На XV Научно-практическом семинаре по истории почты, филателии и филокартии «Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии», который прошел в начале октября в Санкт-Петербурге, мне довелось познакомиться с молодым филателистом А. А. Мироновым.
Александр Александрович любезно согласился дать интервью нашему порталу.
* * *
— Александр Александрович, давайте поговорим с вами о филателии и о вашей роли в ней.
— Моя роль пока в ней весьма незначительная... Тем более, что до опытных и маститых коллекционеров, интервью которых мне довелось читать на Вашем портале, мне еще стремиться и стремиться.
— Как давно вы занимаетесь марками?
— Примерно десять лет. То, что в 2013 году начиналось как разовый интерес, год спустя переросло в серьёзное увлечение. В одну взаимную любовь.
— Обычно все начинается с детства...
— Знаете, я сам недавно задумался, как так получилось, что я увлекся филателией, стал ею интересоваться. В моей семье никто марки не собирал, я не общался с коллекционерами. Единственное, что всплывает в памяти — это маленький альбом, который хранился в кладовке. Им редко кто интересовался из моих домашних. Альбом доставали по необходимости, а она возникала не так часто. А мне нравилось его перелистывать и рассматривать марки. Особо не цепляло, но было интересно. Позже, уже в сознательной жизни, когда я учился в университете, у нас был курс по истории коллекционирования. Вот тогда я впервые задумался о марках и вспомнил этот альбом, стал пытаться что-то собрать. Но поскольку в то время не было рядом людей, которые могли бы направить или помочь, то быстро бросил эту затею. А потом, наверное, в 2013 году я увидел репортаж по телевизору. Сейчас уже и не вспомню точно, о чём – то ли о какой-то марке, проданной на аукционе, то ли о прошедшей филателистической выставке, но это меня очень сильно заинтересовало. И именно с этого момента в моей жизни появилось серьезное увлечение, одна взаимная любовь – филателия. Я стал интересоваться, потихонечку собирать и собирать марки.
А.А. Миронов
— Что было самым сложным?
— Самое сложное — было найти свою тему. Наверное, год ушло на ошибки, пробы и поиски. Пробовал разные тематики, но ничего не получалось. В итоге со временем и пониманием решил остановиться на музейной тематике, в особенности на дворцах-музеях Санкт-Петербурга. И сейчас практически собрал эту тему. А потом случилось так, что мне на глаза попались почтовые марки времен РСФСР (1918 – 1923 гг.) И я сразу в них, как говорится, влюбился. Да, на первый взгляд они лишены высокой художественности, но за ними целая история. Поэтому собирая марки этого периода, не ограничиваю себя простым собирательством, а стараюсь подойти и с исследовательской стороны.
— А тот старый альбомчик кому принадлежал?
— Не знаю. И никто не может мне сказать. Может, кто-то подарил или достался по наследству от каких-то родственников. Эта история, скажем так, небольшая семейная тайна. Никто не знает. А благодаря этому альбомчику я впервые и познал мир филателии. Уже потом, когда я стал разбираться, пересмотрел его. Оказывается, там были марки по теме спорта: Олимпийские игры, Олимпиада 1980 года в Москве и Чемпионаты мира по футболу. Целенаправленно не собираю спорт, но если вижу что-то интересное, что может расширить эту тему, то обязательно покупаю и дополняю.
— В Общество филателистов вы сами пришли? Или подсказал вам кто-то, что в Санкт-Петербурге есть такая организация...
— Про Общество филателистов мне никто не говорил. Я знал, что есть место, где наши питерские коллекционеры встречаются, обмениваются и там проходит их неформальное общение. Один или два раза я туда ходил. Позже, когда я познакомился с Валерием Борисовичем Загорским, узнал и про Общество филателистов Санкт-Петербурга. Желание посетить и возможно вступить в его ряды есть, но дойти всё никак не получается.
Фрагмент презентации доклада А.А. Миронова
— Ваш доклад, с которым вы выступали на XV Научно-практическом семинаре по истории почты, филателии и филокартии в Санкт-Петербурге, называется «Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)». Как вы решили взять именно эту тему? Где брали материал, кто-то помогал вам?
— Все исключительно делал сам. Идея пришла, когда у меня уже был опыт в коллекционировании. Возник интерес и вопрос: «А какова история филателистического движения у нас в городе?». Начал искать материалы, читать статьи. Прочитал монографию Марата Максимовича Глейзера «История филателии в Петербурге-Петрограде-Ленинграде». Но этого было мало. Мне очень хотелось подробнее раскрыть эту тему, и я пошел в архивы. Изучая архивные дела и документы мне посчастливилось найти «Наблюдательное дело о регистрации и деятельности Петроградского общества филателистов», как раз за интересующий меня период 1923 – 1930 гг. Именно в этом деле был тот Устав, который я демонстрировал – с именами и собственноручно поставленными подписями учредителей общества. Собрал все по крупицам и «превратил» в статью.
— Да, доклад получился очень интересным и запоминающимся. А еще — важным, так как об истоках мы мало что знаем. А вы вот докопались и привели исторические документы.
— Да, даже сам не ожидал, что так все хорошо получится. Когда я только узнал о семинаре, и предложил данную статью, то думал, что это будет проходная тема и никого не заинтересует. А в итоге все сложилось как нельзя лучше.
— А о семинаре как вы узнали?
— О семинаре я знал давно. Каждый раз приобретая себе марки в коллекцию в салоне «Коллекционер», который до последнего времени располагался в «Центральном музее связи им. А.С. Попова», проходил мимо витрины со сборниками методических материалов научно-практического семинара. Каждый год покупал и читал их. А в этом году решил попробовать выступить сам.
— В Санкт-Петербурге живут филателисты опытные, с большим стажем, которые идут на контакт. Они готовы консультировать и помогать. Вот, например, Нелепин Владимир Фёдорович. Знаете его?
— О Владимире Федоровиче наслышан. Знаю, что он читает лекции в РГО. К сожалению, лично познакомиться пока не удалось.
— Дьяченко Андрей Петрович. Удивительный человек — образованный и интеллигентный. Он каждый год выступает на семинарах и мы публикуем его статьи на нашем сайте.
— Я о нем немножко слышал. Знаю, что он потрясающий искусствовед. И доклад его очень сильно меня заинтересовал.
— Агарков Владислав Николаевич. Он тоже был на семинаре.
— Да, я слышал его доклад. Но лично познакомиться, к сожалению, не удалось. В следующий раз будет повод к нему подойти, пообщаться.
— Александр Александрович, вы не планируете сделать экспозицию и принять участие в выставке?
— Вы знаете, после семинара такая идея меня посетила. Хочется попробовать себя в новом ключе. Уже возникла и потихонечку стала отстраиваться определенная концепция. Следующий же семинар будет посвящен патриотической тематике. Хочу подготовить доклад или статью о дворцах-музеях Санкт-Петербурга, которые изображены на отечественных почтовых марках. И в продолжение доклада, сделать одностендовый экспонат. Не знаю, получится или нет, пока нарабатываю материал.
— Старое поколение коллекционеров уходит, а молодежь мало интересуется марками. Как увлечь их филателией?
— Очень хороший вопрос. Конечно, популяризация филателии необходима. Другой вопрос — как это сделать. Можно читать лекции по истории филателии, рассказывать о почтовых марках, коллекционерах, коллекциях. Устраивать больше выставок. Знаю, что некоторые опытные филателисты заводят и ведут собственные каналы по филателии на различных интернет-площадках с целью популяризации. У меня подобные мысли были, но, с другой стороны, понимаю, что мне еще рано заниматься подобным. В любом случае это открытый и дискуссионный вопрос о способах привлечения молодежи.
— Дополненная реальность на марках. Как вы к ней относитесь?
— Спокойно. Что-то новое — это не всегда плохо, поэтому как развитие марок, вполне интересно. Опять же, если правильно подать материал, это и привлечение молодежи.
— А вот если бы вы, например, составляли План выпуска марок. Какие темы предложили?
— Почтовые марки – отражение истории и культуры нашей необъятной страны. В принципе все представленные темы интересны и печатать еще что-то новое затруднительно. Тем более, что у каждого филателиста свое представление о том, что следует добавить. Время и происходящие события подскажут, на чем стоит акцентировать внимание.
— А марки на какую тему не хватает лично вам?
— Лично мне не хватает, как ни странно, музейной тематики. Марок, посвященных искусству или предметам из музейных коллекций было выпущено достаточное количество. А вот почтовых марок, посвященных самим музеям, музейным событиям или музейщикам (музейным работникам), не так уж и много. Или это просто во мне говорит человек, обучавшийся в университете по специальности «Музейное дело и охрана памятников».
