. Среди его наиболее известных выпускников - Павел Петрович Чистяков. 

Ещё одним выдающимся учеником Брюллова стал Павел Андреевич Федотов (1815–1852 гг.) — русский живописец и график, академик живописи, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. При первой же встрече Брюллов дал Федотову такой совет: «Что ж, продолжайте работать, друг мой, - в рисунках Ваших виден талант. Но службы военной все же не бросайте, вот Вам мой совет. Каждому необходим верный кусок хлеба, не так ли?». Через 12 лет, увидев его картину «Свежий кавалер», Брюллов изрек: «Поздравляю Вас, Вы победили меня!».

В 1836 году Карл Павлович пишет портрет своего друга – очень знаменитого в ту пору писателя Нестора Васильевича Кукольника.

В 1836 по 1837 год Брюллов пишет портрет скульптора Ивана Петровича Витали. В 1837 году Карл Павлович создает портрет известного поэта и государственного деятеля Василия Андреевича Жуковского.

Среди наиболее ярких и усердных укчеников Брюллова был Тарас Григорьевич Шевченко. Он был крепостным Василия Энгельгардта. Тот не дал положительного ответа на ходатайство Брюллова. Тогда, в качестве просителя, выступил Жуковский. Видя, что за его крепостного хлопочет видный государственный деятель, Энгельгардт согласился подписать Шевченко вольную за 2500 рублей. Это была огромная сумма, учитывая, что всего за полкопейки в те времена можно было купить корову.

Именно тогда Жуковский стал позировать Брюллов. Портрет был продан с аукциона, благодаря чему Шевченко обрел свободу.

В 1839 году Брюллов женится на очень талантливой пианистке Эмилии Тимм, которая была дочерью рижского бургомистра Фридриха Вильгельма Тимма. На свадьбе присутствовал Тарас Шевченко. Вот какие воспоминания об этом он оставил: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту». Брак этот распался всего через 3 месяца.

С 1843 по 1847 год Карл Павлович участвует в живописных работах для Казанского кафедрального собора на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Параллельно с этим, Брюллов на протяжении более 4-х лет участвует в росписи «парусов» и центрального подкупольного плафона Исаакиевского собора.

Фото О.Ю. и П.А. Латышевых

Параллельно с эими работами, вплоть до 1849 года, Карл Павлович будет преподавать в Императорской Академии художеств, после чего по настоянию врачей уедет на остров Мадейру, а затем вернется в Италию.

Карл Павлович — почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий. На Родине Карла Павловича наградили следующими орденами:

— Орден Святого Владимира 4-й степени;

— Орден Святого Станислава 2-й степени;

— Орден Святого Станислава 3-й степени;

— Орден Святой Анны 3-й степени.

На памятнике «Тысячелетие России», приуроченном скульптором М.О. Микешиным к тысячелетию российской государственности, и установленном в Великом Новгороде в 1862 году, Карл Павлович Брюллов изображается среди шестнадцати фигур писателей и художников Государства Российского с древности и до момента воздвижения данного монумента.

В убранство зала Антониса ван Дейка в Новом Эрмитаже, который изначально был залом русского искусства, включен профиль Карла Брюллова, равно как и профиль его брата Александра.

Николай Васильевич Гоголь так писал о Брюллове: «Его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они… дышат той внутреннею музыкой, которой исполнены живые предметы природы… Он силится схватить природу исполинскими объятиями…».

Нам посчастливилось коснуться лишь некоторых страниц жизни гения кисти, к образу которого мы вернемся еще не раз.

Латышев О.Ю., Латышева П.А., Павлович C., Тадич-Леско К., Розич Б. 



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Итальянский футуризм
  • Тульские открытки 150 лет назад
  • Чайковский в филателии
  • Королевство Седанг. Неизвестные страницы истории известного Королевства
  • Сколько стоят марки?
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2024 года
  • Классификация филателистов по видам
  • Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
  • Микеланджело Севера – Северной Пальмире
  • Большая коллекция марок
  • Вселенная Эдвина Хаббла
  • Архитектор Гаральд Юлиус Боссе
  • О художнике, путешествиях и почтовых конвертах
  • Редкие открытки про выборы в СССР
  • Марки России. Первый коммеморативный выпуск марок Российской империи
  • Генерал-архитектор Санкт-Петербурга
  • О моей филателии
  • К 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Визит в Индию
  • Филателистический букет из орхидей
  • Из Казанской губернии – к Казанскому собору
  • Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
  • Филателистическая программа XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов
  • По следам наших публикаций. Не каталожные разновидности цвета