Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Генеральный директор КАМАЗа

2025-03-13 14:11:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В статье «Итоги моего 2024 филателистического года», Михаил Антоненко написал о своей идее выпустить марку, посвящённую 100-летию со дня рождения Л.Б. Васильева, генерального директора ПО «КАМАЗ». Предложение Михаила было рассмотрено, но вместо марки был издан художественный маркированный конверт, который вышел 7 февраля 2025 года, в день рождения Льва Борисовича Васильева.

Наш давний друг и постоянный автор Михаил Самуилович Бернер не один десяток лет проработал бок о бок с Васильевым. Их связывали не только производственные дела, но многолетняя теплая дружба.

*  *  *

7 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Льва Борисовича Васильева (1925-2023). Он был первым генеральным директором КамАЗа. Под его непосредственным руководством и личным участием в Советском Союзе был создан автогигант.

Васильев родился в Москве. Вся его жизнь была связана с автомобилем. Отец работал шофёром, а затем начальником транспортно-экспедиционной базы и приучил сына к технике.

С началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Ульяновск. В 16 лет Лев Борисович поступил на шоферские курсы. Во время учёбы он освоил автомобиль ЗиС-5 и ему поручали регулировку системы зажигания автомобиля.

После окончания учёбы работал шофёром. На автомобиле ГАЗ-АА перевозил продукты питания и дрова для городских нужд Ульяновска.

В феврале 1943 года Васильеву исполнилось 18 лет и его призвали в армию. Воевал он в составе 96-й гвардейской стрелковой дивизии Третьего Украинского фронта, которой командовал в то время генерал-полковник Ф.И. Толбухин. Под его руководством Советские войска освободили Югославию, разгромили фашистов в Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии. 

В конце августа - начале сентября 1943 года Лев Борисович принимал участие в Донбасской наступательной операции. Во время боевых действий Васильев получает многочисленные осколочные ранения. Лечение он проходил в полевых и стационарных госпиталях, после чего врачебная комиссия признала его годным только к нестроевой службе.

Л.Б. Васильев возвращается в Москву и работает шофёром на автомобиле «Победа» в Госснабе СССР.

Руководство Госснаба обратило внимание на его знания автомобиля и предложило перейти работать на Московский завод малолитражных автомобилей в должности инспектора по приёмке готовых автомобилей.

В функции инспектора входила проверка ходовой части машины, обкатка, выявление дефектов. Васильев принимал непосредственное участие в обкатке автомобилей «Москвич 401», «Москвич 402, 407» и их модификаций. Через несколько лет он становится начальником контрольно-отделочного корпуса.

На Всемирной выставке автомобилей в Брюсселе в 1957 году автомобиль «Москвич-407» был отмечен золотой медалью.

В 1958 году директором Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) становится участник Великой Отечественной Войны Виктор Николаевич Поляков. На автозаводе В.Н. Поляков (1915-2004) прошёл путь инженера-испытателя, заместителя главного конструктора, главного инженера. В 1966 году, в ранге заместителя Министра автомобильной промышленности, он был назначен генеральным директором строящегося Волжского автозавода. С 1975 по 1986 год —  министр автомобильной промышленности СССР.

Директор завода Поляков обратил внимание на организаторские и технические способности молодого начальника цеха и предложил ему пройти все цепочки производственной деятельности.

С 1958 года Лев Борисович последовательно занимает должности начальника цехов прессового, окраски и сборки автомобиля, зам. директора по производству. В 1963 году Васильев, по предложению Полякова, который переходит на работу в Мосгорсовнархоз, назначается директором завода.

Васильев был директором МЗМА с 1963 года до 1968 года и генеральным директором АЗЛК 1981-1982. Именно здесь, по его словам, он «проходил школу организации и управления производством».

Васильев проводит коренную реконструкцию завода (Волгоградский проспект, 32). Выпуск автомобилей увеличился и стал свыше 90 тыс. автомобилей в год. Значительная часть, свыше 50% автомобилей, отправлялась на экспорт в европейские страны (Бельгия, Финляндия и др.) и на Ближний Восток (Египет, Саудовская Аравия и др.).

Конструкторы и технологи разработали новую модель автомобиля «Москвич 412». Был осуществлён безостановочный переход на выпуск этой модели.

В декабре 1966 года завод посетил Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Директор завода Л.Б. Васильев выступил с предложением построить новый сборочно-кузовной корпус в Москве в районе Печатников, на бывшем болоте, с увеличением выпуска автомобилей до 200 тыс. в год. Предложение Васильева было одобрено Правительством СССР.

Успехами завода заинтересовался заместитель Председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов.

По воспоминаниям Льва Борисовича Устинов лично сам принимал участие в испытании автомобиля, сделал некоторые замечания и предложил наладить производство автомобилей в Ижевске. Автозаводцы помогли ижевчанам организовать сборочное производство, поставляя автокомплекты.

В январе 1968 года Лев Борисович был назначен заместителем Министра автомобильной промышленности СССР. 30 сентября 1969 года было подписано распоряжение Совета Министров СССР о назначении Л.Б. Васильева генеральным директором строящегося комплекса заводов дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъёмности.

В течение 12 лет Лев Борисович руководил КамАЗом. За этот период был построен и введён в эксплуатацию комплекс заводов по выпуску грузовых автомобилей, построен абсолютно новый город Набережные Челны и, самое главное, был создан уникальный кадровый коллектив завода.

В книге Н. Шишкиной и И. Яковлевой «Генеральный директор», обложка которой приведена в начале статьи, об этом подробно рассказано.

Столетний юбилей Льва Борисовича отмечен выпуском художественного маркированного конверта.

