Статья, которую вы сейчас прочитаете, была написана М.С. Бернером в дополнение к материалу О. Ю. Латышева «Учитель с большой буквы».
* * *
Мария Клавдиевна Тенишева — созидательница и собирательница!
Н.К. Рерих
В середине 19-го — начале 20-го века заметная роль в развитии культуры России принадлежала меценатам. Об одном из них, Савве Мамонтове, я уже писал в своих заметках. В этой статье я расскажу о замечательной женщине, большой патриотке России, княгине Марии Клавдиевне Тенишевой (1858-1928). Рассказ проиллюстрирую почтовыми марками, карточками и конвертами
О своей жизни и благотворительной деятельности она рассказала в книге «Впечатления моей жизни».
В этой книге она пишет, что будучи в Париже познакомилась с И.С. Тургеневым: «Не раз пришлось раскрывать перед ним свою Душу».
В Париже Мария Клавдиевна встречается со знаменитым пианистом А.Г. Рубинштейном. По его приглашению присутствовала на концерте.
Поворотным моментом в её жизни стал 1892 год, когда она вторично вышла замуж. Второй муж Марии Клавдиевны был князь, один из создателей Российской промышленности, В.Н.Тенишев (1843-1903).
Вячеслав Николаевич получил образование на физико-математическом факультете Петербургского университета и в Технологическом институте Карлсруэ, в Германии.
Во второй половине 19-го века в России бурно развивалось железнодорожное строительство. Необходимы были рельсы. В 1873 году было учреждено Акционерное общество «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод», который стал крупнейшим предприятием России. В.Н. Тенишев был председателем правления и его техническим руководителем. Под руководством Тенишева на заводе освоили производство паровозов, вагонов, мостов.
В связи со 150-летием основания Брянского машиностроительного завода вышла почтовая марка и немаркированный конверт.
Финансовое положение мужа позволило Тенишевой заниматься благотворительной деятельностью. Мария Клавдиевна обратила внимание Вячеслава Николаевича на бедственное положение детей в Бежеце (пригород Брянска, где находился завод) и предложила построить ремесленное училище, чтобы оторвать их от улицы. Она сумела убедить мужа и акционеров выделить необходимые денежные средства. В 1895 году ремесленная школа для подготовки будущих квалифицированных рабочих была построена.
В 1893 году Вячеслав Николаевич подарил жене имение в селе Талашкино, выкупленное у Е.К. Святополк-Четвертинской, подруги М.К. Тенишевой. Талашкино на долгие годы становится культурно-художественным центром России, которое не уступает подмосковному Абрамцево, а на мой взгляд даже превосходит.
В имении открываются художественные мастерские: вышивальная, резная, гончарная, эмальерная. В 1894 году Тенишев приобретает вблизи от Талашкино хутор Флёново, в котором организуется сельскохозяйственная школа. Под руководством и с непосредственным участием М.К. Тенишевой село Талашкино становится центром художественной жизни России в конце 19-го — начала 20-го веков.
В своих воспоминаниях М.К. Тенишева пишет: «В это время в Талашкине кроме постоянных гостей жили ещё Михаил Александрович Врубель с женой… С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек…».
«Кроме постоянных жителей в Талашкине у нас подолгу гащивали в разное время Репин, Прахов… Трубецкой, Коровин...». О Репине она отзывается весьма не лестно.
«Мне давно хотелось осуществить в Талашкино ещё один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мёртвое, неспособное возродиться и занять своё место в современном искусстве… Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским сказочным прошлым …».
Для воплощения в жизнь своих замыслов, по совету Врубеля, Мария Клавдиевна приглашает художника Малютина, автопортрет которого запечатлен на открытке.
В течение трёх с лишним лет (1900-1903) С. Малютин был руководителем художественных мастерских в Талашкино. В 1901 году по его проекту был построен шедевр деревянного зодчества «Терем» в неорусском стиле. Здание проектировалось, как гостевой домик и библиотека. В дальнейшем в нём была вышивальная мастерская. Сегодня оно используется в качестве музея. Терем показан на почтовом конверте.
