К 155-летию со дня рождения русского и советского живописца
Аркадия Александровича Рылова
155 лет назад, 29 января 1870 года, в городе Истобенске Вятской губернии на свет появился Аркадий Александрович Рылов, русский и советский живописец.
Семья его была полна разнообразными талантами. Так, например, родной брат художника, Герман Александрович Рылов, был пианистом, преподавал музыку в основанной им Первой пролетарской музыкальной школе в Вятке, существующей и поныне, как Первая детская музыкальная школа.
Рисовальная школа барона Штиглица (Центральное училище технического рисования). Почтовая открытка, 1910 год
В период с 1888 по 1891 год Аркадий Александрович обучается в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, в Соляном переулке, дом №13. Его главный корпус русский архитектор Р. А. Гёдике, в содружестве с академиком архитектуры и профессором Императорской Академии художеств Александром Ивановичем Кракау, сооружает за семь лет.
Автопортрет с белкой. 1931 год.
Здесь Рылов обучался у русского живописца-пейзажиста, академика и действительного члена Императорской Академии художеств Константина Яковлевича Крыжицкого.
Период с 1891 по 1894 год Аркадий Александрович посвятил службе в армии. Вернувшись со службы, Рылов поступает на обучение в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где его наставником стал сам Архип Иванович Куинджи.
Как пишет в своих «Воспоминаниях» Рылов: «Командир батальона Новиков разрешил мне держать вступительный экзамен в Академию художеств, освободив на время экзаменов от занятий в роте. Экзамен по живописи происходил в Тициановском зале в течение шести дней. Я с утра по четыре часа в день писал с натурщика красками и два часа по вечерам рисовал карандашом. Кроме того, я представил в Совет Академии свои домашние этюды. Во время экзамена в зал вошло один за другим несколько знаменитостей. К моему мольберту подошел Репин, похвалил этюд, сделал кое-какие указания. Его лицо было мне хорошо знакомо по многим портретам. У него была какая-то особенная манера говорить как-то высокопарно, торжественно. Чувствуешь, что говорит знаменитость. Потом прошел мимо меня Д.И. Менделеев, знаменитый химик, он был членом Совета Академии художеств, — высокая, сутулистая, широкоплечая фигура, с очень длинными, до плеч, волосами. За ним профессор В. Е. Маковский — тонкий, длинный, с седоватой бородкой клинышком. Он также обратил внимание на мой этюд, остановился и спросил, сколько мне лет. Поинтересовался также значком за стрельбу на моем солдатском мундире. Наконец, стуча каблуками, закутанный пледом, показался коренастый, невысокого роста, плечистый, с высокой грудью и орлиным носом Куинджи. Он посмотрел на мой этюд, потом мне в глаза, ничего не сказал и пошел дальше. Наконец-то моя давнишняя мечта осуществилась, я увидел таинственного художника. В заключение подошел инспектор Академии Н.А. Бруни и ласково сообщил, что домашние мои этюды хвалят. Экзамены я выдержал и был принят вольнослушателем, а не действительным студентом, потому, что не имел полного образовательного ценза. Из ста двадцати человек, экзаменовавшихся по живописи, я был принят в числе двадцати».
В 1901 году у Рылова отмечен появлением одной из первых работ, которая прославила его имя. Пейзаж «С берегов Вятки» был удостен Золотой медали Мюнхенской Международной художественной выставки.
Затем его ожидали восторженные возгласы посетителей одиозного Венского Сецессиона. Перед тем как картина «С берегов Вятки» была куплена для изысканного собрания Третьяковской галереи, она была представлена на выставке в Петербурге, организованной объединением «Мир Искусства».
По приглашению Сергея Дягилева Рылов участвует в выставках в Париже и Берлине.
В 1902 году Аркадий Александрович начинает вести «класс рисования животных», открытый на базе Рисовальной школы Общества поощрения художеств.
В 1911 году Аркадий Александрович едет на Каму, где перед его вдохновеным взором предстают великолепные лебеди: «Несколько лет я держал втайне идею картины летящих лебедей... Громадные птицы парящим полетом снизились к самой воде и, сравнительно легко врезавшись в гладь речную, поплыли к нам», – писал Рылов о своей картине.
В 1912 году у Аркадия Александровича появилась картина «Лебеди над Камой», запечатленная на открытке издательства «Советский худоник» в 1974 году, - предтеча широко известного полотна «В голубом просторе».
Уже после этой картины, в 1920 году, художник повторит «Лебедей над Камой». В 1915 году ему присваивается звание академика живописи Императорской Академии художеств.
В 1917 году Аркадий Александрович начинает преподавать в Императорской Академии художеств. В 1918 году Аркадий Александрович удостаивается звания профессора. Именно в это время из-под кисти Рылова вышло полотно «В голубом просторе». Марка с его изображением включена в почтовый блок, венчающий серию советских марок 1972 года выпуска, посвященных наиболее выдающимся произведениям живописцев СССР.
По воспоминаниям Рылова о создании этой картины: «Работать становится трудно. Мысли заняты только тем, как бы съесть чего-нибудь… Восьмушка фунта хлеба (пятидесятираммовый кусочек), полагавшаяся гражданину по карточке на день, проглатывалась сразу, и дома больше не было ни крошки, ни сахару, ни чаю… В кухне утром вода замерзала и в ведре, и в самоваре. Двойной комплект белья, фуфайка, на голове шерстяной шлем, на руках рукавицы — такой был мой ночной костюм… Укрывался я двумя одеялами и шубой…».
Писали об этом и племяницы живописца: ««Аркадик иногда шутит, не унывает, но чувствует в костюмах “слишком большую свободу”» (16.10.1917).
«Аркадик сравнивает современное положение с тем, как было у нас болото, поросло тиной и проч., а плотина была старая, законопачивали дырочки глиной, но плотина рухнула наконец, и всякая гниль, и тина, и грязь потекли широким потоком, и удержать нельзя, но этот слой пройдет, и будет чистая живая вода, родник и войдет в свое русло. Все к лучшему, может быть. Не так, как человеку хочется, а все-таки к лучшему» (13.12.1917).
«Аркадик продал картины, и в придачу к картинам покупатели ему доставили масло, папиросы. Наш Аркашенька теперь известность, знаменитость, его картинами гордятся покупатели и заранее уже просят начатые картины считать за ними, чтобы никто другой не перехватил» (13.12.1917).
И вот такое чудо рождается вопреки таким условиям!!!
Рылов А. А. В голубом просторе. Открытка. 1952 год. Москва. Советский художник
Нижнюю деталь картины запечатлел разворот сувенирного набора с блоком первого типа, приуроченным пять лет назад АО «Марка» к 150-летию со дня рождения художника. С точки зрения советского искусствоведа Алексея Александровича Фёдорова-Давыдова, автора многих книг по истории русского и советского искусства, члена-корреспондента Академии художеств СССР, картина «В голубом просторе» должна рассматриваться в ряду «тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи» .
Считается, что лебедь для изображения на картине стаи из семи могучих грациозных птиц использовался только один. По одной версии, это было крупное чучело лебедя из мастерской чучельника. Рылов подвешивал его к потолку то выше, то ниже, постоянно перемещаясь по мастерской в поиске наиболее выразительных, впечатляющих ракурсов.
Согласно иной версии, только что убитый кем-то на охоте лебедь был куплен Аркадием Александровичем на мясном рынке. Но об этом совершенно трудно догадаться, глядя на полных жизнелюбия и гордо парящих в просторе небесного океана удивительных живых источников поэтического вдохновения. По признанию вышеупомянутоо историка искусства А.А. Фёдорова-Давыдова, Рылову удалось передать здесь присущее ему «ощущение вырвавшейся на свободу жизни», «свое личное жизнерадостное состояние».
В собрании Государственного Русского музея хранится запечатлевшая исторические будни Великого Октября и нашумевшая в советское время картина Рылова «Ленин в Разливе», нашедшая отражение на открытке издательства «Советский художник» 23 августа 1963 года выпуска.
В 1935 году Аркадий Александрович удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. После этого судьба подарит художнику еще 4 года полнокровной, насыщенной творческими озарениями жизни.
Среди его известных учеников, чье имя было отражено в российской филателии, следует назвать Алексея Михайловича Грицая. Он унаследовал от мэтра беззаветную любовь к жизни, нежность по отношению к живой природе, и выдающуюся способность писать торжествующую русскую природу при любых поворотах судьбы.
Мы надеемся еще не раз вместе с вами прикоснуться к воспомнианиям о светлом имени этого прекрасного живописца.
Латышевы Ю.А., П.А., О.Ю.
Статья по теме: