Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Одна взаимная любовь – филателия

2024-12-19 10:36:05, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

На XV Научно-практическом семинаре по истории почты, филателии и филокартии «Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии», который прошел в начале октября в Санкт-Петербурге, мне довелось познакомиться с молодым филателистом А. А. Мироновым.

Александр Александрович любезно согласился дать интервью нашему порталу.

*  *  *

— Александр Александрович, давайте поговорим с вами о филателии и о вашей роли в ней.

— Моя роль пока в ней весьма незначительная... Тем более, что до опытных и маститых коллекционеров, интервью которых мне довелось читать на Вашем портале, мне еще стремиться и стремиться.

 — Как давно вы занимаетесь марками?

— Примерно десять лет. То, что в 2013 году начиналось как разовый интерес, год спустя переросло в серьёзное увлечение. В одну взаимную любовь. 

—  Обычно все начинается с детства...

— Знаете, я сам недавно задумался, как так получилось, что я увлекся филателией, стал ею интересоваться. В моей семье никто марки не собирал, я не общался с коллекционерами. Единственное, что всплывает в памяти — это маленький альбом, который хранился в кладовке. Им редко кто интересовался из моих домашних. Альбом доставали по необходимости, а она возникала не так часто. А мне нравилось его перелистывать и рассматривать марки. Особо не цепляло, но было интересно. Позже, уже в сознательной жизни, когда я учился в университете, у нас был курс по истории коллекционирования. Вот тогда я впервые задумался о марках и вспомнил этот альбом, стал пытаться что-то собрать. Но поскольку в то время не было рядом людей, которые могли бы направить или помочь, то быстро бросил эту затею. А потом, наверное, в 2013 году я увидел репортаж по телевизору. Сейчас уже и не вспомню точно, о чём – то ли о какой-то марке, проданной на аукционе, то ли о прошедшей филателистической выставке, но это меня очень сильно заинтересовало. И именно с этого момента в моей жизни появилось серьезное увлечение, одна взаимная любовь – филателия. Я стал интересоваться, потихонечку собирать и собирать марки.  

А.А. Миронов

— Что было самым сложным?

 —  Самое сложное — было найти свою тему. Наверное, год ушло на ошибки, пробы и поиски. Пробовал разные тематики, но ничего не получалось. В итоге со временем и пониманием решил остановиться на музейной тематике, в особенности на дворцах-музеях Санкт-Петербурга. И сейчас практически собрал эту тему. А потом случилось так, что мне на глаза попались почтовые марки времен РСФСР (1918 – 1923 гг.) И я сразу в них, как говорится, влюбился. Да, на первый взгляд они лишены высокой художественности, но за ними целая история. Поэтому собирая марки этого периода, не ограничиваю себя простым собирательством, а стараюсь подойти и с исследовательской стороны. 

— А тот старый альбомчик кому принадлежал?

— Не знаю. И никто не может мне сказать. Может, кто-то подарил или достался по наследству от каких-то родственников. Эта история, скажем так, небольшая семейная тайна. Никто не знает. А благодаря этому альбомчику я впервые и познал мир филателии. Уже потом, когда я стал разбираться, пересмотрел его. Оказывается, там были марки по теме спорта: Олимпийские игры, Олимпиада 1980 года в Москве и Чемпионаты мира по футболу. Целенаправленно не собираю спорт, но если вижу что-то интересное, что может расширить эту тему, то обязательно покупаю и дополняю. 

— В Общество филателистов вы сами пришли? Или подсказал вам кто-то, что в Санкт-Петербурге есть такая организация...

— Про Общество филателистов мне никто не говорил. Я знал, что есть место, где наши питерские коллекционеры встречаются, обмениваются и там проходит их неформальное общение. Один или два раза я туда ходил. Позже, когда я познакомился с Валерием Борисовичем Загорским, узнал и про Общество филателистов Санкт-Петербурга. Желание посетить и возможно вступить в его ряды есть, но дойти всё никак не получается.  

Фрагмент презентации доклада А.А. Миронова

—  Ваш доклад, с которым вы выступали на XV Научно-практическом семинаре по истории почты, филателии и филокартии в Санкт-Петербурге, называется «Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)». Как вы решили взять именно эту тему? Где брали материал, кто-то помогал вам?

— Все исключительно делал сам. Идея пришла, когда у меня уже был опыт в коллекционировании. Возник интерес и вопрос: «А какова история филателистического движения у нас в городе?». Начал искать материалы, читать статьи. Прочитал монографию Марата Максимовича Глейзера «История филателии в Петербурге-Петрограде-Ленинграде». Но этого было мало. Мне очень хотелось подробнее раскрыть эту тему, и я пошел в архивы. Изучая архивные дела и документы мне посчастливилось найти «Наблюдательное дело о регистрации и деятельности Петроградского общества филателистов», как раз за интересующий меня период 1923 – 1930 гг. Именно в этом деле был тот Устав, который я демонстрировал – с именами и собственноручно поставленными подписями учредителей общества.  Собрал все по крупицам и «превратил» в статью.

