Сегодня перед нами стоит два главных вопроса. Во-первых, готовы ли мы применить цифровые технологии, чтобы привлечь молодежь, и сделать филателию по-настоящему массовой. Во-вторых, какие именно проекты нам необходимо реализовать, чтобы мир филателии стал притягателен для людей всех поколений.
* * *
Цифровые технологии все больше и больше проникают в нашу повседневную жизнь, а федеральные программы цифровизации различных отраслей экономики и государственного управления еще больше этому способствуют. Сегодня цифровизация уже пришла в науку, культуру, образование. По моему глубокому убеждению, цифровые технологии могут и должны стать помощниками филателиста. Однако желательно избежать перекосов, когда IT-технологии приходят к нам в виде игр, которые заменяют таинство процесса создания коллекции, банальным бездумным приобретением кучки пикселей, существующих лишь на экране нашего телефона или планшета.
О вариантах же применения цифровых технологий, поставленных на службу коллекционерам и филателистам в частности, я и хочу сегодня поговорить. Но обо всем по порядку.
Когда в феврале 2019 года появилась информация о том, что Акционерное Общество «Марка» планирует закрыть журнал «Филателия», на филателистических форумах разгорелись нешуточные споры о том, можно ли спасти единственный специализированный русскоязычный журнал. Исходя из озвученной причины закрытия – нерентабельность (журнал слабо покупали регионы), предлагалось множество рецептов, от изменения концепции и объема журнала, до создания видеоприложений к журналу и изменения состава его учредителей, дабы сделать более насыщенными интересными аналитические материалы.
Однако, журнал перешел в электронную «форму», а жизнь филателистов продолжила идти своим чередом. И, похоже, все написанное на форумах (а там были очень интересные и здравые идеи), кроме самих писавших и споривших никого не заинтересовало.
Теперь несколько слов о том, почему говоря о переходе в электронную форму, само слово форма я взял в кавычки. Здесь все просто. Сложенные на сайте и размещенные в хронологическом порядке, разделенные на четыре категории статьи — это не электронная форма. Чтобы привлечь читателя и рассчитывать на создание устойчивого заинтересованного сообщества, журнал в электронном виде тоже надо создать. Сегодня для этого существует множество разных приложений. Надо их изучить и сделать выбор в пользу какого-то из них, далее должны поработать программисты, художники, редакторы…
Можно обойтись и простым созданием сайта, однако здесь гораздо больше работы будет для программистов. Но у вас не будет привязки к конкретному стороннему приложению и угрозы его обрушения или исчезновения. Здесь у вас будет полный контроль за вашим детищем. Но неоспоримо одно, чтобы создать качественный электронный журнал надо затратить много времени, труда и финансов. Я думаю, что многие из коллекционеров видели качественно сделанный электронный журнал по фалеристике.
Но вернемся к проблеме закрытия журнала... В результате мы получили небольшое собрание статей на портале Акционерного Общества «Марка» и несколько Интернет-порталов филателистической тематики. На сегодняшний день, один из трех лидеров закрылся, а еще один просто использует базу статей портала «Филателия.РУ». Остальное — это торговые площадки, иногда с десятком старых, более чем десятилетней давности, статей о самых известных почтовых марках и коллекционерах.
Существует еще сайт «Союза Филателистов России», но здесь печатаются фактически только анонсы выставок и результаты участия представителей России в них. Красиво. Медали, дипломы, фотографии вручений и информация за какой экспонат, книгу или цикл статей эта награда получена. И здесь очень хочется спросить рядовых филателистов из Рязани, Кирова, Ижевска или Владивостока: «А кто из Вас видел эти экспонаты?». Я думаю, ответом будет тягостное молчание.
Тут необходимо сделать пояснение. Я совсем не хочу кого-то критиковать, и понимаю, что такое Акционерное Общество, и какие перед ним стоят задачи, а также с какими трудностями по оплате и несправедливостью по исполнению текущих контрактов столкнулись российские порталы, использующие иностранные Data-центры для своего базирования.
Ситуация, которую я описал, сложилась не вчера, и даже не год или два тому назад. К потере интереса к филателии, сначала массовой, а потом и индивидуальной (выставочной, исследовательской) мы шли давно, последние пару лет советской власти и все 33 года истории российской филателии.
Причин этому много, и о них много раз писалось и говорилось. Здесь весь спектр, от нехватки времени и финансов, до невозможности получить квалифицированную помощь по интересующим человека вопросам. Вот так побарахтавшись немного в совсем непонятной и недружественной среде, человек оценивает свои возможности, и чаще всего откладывает это свое новое (а иногда и не новое) увлечение до лучших времен.
Рассуждая примерно так, или почти так, наша команда решила последовать одному из поддерживаемых нами советов, и создать видеопрограмму для коллекционеров. Надо отметить, что мы были не одиноки. Примерно в одно время появилось сразу три канала, посвященные коллекционированию. Это лишний раз подчеркивает информационный голод, который имелся в то время.
Мы для себя выбрали нишу информационно-аналитического канала. Начинали с чисто информационных выпусков, где рассказывали о выпуске новых отечественных почтовых миниатюр и чему они посвящены. Завершали программу обзором самых интересных статей, вышедших на портале «Филателия.РУ» за последнее время. Регулярность выхода составляла один раз в неделю.
Рассказывали мы и о марках, выпускавшихся почтовыми администрациями зарубежных стран. Кроме того, мы сделали попытки рассказать о коллекциях из других областей коллекционирования. Одним из примеров такого репортажа стал рассказ о коллекции игрушек советского времени. Выход этого сюжета продемонстрировал сложность работы с объемными предметами. Здесь должен быть организован отдельный процесс фото и видеосъемки, связанный с подбором ряда материалов для фона, с выставлением световых приборов и камер. Процесс достаточно долгий и трудоемкий, тогда как работа с почтовыми марками, конвертами и открытками требует лишь выполнения качественного сканирования, что гораздо проще организовать и быстрее исполнить. Таким образом, мы пришли к отказу от работы с объемными предметами коллекционирования, сделав наши программы узкоспециализированными.
После определения формата особое внимание стали уделять качеству картинки. Мы создали заставку и перебивки для нашей программы. Очень интересным оказался вариант вступительной части с использованием календаря, который позднее был дополнен картинкой на тему главного события или природного явления отчетной недели. Использование календаря несет в себе новые перспективы трансформации визуальной составляющей программы. Концепция такой трансформации была разработана, но не была реализована.
Позднее мы сделали первые попытки использования анимации для привлечения дополнительного интереса к программе. Использование марки, чистого конверта первого дня, звука и оттиска штемпеля, позволило создать иллюзию гашения конверта прямо в эфире программы.
В 2021 году мы разработали и предложили вариант итоговой программы, созданной в формате представления марок, номинированных, по мнению коллекционеров на звание лучшей марки года. Идея может быть расширена за счет дополнительных номинаций (лучший художник, лучшая презентация марки и д.д.), а главное, это может лечь в основу предновогоднего вечера встречи филателистов, создателей почтовых миниатюр, особо отличившихся сотрудников Почты России.
Однако события 2022 года внесли в нашу работу свои коррективы. В середине года мы взяли паузу в выпуске программы «Новости мира коллекций». Время затишья позволило нам сделать детальный анализ нашей работы и приступить к разработке новых форматов, еще более интересных и привычных для коллекционеров.
Во-первых, мы разработали формат видео приложения в форме журнала в мягкой обложке. Данная форма очень актуальна при рассказе о почтовых карточка, открытках и конвертах. Формат характеризуется большим объемом графической информации и небольшой текстовой вставкой, где возможно указать год и наименование события, которому посвящены представленные экспонаты. Голосовое сообщение органично дополнит графическую информацию. Положительным аспектом данного формата является его визуальная схожесть с привычным всем обычным бумажным журналом.
Во-вторых, мы разработали формат альбома марок, который имитирует настоящий альбом размера «А5», где сделаны стикеры и по темам расположены почтовые миниатюры. Здесь мы предлагаем использовать функцию «Увеличительного стекла», чтобы более подробно рассматривать миниатюры. На основе этого формата сейчас наша команда разработала и выпускает обновленную версию программы «Календарь филателиста».
В-третьих, мы разработали идею формата филателистической выставки, который создает полную иллюзию присутствия на выставке. Мы имеем возможность прогуляться среди стендов, заглянуть в окно (для полной иллюзии нахождения в помещении выставки). И при этом подробно рассмотреть каждый экспонат.
Как и на любой реальной выставке, на каждом планшете с обеих сторон, будут размещены листы с коллекциями. Возможно использование листов форматов «А3» и «А4». Рамку на листах можно поставить такую, какая разработана и применена автором коллекции.
Перемещаться по выставке (в пределах созданного видео) мы можем к нужной коллекции (планшету) и даже к конкретному фрагменту выбранной коллекции (нужному листу). И при этом просмотр сопровождается пояснениями и рассказом автора коллекции или экскурсовода. Самые важные и интересные места (штемпели, автографы и другие мелкие детали) так же могут быть продемонстрированы в увеличенном формате через увеличительное стекло.
Такой формат открывает весьма широкий диапазон применения. Здесь можно просто создать виртуальную выставку, с подробным рассказом про экспонаты. Возможна организация общих обучающих семинаров по теме правильного оформления выставочного экспоната, и даже организация предметной помощи начинающим (с точки зрения выставочной работы) филателистам в создании, правильной компоновки и правильного оформления коллекций.
Фрагмент стенда
При этом, каждый филателист получит возможность познакомиться с лучшими крупнейшими коллекциями российских коллекционеров, получающим высшие награды на международных выставках. А так же мы можем своими глазами увидеть становление коллекции от идеи до золотых медалей выставки.
Таким образом, на сегодняшний день наша команда разработала три цифровых формата, весьма удобных для применения в условиях многозадачности сегодняшней филателии.
А теперь посмотрим, на данный вопрос с точки зрения психологии. Выделим два основных момента.
Во-первых, объясню, почему мы обратились именно к видео форматам. Начиная с 90-ых годов прошлого века, в нашу жизнь прочно вошли очень короткие рекламные ролики, а так же, как часть западного образа жизни и культуры, динамично снятые и смонтированные (в противовес произведенным в СССР) музыкальные клипы. Людям пришлось приспосабливаться к восприятию новых предложенных информационных форматов. Для молодежи это оказалось проще, чем для людей старшего возраста, а развитие техники (доступность смартфонов и планшетов) и Интернета (скорость и покрытие) быстро сформировало у молодежи новый вид сознания – клиповое мышление. Сегодня в социальных сетях весьма популярен формат коротких роликов – Shorts, что весьма характерно именно для клипового мышления, когда люди научились быстро менять фокусировку внимания между разными объектами (в данном случае роликами).
Все это привело к тому, что люди стали меньше читать, а все больше смотрят видео для получения информации. Кстати, короткие выпуски новостей (не аналитические программы с обсуждениями в студии), именно короткие новостные выпуски, используют так же наличие у людей именно клипового мышления. Поэтому мы посчитали, что именно формат видеороликов, наиболее удобен и результативен для решения поставленных нами задач.
И, во-вторых, о самих задачах. Приступая к разработке данных форматов, мы, в первую очередь, ставили перед собой задачу создания устойчивого сообщества людей, объединенных одним увлечением — коллекционированием (в частности филателией и филокартией). В этом нам в помощь «Психология социальных групп».
Итак, мы должны создать малую вторичную неформальную группу членства. Так формулируется наша задача на профессиональном языке психологов. Давайте теперь подробнее посмотрим, что это такое.
Мы формируем малую группу. К большим группам относятся государства, этносы, нации и национальности. На столь высокий уровень мы не претендуем. При этом под группой мы понимаем некоторую общность людей, члены которой объединены общей социальной деятельностью (в нашем случае — коллекционированием) и находятся в непосредственном личном общении.
Наша группа будет вторичной, поскольку для непосредственного личного общения участников группы часто будут использоваться различные посредники в виде программ связи (чаще всего различные социальные сети).
Так же наша группа будет неформальной, поскольку в группе не будет четкого распределения ролей среди участников группы. Они будут просто объединены единым общим интересом или увлечением.
И последний признак нашей формируемой группы — это группа членства. С точки зрения психологии — это группа, не влияющая, каким-либо значительным образом на своих участников. И если участник считает, что наша группа не обеспечивает ему необходимый уровень престижа или должный статус, он вправе выбрать для себя иную группу.
А теперь, когда мы четко представляем, какой должна быть наша формируемая группа или сообщество, мы можем поговорить и о методах, применяемых для её формирования и последующего функционирования.
Основными нашими инструментами будут являться:
— создание ценных или актуальных информационных поводов для общения потенциальных участников группы на площадке формируемой группы;
— формирование чувства сопричастности к какому-либо событию у потенциальных участников группы;
— ненавязчивое побуждение к действиям (поддержка личных побуждений) потенциальных членов группы;
— создание условий и поощрение взаимопомощи и взаимной поддержки среди участников группы;
— создание комфортных, а точнее привычных из повседневной жизни условий получения информации.
Легко увидеть, что предложенные нами форматы как нельзя лучше соответствуют нашим целям и являются инструментами для успешного формирования и функционирования группы.
Предлагаемые для просмотра и обсуждения участникам группы фильмы, а так же формат журнала, легко могут сформировать формальные поводы для общего обсуждения, высказывания своих оценок и пожеланий в группе.
Формат посещения выставки, позволяет каждому преодолеть барьеры расстояния, и создает чувство сопричастности к большому событию в мире коллекционеров. А это, в свою очередь, создаёт положительный эмоциональный опыт, что особенно важно для поддержания долгосрочного интереса к коллекционированию. Здесь, опять же, вполне может появиться и формальный повод для обсуждения данного события.
Формат демонстрации подборок марок в виртуальном альбоме, будет выступать в качестве побудителя как к формированию новых коллекций участниками группы, так и разработки интересных и уникальных вариантов их оформления. Лучшие работы, либо по оформлению, либо по иному взгляду на формирование подборки марок, должны быть обязательно представлены в группе. Среди таких работ может быть организован конкурс с небольшими, но полезными призами, что послужит дополнительным стимулом к работе над коллекциями для других участников группы.
Подобные конкурсы так же будут развивать взаимную поддержку и взаимопомощь в группе. А сам вид на экране привычного журнала или самого простого альбома с элементарной этикеткой для титула темы, будет погружать смотрящего в привычную для него комфортную обстановку, что еще более усилит положительный опыт от общения с миром коллекционирования.
Такова вкратце наша идея использования современных компьютерных технологий в филателии, а если говорить шире, то в развитии филателии и выхода ее на новый уровень.
Антон Лунев