225-летию со дня смерти
великого русского архитектора
Василия Ивановича Баженова
посвящается
13 августа 2024 года исполнилось 225 лет со дня смерти крупнейшего архитектора эпохи русского классицизма Василия Ивановича Баженова. Мы знаем его как учителя Матвея Фёдоровича Казакова, Андрея Никифоровича Воронихина и многих других талантливых зодчих.
В сентябре 1760 года, после учебы в Императорской Академии художеств, Баженов направляется в Париж для совершенствования в архитектуре, вместе c живописцем и рисовальщиком Антоном Павловичем Лосенко, будущим директором родной Академии. Молодые люди стали первыми «пенсионерами» (стажерами) Императорской Академии художеств, которые были отправлены для продолжения обучения за границу.
1770-е годы. Таким увидел Василия Ивановича неизвестный автор семейного портрета Баженовых 1770-х годов, фрагмент которого мы приводим. Само полотно хранится в собрании ГНИМА имени А.В. Щусева.
В 1775 году, по случаю празднования подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией, Василию Ивановичу Баженову посчастливилось в первый раз опробовать сочетание западноевропейских готических декоративных элементов и так называемого «Нарышкинского барокко» конца XVII века, занимаясь совместно со своим последователем и соратником Матвеем Фёдоровичем Казаковым оформлением на Ходынском поле временных увеселительных павильонов.
10 июля 2024 увидел свет конверт первого дня № 2124 работы художника-дизайнера С. Капранова, из серии «История российской дипломатии», под названием «250 лет подписанию Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией».
С 1776 по 1786 год Василию Ивановичу Баженову удалось реализовать сочетание западноевропейских готических декоративных элементов и так называемого «Нарышкинского барокко» конца XVII века при постройке ансамбля Царицыно. Но по причине острого недовольства, проявленного заказчицей Екатериной Великой, этому чуду архитектурной мысли пришлось дожидаться своего завершения более двухсот лет. И только в 2005-2007 годах коллектив реставраторов под руководством генерального директора «Моспроекта-2» М. М. Посохина и М. Л. Фельдмана завершил строительство дворца.
В декабре 1968 года, почта СССР выпустила почтовую марку №3717 по рисунку А. Котырева (гравюра на стали Александра Ткаченко) в серии «Памятники архитектуры СССР», запечатлев на ней работу Василия Ивановича 1785 года – знаменитые Винорадные ворота в Царицыно.
Находящийся неподалёку от Виноградных ворот Хлебный дом обозначил собой живописное поле маркированного конверта № 68К-2007 (№ 2007-046) «Москва. Государственный музей-заповедник "Царицыно", Хлебный дом», по фото П. Шибаева, который был выпущен 24 мая 2007 года.
Фрагмент галереи-ограды в Музее-заповеднике «Царицыно» стал сюжетом конверта с оригинальной маркой № 222/кор. дизайна А. Поварихина «275 лет со дня рождения В.И. Баженова (ок.1737–1799), архитектора», выпущенного 12 марта 2012 года.
22 декабря 2016 года в оформлении И. Ульяновского, по фото Д. Щёлокова, была выпущена маркированная открытка европейского формата № 2016-399/5 «Москва. Государственный музей-заповедник "Царицыно"». На ее лицевой стороне запечатлен общий вид Таврического зала Большого Царицынского дворца.
Екатерининский зал Большого Царицынского дворца впечатляет разнообразием драгоценных пород дерева, использованных для создания роскошного паркетного пола. Золото отделки стен и потолка идеально гармонирует с пышными хрустальными люстрами. Екатерининский зал украшен лепными декоративными панно «Триумф Екатерины», выполненными скульпторами Владимиром Агейченко и Ринатом Сайфутдиновым. Кроме этого, здесь располагается триптих работы живописца Евгения Максимова, который посвящён торжественной коронации Екатерины Великой в Москве в 1762 году.
Екатерининский зал Большого Царицынского дворца.
Фото О. Ю. Латышева и П. А. Латышевой.
На стене Екатерининского зала, над балконом, золотыми буквами выбито высказывание Екатерины Великой: «Власть без доверия народа ничего не значит».
Статуя Екатерины Великой, которая расположена в зале, весит более трёх тонн. В 1896 году скульптура украшала интерьер Московской городской думы.
