Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

М.К. Тенишева — созидательница и собирательница

2024-11-08 13:08:02, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Статья, которую вы сейчас прочитаете, была написана М.С. Бернером в дополнение к материалу О. Ю. Латышева «Учитель с большой буквы».

*   *   *

Мария Клавдиевна Тенишева — созидательница и собирательница!
Н.К. Рерих

В середине 19-го — начале 20-го века заметная роль в развитии культуры России принадлежала меценатам. Об одном из них, Савве Мамонтове, я уже писал в своих заметках. В этой статье я расскажу о замечательной женщине, большой патриотке России, княгине Марии Клавдиевне Тенишевой (1858-1928). Рассказ проиллюстрирую почтовыми марками, карточками и конвертами

О своей жизни и благотворительной деятельности она рассказала в книге «Впечатления моей жизни». 

В этой книге она пишет, что будучи в Париже познакомилась с И.С. Тургеневым: «Не раз пришлось раскрывать перед ним свою Душу».

 

В Париже Мария Клавдиевна встречается со знаменитым пианистом А.Г. Рубинштейном. По его приглашению присутствовала на концерте.

 

Поворотным моментом в её жизни стал 1892 год, когда она вторично вышла замуж. Второй муж Марии Клавдиевны был князь, один из создателей Российской промышленности, В.Н.Тенишев (1843-1903).

Вячеслав Николаевич получил образование на физико-математическом факультете Петербургского университета и в Технологическом институте Карлсруэ, в Германии.

Во второй половине 19-го века в России бурно развивалось железнодорожное строительство. Необходимы были рельсы. В 1873 году было учреждено Акционерное общество «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод», который стал крупнейшим предприятием России. В.Н. Тенишев был председателем правления и его техническим руководителем. Под руководством Тенишева на заводе освоили производство паровозов, вагонов, мостов.

В связи со 150-летием основания Брянского машиностроительного завода вышла почтовая марка и немаркированный конверт.

Финансовое положение мужа позволило Тенишевой заниматься благотворительной деятельностью. Мария Клавдиевна обратила внимание Вячеслава Николаевича на бедственное положение детей в Бежеце (пригород Брянска, где находился завод) и предложила построить ремесленное училище, чтобы оторвать их от улицы. Она сумела убедить мужа и акционеров выделить необходимые денежные средства. В 1895 году ремесленная школа для подготовки будущих квалифицированных рабочих была построена.

В 1893 году Вячеслав Николаевич подарил жене имение в селе Талашкино, выкупленное у Е.К. Святополк-Четвертинской, подруги М.К. Тенишевой. Талашкино на долгие годы становится культурно-художественным центром России, которое не уступает подмосковному Абрамцево, а на мой взгляд даже превосходит.

В имении открываются художественные мастерские: вышивальная, резная, гончарная, эмальерная. В 1894 году Тенишев приобретает вблизи от Талашкино хутор Флёново, в котором организуется сельскохозяйственная школа. Под руководством и с непосредственным участием М.К. Тенишевой село Талашкино становится центром художественной жизни России в конце 19-го — начала 20-го веков.

В своих воспоминаниях М.К. Тенишева пишет: «В это время в Талашкине кроме постоянных гостей жили ещё Михаил Александрович Врубель с женой… С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек…».

«Кроме постоянных жителей в Талашкине у нас подолгу гащивали в разное время Репин, Прахов… Трубецкой, Коровин...». О Репине она отзывается весьма не лестно.

  

«Мне давно хотелось осуществить в Талашкино ещё один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мёртвое, неспособное возродиться и занять своё место в современном искусстве… Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским сказочным прошлым …».

Для воплощения в жизнь своих замыслов, по совету Врубеля, Мария Клавдиевна приглашает художника Малютина, автопортрет которого запечатлен на открытке. 

В течение трёх с лишним лет (1900-1903) С. Малютин был руководителем художественных мастерских в Талашкино. В 1901 году по его проекту был построен шедевр деревянного зодчества «Терем» в неорусском стиле. Здание проектировалось, как гостевой домик и библиотека. В дальнейшем в нём была вышивальная мастерская. Сегодня оно используется в качестве музея. Терем показан на почтовом конверте.

В неорусском стиле так же построен Храм Святого Духа во Флёнове. Строительство продолжалось с 1900 по 1905 год, а роспись велась до 1915 г. Авторами проекта являются: сама княгиня Тенешева, Сергей Малютин и Иван Барщевский. В своих «Воспоминаниях» Мария Клавдиевна сообщает: «Моя школа во Флёнове взяла столько моих сил, симпатий и преданности и мне захотелось увенчать своё создание храмом Божиим». «Мы долго искали место для церкви, ездили и ходили вокруг Флёнова, обсуждали этот вопрос со всех сторон и наконец нашли … восхитительное место».

