Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Ожерелье чудес допетровской поры

2024-11-06 21:22:04, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 230-летию со дня рождения архитектора Константина Андреевича Тона
и
175-летию со дня открытия Большого Кремлёвского дворца

23 июля 2024 года мы рассказали вам о парадных залах Большого Кремлёвского дворца, неповторимых по убранству интерьера. Наряду с этим, талантливому архитектору Константину Андреевичу Тону удалось связать в рамках столь масштабного здания несколько ранее самостоятельных памятников архитектуры.

Они принадлежат различным эпохам, стилям, кардинально отличаются по своему функциональному назначению, и несут на себе отпечаток одарённости многочисленных мастеров, создававших их на протяжении едва ли не половины тысячелетия.

Как отмечает Юрий Епатко, в 1850 году Императорская Академия художеств (ИАХ) «во внимание к искусству в живописи портретной удостоила звания академика без программы...» бельгийского подданного Гронкеля. В знак благодарности художник написал поясной портрет петербургского архитектора профессора ИАХ К. А. Тона.

Виталь-Жан де Гронкель изобразил уже не того утонченно воспринимающего мир и внимательно вглядывающегося в свое будущее Константина Тона 1823 года, каким увидел его Карл Павлович Брюллов. У Гронкеля Тон – уже маститый архитектор – автор не только Большого Кремлёвского дворца (БКД), но теперь уже и вошедшей в его состав Оружейной палаты. 

Позвольте начать обзор объединённых Тоном «разновозрастных» строений с главного церемониального зала Государства Российского, до сих пор сохраняющего такое высокое назначение. Одним из древнейших из сохранившихся в настоящий момент сооружений гражданской архитектуры в Первопрестольной следует назвать Грановитую палату. Её фасад и отдельные элементы внутреннего убранства запечатлены на кляйнбогене Российской Федерации.

Построена Грановитая палата была в 1487-1491 годах согласно Указа князя Владимирского и Московского, государя всея Руси Ивана III Васильевича, положившего конец постоянным побоищам русского воинства с монголо-татарской ордой.

Возвели Грановитую палату итальянские архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

Ещё один шедевр гражданской архитектуры, введенный Константином Тоном в ансамбль Большого Кремлёвского Императорского дворца – Теремной дворец, также представленный на кляйнбогене.

Это чудо зодчества, увиденное Джакомо Кваренги имело белый цвет стен, равно как и стены самого Кремля.

Построен был Теремной дворец в 1635-1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича Романова.

Теремному дворцу изначально отводилась функция парадных царских покоев. Возвели этот необыкновенный терем Антипа Константинов и его помощники – Ларион Ушаков, Бажен Огурцов и Трефил Шарутин. В настоящее время Теремной дворец является резиденцией Президента Российской Федерации – Владимира Владимировича Путина.

Из Теремного дворца, равно как и из Грановитой палаты, можно попасть в восьмигранный Владимирский зал, имеющий освещение при помощи потолочного «фонаря», который хорошо заметен на крыше здания. С этого необычного зала и открывается анфилада славы россиян.

На марке, равно как и на рисунке Кваренги, справа от Теремного дворца видны золотые купола Верхоспасского собора, также включённого Константином Тоном в состав БКД

Другие названия этого шедевра - Собор Спаса Нерукотворного Образа, Спас за Золотой решёткой, а также собственно Спасский собор.

Спас за Золотой решёткой был построен теми же самыми мастерами, что и Теремной дворец, в 1635-1636 годах. По существу, он и является непосредственной частью этого дворца, входя в комплекс домовых церквей, возведенных для семей русских царей при Теремном дворце.

На первом этаже Верхоспасского собора располагается церковь великомученицы Екатерины, а на втором — церковь Воскресения Словущего. Обоим этим культовым сооружениям принадлежат пять куполов, находящихся с северной стороны. Над этими церквями находится Верхоспасский собор, к которому имеют непосредственное отношение пять золотых глав, располагающихся с южной стороны. К церкви Распятия Христова, которую еще называют Распятской, Крестовоздвижеснкой церковью, или церковью Воздвижения Креста Господня, относится центральный золотой купол.

