Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Пшеничные косы Великой Руси

2025-03-04 10:06:58, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

К 245-летию со дня рождения
русского живописца
Алексея Гавриловича Венецианова

В 2025 году мы отмечаем 245 года со дня рождения выдающегося живописца, родоначальника русской жанровой живописи Алексея Гавриловича Венецианова.

Алексей Венецианов родился в 1780 году, в Москве. Его семья занималась торговлей, продавала кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.  

Алексей Гаврилович не учился в Императорской Академии художеств, как многие другие художники, а познавал азы живописи самостоятельно, пользуясь советами одного из наиболее известных петербургских портретистов рубежа XVIII–XIX веков Владимира Лукича Боровиковского, которого мы уже упоминали в статье о «русском Леонардо».

В 1807 году Венецианов приступает к исполнению обязанностей землемера при лесном ведомстве в Санкт-Петербурге.

Как указывает А. Кугушева, «вскоре художник оставляет портретопись ради карикатуры, и за одну остросюжетную карикатуру «Вельможа», первый же номер задуманного им «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» был закрыт. Офорт Венецианова был, по сути, иллюстрацией к оде Державина и изображал толпящихся в приемной просителей, в то время как в зеркале был виден вельможа, пребывающий в объятиях кокетки (предполагается, что это карикатура на графа Безбородко)».

1 сентября 1811 года Алексея Гавриловича Венецианова удостаивают звания «назначенного в академики», а впоследствии – уже и академика Императорской Академии художеств, основанием для чего послужило представление живописцем портрета инспектора Воспитательного училища Академии К.И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств.

Пройдет определенное время, и уже сам Венецианов будет окружен целым сонмом таланливых учеников, преимущественно – из собственных крепостных. И вот как это началось.

В 1815 году Венецианов женился на дочери помещика Ржевского уезда Тверской губернии. Их встреча произошла в имперской столице, где Марфа Афанасьевна Азарьева воспитывалась у родственников. Алексей Гаврилович влюбился в неё с первого взгляда. Портрет жены художника, созданный ее супругом в 1810-х годах, сейчас яляется достоянием собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

В этом же году они обвенчались. Молодожены стали владельцами сельца Трониха с деревнями Сафонково, Сливнево, Максиха и Микашиха Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.

Алексей Гаврилович начал совмещать занятия хозяйством и написание многочисленных портретов его крепостных. И разметались по полотнам Венецианова пшеничные косы Великой Руси... 

Безусловно, Венецианов был счастлив, заключив брак с Марфой Афанасьевной. Первой у молодожёнов родилась дочь Александра, а спустя два года – Фелицата.

Старшая дочь так вспоминала о своей жизни в отчем доме: «Крестьяне наши папеньку очень любили, и он заботился о них, как отец. У нас самый из бедных мужиков имел двух лошадей, но большей частью по четыре и по шесть, рогатого скота у них тоже было довольно, постройки все порядочные у всех по деревне. Он входил всегда в их нужды, стараясь обо всем, что клонилось для пользы их благосостояния и дохода».

В 1830-х годах Венецианов напишет портрет своих дочерей. Ими можно полюбоваться в венециановском зале Русского музея.

В 1815 году Венецианов напишет портрет Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного.

Доктор искусствовдения, профессор Виктор Георгиевич Власов отмечал: «Национально-романтический стиль, выработанный Венециановым, оказывал влияние на многие виды искусства. В 1817-1818 годах в Санкт-Петербурге издавался ежемесячный журнал «Волшебный фонарь» с гравюрами по рисункам Венецианова, представляющим «характерные типы», населяющие Российскую империю. По этим гравюрам на заводе Ф. Гарднера выполняли серии фарфоровых статуэток.

Скульптор С. С. Пименов на Императорском фарфоровом заводе по оригиналам Венецианова создал фигуры знаменитого Гурьевского сервиза. В 1817 году в связи с работой над сервизом Пименов создал по мотивам картин Венецианова парные фигурки «Водоноски» и «Разносчика фруктов» — оригинальные и в то же время типичные произведения русского романтического классицизма первой трети XIX века».

