Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

М.К. Тенишева — созидательница и собирательница

2024-11-08 13:08:02, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Статья, которую вы сейчас прочитаете, была написана М.С. Бернером в дополнение к материалу О. Ю. Латышева «Учитель с большой буквы».

*   *   *

Мария Клавдиевна Тенишева — созидательница и собирательница!
Н.К. Рерих

В середине 19-го — начале 20-го века заметная роль в развитии культуры России принадлежала меценатам. Об одном из них, Савве Мамонтове, я уже писал в своих заметках. В этой статье я расскажу о замечательной женщине, большой патриотке России, княгине Марии Клавдиевне Тенишевой (1858-1928). Рассказ проиллюстрирую почтовыми марками, карточками и конвертами

О своей жизни и благотворительной деятельности она рассказала в книге «Впечатления моей жизни». 

В этой книге она пишет, что будучи в Париже познакомилась с И.С. Тургеневым: «Не раз пришлось раскрывать перед ним свою Душу».

 

В Париже Мария Клавдиевна встречается со знаменитым пианистом А.Г. Рубинштейном. По его приглашению присутствовала на концерте.

 

Поворотным моментом в её жизни стал 1892 год, когда она вторично вышла замуж. Второй муж Марии Клавдиевны был князь, один из создателей Российской промышленности, В.Н.Тенишев (1843-1903).

Вячеслав Николаевич получил образование на физико-математическом факультете Петербургского университета и в Технологическом институте Карлсруэ, в Германии.

Во второй половине 19-го века в России бурно развивалось железнодорожное строительство. Необходимы были рельсы. В 1873 году было учреждено Акционерное общество «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод», который стал крупнейшим предприятием России. В.Н. Тенишев был председателем правления и его техническим руководителем. Под руководством Тенишева на заводе освоили производство паровозов, вагонов, мостов.

В связи со 150-летием основания Брянского машиностроительного завода вышла почтовая марка и немаркированный конверт.

Финансовое положение мужа позволило Тенишевой заниматься благотворительной деятельностью. Мария Клавдиевна обратила внимание Вячеслава Николаевича на бедственное положение детей в Бежеце (пригород Брянска, где находился завод) и предложила построить ремесленное училище, чтобы оторвать их от улицы. Она сумела убедить мужа и акционеров выделить необходимые денежные средства. В 1895 году ремесленная школа для подготовки будущих квалифицированных рабочих была построена.

В 1893 году Вячеслав Николаевич подарил жене имение в селе Талашкино, выкупленное у Е.К. Святополк-Четвертинской, подруги М.К. Тенишевой. Талашкино на долгие годы становится культурно-художественным центром России, которое не уступает подмосковному Абрамцево, а на мой взгляд даже превосходит.

В имении открываются художественные мастерские: вышивальная, резная, гончарная, эмальерная. В 1894 году Тенишев приобретает вблизи от Талашкино хутор Флёново, в котором организуется сельскохозяйственная школа. Под руководством и с непосредственным участием М.К. Тенишевой село Талашкино становится центром художественной жизни России в конце 19-го — начала 20-го веков.

В своих воспоминаниях М.К. Тенишева пишет: «В это время в Талашкине кроме постоянных гостей жили ещё Михаил Александрович Врубель с женой… С Врубелем мы были большими приятелями. Это был образованный, умный, симпатичный, гениального творчества человек…».

«Кроме постоянных жителей в Талашкине у нас подолгу гащивали в разное время Репин, Прахов… Трубецкой, Коровин...». О Репине она отзывается весьма не лестно.

  

«Мне давно хотелось осуществить в Талашкино ещё один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мёртвое, неспособное возродиться и занять своё место в современном искусстве… Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским сказочным прошлым …».

Для воплощения в жизнь своих замыслов, по совету Врубеля, Мария Клавдиевна приглашает художника Малютина, автопортрет которого запечатлен на открытке. 

В течение трёх с лишним лет (1900-1903) С. Малютин был руководителем художественных мастерских в Талашкино. В 1901 году по его проекту был построен шедевр деревянного зодчества «Терем» в неорусском стиле. Здание проектировалось, как гостевой домик и библиотека. В дальнейшем в нём была вышивальная мастерская. Сегодня оно используется в качестве музея. Терем показан на почтовом конверте.