1784-1786 годы. Ещё до прекращения работы над ансамблем «Царицыно» у Василия Ивановича Баженова появляется новый заказ. На этот раз в роли заказчика выступает не Императрица. Теперь Баженов исполняет мечту творческого человека с богатой фантазией, капитана-поручика лейб-гвардии Семёновского полка, зажиточного московского откупщика, представителя дворянского рода Пашковых - Петра Егоровича Пашкова (1726-1790). Дом на углу улиц Моховая и Воздвиженка останется в веках напоминать о своем основателе, и будет называться то «Пашков дом», то «Дом Пашкова».
Так он выглядит на открытке из нашей коллекции, в основу которой была положена картина «Вид Моховой и дома Пашкова в Москве» французского живописца, рисовальщика и гравёра конца XVIII века Жерара Делабарта.
Мы уже неоднократно обращались к раскрашенным дореволюционным открыткам. Вот еще одна из их числа.
На карточке из серии, выпущенной в пользу общины Святой Евгении, также обильно представленной в иллюстративном ряде наших исследовательских работ, Пашков дом представлен уже в качестве Румянцевского музея.
На советской двусторонней почтовой открытке от 31 мая 1930 года акцент делается не на Дом Пашкова, занимающий значительную часть изображения, а на наземный вестибюль станции Московского метрополитена.
В марте 1939 года, путем типографской печати на мелованной бумаге с цветным сетчатым фоном, была издана серия из семи почтовых марок СССР по гравюрам на дереве Н. Шевердяева «Реконструкция Москвы». В ее составе находится миниатюра №655 (а также более редкая - №655А, выполненная на простой бумаге, (0802x189), под названием «Библиотека им. В.И. Ленина».
В ее живописном поле, за новым зданием Государственной библиотеки СССР постройки В. Гельфрейха и В. Щуко, хорошо виден Дом Пашкова. Благодаря тому, что генеральным планом реконструкции Москвы руководил герой одной из наших предыдущих статей, архитектор Алексей Викторович Щусев, ратовавший за сохранение ценнейших памятников архитектуры, Пашков дом удалось включить в комплекс библиотеки. Его изящно оформленные ворота представлены на советской почтовой карточке, ставшей основой для специального гашения 23 ноября 1959 года.
В июне 1962 года была выпущена горизонтальная сцепка из двух марок №№2703-2704, составивших серию «100-летие Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина» по рисунку Н. Круглова. На марках изображены старое и новое здания библиотеки.
Входящая в ее состав марка с изображением Дома Пашкова украсила также картмаксимум.
В декабре 1968 года была выпущена марка по рисунку В. Пименова «С Новым, 1969 годом!». Наряду с силуэтом Спасской башни Московского Кремля, символа Москвы и России, изобразительный ряд марки украсил и силуэт Дома Пашкова. Это своеобразный акт признания Пашкова дома в качестве одного из ключевых символов нашей державы!
27 января 1991 года Министерством связи СССР издан почтовый конверт по фото П. Костенко, где здание было названо БЫВШИМ Домом Пашкова.
10 февраля 1992 года издан почтовый конверт по фото В. Вертелецкого, где здание было тоже названо бывшим Домом Пашкова.
21 февраля 1995 года поступила в обращение серия марок № 199-202. «Первый выпуск стандартных почтовых марок Российской Федерации. Продолжение серии», работы художников М. Ларюшиной, А. Шмидштейна и А. Московца.
Пашков дом изображен на марке №199, выполненной на мелованной бумаге. А 6 марта 1995 года вышла марка 199А с тем же сюжетом, но уже на офсетной бумаге. Для марки, имеющей по каталогу Загорского № 199Iva, применена бумага UV. Для марки, имеющей по каталогу Загорского № 199Ivв, применена краска UV.
1797 год. Российский император Павел Первый поручает Василию Ивановичу Баженову возглавить строительство Михайловского замка, на месте старинного дворца императрицы Елизаветы Петровны.
Однако через две недели, прошедших после закладки здания Михайловского замка, 4 марта 1797 года, Василий Иванович Баженов был отстранен от всех работ. По всей вероятности, сыграли определенную роль замечания по проекту, сделанные Василием Ивановичем в присутствии императора. Порядки при Павле I были достаточно строгими, и не предполагали высказывания кем-либо собственного мнения, отличного от императорского.
Другие архитектурные сооружения работы Василия Ивановича Баженова также чрезвычайно щедро отражены на множестве почтовых марок и блоков, конвертов, поздравительных и коллекционных открытках.
Мы не можем охватить их все. Для этого потребовалось бы создать отдельный многотомный каталог, посвященный теме «Архитектор Баженов».
О.Ю. и П.А. Латышевы