Кандидат искусствоведения Александр Михайлович Муратов убежденно заявил о том, что «влияние венециановского стиля сохранялось и в живописи начала XX века (в частности, в творчестве З. Е. Серебряковой и К. С. Петрова-Водкина)».

Возможно, для вас прозвучит удивительным, что рассказ о нашем юбиляре мы продолжим в Центральном музее связи им. А. С. Попова, в котором так много ценного и полезного делается для развития филателии в современной России.

Его фасад изображён на советской марке №2421 «День радио» по рисунку И. Левина, увидевшей свет в мае 1960 года.

Ещё более полно он представлен на марке почтового блока №2968 «150 лет Центральному музею связи имени А.С. Попова» работы художника-дизайнера С. Капранова, выпущенного 30 сентября 2022 года.

Здесь с 1781 года находился Бронзовый дворец канцлера Российской империи Александра Андреевича Безбородко. Портик Бронзового дворца, который на вышеназванном блоке хорошо заметен на фоне купола Исаакиевского собора, изображён также на почтовой марке № 2974 серии «История российской дипломатии» работы художника В. Селиверстова в оформлении А. Московца, приуроченной к 275-летию со дня рождения А.А. Безбородко (1747–1799), дипломата, канцлера Российской империи, которая была издана 18 октября 2022 года.

Достоверных сведений о том, что Венецианов бывал во дворце Безбородко, мы пока что не обнаружили. С другой стороны, не знать о его существовании, а также о хранящихся в нем культурных богатствах, Алексей Гаврилович не мог – настолько впечатлющими были его редкостные коллекции.

Дворец Безбородко получил название «бронзового» благодаря черной коринфской бронзе (гепатизону), из которого были выполнены многочисленные древние изделия декоративно-прикладного искусства, собираемые канцлером. Можно только представить, сколь высокую ценность имела данная коллекция, если учесть, что уже во время существования Римской империи в начале христианской эры черной коринфской бронзе отдавались симпатии коллекционеров как особо ценимому металлическому сплаву меди и незначительного количества золота и серебра, придававших патине на бронзовых изделиях чёрный цвет. Но и этим великолепием собрание Безбородко не заканчивалось.

Помимо античной бронзы, канцлер собрал во дворце восхитительную картинную галерею. Очень вероятно, что канцлер Безбородко покупал картины у матери Венецианова, изображенной на портрете,помещенном на марку сувенирного блока.

Однако такие занятия матери изначально воспитывали у Алексея Гавриловича интерес к живописным полотнам. В своей картинной галерее Безбородко воспитывал высокий художественный вкус своих племянников – осиротевших детей его родной сестры. Их имена, под стать редкой бронзе, тоже были античными – Аполлон и Виктор.

Из Виктора Александр Андреевич воспитает тоже канцлера Российской империи и тоже собирателя безупречной картинной галереи. Имя его - Виктор Павлович Кочубей, чей портрет написал Алексей Гаврилович Венецианов.

Кочубей поступал с Венециановым так же любезно и деятельно, как с ним самим обходился Безбородко в картинной галерее - помогал юному гению русской кисти писать пастельне портреты с хранившихся в его собственном собрании больших портретов известных персон своего времени.

Но это была не только тренировка для живописца, пребывающего в самом расцвете своих творческих сил.

В 1818 году Кочубей задумал просветительский проект при непосредственном участии Венецианова. Развитие литографии позволило знакомить широкий круг соотечественников с портретами исторических деятелей, снабжёнными краткими биографиями каждого портретируемого. В 1819 году Виктор Павлович Кочубей, будучи канцлером по внутренним делам, организует встречу Алексея Гавриловича Венецианова с российской императрицей Елизаветой Алексеевной, запечатленной в 1800-х годах немецким портретистом Иоганном Фридрихом Августом Тишбейном. Она проявила по отношению к художнику благосклонность, и в награду за его множественные старания вручила ему золотую табакерку, украшенную финифтью – драгоценной эмалью из Ростова Великого.

