Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Николай Самокиш – гений батальной живописи

2024-07-05 15:39:49, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Живописец, график и плакатист Николай Семёнович Самокиш был настоящим титаном батальной живописи. Созданные им композиции на военную тему принадлежат к числу шедевров реалистического искусства. Ему посвящены два почтовых конверта СССР разных лет и один почтовый конверт Украины.

Художник родился в 1867 году. По линии отца среди его предков были этнические венгры. Он в течение нескольких лет учился в знаменитой Нежинской гимназии (известной тем, что там учился Н.В. Гоголь), а затем в Петербурге, в Академии художеств (поэтому блок РФ 2007 года с изображением здания Академии вполне может быть использован для иллюстрации начала биографии Самокиша как художника).

Русская школа батальной живописи отличалась высоким уровнем мастерства, монументальным размахом и хорошим знанием военной истории. Знаменитый баталист Франц Алексеевич Рубо (1856 – 1928) и не менее талантливый мастер военной темы в живописи Богдан Павлович Виллевальде (1818 – 1903) заложили традиции русской военной картины. Баталистика России отличалась уважительным отношением к истории, хорошим знанием военной атрибутики и тщательной проработкой всех деталей. Самокишу повезло: он попал в мастерскую Виллевальде.

Однако мастера военно-исторических композиций всегда учитывали и опыт зарубежных стран. В России было популярно имя парижского баталиста Эдуарда Детая (в другом написании Детайля, 1848 – 1912), который мастерски воспроизводил на полотне сцены боев и военных парадов и учений. Детаю посвящены марки нескольких стран, в том числе его родной Франции.

Французские баталисты изображали военные учения и парады, сцены сражений, солдат и офицеров, отличившихся в боях. От художника требовалось найти нужную степень уравновешенности композиции, цветовую гармонию и сделать так, чтобы глаза зрителя не уставали и не разбегались.

Детай был настоящим королем баталистов, признанной знаменитостью. Именно в его мастерскую был послан начинающий живописец Николай Самокиш, когда был отправлен в Париж для совершенствования живописного мастерства.

Во времена юности Самокиша мастеров исторической картины, в том числе батальных композиций, называли помпье (что в переводе с французского означало пожарные). Это необычное прозвище французские мастера исторического жанра получали потому, что на их полотнах из античной эпохи зритель часто видел древнеримские шлемы, а они очень напоминали пожарные каски.

Впрочем, в мастерских помпье можно было и впрямь увидеть и настоящую древнеримскую военную атрибутику. Париж славился своими антикварными лавками, и художники могли украсить свои мастерские экзотическими предметами. Им нравилось работать, глядя на предметы быта и произведения искусства эпохи Ренессанса и барокко, а то и на бесценные археологические находки. Навыки, полученные в мастерской Детайля, остались с художником на всю жизнь. Он стал профессиональным баталистом высокого класса.

Самокиш блестяще изображал лошадей, вырисовывал детали обмундирования. При этом композиция всех произведений была тщательно выверена, полностью лишена лишних деталей.

В Париже художник познакомился со своей будущей женой: талантливой рисовальщицей Еленой Петровной Судковской (1863 – 1924).

Супруги нередко работали над некоторыми проектами совместно. Это был настоящий творческий тандем.

Самокиш застал эпоху направления в искусстве, которое получило название русский стиль. Это аналог английского направления артс энд крафтс. Для русского стиля характерно обилие орнаментов с этническим колоритом, целый хоровод персонажей в русских костюмах, многочисленные иллюстрации к пословицам и поговоркам. Этот стиль охватил также и предметы декоративно-прикладного искусства, и в музеях хранятся керамические сосуды, изделия из дерева и керамики, украшенные орнаментальными узорами в этническом стиле. Эти предметы выполнены на рубеже веков.

В первых послевоенных биографиях Н.Самокиша большое внимание уделялось батальной живописи советского периода. Жаль, что даже этот пласт наследия Самокиша пока не нашел отражения в маркоиздании. На сегодняшний день нет ни одной марки, на которой мы бы могли увидеть работы знаменитого баталиста. Но его приемы всё же нашли отражение в филателии. Мы имеем в виду почтовые миниатюры, имеющие в основе произведения талантливого ученика Самокиша – живописца М.Авилова (1882 – 1954).

Михаил Иванович Авилов учился в мастерской Ф.Рубо, а с 1910 года – у Н.Самокиша. Его живописные работы на историческую тему отличались прежде всего яркой цветовой гаммой. Это делало их особенно привлекательными. Немаловажную роль играет и динамика произведений. Работы Авилова в жанре батальной картины хорошо знакомы филателистам.

В разные годы на марках воспроизводились его картины «Поединок Пересвета с Челубеем» и «Приезд И.Сталина в Первую Конную Армию». Фигура Сталина смоделирована не очень удачно, необычно смотрится шапка-ушанка с завязанными тесемками, но зато как прекрасно изображены кавалеристы! В прорисовке лошадей и фигур всадников чувствуются традиции, заложенные Самокишем. На блоке Мозамбика репродукция, конечно, цветная и всадники смотрятся особенно эффектно. Именно эта картина легла в основу одной из венгерских марок, посвященных И.Сталину.

Художник Шандор Легради использовал зеркальное изображение фрагмента картины «Приезд И.Сталина в Первую Конную Армию» и несколько видоизменил композицию. Получилась оригинальная работа художника Легради и в то же время в ней чудодейственным образом просматриваются приемы Самокиша.