В неорусском стиле так же построен Храм Святого Духа во Флёнове. Строительство продолжалось с 1900 по 1905 год, а роспись велась до 1915 г. Авторами проекта являются: сама княгиня Тенешева, Сергей Малютин и Иван Барщевский. В своих «Воспоминаниях» Мария Клавдиевна сообщает: «Моя школа во Флёнове взяла столько моих сил, симпатий и преданности и мне захотелось увенчать своё создание храмом Божиим». «Мы долго искали место для церкви, ездили и ходили вокруг Флёнова, обсуждали этот вопрос со всех сторон и наконец нашли … восхитительное место».

Форма храма, по мнению Тенишевой, должна соответствовать традициям русской старины. Для его художественного оформления и внутренней отделки она приглашает своего близкого друга — художника Н.К. Рериха.

Николай Константинович приступает к работам по внутреннему убранству храма в 1910 г. В помощь он привлекает своих сыновей Святослава и Юрия. К сожалению, большая часть росписей не сохранилась. На фасаде, над входом в Храм Святого Духа, размещено мозаичное панно, созданное по эскизам Н.К. Рериха. Верующих встречает смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный». Создаётся впечатление, что Спас Нерукотворный наблюдает за входящими в храм и призывает к очищению, обратив свои помыслы к возвышенному. Мозаика была исполнена в мозаичной мастерской В. Фролова. Храм являлся усыпальницей князя В. Тенишева.

Фото www.smolensk-museum.ru

Летом 1912 года в имении Талашкино композитор И. Стравинский и художник Н. Рерих работали над постановкой «Весна священная» для «Русских сезонов Дягилева». Сергей Дягилев посещал Марию Клавдиевну в Талашкино.

Тенишева о Н.К. Рерихе: «…художник, одарённый тайными видениями, умеющий проникать духовным взглядом в далёкую старину, редкий по богатству творческой фантазией». На почтовой марке блока изображена картина Н.К. Рериха «Строят ладьи», в которой Николай Константинович передал дух истории.

Портреты Тенешевой писали Репин, Коровин, Врубель, Серов. Портрет Тенешевой кисти Серова вызвал скандал, спровоцированный Дягилевым. Он обратил внимание художника на освещение. Портрет не понравился и князю Тенишеву.

«…Я позировала Серову для портрета масляными красками. Серов понял мой характер, придал мне непринуждённую позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная», — писала Мария Клавдиевна, —  «…мне всё таки очень нравился этот портрет».

Портрет М.К Тенишевой, написанный В Серовым, можно увидеть в Смоленской картинной галерее. 

Страстью М.К. Тенишевой было коллекционирование русской старины. Мария Клавдиевна собирала предметы декоративно-прикладного искусства, иконы, рукописи, оружие. В свою коллекцию она включала предметы старинного быта: народную одежду, кружева, прялки и многое другое.

В 1907 году коллекция Тенешевой была показана в Париже, в залах Лувра. Для хранения и показа собранных предметов русской старины, Тенишева на свои средства, в 1905 году в Смоленске построила особняк. Проект выполнил художник С.В. Малютин.

В 1911 году она подарила музей Московскому археологическому институту (Смоленский филиал), при условии, что все экспонаты должны оставаться в Смоленске.

После реставрации и решения ряда организационных дел музей вновь распахнул свои двери в 2022 году. 

Вход в музей украшает керамическое панно, работы С.В. Милютина.

На старинных почтовых карточках показано здание музея и его экспозиция. 

На художественном маркированном конверте показан портрет М.К. Тенишевой на фоне музея.

В этой заметке я коснулся только отдельных моментов жизни княгини М.К. Тенишевой в Талашкино, проиллюстрировав знаками почтовой оплаты.

В заключение приведу слова Н.К. Рериха о М.К. Тенишевой: «Большой человек — настоящая Марфа-Посадница!».

Иллюстрации из открытых источников

Заслуженный энергетик Российской Федерации М.С. Бернер




Комментарии к статье:
2024-11-12 19:17:11, Латышев Олег Юрьевич
Сердечно Вас благодарю! Да, действительно, до освещения, изменённого по совету Дягилева, Тенишевой и ее супругу портрет работы Серова нравился значительно больше. чем получился в оконченном виде. А когда ее писал Репин, она приводила с собой свою подругу - Наталью Борисовну Нордман. Репин был в гневе от визита последней, и просил больше не приводить ЭТУ!!! Что совсем не помешало ему жениться на последней буквально через два года. :-) Рассказать о чем мы тешим себя надеждой буквально на днях, когда выйдет марка о Пенатах. Огромных новых удач Вам!!!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5