— Да, доклад получился очень интересным и запоминающимся. А еще — важным, так как об истоках мы мало что знаем. А вы вот докопались и привели исторические документы.

— Да, даже сам не ожидал, что так все хорошо получится. Когда я только узнал о семинаре, и предложил данную статью, то думал, что это будет проходная тема и никого не заинтересует. А в итоге все сложилось как нельзя лучше.

— А о семинаре как вы узнали? 

— О семинаре я знал давно. Каждый раз приобретая себе марки в коллекцию в салоне «Коллекционер», который до последнего времени располагался в «Центральном музее связи им. А.С. Попова», проходил мимо витрины со сборниками методических материалов научно-практического семинара. Каждый год покупал и читал их. А в этом году решил попробовать выступить сам. 

— В Санкт-Петербурге живут филателисты опытные, с большим стажем, которые идут на контакт. Они готовы консультировать и помогать. Вот, например, Нелепин Владимир Фёдорович. Знаете его? 

—  О Владимире Федоровиче наслышан. Знаю, что он читает лекции в РГО. К сожалению, лично познакомиться пока не удалось.  

— Дьяченко Андрей Петрович. Удивительный человек — образованный и интеллигентный. Он каждый год выступает на семинарах и мы публикуем его статьи на нашем сайте. 

— Я о нем немножко слышал. Знаю, что он потрясающий искусствовед. И доклад его очень сильно меня заинтересовал.

— Агарков Владислав Николаевич. Он тоже был на семинаре. 

— Да, я слышал его доклад. Но лично познакомиться, к сожалению, не удалось. В следующий раз будет повод к нему подойти, пообщаться.

— Александр Александрович,  вы не планируете сделать экспозицию и принять участие в выставке?

— Вы знаете, после семинара такая идея меня посетила. Хочется попробовать себя в новом ключе. Уже возникла и потихонечку стала отстраиваться определенная концепция. Следующий же семинар будет посвящен патриотической тематике. Хочу подготовить доклад или статью о дворцах-музеях Санкт-Петербурга, которые изображены на отечественных почтовых марках. И в продолжение доклада, сделать одностендовый экспонат. Не знаю, получится или нет, пока нарабатываю материал. 

— Старое поколение коллекционеров уходит, а молодежь мало интересуется марками. Как увлечь их филателией? 

— Очень хороший вопрос. Конечно, популяризация филателии необходима. Другой вопрос — как это сделать. Можно читать лекции по истории филателии, рассказывать о почтовых марках, коллекционерах, коллекциях. Устраивать больше выставок. Знаю, что некоторые опытные филателисты заводят и ведут собственные каналы по филателии на различных интернет-площадках с целью популяризации. У меня подобные мысли были, но, с другой стороны, понимаю, что мне еще рано заниматься подобным. В любом случае это открытый и дискуссионный вопрос о способах привлечения молодежи.  

— Дополненная реальность на марках. Как вы к ней относитесь?

— Спокойно. Что-то новое — это не всегда плохо, поэтому как развитие марок, вполне интересно. Опять же, если правильно подать материал, это и привлечение молодежи.

— А вот если бы вы, например, составляли План выпуска марок. Какие темы предложили?

— Почтовые марки – отражение истории и культуры нашей необъятной страны. В принципе все представленные темы интересны и печатать еще что-то новое затруднительно. Тем более, что у каждого филателиста свое представление о том, что следует добавить. Время и происходящие события подскажут, на чем стоит акцентировать внимание.  

— А марки на какую тему не хватает лично вам?

— Лично мне не хватает, как ни странно, музейной тематики. Марок, посвященных искусству или предметам из музейных коллекций было выпущено достаточное количество. А вот почтовых марок, посвященных самим музеям, музейным событиям или музейщикам (музейным работникам), не так уж и много. Или это просто во мне говорит человек, обучавшийся в университете по специальности «Музейное дело и охрана памятников». 

— Многих филателистов волнуют номиналы. Хочется услышать ваше мнение. И, кстати, большинство коллекционеров уверены, что высокие номиналы – это причина, почему молодёжь не хочет заниматься марками.