Именно купола Верхоспасского собора и находящихся под ним церквей наряду с куполами Успенского собора и колокольни Ивана Великого вошли в сюжет знаменательного для отечественной филателии почтового блока, приуроченного к 2000-летию христианства и вступления человечества в третье тысячелетие.

На фото, рядом с куполами Собора Спаса Нерукотворного Образа и соседствующих с ним учреждений православного культа, справа отчётливо виден купол Церкви Ризоположения, тоже ставшей частью БКД. Она также называется церковью Положения Ризы Пресвятой Богородицы и Ризоположенской церковью.

Это культовое сооружение было освящено в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. А Церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Московском Кремле была построена в 1484-1485 годах. Она предназначалась для молельни московских митрополитов и стала домовой церковью патриархов.

В издательстве «Панорама» в 1992 году выпускался комплект открыток «Золотая Царицына палата», по фотографиям М. Кудрявцева и Е. Гаврилова.

В нашей коллекции хранятся сразу две открытки 1956 и 1957 годов, на которых представлена картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский Кремль. Золотая Царицына палата».

Она была создана живописцем в 1877 году. Золотая Царицына палата представляет собой дворцовую постройку XV-XVI веков. Изначально она являлась частью Постельных хором великого князя Ивана III Васильевича.

В издательстве «Советский художник» также выпускался комплект открыток «Золотая Царицына палата» по оригинальным фотографиям Р.Шраде и Н. Санояна. Комплект напечатан в московской типографии №5 Главполиграфа.

Золотая Царицына палата первоначально рассматривалась в качестве главного приёмного зала Ирины Фёдоровны Годуновой, сестры Бориса Годунова. Она была женой царя Фёдора І Иоанновича. После его смерти Ирина Фёдоровна стала номинальной правительницей на русском престоле.

Золотая Царицына палата для всех последующих русских цариц, правивших в допетровскую эпоху, также использовалась в качестве главного приёмного зала. В интерьере Золотой Царицыной палаты и в настоящее время можно увидеть фрески, датируемые специалистами концом XVI века. 

На фото Николая Найдёнова хорошо видно, что собор Спаса Преображения на Бору находится с тыла фасадной стены БКД. В советское время, к глубокому прискорбию, этот храм был снесён для строительства… гостевой пристройки!

Слева от Теремного дворца в комплексе БКД располагается Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях, интерьер которой запечатлён на почтовой открытке в таком виде, как он был переосмыслен Константином Тоном при введении церкви в комплекс БКД.

У церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях, существует собственная трапезная, также воссозданная во время введения церкви в комплекс БКД Константином Тоном.

В подклете церкви Рождества Пресвятой Богородицы располагается наиболее древний храм — церковь Воскрешения Лазаря.

Это главный домовой храм царской семьи. Рядом веками хранилась государственная казна. По сей день здесь находится икона работы Андрея Рублёва.

Есть у собора так называемое «грозненское крыльцо». Оно было построено по указу царя Ивана Васильевича Грозного, за неканонический брак подвергшегося епитимии, и лишенного права посещать церковные службы. С этого крыльца Иван Грозный слышал все, что происходит во время богослужения. И отсюда же увидел комету, которая, как он считал, возвещала его скорый уход в мир иной.

Послов различных держав вводили в помещение БКД через особую галерею Благовещенского собора. Это позволяло им проникнуться всей значительностью происходящего в резиденции царской власти.

Некоторые исторические сведения для этой статьи нам удалось почерпнуть из редкого дореволюционного издания «Московские святыни и памятники».

Интересно воспринимается включение в этот фолиант еще одного творения Константина Тона, Храма Христа Спасителя, в число новых зданий и сооружений.

В статье мы упомянули чудеса архитектуры допетровской эпохи, включенные Константином Тоном в комплекс Большого Кремлевского дворца.

О его залах, построенных в девятнадцатом столетии, мы расскажем, когда увидит свет буклет АО «Марка» к 175-летию Большого Кремлевского дворца.

Фото авторов и из открытых источников

Латышевы Ю.А., П.А. и О.Ю.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора