450-летию со дня основания города Уфы посвящается
В канун Великой Победы на сайте PHILATELY.RU была опубликована наша статья «Драгоценные письма с фронта», вызвавшая благожелательные отклики.
Так, например, известный филателист из Уфы Алексей Иванович Сухарев пишет: «Спасибо Латышевым за армейские письма! С удовольствием прочту продолжение». В свою очередь, Валерий, к сожалению, не указавший своего отчества и фамилии, написал так: «Очень надеюсь, что продолжение будет счастливым».
Действительно, «продолжение будет счастливым», поскольку милосердная и гостеприимная Уфа дала и кров, и пищу, и работу, а главное – надежду, огромному количеству семей. И моей в том числе. Ведь во время Великой Отечественной войны в этот город были эвакуированы работники и имущество промышленных предприятий, научных и образовательных учреждений. И сегодня, когда Уфа празднует 450 лет со дня основания, мы спешим воздать ей должное, и продолжить читать вместе с вами фронтовые письма, отправлявшиеся жёнам, по адресу «Уфа. До востребования»…
А получали их, например, мама и тётя Полины Александровны, они же - родная и двоюродная бабушки Олега Юрьевича Латышева. К маме Полины Александровны и родной бабушке Олега Юрьевича по маминой линии, Полине Петровне Руденко, судьба оказалась более благосклонна. Её муж, наш папа и дедушка, Александр Моисеевич Руденко, получил тяжёлое ранение, стал инвалидом Великой Отечественной войны, и в 1943 году был отправлен в госпиталь неподалеку от места эвакуации его семьи.
А вот муж тёти Полины Александровны и двоюродной бабушки Олега Юрьевича, Марии Петровны Герус, Иван Давидович Герус, работавший комиссаром 8 отряда Киевской особой авиагруппы Гражданского воздушного флота, в 17 часов 35 минут 14 ноября 1941 года погиб в авиакатастрофе. Вместе со своим экипажем он вез 1100 килограммов листовок в поддержку духа жителей Сталинградской области. Самолет их команды, летевший из Воронежа в Урюпинск Сталинградской области, в сложных погодных условиях не смог совершить посадку и потерпел крушение двумя километрами южнее н.п. Акчерня.
Семья Руденко как могла поддерживала молодую вдову, Марию Петровну Герус, работавшую радисткой в аэропорту.
Все эти события нашли отражение в письмах Александра Моисеевича супруге и сыновьям в Уфу. И месяц спустя, после первого прикосновения к ним, мы с вами продолжаем знакомство со следующими письмами. Стилистика их автора сохранена.
5 декабря 1941 года.
«Здравствуй, Полина! Сегодня получил от тебя три письма, написанные 17-18-19 ноября, и от Мани, написанные тогда же. Ты с Вовой поменьше его на курсах, а посылай сразу на работу. Олеся можно учеником – в мастерскую. Сейчас нужно работать. Аттестат я выслал тебе 3.12. до востребования на твое имя, а не Мани. Ценным пакетом. Ты наведывайся на почту. Выслал аттестат на 650 рублей, а ежемесячно 42 рубля. А остальные деньги, если будут оставаться, буду высылать. Ты аттестат получишь к 25.12. Жалко Леонарда, серьезно ли он болен? Спрашивай и деньги, я послал 250 рублей. Целую крепко. Саша».
«Здравствуй, Вова! Письмо твоё получил, благодарю! У тебя почерк стал такой, что я едва узнаю. Если ты так выровнялся. как и почерк. то это очень хорошо. Сейчас, Вова, нужно или работать, или воевать. Так, чтобы людям в глаза не было стыдно смотреть. Вот чего я тебе желаю. Курсы – вещь хорошая, но лучше сразу сейчас же начинать работать, хорошо было бы – электросварщиком. Будь здоров! Помогай маме, и берегите детей! Аттестат маме выслал 3.12. до востребования на адрес мамы, а не Мани. Спрашивайте на почтамте ценный пакет. Целую всех. Папа».
5 декабря 1941 года.
«Здравствуйте, мои Галчата! Как вы там живете, как здоровье ваше? Переехали ли вы в районный центр? Поправился ли Леонард? Что пишет Ваня, и где он сейчас? Где сейчас Вова? Я живу на старом месте. Здоровье у меня хорошее. Я ни в чем не нуждаюсь. Кожух, валенки, шапка - все у меня есть. Как ты одела ребят? Не холодно ли вам там? Нужны ли тебе деньги? Напиши. Я посылаю сто рублей, а раньше послал 50 рублей до востребования на Маню. Поля! Пусть Лион и Олесь напишут мне! Ну, будь здорова! Целую тебя и всех крепко! Ваш Саша. Почему не напишет Маня?».
Следующее из сохранившихся, но не приведенных в первой статье писем, адресовано нашей маме и бабушке, написано 10 января 1942 года:
«Здравствуй, Полина! Я не могу поверить про Ваню. Кто сообщил? Может, это ошибка? Ты хочешь, чтобы я писал ей много, но поможет ли это ей? Она обо мне заботится, и это правильно, что мы её нигде не оставим. Как же это получилось, он обещал заехать, и совсем оставил? А я уже думал, как же он мог заехать? Я был рад за него и за нее, а вышло наоборот. Передай ей мой совет: раз так получилось, то теряться не надо. Горе ее я разделяю, но не хочется ни верить, ни думать об этом. Пиши, Галчонок, как твое здоровье, как дети, как живете. Думаю, что аттестат и посылку вы уже получили. Целую крепко. Саша».
21 января 1942 года.
«Здравствуй, Полина! Уточнено ли о Ване? Мне бы хотелось верить, что это ошибка. Он же писал, что приедет. Я получил сразу два твоих письма. В одном – о том, что он приедет. В другом – твое известие. Я написал Мане письмо, но не уверен, что она меня поймет. Но ее горе для меня так же близко. Пусть она знает, что мы ее никогда не забывали и не забудем. Она была для нас самой родной. Утешай ее за меня. Как вы встретили Новый год, мои дорогие? Мы получили подарки и встречали весело. Будь здорова, Полина. Целую. Саша».
13 апреля 1942 года.
«Здравствуй, Полина! Пишу, чтобы ты не беспокоилась обо мне. Я вызывал Вову через военкомат, не знаю твоей думки об этом. Но будет лучше, если он не будет ждать призыва. Не заблудился ли он в дороге? Это нужно делать осторожно. В Москве он должен зайти по адресу, который я написал – Васильева, и оттуда – ко мне. Пусть зайдет в военкомат, и узнает, есть ли вызов из моей части (смотри адрес, и скажи, чтобы его направили ко мне). Будь здорова, Полина. Целую крепко. Привет всем. Саша».
28 апреля 1942 года.
«Здравствуй, Полина! От тебя давно нет писем. Не пишет и Маня. Не знаю, почему. Вы, наверное, тоже от меня не часто получаете. Но тебе беспокоиться не о чем, у меня все в порядке. Будем встречать 1 мая. Вам желаю этот день провести как можно лучше. Вчера выслал тебе сто рублей (всего в апреле послал триста рублей, три раза по сто). Жду Вову, не знаю, пустят ли его, я хлопотал, чтобы его отпустили. Что сейчас делает Олесь? Ты, наверное, и там посадишь огород – твое любимое занятие. Будут ли фотокарточки Леонарда, Олеся? Будь здорова, Полина! Целую крепко. Саша».
1 августа 1942 года.
«Здравствуй, Поля! Я послал тебе несколько писем с 28 июля, но ответа еще не получил. Я уверен, что с вами всё хорошо. Я здоров и хорошо себя чувствую. Пиши о здоровье детей, о своём здоровье, как дети поступили в школу, где ты сейчас живёшь? Я купил себе свитер. Ну, будьте здоровы. Целую всех, ваш Саша. Предай привет учителям, подготовили ли школу?».
14 декабря 1942 года.
«Здравствуй, Поля! Сегодня посылаю вам маленький подарок. На ёлочку не вешайте, но вы ее проведете радостно, встречайте Новый год весело. Это будет год нашей победы. Галчонок! Почему ты не вышлешь фотокарточки ребят, те, что ты имеешь? Олеся держать нужно в городе, в район одного пускать не следует. Желаю вам счастья, мои дорогие. Целую всех. Не болей. Аттестат выслал 3.12. до востребования. Спрашивай. Заказное получил на почте. Ценный пакет. Саша».
22 декабря 1942 года.
«Здравствуй, Поля! Здравствуйте, Лион, Олесь, Вова, Леонард! Сегодня шесть месяцев, а словно я от вас недавно, особенно недавно от того дня, как я приезжал к вам. Я вспоминаю, как на Лиона рассердился за то, что он не захотел спросить, дома ли тот, кто имел возможность везти меня. Я уже не сердитый на него. Самый тихий - это Леонард, ходит ли он уже гулять? Думаю, что живёте дружно. У вас квартира, может быть, лучшая, чем была до школьной? Как твоё здоровье? У нас ещё не было сильных морозов, но они не страшны: я одет лучше, чем дома. Пиши о Мане, или она со старым характером? Будь здорова. Целую. Саша».
Вот и подошёл к концу второй десяток драгоценных фронтовых писем Александра Моисеевича своей жене и матери их детей Полине Петровне. Сейчас мы подошли только к середине пути. Разрешите нам повторить вопрос, заданный вам в предыдущей статье – хотите ли вы продолжения? Обратите, пожалуйста, внимание на то, сколь велика в воине вера в скорую победу. Александр Моисеевич уже в 1942 году был полон надежд на то, что кровопролитная война завершится в 1943 году. И вместе с ним в это верили миллионы. Тем больше выдержки, самоотверженности, внутренней собранности потребовалось всему советскому народу для того, чтобы положить конец проискам фашизма.
А город-юбиляр Уфа продолжал беречь семьи, благодаря которым смогли появиться на свет и все мы – дети, внуки, правнуки, а теперь еще – и праправнуки.
12 июня празднуется юбилей Уфы, а на следующий день – 122 года со дня рождения автора вышеприведенных писем. В этот же день, 13 июня, только в победном 45-м, появилась на свет и его единственная дочь – Полина, названная так по имени матери.
Спасибо тебе, наша дорогая, нежно любимая Уфа! Многая лета!!!
Мы выражаем чувство глубокой признательности внуку Ивана Давидовича Геруса, Всеволоду Виленовичу Герусу, чей отец изображен в детстве на снимках вместе с родителями, за неоценимую помощь в подготовке этой статьи.
П.А. и О.Ю. Латышевы