—  Здесь я в чём-то согласен, потому что, да, большие номиналы отталкивают молодое поколение. Даже самых увлеченных. А в некоторых случаях они чересчур большие, не хватает марок с небольшими номиналами. Поэтому критика обоснована. Что касается меня, то сейчас мое отношение к этому весьма спокойное. Я собираю определенную тему и когда вижу марку, которая мне подходит, я ее беру. Или, может быть, я просто научился грамотно распределять свои силы и средства. 

— Если у вас будет возможность прочитать лекцию школьникам, согласитесь?

— Хороший вопрос. Почему бы нет? Это и новый опыт для меня, и отличный повод приобщить и увлечь молодое поколение.   

— Как вы узнали про наш сайт?

— Я о нем узнал примерно лет пять назад. Сначала просто как магазин, а потом обратил внимание на интересные обзоры, статьи и  новости. Кстати говоря, мне очень нравится у вас на сайте старая подборка журналов. 

— Просматривая старые журналы, что можете сказать? Изменилось отношение к маркам с тех времён и в современности или нет? Может, раньше как-то по-другому относились к филателии, мыслили иначе, чем сегодняшние коллекционеры?

— Вот так сходу ответить на вопрос очень сложно. Базовая модель и принципы коллекционирования, как и отношение к маркам, практически не изменились. Поменялось теоретическое осмысление коллекционирования, появились новые практические аспекты, темы исследований, способы раскрытия коллекций. Главное отличие заключается в том, что раньше, во времена СССР, филателия была частью государственной политики: было Всесоюзное общество филателистов, работали кружки, клубы, общества. Сейчас подобного уже нет.  

— Счастье филателиста. В чём оно заключается именно для вас?

— С одной стороны, довольно простой вопрос, но требующий серьезно задуматься. Я, наверное, еще не лишился идеализированного представления о филателии. Поэтому счастье филателиста для меня – это прежде всего получение удовольствия от поиска, приобретения и изучения почтовых марок (особенно это касается периода РСФСР). К тому же нет ничего увлекательного, чем работая с коллекцией обнаружить ту или иную разновидность у себя в альбоме. И какой коллекционер не хочет своего признания. Вот примерно такое у меня представление понятия – счастье филателиста.  

— Коллеги ваши знают, что вы собираете марки?

— Знают, но не все. Скажем так, я своим увлечением или открытиями как научными, так и филателистическими делюсь только с узким кругом людей: с теми, кому могу доверять и кто адекватно к этому отнесется.  

— Многие филателисты переживают о будущем своих коллекций. Дети и внуки не хотят заниматься марками. И, кстати, музеи, к сожалению, не все хотят их принимать. Вот на ваш взгляд, как сохранить коллекцию? Просто распродавать частями? Или, может быть, архив какой-то создать?

— Это интересный и многогранный вопрос — как сохранить коллекцию. Конечно, каждый филателист вправе сам решать, что будет с его коллекцией. Замечательно, когда есть продолжатели дела в лице следующих поколений. Другое дело, когда нет заинтересованности со стороны потомков. Распродавать коллекцию, в которую было вложено столько усилий и кропотливой работы, дело неблагодарное. Музеи — это сложный вопрос. Архив филателии – интересно, но воплотить будет довольно сложно. На мой взгляд правильнее создать объединенный музей и архив филателии. В котором будут храниться филателистические коллекции и материалы, на основе которых возможна исследовательская и выставочная деятельность. А также это и популяризация филателии. Нужен еще кто-то, кто станет идейным вдохновителем и возглавит весь этот процесс.

— Где вот только найти такого активного и любящего свое дело?

— Даже если и найти такого человека, то в одиночку, каким бы увлеченным и инициативным он не был – это невыполнимая задача. Как и 101 год назад при организации Петроградского общества филателистов необходима инициативная группа увлеченных и радеющих за развитие филателии людей. Но ничего, будем работать, привлекать молодёжь, продвигать филателию. 

Фото из личного архива А.А. Миронова

Беседовала Елена Кравцова




Комментарии к статье:
2024-12-19 13:44:51, Борис
Очень интересное интервью, рад, что в ряду коллекционеров прибывает из молодых поколений. Хочется слегка изменить ракурс восприятия А.А. Миронова исходя из его высказывания - "Да, на первый взгляд они лишены высокой художественности..." (с) крайне спорное утверждение. 20-30 гг. с точки зрения "художественности" это самый мощный период в истории отечественной филателии. Концептуализм в этом периоде эталонный. Как пример 1923 г.№№ 81-85 - эти марки имеют довольно сложную. историю создания - Комиссия по заготовлению поручила работу над этими марками великому скульптору Ивану Дмитриевичу Шадру, мастерская которого находилась рядом. Вначале Шадр сделал четыре скульптуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля был приглашен лучший фотограф того времени (извиняюсь, не могу сразу вспомнить фамилию) сделали сотни снимков, выбраны лучшие ракурсы, с которых впоследствии художники Гознака создали три марки (одна из скульптур не была одобрена Комиссией). Скульптуры хранятся в Русском Музее (гипсовые оригиналы) и бронзовые отливки с них в Третьяковской Галерее. Эту серию "денежных мужиков" с точки зрения художественности превзойти мало кому пока удавалось, дай бог попробовать рядом встать. Это самый художественный период в отечественной филателии. Все бы так работать.
2024-12-19 14:38:13, Олег Юрьевич Латышев
Очень приятно видеть в следующем за нами поколении такого замечательного коллекционера как Александр Александрович! Большое спасибо нашей замечательной Елене Юрьевне за прекрасное интервью. Согласен и с уважаемый Борисом. Да, Шадр убедил своих потенциальных заказчиков, что возможен новый, революционный подход в филателии: эскизом становится не плоское изображение. а безграничное количество ракурсов на выбор граверов. Было бы прекрасно, если бы такая традиция продолжалась и сейчас!
2024-12-19 15:10:15, Наталья
Как же радостно видеть в рядах филателистов молодые лица!!!
2024-12-19 15:25:42, Александр М.
Хочу выразить признательность и благодарность за предоставленную возможность и приятный разговор с таким увлеченным профессионалом как Елена Юрьевна. Согласен со всем вышесказанным. Могу добавить только то, что известный литературовед-марксист В.М.Фриче признавал за скульптурой рабочего - громадную художественную ценность.
2024-12-20 12:29:33, Максим
Статья привлекла внимание тем, что брали интервью у молодого филателиста. Согласен с предыдущим комментатором - непонятно почему почтовые марки тридцатых годов назвали мало художественными. То есть те картинки из нейросети, которые сейчас выходят в виде почтовых марок это высокое искусство.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма
  • История открытки. Сергей Михайлович Прокудин-Горский
  • Только хоккей!
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть I
  • Пушкин и стиль модерн
  • Почтовые карточки для Мосмебельторга и «Книга — почтой»
  • «Дело всей жизни». Воспоминания А.М. Василевского
  • Станислав Жуковский. Необыкновенный художник
  • Дом-музей Паустовского в Тарусе
  • Что рассказывают о природе Башкирии почтовые конверты?
  • Софи Лорен: почтовое измерение
  • Марки с наклеенными элементами
  • Фауна Абхазии. Серия первая
  • Гордость Отечества. Василий Шукшин
  • Почта: интриги, скандалы, расследования...
  • Ура! Наши опять в космосе!
  • Истоки почты родного края. Возвратить в Уфу
  • Иберо-Американская выставка в Севилье
  • От звезды Давида — до звезды Героя
  • Филателистическая выставка «Брест-2024» глазами студентки
  • По анфиладе славы россиян
  • Первый выпуск стандартных марок СССР
  • Выставки на марках
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2024 года
  • Выставка с секретом...
  • Н.И. Пирогов. Хирург, естествоиспытатель, педагог
  • Филателистическая выставка «Брест-2024»
  • «Абхазские динозавры» и ритмы Черного моря
  • Новые встречи с силуэтной графикой
  • Выставка с международным участием «Брест-2024»
  • Филателистическая нейроистория
  • История открытки. Рекламные открытки товарищества «Эйнем»
  • Счет потерь американских самолетов на марках Вьетнама
  • ПРОТОКОЛ заседания Комиссии по ГЗПО
  • Русский архитектор Пель
  • Надпечатки на почтовых марках
  • Новоявленные мошенники
  • По следам наших публикаций. Мир современных детей
  • Стандартный выпуск марок Республики Абхазия
  • Мемориал в Саратовской области
  • Марки нестандартной ширины
  • Трижды Вятка
  • От слов — к делу...
  • Раритеты почтовой истории России
  • Что такое «Открытая филателия»
  • Первые и последние марки Советского Союза
  • Лениниана или нет?
  • Шахматный выпуск марок Республики Абхазия
  • Торжествуй, дорогая отчизна моя!
  • Николай Самокиш – гений батальной живописи
  • Марки России. Первый выпуск, посвящённый В.И. Ленину
  • Памяти Валерия Михайловича Халилова
  • Филателистическая олимпиада
  • Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2024 года
  • История открытки. Евгений Евгеньевич Лансере
  • На чём печатают марки? Марки из вторсырья
  • Денежный конверт 1824 года
  • Задорно, бодро и мажорно
  • К столетию Марчелло Мастроянни
  • Специальные почтовые штемпеля
  • Под знаком куницы
  • На чём печатают марки? Бумага, изготовленная вручную