К 230-летию со дня рождения архитектора Константина Андреевича Тона
и
175-летию со дня открытия Большого Кремлёвского дворца
23 июля 2024 года мы рассказали вам о парадных залах Большого Кремлёвского дворца, неповторимых по убранству интерьера. Наряду с этим, талантливому архитектору Константину Андреевичу Тону удалось связать в рамках столь масштабного здания несколько ранее самостоятельных памятников архитектуры.
Они принадлежат различным эпохам, стилям, кардинально отличаются по своему функциональному назначению, и несут на себе отпечаток одарённости многочисленных мастеров, создававших их на протяжении едва ли не половины тысячелетия.
Как отмечает Юрий Епатко, в 1850 году Императорская Академия художеств (ИАХ) «во внимание к искусству в живописи портретной удостоила звания академика без программы...» бельгийского подданного Гронкеля. В знак благодарности художник написал поясной портрет петербургского архитектора профессора ИАХ К. А. Тона.
Виталь-Жан де Гронкель изобразил уже не того утонченно воспринимающего мир и внимательно вглядывающегося в свое будущее Константина Тона 1823 года, каким увидел его Карл Павлович Брюллов. У Гронкеля Тон – уже маститый архитектор – автор не только Большого Кремлёвского дворца (БКД), но теперь уже и вошедшей в его состав Оружейной палаты.
Позвольте начать обзор объединённых Тоном «разновозрастных» строений с главного церемониального зала Государства Российского, до сих пор сохраняющего такое высокое назначение. Одним из древнейших из сохранившихся в настоящий момент сооружений гражданской архитектуры в Первопрестольной следует назвать Грановитую палату. Её фасад и отдельные элементы внутреннего убранства запечатлены на кляйнбогене Российской Федерации.
Построена Грановитая палата была в 1487-1491 годах согласно Указа князя Владимирского и Московского, государя всея Руси Ивана III Васильевича, положившего конец постоянным побоищам русского воинства с монголо-татарской ордой.
Возвели Грановитую палату итальянские архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари.
Ещё один шедевр гражданской архитектуры, введенный Константином Тоном в ансамбль Большого Кремлёвского Императорского дворца – Теремной дворец, также представленный на кляйнбогене.
Это чудо зодчества, увиденное Джакомо Кваренги имело белый цвет стен, равно как и стены самого Кремля.
Построен был Теремной дворец в 1635-1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича Романова.
Теремному дворцу изначально отводилась функция парадных царских покоев. Возвели этот необыкновенный терем Антипа Константинов и его помощники – Ларион Ушаков, Бажен Огурцов и Трефил Шарутин. В настоящее время Теремной дворец является резиденцией Президента Российской Федерации – Владимира Владимировича Путина.
Из Теремного дворца, равно как и из Грановитой палаты, можно попасть в восьмигранный Владимирский зал, имеющий освещение при помощи потолочного «фонаря», который хорошо заметен на крыше здания. С этого необычного зала и открывается анфилада славы россиян.
На марке, равно как и на рисунке Кваренги, справа от Теремного дворца видны золотые купола Верхоспасского собора, также включённого Константином Тоном в состав БКД
Другие названия этого шедевра - Собор Спаса Нерукотворного Образа, Спас за Золотой решёткой, а также собственно Спасский собор.
Спас за Золотой решёткой был построен теми же самыми мастерами, что и Теремной дворец, в 1635-1636 годах. По существу, он и является непосредственной частью этого дворца, входя в комплекс домовых церквей, возведенных для семей русских царей при Теремном дворце.
На первом этаже Верхоспасского собора располагается церковь великомученицы Екатерины, а на втором — церковь Воскресения Словущего. Обоим этим культовым сооружениям принадлежат пять куполов, находящихся с северной стороны. Над этими церквями находится Верхоспасский собор, к которому имеют непосредственное отношение пять золотых глав, располагающихся с южной стороны. К церкви Распятия Христова, которую еще называют Распятской, Крестовоздвижеснкой церковью, или церковью Воздвижения Креста Господня, относится центральный золотой купол.
