Погода была нелетная. Весь день напролет шел дождь. Но разве могут перепетии помешать встретиться филателистам и филокартистам — людям, которые, чтобы заполучить заветный экземпляр в свою коллекцию, готовы пройти огонь, воду и медные трубы!
Да никогда! Тем более повод для встречи был интересным и необычным. И это мероприятие посвящено было человеку, для которого выражения «нелетная погода» просто не существовало!
* * *
18 ноября в почтовое обращение вышел конверт, посвящённый 125-летию со дня рождения лётчика, Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова. Отдать дань уважения Герою, в салон на Алексеевской пришли коллекционеры, которым представилась уникальная возможность услышать интересные факты из жизни Михаила Васильевича из уст его внучки Водопьяновой Марии Юрьевны, а также задать вопросы художнику, автору иллюстрации, изображенной на конверте, Роману Геннадьевичу Комсе.
М.Ю. Водопьянова и Р.Г. Комса
Мария Юрьевна оказалась очень простой, искренней, приветливой и активной. Она поблагодарила присутствующих за интерес к ее героическому деду и показала несколько старых фотографий, которые чудом сохранились.
Родители М.В. Водопьянова
— Михаил Васильевич известен всей нашей стране. А когда-то, во время «челюскинской эпопеи», его имя гремело на весь мир, — начала свой рассказ внучка летчика. — Родился Михаил Васильевич в бедной крестьянской семье в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии. Дедушка часто говорил, что благодарен Революции за возможность учиться, иначе, как он любил повторять, так бы и умер в этой деревне.
Детское фото
Свою трудовую деятельность Михаил Васильевич начинал помощником шофера. А через год уже сам сел за баранку.
Да и в авиации очень быстро прошел путь от авиационного моториста до пилота. Летать Михаил Васильевич очень любил. Это стало смыслом его жизни. В любую погоду он выполнял все задания точно и в срок.
Узнав о трагедии челюскинцев, Водопьянов сам просил отправить его на их спасение. За мужество и героизм, проявленные при этой сложной операции, ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
О боевых заслугах легендарного летчика Мария Юрьевна предложила узнать из кинофильма, из цикла «Крылья России», снятого каналом «Звезда», в котором использованы архивные документы, кинохроника и фотографии тех лет.
— Я считаю, что это самый удачный фильм, из всех на сегодня выпущенных, — сказала она.
— Дедушка был удивительным человеком, — Мария Юрьевна продолжила свой рассказ. — С бабушкой моей он познакомился на базаре. Меня, кстати, назвали в ее честь. Она — коренная москвичка. В тот день, по просьбе своего дяди, подменяла его в торговой палатке, куда часто заглядывал Михаил Васильевич. И вот он пришел в очередной раз, увидел Марию. А у нее коса была по пояс, в руку толщиной. И сразу заявил ей: «Ты будешь моей женой». Она не придала этому значения, а вечером дед явился к ним домой и попросил у родителей ее руки. Они даже потом обвенчались. Представляете?
Первая марка, посвященная М.В. Водопьянову
— Михаил Васильевич был самородком. У него же не было академического образования. Как-то раз, на даче, в Купавне, его друзья-генералы, спросили: «Ну что ж ты, Миша, не пошел учиться?». Он и говорит: «Я дорогу людям сделал. И этого никогда никто не забудет». Это правда. Благодаря ему была отсыпана дорога к дачным участкам, которой до сих пор мы пользуемся. И все знают, что это сделал Михаил Васильевич.
Дедушка всегда помогал людям. У него было много друзей. И это были штучные люди. Люди поступка! Михаил Васильевич очень ценил дружбу и взаимовыручку. Он не купался в своей славе, а много работал. Однажды ему задали вопрос: «Когда ты всё успеваешь?». На что дедушка ответил: «Не знаю, я просто работаю».
Мария Юрьевна Водопьянова показывает книги, написанные ее дедом
Были вопросы и к художнику, автору иллюстрации, изображенной на конверте, Р.Г. Комсе. Роман Геннадьевич рассказал о том, как он работал над конвертом, как проходили все согласования и проверки исторических достоверностей.
Завершилась встреча автограф-сессией и рецептом любимой каши Водопьянова, из пшена и картошки.
Рецепт любимой каши летчика Водопьянова
А потом зазвучал голос Михаила Васильевича Водопьянова. Это было так проникновенно, что слушая его, все присутствующие еле сдерживали слезы: «Товарищи, я много лестных слов услышал. Что-то я, конечно, сделал, но уж не столько, сколько вы наговорили. Я счастлив, что меня любят... Разве я могу всех забыть? Кто учил меня, кто помогал мне. Да я могу пересчитать людей, которым готов в ножки поклониться, за то доброе, что они сделали мне. И вот не могу найти слов, как отблагодарить вас всех. Вот за то внимание, которое вы даете и за ту ласку, которую здесь говорите. Спасибо вам, друзья, за всё, что сделали вы для меня...».
Елена Кравцова