Форма храма, по мнению Тенишевой, должна соответствовать традициям русской старины. Для его художественного оформления и внутренней отделки она приглашает своего близкого друга — художника Н.К. Рериха.

Николай Константинович приступает к работам по внутреннему убранству храма в 1910 г. В помощь он привлекает своих сыновей Святослава и Юрия. К сожалению, большая часть росписей не сохранилась. На фасаде, над входом в Храм Святого Духа, размещено мозаичное панно, созданное по эскизам Н.К. Рериха. Верующих встречает смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный». Создаётся впечатление, что Спас Нерукотворный наблюдает за входящими в храм и призывает к очищению, обратив свои помыслы к возвышенному. Мозаика была исполнена в мозаичной мастерской В. Фролова. Храм являлся усыпальницей князя В. Тенишева.

Фото www.smolensk-museum.ru

Летом 1912 года в имении Талашкино композитор И. Стравинский и художник Н. Рерих работали над постановкой «Весна священная» для «Русских сезонов Дягилева». Сергей Дягилев посещал Марию Клавдиевну в Талашкино.

Тенишева о Н.К. Рерихе: «…художник, одарённый тайными видениями, умеющий проникать духовным взглядом в далёкую старину, редкий по богатству творческой фантазией». На почтовой марке блока изображена картина Н.К. Рериха «Строят ладьи», в которой Николай Константинович передал дух истории.

Портреты Тенешевой писали Репин, Коровин, Врубель, Серов. Портрет Тенешевой кисти Серова вызвал скандал, спровоцированный Дягилевым. Он обратил внимание художника на освещение. Портрет не понравился и князю Тенишеву.

«…Я позировала Серову для портрета масляными красками. Серов понял мой характер, придал мне непринуждённую позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная», — писала Мария Клавдиевна, —  «…мне всё таки очень нравился этот портрет».

Портрет М.К Тенишевой, написанный В Серовым, можно увидеть в Смоленской картинной галерее. 

Страстью М.К. Тенишевой было коллекционирование русской старины. Мария Клавдиевна собирала предметы декоративно-прикладного искусства, иконы, рукописи, оружие. В свою коллекцию она включала предметы старинного быта: народную одежду, кружева, прялки и многое другое.

В 1907 году коллекция Тенешевой была показана в Париже, в залах Лувра. Для хранения и показа собранных предметов русской старины, Тенишева на свои средства, в 1905 году в Смоленске построила особняк. Проект выполнил художник С.В. Малютин.

В 1911 году она подарила музей Московскому археологическому институту (Смоленский филиал), при условии, что все экспонаты должны оставаться в Смоленске.

После реставрации и решения ряда организационных дел музей вновь распахнул свои двери в 2022 году. 

Вход в музей украшает керамическое панно, работы С.В. Милютина.

На старинных почтовых карточках показано здание музея и его экспозиция. 

На художественном маркированном конверте показан портрет М.К. Тенишевой на фоне музея.

В этой заметке я коснулся только отдельных моментов жизни княгини М.К. Тенишевой в Талашкино, проиллюстрировав знаками почтовой оплаты.

В заключение приведу слова Н.К. Рериха о М.К. Тенишевой: «Большой человек — настоящая Марфа-Посадница!».

Иллюстрации из открытых источников

Заслуженный энергетик Российской Федерации М.С. Бернер



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную
  • Филателистический футбол
  • Божественная красота бабочек в филателии
  • Le petit Santos — Герой Бразилии
  • Марки России. Первые почтовые марки СССР
  • Уфа. До востребования…
  • Третий – гудаутский – геральдический выпуск марок Республики Абхазия
  • Верный сын башкирского народа
  • Второй – гудаутский – выпуск марки Республики Абхазия
  • Первый – гудаутский – выпуск марок Республики Абхазия
  • Пушкин в Михайловском. История одной картины
  • Мемориальные музеи А.С. Пушкина
  • Марки России. Первые стандартные выпуски марок РСФС
  • Как юные филателисты КЮФ «Первая марка» провели первый день лета
  • От Москвы до самых до окраин...
  • История почты и социальная филателия. Аннотации к докладам
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2024 года
  • Эльза Бесков – настоящий друг детей
  • История открытки. Александр Петрович Апсит
  • Гений кисти. К юбилею Карла Брюллова
  • История в почтовых знаках, или Что марки рассказывают о Башкирии?
  • Образный строй сюрреализма. Альфред Кубин
  • Первые памятные марки Америки
  • Абхазия и фантазии
  • Первые перелеты через океан
  • Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
  • Это моя правда...
  • На конверте — наши герои
  • Абрамцево. Виртуальная филателистическая экскурсия
  • Толя Сыромятников из Братска
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Ефимов