Именно купола Верхоспасского собора и находящихся под ним церквей наряду с куполами Успенского собора и колокольни Ивана Великого вошли в сюжет знаменательного для отечественной филателии почтового блока, приуроченного к 2000-летию христианства и вступления человечества в третье тысячелетие.
На фото, рядом с куполами Собора Спаса Нерукотворного Образа и соседствующих с ним учреждений православного культа, справа отчётливо виден купол Церкви Ризоположения, тоже ставшей частью БКД. Она также называется церковью Положения Ризы Пресвятой Богородицы и Ризоположенской церковью.
Это культовое сооружение было освящено в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. А Церковь Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Московском Кремле была построена в 1484-1485 годах. Она предназначалась для молельни московских митрополитов и стала домовой церковью патриархов.
В издательстве «Панорама» в 1992 году выпускался комплект открыток «Золотая Царицына палата», по фотографиям М. Кудрявцева и Е. Гаврилова.
В нашей коллекции хранятся сразу две открытки 1956 и 1957 годов, на которых представлена картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский Кремль. Золотая Царицына палата».
Она была создана живописцем в 1877 году. Золотая Царицына палата представляет собой дворцовую постройку XV-XVI веков. Изначально она являлась частью Постельных хором великого князя Ивана III Васильевича.
В издательстве «Советский художник» также выпускался комплект открыток «Золотая Царицына палата» по оригинальным фотографиям Р.Шраде и Н. Санояна. Комплект напечатан в московской типографии №5 Главполиграфа.
Золотая Царицына палата первоначально рассматривалась в качестве главного приёмного зала Ирины Фёдоровны Годуновой, сестры Бориса Годунова. Она была женой царя Фёдора І Иоанновича. После его смерти Ирина Фёдоровна стала номинальной правительницей на русском престоле.
Золотая Царицына палата для всех последующих русских цариц, правивших в допетровскую эпоху, также использовалась в качестве главного приёмного зала. В интерьере Золотой Царицыной палаты и в настоящее время можно увидеть фрески, датируемые специалистами концом XVI века.
На фото Николая Найдёнова хорошо видно, что собор Спаса Преображения на Бору находится с тыла фасадной стены БКД. В советское время, к глубокому прискорбию, этот храм был снесён для строительства… гостевой пристройки!
Слева от Теремного дворца в комплексе БКД располагается Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях, интерьер которой запечатлён на почтовой открытке в таком виде, как он был переосмыслен Константином Тоном при введении церкви в комплекс БКД.
У церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях, существует собственная трапезная, также воссозданная во время введения церкви в комплекс БКД Константином Тоном.
В подклете церкви Рождества Пресвятой Богородицы располагается наиболее древний храм — церковь Воскрешения Лазаря.
Это главный домовой храм царской семьи. Рядом веками хранилась государственная казна. По сей день здесь находится икона работы Андрея Рублёва.
Есть у собора так называемое «грозненское крыльцо». Оно было построено по указу царя Ивана Васильевича Грозного, за неканонический брак подвергшегося епитимии, и лишенного права посещать церковные службы. С этого крыльца Иван Грозный слышал все, что происходит во время богослужения. И отсюда же увидел комету, которая, как он считал, возвещала его скорый уход в мир иной.
Послов различных держав вводили в помещение БКД через особую галерею Благовещенского собора. Это позволяло им проникнуться всей значительностью происходящего в резиденции царской власти.
Некоторые исторические сведения для этой статьи нам удалось почерпнуть из редкого дореволюционного издания «Московские святыни и памятники».
Интересно воспринимается включение в этот фолиант еще одного творения Константина Тона, Храма Христа Спасителя, в число новых зданий и сооружений.
В статье мы упомянули чудеса архитектуры допетровской эпохи, включенные Константином Тоном в комплекс Большого Кремлевского дворца.
О его залах, построенных в девятнадцатом столетии, мы расскажем, когда увидит свет буклет АО «Марка» к 175-летию Большого Кремлевского дворца.
Фото авторов и из открытых источников
Латышевы Ю.А., П.А. и О.Ю.