Однако Самокиш занимался не только батальной живописью. Мини-коллекция, посвященная его творчеству, вполне может включать в себя прошедшую почту открытку, посвящённую зданию Витебского вокзала в Петербурге. Украшением вокзала было помещение, получившее название Картинный зал. Супруги Николай и Елена Самокиш выполнили для этого великолепного вокзала цикл панно, посвященных истории железной дороги в России. Все картины отличаются совершенной живописной техникой, а весь ансамбль сгармонирован так, что ни одна из композиций не выбивается из общей колористической схемы. Мы видим первый в России поезд, концерт на Павловском вокзале, современный вид Витебского вокзала и т.д.

Немецко-фашистская оккупация тяжелым катком проехалась по биографии художника. Он нарисовал антифашистский плакат, но в те годы плакатная стилистика была уже совсем иной (стремительно развивался фотомонтаж) и произведение агитационного искусства, выполненное в стилистике модерна, смотрится несколько архаично. Но важно другое: пламенный патриотизм художника, ненавидевшего оккупантов.

Николай Семенович всего один год не дожил до Победы и тяжело переживал немецко-фашистскую оккупацию. Самокиш скончался в 1944 году в Симферополе. Некролог опубликовала местная газета, которая была в подчинении у оккупационных властей.

В нашей стране имя выдающегося баталиста уже давно увековечено. Со середины 1950-х годов в СССР выходят книги и статьи о художнике, его работы воспроизводятся в трудах по советскому искусству и батальной живописи. Есть и открытки, хотя репродуцируемые произведения относятся главным образом к советскому периоду.

Излишне говорить, каким подарком для поклонников батальной живописи стала бы музеефикация мастерской М.И.Авилова. Ну а серия марок с батальными полотнами Самокиша была бы настоящим почтово-филателистическим событием.

А.П. Дьяченко, филателист
Член Союза Учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации Искусствоведов (AIC)

 

Cтатьи цикла "Авангард в филателии":

Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала  

Художественный авангард в филателии

Символизм и модерн – мост к авангардному искусству  

Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни

Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича

Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка  

Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского  

Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо  

Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса  

Коллаж в филателии

Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд  

Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали  

 

 

Другие статьи автора:

За несколько минут до нового 1953 года

Фантастический Петербург: филателистическое измерение

Мир Сурикова

Петербургский призрак Ганс Макарт

Ф.И. Шаляпин в почтовой графике

Орбиты филателиста Л.И. Перескокова

Стиль Беггарстафф в наших альбомах

На марках – наивное искусство

Возможна ли филателистическая эзотерика?

Вечер в петербургской библиотеке

Коломан Мозер и его марки

Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд

Удивительный феномен Cергея Дягилева

Золушки на почтовых конвертах

Анджелина Джоли – филателистический взгляд

Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд

К 200-летию художника Уильяма Линтона

Русский мастер гравюры

Алгоритмы привлекательности

Алгоритмы привлекательности. Окончание

Что такое чернодрук?  

Грациозность Эжена Грассе

К юбилею Н.А. Некрасова

Художник Отто Экман глазами филателиста  

Искусство силуэта в почтовой графике

Картины, написанные точками

Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского

Искусство Бердслея: филателистический взгляд

Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов

Филателист, почта, кинокадр

Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна

Мастера художественной литературы – филателистам

Почтовая графика Бориса Зворыкина

Счастливая звезда Анатолия Калашникова

Художник Генрих Фогелер и почтовая графика

Тени и силуэты в Пушкиниане

Изюминки репинской филателии

Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях

Кот Бегемот и марки о нём

Силуэт плюс голубое небо

Юбилей великого символиста

Норман Роквелл и Россия

Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени

Филателия в искусствоведческой литературе

От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»

Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна  

Бонжур, месье Mушон!

Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии 

Прошло шестьдесят лет...

Марки рассказывают о стиле граффити

Итальянский футуризм  

Эльза Бесков – настоящий друг детей  

К столетию Марчелло Мастроянни

Интервью с А.П. Дьяченко

А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов
  • Музыка на крыльях бабочки в филателии
  • Драгоценные письма с фронта
  • Неожиданно — наш дважды соотечественник
  • Малая Родина. Магнитогорску – 95 лет!
  • Освобождение Красной Армией концлагерей на территории Европы
  • История почты и социальная филателия
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2024 года
  • Музеи почт и почтовых марок стран мира
  • Особенный филателист
  • Тема театра в филателии
  • Декабристы в окружении А.С. Пушкина
  • Эстетика милосердия
  • О башкире-певце и бесстрашном бойце
  • Памяти выдающейся писательницы
  • Рисунки на почтовых конвертах
  • Космическая фантастика на почтовых марках
  • Обращение к коллекционерам
  • Любимый архитектор императрицы
  • По следам наших публикаций. Вносим ясность
  • В наш дом пришел Мурзилка
  • Футуризм на спортивных марках
  • История открытки. Художник Сергей Сергеевич Соломко
  • Вопрос от юного филателиста
  • Н.К. Рерих глазами филателиста
  • Башкирия в филателии. Сталевар В.А. Захаров
  • Об одном импровизированном почтовом отделении
  • Литературное и художественное окружение А.С.Пушкина