Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Ожерелье чудес допетровской поры

2024-11-06 21:22:04, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 230-летию со дня рождения архитектора Константина Андреевича Тона
и
175-летию со дня открытия Большого Кремлёвского дворца

23 июля 2024 года мы рассказали вам о парадных залах Большого Кремлёвского дворца, неповторимых по убранству интерьера. Наряду с этим, талантливому архитектору Константину Андреевичу Тону удалось связать в рамках столь масштабного здания несколько ранее самостоятельных памятников архитектуры.

Они принадлежат различным эпохам, стилям, кардинально отличаются по своему функциональному назначению, и несут на себе отпечаток одарённости многочисленных мастеров, создававших их на протяжении едва ли не половины тысячелетия.

Как отмечает Юрий Епатко, в 1850 году Императорская Академия художеств (ИАХ) «во внимание к искусству в живописи портретной удостоила звания академика без программы...» бельгийского подданного Гронкеля. В знак благодарности художник написал поясной портрет петербургского архитектора профессора ИАХ К. А. Тона.

Виталь-Жан де Гронкель изобразил уже не того утонченно воспринимающего мир и внимательно вглядывающегося в свое будущее Константина Тона 1823 года, каким увидел его Карл Павлович Брюллов. У Гронкеля Тон – уже маститый архитектор – автор не только Большого Кремлёвского дворца (БКД), но теперь уже и вошедшей в его состав Оружейной палаты. 

Позвольте начать обзор объединённых Тоном «разновозрастных» строений с главного церемониального зала Государства Российского, до сих пор сохраняющего такое высокое назначение. Одним из древнейших из сохранившихся в настоящий момент сооружений гражданской архитектуры в Первопрестольной следует назвать Грановитую палату. Её фасад и отдельные элементы внутреннего убранства запечатлены на кляйнбогене Российской Федерации.

Построена Грановитая палата была в 1487-1491 годах согласно Указа князя Владимирского и Московского, государя всея Руси Ивана III Васильевича, положившего конец постоянным побоищам русского воинства с монголо-татарской ордой.

Возвели Грановитую палату итальянские архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

Ещё один шедевр гражданской архитектуры, введенный Константином Тоном в ансамбль Большого Кремлёвского Императорского дворца – Теремной дворец, также представленный на кляйнбогене.

Это чудо зодчества, увиденное Джакомо Кваренги имело белый цвет стен, равно как и стены самого Кремля.

Построен был Теремной дворец в 1635-1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича Романова.

Теремному дворцу изначально отводилась функция парадных царских покоев. Возвели этот необыкновенный терем Антипа Константинов и его помощники – Ларион Ушаков, Бажен Огурцов и Трефил Шарутин. В настоящее время Теремной дворец является резиденцией Президента Российской Федерации – Владимира Владимировича Путина.

Из Теремного дворца, равно как и из Грановитой палаты, можно попасть в восьмигранный Владимирский зал, имеющий освещение при помощи потолочного «фонаря», который хорошо заметен на крыше здания. С этого необычного зала и открывается анфилада славы россиян.

На марке, равно как и на рисунке Кваренги, справа от Теремного дворца видны золотые купола Верхоспасского собора, также включённого Константином Тоном в состав БКД

Другие названия этого шедевра - Собор Спаса Нерукотворного Образа, Спас за Золотой решёткой, а также собственно Спасский собор.

Спас за Золотой решёткой был построен теми же самыми мастерами, что и Теремной дворец, в 1635-1636 годах. По существу, он и является непосредственной частью этого дворца, входя в комплекс домовых церквей, возведенных для семей русских царей при Теремном дворце.

На первом этаже Верхоспасского собора располагается церковь великомученицы Екатерины, а на втором — церковь Воскресения Словущего. Обоим этим культовым сооружениям принадлежат пять куполов, находящихся с северной стороны. Над этими церквями находится Верхоспасский собор, к которому имеют непосредственное отношение пять золотых глав, располагающихся с южной стороны. К церкви Распятия Христова, которую еще называют Распятской, Крестовоздвижеснкой церковью, или церковью Воздвижения Креста Господня, относится центральный золотой купол.

Именно купола Верхоспасского собора и находящихся под ним церквей наряду с куполами Успенского собора и колокольни Ивана Великого вошли в сюжет знаменательного для отечественной филателии почтового блока, приуроченного к 2000-летию христианства и вступления человечества в третье тысячелетие.

На фото, рядом с куполами Собора Спаса Нерукотворного Образа и соседствующих с ним учреждений православного культа, справа отчётливо виден купол Церкви Ризоположения, тоже ставшей частью БКД. Она также называется церковью Положения Ризы Пресвятой Богородицы и Ризоположенской церковью.

Это культовое сооружение было освящено в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. А Церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Московском Кремле была построена в 1484-1485 годах. Она предназначалась для молельни московских митрополитов и стала домовой церковью патриархов.

В издательстве «Панорама» в 1992 году выпускался комплект открыток «Золотая Царицына палата», по фотографиям М. Кудрявцева и Е. Гаврилова.

В нашей коллекции хранятся сразу две открытки 1956 и 1957 годов, на которых представлена картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский Кремль. Золотая Царицына палата».

Она была создана живописцем в 1877 году. Золотая Царицына палата представляет собой дворцовую постройку XV-XVI веков. Изначально она являлась частью Постельных хором великого князя Ивана III Васильевича.

В издательстве «Советский художник» также выпускался комплект открыток «Золотая Царицына палата» по оригинальным фотографиям Р.Шраде и Н. Санояна. Комплект напечатан в московской типографии №5 Главполиграфа.

Золотая Царицына палата первоначально рассматривалась в качестве главного приёмного зала Ирины Фёдоровны Годуновой, сестры Бориса Годунова. Она была женой царя Фёдора І Иоанновича. После его смерти Ирина Фёдоровна стала номинальной правительницей на русском престоле.

Золотая Царицына палата для всех последующих русских цариц, правивших в допетровскую эпоху, также использовалась в качестве главного приёмного зала. В интерьере Золотой Царицыной палаты и в настоящее время можно увидеть фрески, датируемые специалистами концом XVI века. 

На фото Николая Найдёнова хорошо видно, что собор Спаса Преображения на Бору находится с тыла фасадной стены БКД. В советское время, к глубокому прискорбию, этот храм был снесён для строительства… гостевой пристройки!

Слева от Теремного дворца в комплексе БКД располагается Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях, интерьер которой запечатлён на почтовой открытке в таком виде, как он был переосмыслен Константином Тоном при введении церкви в комплекс БКД.

У церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях, существует собственная трапезная, также воссозданная во время введения церкви в комплекс БКД Константином Тоном.

В подклете церкви Рождества Пресвятой Богородицы располагается наиболее древний храм — церковь Воскрешения Лазаря.

Это главный домовой храм царской семьи. Рядом веками хранилась государственная казна. По сей день здесь находится икона работы Андрея Рублёва.

Есть у собора так называемое «грозненское крыльцо». Оно было построено по указу царя Ивана Васильевича Грозного, за неканонический брак подвергшегося епитимии, и лишенного права посещать церковные службы. С этого крыльца Иван Грозный слышал все, что происходит во время богослужения. И отсюда же увидел комету, которая, как он считал, возвещала его скорый уход в мир иной.

Послов различных держав вводили в помещение БКД через особую галерею Благовещенского собора. Это позволяло им проникнуться всей значительностью происходящего в резиденции царской власти.

Некоторые исторические сведения для этой статьи нам удалось почерпнуть из редкого дореволюционного издания «Московские святыни и памятники».

Интересно воспринимается включение в этот фолиант еще одного творения Константина Тона, Храма Христа Спасителя, в число новых зданий и сооружений.

В статье мы упомянули чудеса архитектуры допетровской эпохи, включенные Константином Тоном в комплекс Большого Кремлевского дворца.

О его залах, построенных в девятнадцатом столетии, мы расскажем, когда увидит свет буклет АО «Марка» к 175-летию Большого Кремлевского дворца.

Фото авторов и из открытых источников

Латышевы Ю.А., П.А. и О.Ю.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов