Как ни странно, после революции в нашей стране продолжали использоваться и допечатываться почтовые марки Российской империи. Первая марка РСФСР — «Рука с мечом, разрубающим цепь», — почти не использовалась отправителями для оплаты услуг почтовой связи из-за несоответствия новым тарифам.
Сегодня же речь пойдёт сразу о первом, втором и третьем выпусках стандартных почтовых марок РСФСР. По своим сюжетам марки трёх первых стандартных выпусков должны были стать одним — первым стандартным выпуском почтовых марок, но свои коррективы внесла гиперинфляция в ранней Советской России.
Первый выпуск стандартных марок РСФСР вышел в обращение 10 августа 1921 года и состоял из марок с номиналами в 1, 2, 5, 20 и 40 руб. Над их рисунками работали художники М.И. Антонов (40 руб. — «К свету», или «Освобождённый пролетарий»), В.К. Куприянов (1 и 2 руб. — «Коса, плуг и снопы», 20 рублей — «Серп и Молот на щите») и Г.-Ф.Г. Рейндорф (5 руб. — «Молот и наковальня»). В первую очередь выпуск примечателен тем, что на нём впервые появились всем известные сегодня символы — серп и молот, надписи «РСФСР» и «Почта».
Среди марок выпуска выделяется работа М.И. Антонова под названием «К свету», или «Освобождённый пролетарий». Это единственная работа художника, выполненная специально для почтовой миниатюры. Долгое время марка считалась лучшей маркой своего времени как с художественной точки зрения, так и с точки зрения печатного исполнения, в частности благодаря высокому профессионализму гравёра П.С. Ксидиаса. Краткое, при этом точное и ёмкое описание сюжета марки даёт Э.М. Аренин в своей книге «Октябрь в марках» (1967): «Взошедшее солнце свободы освещает своими лучами могучую фигуру рабочего, сразившего гидру капитализма и открывшего путь к новой жизни, к социализму и миру, к коммунизму».
При этом ещё в марте 1921 года было утверждено изменение почтовых тарифов, вступавших в силу с 15 августа 1921 года. Так не заставил себя ждать и второй выпуск стандартных марок, но по ряду причин он не был выпущен 15 августа. Из-за огромной разницы в номиналах использовать выпущенные ранее марки было практически невозможно.
Экстренно было принято решение временно для оплаты услуг почтовой связи использовать дореволюционные сберегательные марки, каждая из которых, независимо от номинала, приравнивалась к 250 руб. Первые марки второго стандартного выпуска номиналами в 100, 250 и 1 000 руб. были выпущены 25 августа, а в 200, 300, 500 руб. только в октябре.
Сюжеты в основном повторили первый выпуск. Марки номиналами в 100, 200 и 300 руб. украсили «Коса, плуг и снопы», 500 и 1 000 руб. — «Молот и наковальня» в разных цветах. На марке номиналом в 250 руб. появилась новая работа Г.-Ф.Г. Рейндорфа — «Ноты, лира и другие музыкальные инструменты». Изображённые на марке лира, книга и колба — символы не только науки и искусства, но и умственного труда, ранее доступного только интеллигенции. Своим появлением на марке РСФСР они ознаменовали равенство граждан нового государства в этой сфере. Примечательно, что сюжет именно этой марки был использован для обложки самого первого номера журнала «Филателия СССР» (№ 1, 1966).
Инфляция продолжала набирать обороты, и с 1 февраля 1922 года цены стали указывать в «золотых рублях» — копейках, которые было необходимо переводить в рубли по установленному государством курсу. Ежеквартально «курс золотого рубля» менялся. Так в феврале 1922 года на марках первого стандартного была сделана надпечатка новых номиналов в 5 000 и 10 000 руб., а в марте вышел третий выпуск стандартных марок РСФСР номиналами в 5 000, 7 500, 10 000, 22 500 руб. На марке номиналом в 7 500 руб. был повторён сюжет «Серп и Молот на щите», а для остальных марок Г.-Ф.Г. Рейндорфом была создана работа «Рука с молотом», содержащая знаменитый слоган: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Так завершилась вся серия, вышедшая в почтовое обращение в трёх разных выпусках. После было выпущено ещё два вспомогательных выпуска с надпечатками, номинал последней из которых дошёл до 100 000 руб.
Стоит отметить, что все перечисленные сюжеты марок имеют множество разновидностей. Все они печатались на остатках бумаги царского времени, применявшейся ранее для разных целей. В том числе поэтому отличается и количество марок в листах в зависимости от их размера. Также разнообразны их цветовые оттенки.
Источник: РусМарка