В неорусском стиле так же построен Храм Святого Духа во Флёнове. Строительство продолжалось с 1900 по 1905 год, а роспись велась до 1915 г. Авторами проекта являются: сама княгиня Тенешева, Сергей Малютин и Иван Барщевский. В своих «Воспоминаниях» Мария Клавдиевна сообщает: «Моя школа во Флёнове взяла столько моих сил, симпатий и преданности и мне захотелось увенчать своё создание храмом Божиим». «Мы долго искали место для церкви, ездили и ходили вокруг Флёнова, обсуждали этот вопрос со всех сторон и наконец нашли … восхитительное место».
Форма храма, по мнению Тенишевой, должна соответствовать традициям русской старины. Для его художественного оформления и внутренней отделки она приглашает своего близкого друга — художника Н.К. Рериха.
Николай Константинович приступает к работам по внутреннему убранству храма в 1910 г. В помощь он привлекает своих сыновей Святослава и Юрия. К сожалению, большая часть росписей не сохранилась. На фасаде, над входом в Храм Святого Духа, размещено мозаичное панно, созданное по эскизам Н.К. Рериха. Верующих встречает смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный». Создаётся впечатление, что Спас Нерукотворный наблюдает за входящими в храм и призывает к очищению, обратив свои помыслы к возвышенному. Мозаика была исполнена в мозаичной мастерской В. Фролова. Храм являлся усыпальницей князя В. Тенишева.
Летом 1912 года в имении Талашкино композитор И. Стравинский и художник Н. Рерих работали над постановкой «Весна священная» для «Русских сезонов Дягилева». Сергей Дягилев посещал Марию Клавдиевну в Талашкино.
Тенишева о Н.К. Рерихе: «…художник, одарённый тайными видениями, умеющий проникать духовным взглядом в далёкую старину, редкий по богатству творческой фантазией». На почтовой марке блока изображена картина Н.К. Рериха «Строят ладьи», в которой Николай Константинович передал дух истории.
Портреты Тенешевой писали Репин, Коровин, Врубель, Серов. Портрет Тенешевой кисти Серова вызвал скандал, спровоцированный Дягилевым. Он обратил внимание художника на освещение. Портрет не понравился и князю Тенишеву.
«…Я позировала Серову для портрета масляными красками. Серов понял мой характер, придал мне непринуждённую позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная», — писала Мария Клавдиевна, — «…мне всё таки очень нравился этот портрет».
Портрет М.К Тенишевой, написанный В Серовым, можно увидеть в Смоленской картинной галерее.
Страстью М.К. Тенишевой было коллекционирование русской старины. Мария Клавдиевна собирала предметы декоративно-прикладного искусства, иконы, рукописи, оружие. В свою коллекцию она включала предметы старинного быта: народную одежду, кружева, прялки и многое другое.
В 1907 году коллекция Тенешевой была показана в Париже, в залах Лувра. Для хранения и показа собранных предметов русской старины, Тенишева на свои средства, в 1905 году в Смоленске построила особняк. Проект выполнил художник С.В. Малютин.
В 1911 году она подарила музей Московскому археологическому институту (Смоленский филиал), при условии, что все экспонаты должны оставаться в Смоленске.
После реставрации и решения ряда организационных дел музей вновь распахнул свои двери в 2022 году.
Вход в музей украшает керамическое панно, работы С.В. Милютина.
На старинных почтовых карточках показано здание музея и его экспозиция.
На художественном маркированном конверте показан портрет М.К. Тенишевой на фоне музея.
В этой заметке я коснулся только отдельных моментов жизни княгини М.К. Тенишевой в Талашкино, проиллюстрировав знаками почтовой оплаты.
В заключение приведу слова Н.К. Рериха о М.К. Тенишевой: «Большой человек — настоящая Марфа-Посадница!».
Иллюстрации из открытых источников
Заслуженный энергетик Российской Федерации М.С. Бернер