6 мая 2023 года мне позвонил Лев Борисович: «Миша, приезжай. Мне надо с тобой проститься. Машину пришлю». Я был категорически против машины, сказал, что приеду на такси, но Васильев в этом вопросе был непреклонен. 

Встреча с Львом Борисовичем состоялась 7 мая у него на даче. Его жена Инна Вениаминовна накрыла на стол. Выпили по рюмочке. Вспомнили былое… 21 августа Льва Борисовича не стало.

Заслуженный энергетик Российской Федерации М.С. Бернер




Комментарии к статье:
2025-03-14 14:49:08, Михаил Антоненко
Прочитав статью М.С.Бернера о Л.Б.Васильеве, ещё раз убедился насколько тесен этот мир. В конце 80-ых и по начало 1994г., будучи начальником отдела развития одного из машиностроительных заводов в Саратовской области, довольно часто бывал в командировках в ПО "Москвич" и на АЗЛК, как его структурном подразделении. Была тогда идея, так целиком и не осуществлённая, передать производство мод.2140 или отдельных его узлов филиалу в Саратовской обл, для чего был разработан документ страниц на 100 печатного текста, к которому надо было собрать десятка три подписей. И как-то сбор подписей у нашей группы не задался, по чьму-то совету обратились к Л.Б.Васильеву, он в то время работал советником генерального директора АЗЛК. Устранили несколько его замечаний и после того, как он документ завизировал, его подписание пошло как по маслу. Думаю, в том документе была и подпись М.С.Бернера - начальника управления - главного энергетика АЗЛК (сохранился у меня телефонный справочник АЗЛК 1990г.) Были.у меня небольшие шансы "пересечься" с Л.Б.Васильевым и ранее, но на КамАЗ я пришёл через год после того, как он его покинул, а работая непродолжительное время на одном из заводов Министерства машиностроения для лёгкой и бытовой промышленности, в Министерстве бывал, но до кабинета Министра, естественно, не добирался. Рассказ М.С.Бернера хотел бы дополнить информацией о том, что с 1995г. и до последних дней Л.Б.Васильев работал в представительстве КамАЗа в Москве и был советником Генерального директора КамАЗа. К сожалению, не удалось убедить Администрацию ПАО "КамАЗ" организовать торжественное гашение конверта, хотя обещание, что "возможно, в Москве оно и состоится" было. Конверт по каким-то причинам вышел 24.02.2025г., а не 07.02.2025г., как было запланировано. Надеюсь, что к 50-летию сборки первого КАМАЗа на конвейере (февраль 2026г.) выйдет серия марок, может быть на одной из них будет увековечен и Л.Б.Васильев. В заключение хотел бы выразить искреннюю благодарность М.С.Беренеру за статью о Л.Б.Васильеве. Отдельная благодарность порталу Филателия.ру за статьи, которые зачастую вызывают воспоминания, иногда делюсь ими в комментариях, а чаще сдерживаюсь. В этот раз не сдержался.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
  • Выпуски к юбилею первой русской почтовой марки
  • Битвы, приближавшие Великую Победу
  • Неудачные «Почтовые ящики»
  • Почтовые призраки. Карнавальная феерия
  • Букет из Жостово
  • Филателисты голосуют за Монетный двор
  • Дарю вам огромный букет!
  • Меценаты Щаповы
  • Марки со шрифтом Брайля
  • Комментатор Священного писания
  • «Военные» марки
  • Алмазный фонд России: польза, честь и слава
  • Как менялись советские новогодние открытки
  • Телеграмма — важное средство коммуникации
  • "Белпочта" подвела итоги новогодних конкурсов
  • Коллекция советских открыток с необычным Дедом Морозом
  • История открытки. Валентин Валентинович Андриевич
  • Самая неудачная марка 2024 года
  • Новая книга «Ледоколы в океане филателии. От Российской империи до Российской Федерации»
  • Научно-просветительский журнал "Мир русской филателии"
  • Филателистические итоги 2024 года
  • Место встречи изменить нельзя
  • Союз филателистов России подвел итоги 2024 года
  • Самая красивая марка SEPAC 2024
  • Уникальная открытка
  • Забавные совпадения на новогодних открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за декабрь 2024 года
  • Одна взаимная любовь – филателия
  • Сокровищам бесценная оправа
  • Чем запомнился 2024 год в Филателии?
  • Жива ещё филателия и филокартия в Уфе
  • Художники и скульпторы Победы
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2024 года
  • Выставка в Шанхае China-2024. Часть 2
  • Тропами Первой Гвардейской
  • Филателистическая выставка China-2024
  • Необычное гашение почтовых марок на «Параде елок»
  • Филателистический праздник в Шанхае
  • Самая лучшая марка 2024 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 5
  • Мода — это полет бабочки
  • Код Дюшана и филателия
  • История открытки. Иван Максимович Семёнов
  • Истоки почты родного края. Находимся на станции Черниковка…
  • Космическая мощь России
  • Летчик Водопьянов — человек поступка!
  • Гордость земли башкирской
  • Географический диктант
  • Собрание филателистов города Волгограда и области
  • Винная тематика в российской филателии
  • Все побывали тут!
  • Что помогает почтовым маркам Беларуси держать марку
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 4
  • Каталог конвертов с оригинальной маркой СССР 1932-1991
  • Советский скульптор Вера Мухина. Окончание
  • Искусственный интеллект на почтовых марках
  • Поездка в Брест
  • Организация Объединенных Наций на почтовых марках
  • М.К. Тенишева — созидательница и собирательница
  • Советский праздник на старых открытках