Следует предположить, что аудиенция у Елизаветы Алексеевны побудила Венецианова завершить службу в качестве гражданского чиновника, и посвятить живописи всю оставшуюся жизнь. Через пять лет после аудиенции у императрицы станет известно упоминание об Алексее Гавриловиче Венецианове в работе «Взгляд на новые отличные произведения художеств, находящиеся в С. Петербурге» со стороны русского писателя, издателя, журналиста и редактора, художника и историка Павла Петровича Свиньина: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для Русского, но и для самого иностранного любителя художеств…» .

В свою очередь, в 1826 году в сочинении «О состоянии художеств в России» русского историка искусства, конференц-секретаря и профессора, почётного вольного общника Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге Василия Ивановича Григоровича указывалось: «Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью исполнения света и тени. Лучшие и, можно сказать, отличнейшие в своём роде произведения его суть: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем» .

Только по копии, сделанной учеником Венецианова, удалось установить название картины – итога и смешной, и грустной ситуации в жизни мальчика, спешившего как можно скорее донести обед отцу в поле, и разлившего его по пути. А сочувствующая юному герою картины «Вот-те и батькин обед!» собачка «говорит» зрителю о том, каким ещё и замечательным анималистом был Алексей Гаврилович.

Живые и непосредственные венециановские образы пережили века. Известен тот факт, что Михаил Сергеевич Горбачёв дома называл свою супругу Раису Максимовну «Захаркой» – по имени героя картины Алексея Гавриловича, созданной им в 1825 году. Еще будучи студентами супруги пошли Третьяковскую галерею и там увидели картину Венецианова «Захарка». Михаил Сергеевич заметил, что мальчик очень похож на Раису Максимовну. 

Да и заканчивается ли на этом череда комических случаев, подсмотренных или «спровоцированных» живописцем? Вряд ли! И в следующий раз нам обзательно будет, о чем вам рассказать!

До скорой встречи! Ведь время летит быстро! И пусть величестенно лежат на плечах венециановских героинь тугие пшенчиные косы – косы самой Великой Руси!

Латышевы Ю.А.,П.А.,О.Ю., Йылдырым К., Луисетто М.



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках
  • Ожерелье чудес допетровской поры
  • Члены-учредители Петроградского общества филателистов (1923 – 1924)
  • Советский скульптор Вера Мухина
  • Филателистический туризм. Ивановская область. Часть II
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2024 года
  • Русская Америка на почтовых марках. Стратегии репрезентации исторической памяти
  • История открытки. Ксения Конрадовна Купецио
  • Целебная сила природы
  • Вспоминая Протвино…
  • Памяти художника Числевича
  • «Чейн карды» как способ коллекционирования марок
  • Светоч русской поэзии и прозы Александр Сергеевич Пушкин
  • Путевая заметка о семинаре
  • В объятиях багряного вихря
  • Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
  • Международная филателистическая выставка «Россия 2024»
  • «На чём печатают марки?». Отделка фольгой из золота
  • Пожарная охрана в России
  • Послевоенный раздел Европы. Зоны оккупации
  • Юбилейные и памятные даты 2024 года сквозь призму филателии и филокартии
  • Певец Российской славы
  • Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций-2024
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты
  • Юбилей ВПС
  • Учитель с большой буквы
  • Филателистический туризм. Ивановская область
  • Кана Галилейская. 2000 лет
  • Отец матрёшки расписной
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 3
  • Юбилей Всемирного почтового союза
  • Вторая Олимпиада КНР
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2024 года
  • День коллекционера отметили в библиотеке
  • Огонь Парижских игр 2024 года
  • Первые олимпийские марки КНР
  • Неповторимый Джакомо Кваренги
  • Открытки из Китая в Германию 1912-1913 гг.
  • Первые шаги в филателии
  • «Тест-драйв» вендингового аппарата
  • А как храните марки ВЫ?
  • Великолепие Дымковской игрушки
  • Символ Бессмертной России
  • 120-лет со дня рождения Д.И. Гулиа
  • Филателия — это интерес и ген собирательства!
  • Не забудут имена просветителей и строителей
  • Занятие для души: тренер по карате рассказал о необычном хобби
  • Марки России. «Картонка»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 2
  • Вопрос филателистам
  • Три письма из Китая
  • Пяти гениев небесная любовь
  • Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2024 года
  • Крупнейший архитектор русского классицизма