— Многих филателистов волнуют номиналы. Хочется услышать ваше мнение. И, кстати, большинство коллекционеров уверены, что высокие номиналы – это причина, почему молодёжь не хочет заниматься марками.
— Здесь я в чём-то согласен, потому что, да, большие номиналы отталкивают молодое поколение. Даже самых увлеченных. А в некоторых случаях они чересчур большие, не хватает марок с небольшими номиналами. Поэтому критика обоснована. Что касается меня, то сейчас мое отношение к этому весьма спокойное. Я собираю определенную тему и когда вижу марку, которая мне подходит, я ее беру. Или, может быть, я просто научился грамотно распределять свои силы и средства.
— Если у вас будет возможность прочитать лекцию школьникам, согласитесь?
— Хороший вопрос. Почему бы нет? Это и новый опыт для меня, и отличный повод приобщить и увлечь молодое поколение.
— Как вы узнали про наш сайт?
— Я о нем узнал примерно лет пять назад. Сначала просто как магазин, а потом обратил внимание на интересные обзоры, статьи и новости. Кстати говоря, мне очень нравится у вас на сайте старая подборка журналов.
— Просматривая старые журналы, что можете сказать? Изменилось отношение к маркам с тех времён и в современности или нет? Может, раньше как-то по-другому относились к филателии, мыслили иначе, чем сегодняшние коллекционеры?
— Вот так сходу ответить на вопрос очень сложно. Базовая модель и принципы коллекционирования, как и отношение к маркам, практически не изменились. Поменялось теоретическое осмысление коллекционирования, появились новые практические аспекты, темы исследований, способы раскрытия коллекций. Главное отличие заключается в том, что раньше, во времена СССР, филателия была частью государственной политики: было Всесоюзное общество филателистов, работали кружки, клубы, общества. Сейчас подобного уже нет.
— Счастье филателиста. В чём оно заключается именно для вас?
— С одной стороны, довольно простой вопрос, но требующий серьезно задуматься. Я, наверное, еще не лишился идеализированного представления о филателии. Поэтому счастье филателиста для меня – это прежде всего получение удовольствия от поиска, приобретения и изучения почтовых марок (особенно это касается периода РСФСР). К тому же нет ничего увлекательного, чем работая с коллекцией обнаружить ту или иную разновидность у себя в альбоме. И какой коллекционер не хочет своего признания. Вот примерно такое у меня представление понятия – счастье филателиста.
— Коллеги ваши знают, что вы собираете марки?
— Знают, но не все. Скажем так, я своим увлечением или открытиями как научными, так и филателистическими делюсь только с узким кругом людей: с теми, кому могу доверять и кто адекватно к этому отнесется.
— Многие филателисты переживают о будущем своих коллекций. Дети и внуки не хотят заниматься марками. И, кстати, музеи, к сожалению, не все хотят их принимать. Вот на ваш взгляд, как сохранить коллекцию? Просто распродавать частями? Или, может быть, архив какой-то создать?
— Это интересный и многогранный вопрос — как сохранить коллекцию. Конечно, каждый филателист вправе сам решать, что будет с его коллекцией. Замечательно, когда есть продолжатели дела в лице следующих поколений. Другое дело, когда нет заинтересованности со стороны потомков. Распродавать коллекцию, в которую было вложено столько усилий и кропотливой работы, дело неблагодарное. Музеи — это сложный вопрос. Архив филателии – интересно, но воплотить будет довольно сложно. На мой взгляд правильнее создать объединенный музей и архив филателии. В котором будут храниться филателистические коллекции и материалы, на основе которых возможна исследовательская и выставочная деятельность. А также это и популяризация филателии. Нужен еще кто-то, кто станет идейным вдохновителем и возглавит весь этот процесс.
— Где вот только найти такого активного и любящего свое дело?
— Даже если и найти такого человека, то в одиночку, каким бы увлеченным и инициативным он не был – это невыполнимая задача. Как и 101 год назад при организации Петроградского общества филателистов необходима инициативная группа увлеченных и радеющих за развитие филателии людей. Но ничего, будем работать, привлекать молодёжь, продвигать филателию.
Фото из личного архива А.А. Миронова
Беседовала Елена Кравцова