С момента зарождения филателии появились альбомы для хранения, и вплоть до середины 1950-х это были обычные альбомы для наклеивания марок. Были и дорогие варианты — полностью иллюстрированные, а так же простые — частично иллюстрированные, и самые простенькие — листочки в клеточку. Поэтому некоторые старинные марки 90-летние и старше без наклеек являются огромной редкостью.
Кто-то гордится большим количеством альбомов с марками, заполнившими целые шкафы, но есть филателисты (а может их нужно называть по-другому?), обладающие всего 5-10 марками, хранящимися в банковской ячейке, как раз в похожем карманном альбомчике... который можно носить во внутреннем кармане пиджака... прямо возле сердца...
Именно такой альбомчик, датированный 1893 годом, и принес к нам в редакцию наш друг и постоянный автор Михаил Самуилович Бернер. Эта маленькая книжечка, размером всего 13Х9 см., находится в идеальной сохранности, благодаря его владельцу.
— Михаил Самуилович, как появился у вас этот альбом?
— Несколько лет назад, на сайте Академии филателии, я прочел заметку, в которой была озвучена идея создания Музея филателии, — начал свой рассказ коллекционер. — Меня очень захватила эта тема и я решил собрать материал, который можно было бы использовать в экспозиции музея. Просле того, как я «загорелся» идеей создать экспозицию для Музея филателии, начал искать экспонаты — что-то купил, а некоторые экземпляры мне подарили. Как появился именно этот альбом уже и не помню.
— А конкретно, что за материал вы собирали?
— Это все, что рассказывало бы об истории развития филателии, как в течение времени менялись марки и отношение к ним. А такие альбомы об этом очень ярко и красочно могут рассказать.
— Этот альбом большая редкость! Его даже страшно взять в руки, такой он, на вид, хрупкий. Кажется, что он насквозь пропитан духом того времени.
— Вообще, история этих альбомов очень интересная. Известно, что до выхода первых альбомов в твёрдом переплёте, выпускались «карманные альбомы». Автором этих альбомов был И.И.Кревинг, автор вступительных статей «Свойства собираемых марок» и «Уход за коллекцией» для «Иллюстрированного альбома для марок всех стран» издания Отто Кирхнера. В Москве маленькие альбомы в мягком переплёте издавал А.Зейванг. Кроме издания альбомов издательством осуществлялась продажа в пакетиках почтовых марок всех стран.
— Интересно, в то время марки всем были доступны по цене?
— Сейчас посмотрим... Для того, чтобы определить доступность марок населению страны, необходимо провести сравнение действующих на тот период цен, например, на продовольственные товары и на заработную плату. Один батон белого сдобного хлеба весом 300гр. стоил 7 коп, 1 кг картофеля нового урожая стоил 15 коп, десяток яиц стоил 30 коп. Средняя заработная плата рабочего - 37,5 р в мес. Заработная плата среднего класса чиновника 62 рубля в месяц.
На мой взгляд покупка почтовых марок для познания мира с последующим коллекционированием была доступна для населения среднего класса.
— Как интересно расположены марки в альбоме.
— Принцип размещения марок в альбоме – это максимальное знакомство коллекционеров с почтовыми марками зарубежных стран вне зависимости от хронологии и тематики.
Благодаря этим альбомам мы видим, какой путь пройден в хранении марок от карманного альбома до современных кляссеров, а ещё как изменились требования, предъявляемые к почтовым маркам. Хранение и продажа марок под издательством А.Зейванг находились по адресу: Москва, Кузнецкий мост, Дом Гонецкой.
Когда-то я уже задавал филателистам вопрос: «Сохранился ли в настоящее время Дом Гонецкой? Если да, то что там находится?». И в одном из комментариев, филателист Валерий Нарежный мне ответил, что хозяйка данного дома — Вера Гонецкая (в девичестве Фирсанова), унаследовала от своего отца, крупного московского предпринимателя, очень хорошее состояние, в которое входили многочисленные доходные дома, расположенные в районе нынешнего Кузнецкого Моста. По ее указанию некоторые дома были снесены, возможно, и тот самый Дом Гонецкой, и на их месте она построила Петровский Пассаж.
— А кто первый придумал такие вот карманные альбомы для марок?
— Иван Иванович Кревинг. Он был удивительныма человеком, который очень много сделал для развития российской филателии. В 1866 году он выпустил первый отечественный «Карманный альбом» для марок, которые пользовались огромным успехом и имели не менее огромные тиражи. Он в своих альбомах еще печатал советы для филателистов как ухаживать за коллекцией и описывал свойства марок.
По альбомам, действительно, можно проследить эволюцию почтовой марки, от миниатюрных (карманных) до самых длинных, шириной более 184 мм. Даже страшно представить размеры альбома, в котором хранятся такие экземпляры.
Кстати, идея хранит марки не наклеивая их, пришла в голову Льюис Кэрролл, автору «Приключения Алисы в стране чудес». В 1889 году он выпустил «Удивительную книгу для почтовых марок», которая была карманного формата, для удобства. В этой книге было 12 секций для марок разного достоинства и список мудрых советов.
А самый первый альбом был придуман и издан в феврале или марте 1862 года, французским археологом Джастином Лаллиером. Там не было иллюстраций, и расположение марок было несовершенно. Но, несмотря на это, альбом выдержал четырнадцать изданий и выпускался вплоть до 1876 года.
На многих альбомах тех лет места для наклеивания марок были напечатаны как ячейки для всех существовавших в то время почтовых знаков мира, каждая в форме соответствующей марки и с обозначением ее номинала и цвета. Потом начали размещать в клетках изображения самих знаков почтовой оплаты.
В дорогих альбомах конца XIX века на нечетных страницах были ячейки для марок и их иллюстрации, а на четных — располагались выписки из каталогов и технические данные марок.
Современные филателисты используют для хранения своих коллекций, помимо обычных кляссеров и стандартных альбомов, самодельные, а так же папки с мультифорами.
А как храните марки ВЫ?