Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Сокровищам бесценная оправа

2024-12-17 12:36:02, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 305-летию создания Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
230-летию со дня рождения архитектора Константина Андреевича Тона
и 175-летию со дня открытия Большого Кремлёвского дворца

6 ноября 2024 года, в день 230-летнего юбилея архитектора Константина Андреевича Тона, мы поделились с вами нашими мыслями и чувствами по отношению к тому, насколько деликатно и уважительно вписал Тон творения зодчих доимперской России в ансамбль воздвигаемого им грандиозного сооружения.

Настало время уделить внимание постройкам в комплексе Большого Кремлевского дворца (БКД), осуществлённым по проектам самого Константина Андреевича.

Позвольте отдать дань уважения ещё одной пристройке Большого Кремлёвского дворца, связанной с ним переходом, не упомянутой нами ранее. На марке почтового блока, приуроченного к 175-детнему юбилею БКД, она хорошо просматривается между Боровицкой и Водовзводной башнями в левой части блочной миниатюры.

Это стройное здание, выдержанное в общедворцовом стиле, — всемирно известная Оружейная палата, получившая свое название от одного из наиболее древних кремлевских казнохранилищ, и воздвигнутая два года спустя после открытия БКД.

На блоке 1976 года выпуска, изображающем макет Московского Кремля, здание Оружейной палаты можно увидеть в левом нижнем углу, между Боровицкой и Водовзводной башнями.

Изображение здания Оружейной палаты размещено на купоне «двухъярусной» сцепки, посвящённой старинным экипажам из девятого, заключительного зала этой уникальной сокровищницы.

Порядка четырёх тысяч драгоценных предметов, столетиями сохранявшихся царской казной и патриаршей ризницей, благодаря усилиям Константина Андреевича Тона, приобретает достойную «оправу». Это и позволило показать всему миру богатство Российской империи в одном из лучших музеев Московского Кремля. Все представленные здесь настоящие сокровища или изготавливали в Кремлевских мастерских, или получали в дар от посольств различных стран мира.

Конечно, в рамках статьи нам, к сожалению, не удастся продемонстрировать вам коронационное платье русских царей и цариц, принадлежавшую им парадную одежду, а также древние государственные регалии, изображения которых бережно хранятся в нашей комплексной филателистической, филокартической и нумизматической коллекции.

Но для начала мы приглашаем вас ненадолго заглянуть в крупнейшее собрание изделий работы русских мастеров, выполненных из золота, серебра и драгоценных камней.

305 лет назад Пётр Великий, замечательный коллекционер, озадачился созданием Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней. В 2019 году АО «Марка» выпустило по случаю его трёхсотлетия продолжение серии «Сокровища России» из четырёх марок, составивших презентабельный буклет.

Кроме этого, отечественных и зарубежных филателистов осчастливили приуроченные к этому знаменательному событию конверты первого дня, картмаксимумы, и сувенирные наборы в художественной обложке.

В собрание Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней с тех давних времен, было принято помещать изделия как русских мастеров, так и их зарубежных коллег. В наши дни этот фонд обязан пополнять Гохран России.

В 2025 году Гохрану России исполняется 105 лет, на протяжении которых эта организация заботится о правильной работе и пополнении фонда выдающимися памятниками нумизматики и фалеристики, ювелирными изделиями, уникальными природными драгоценными камнями, высоколиквидными слитками и редкими самородками драгметаллов, а также всевозможными самоцветами непередаваемой красоты и оригинальности.

В 1967 году Гохран России инициировал организацию на цокольном этаже Оружейной палаты выставки, название которой заставляет замирать в волнении сердца миллионов людей – «Алмазный фонд». Сегодня мы остановим ваше внимание на самых ранних экспонатах «Алмазного фонда», изготовленных с 1750-го по 1761 год. Если у вас при этом возникнет желание продолжить знакомство с этой незабываемой коллекцией, мы готовы представить вам экспонаты эпохи правления Екатерины Великой, а также девятнадцатого и двадцатого веков в статье, посвящённой 105-летию Гохрана России в 2025 году.

Открывает нашу коллекцию порт-букет, выполненный из золота, серебра, бриллиантов и ювелирной драгоценной эмали в середине XVIII века.

Изначально порт-букет предназначался для живых цветов, которые вставлялись в него как в миниатюрную вазочку.

Обратите внимание на некоторые отличия в цветовой гамме порт-букета на почтовой марке РФ и открытке издательства «Правда».

В порт-букет наливали воду, которая не позволяла живым цветам увядать до тех пор, пока не окончится бал или торжественный приём в императорском дворце. 

Уже в середине восемнадцатого столетия мастера начали изготавливать золотые и серебряные украшения в форме насекомых, помещая в них драгоценные камни — бриллианты и хризолиты. Пройдет ещё полтора века, но в подобной технике ювелирные изделия ещё будут продолжать успешно изготавливаться. Об этом свидетельствует флакон для духов конца XIX века и часы-подвеска «Божья коровка», выполненные на рубеже XIX-XX столетий в мастерской Санкт-Петербурга.

В центре «Большого букета», изготовленного придворным ювелиром Елизаветы Петровны, помещён бриллиант в 15,5 карат редкой сиреневой расцветки.

Как известно, императрица никогда не надевала одно и то же платье дважды, в результате чего у нее сформировалась великолепная коллекция парадной одежды. И только букеты из ириса, нарцисса и незабудок «перекочёвывали» с одного одеяния царицы на другое.

Придворный мастер Иеремия Позье не пожалел для этого выразительного украшения ни колумбийских изумрудов, ни бразильских бриллиантов.

Изделие декоративно-прикладного искусства «Малый букет» одни исследователи относят к середине восемнадатого столетия, в то время как другим представляется, что оно могло быть изготовлено двумя десятилетиями позже. Иеремия Позье изготовил это замечательное украшение, как и «Большой букет», для парадного платья Елизаветы Петровны.

Ювелир её императорского Величества подложил под камни разноцветные пластины фольги, от чего изделие заиграло великолепными красками.

Сапфир, присутствующий в серьгах 1750-х годов, в переводе с греческого, иврита и персидского означает «синий камень». Это разновидность корунда. В средние века на Руси сапфир было принято называть «лазоревым яхонтом», в то время как рубин – красный корунд – «червлёным».

Гранат, использованный при изготовлении шпилек и броши второй половины восемнадцатого века, берёт свое название от латинского слова «granatus», что в переводе на русский язык обозначает «подобный зёрнам». К числу гранатов обычно относят альмандины, пиропы, гроссуляры, уваровиты и многие другие красные камни. Тёмно-красные кристаллы каждого из них напоминают зёрна граната, в старину называвшегося «финикийским яблоком».

Также во второй половине восемнадцатого века были изготовлены нашивки на кафтан, которые принято называть галунами, от французского слова «galon». Это узкая разноцветная ткань, выполненная в виде ленты или тесьмы плотного плетения. Нашивки включают в себя вплетения металлических нитей (в данном случае - серебряных). 

А теперь великолепные изделия мастеров бережно хранит «Алмазный фонд» — органичная часть Оружейной палаты, части Большого Кремлёвского дворца в Московском Кремле. 

П.Ф. Борель. Портрет Константина Андреевича Тона. 1881 год. 

Но и это – ещё далеко не всё! Продолжение следует...

Латышев Ю.А., Латышева П.А., Латышев О.Ю.

Начало:

Ожерелье чудес допетровской поры



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную