Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Генеральный директор КАМАЗа

2025-03-13 14:11:46, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В статье «Итоги моего 2024 филателистического года», Михаил Антоненко написал о своей идее выпустить марку, посвящённую 100-летию со дня рождения Л.Б. Васильева, генерального директора ПО «КАМАЗ». Предложение Михаила было рассмотрено, но вместо марки был издан художественный маркированный конверт, который вышел 7 февраля 2025 года, в день рождения Льва Борисовича Васильева.

Наш давний друг и постоянный автор Михаил Самуилович Бернер не один десяток лет проработал бок о бок с Васильевым. Их связывали не только производственные дела, но многолетняя теплая дружба.

*  *  *

7 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Льва Борисовича Васильева (1925-2023). Он был первым генеральным директором КамАЗа. Под его непосредственным руководством и личным участием в Советском Союзе был создан автогигант.

Васильев родился в Москве. Вся его жизнь была связана с автомобилем. Отец работал шофёром, а затем начальником транспортно-экспедиционной базы и приучил сына к технике.

С началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована в Ульяновск. В 16 лет Лев Борисович поступил на шоферские курсы. Во время учёбы он освоил автомобиль ЗиС-5 и ему поручали регулировку системы зажигания автомобиля.

После окончания учёбы работал шофёром. На автомобиле ГАЗ-АА перевозил продукты питания и дрова для городских нужд Ульяновска.

В феврале 1943 года Васильеву исполнилось 18 лет и его призвали в армию. Воевал он в составе 96-й гвардейской стрелковой дивизии Третьего Украинского фронта, которой командовал в то время генерал-полковник Ф.И. Толбухин. Под его руководством Советские войска освободили Югославию, разгромили фашистов в Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии. 

В конце августа - начале сентября 1943 года Лев Борисович принимал участие в Донбасской наступательной операции. Во время боевых действий Васильев получает многочисленные осколочные ранения. Лечение он проходил в полевых и стационарных госпиталях, после чего врачебная комиссия признала его годным только к нестроевой службе.

Л.Б. Васильев возвращается в Москву и работает шофёром на автомобиле «Победа» в Госснабе СССР.

Руководство Госснаба обратило внимание на его знания автомобиля и предложило перейти работать на Московский завод малолитражных автомобилей в должности инспектора по приёмке готовых автомобилей.

В функции инспектора входила проверка ходовой части машины, обкатка, выявление дефектов. Васильев принимал непосредственное участие в обкатке автомобилей «Москвич 401», «Москвич 402, 407» и их модификаций. Через несколько лет он становится начальником контрольно-отделочного корпуса.

На Всемирной выставке автомобилей в Брюсселе в 1957 году автомобиль «Москвич-407» был отмечен золотой медалью.

В 1958 году директором Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) становится участник Великой Отечественной Войны Виктор Николаевич Поляков. На автозаводе В.Н. Поляков (1915-2004) прошёл путь инженера-испытателя, заместителя главного конструктора, главного инженера. В 1966 году, в ранге заместителя Министра автомобильной промышленности, он был назначен генеральным директором строящегося Волжского автозавода. С 1975 по 1986 год —  министр автомобильной промышленности СССР.

Директор завода Поляков обратил внимание на организаторские и технические способности молодого начальника цеха и предложил ему пройти все цепочки производственной деятельности.

С 1958 года Лев Борисович последовательно занимает должности начальника цехов прессового, окраски и сборки автомобиля, зам. директора по производству. В 1963 году Васильев, по предложению Полякова, который переходит на работу в Мосгорсовнархоз, назначается директором завода.

Васильев был директором МЗМА с 1963 года до 1968 года и генеральным директором АЗЛК 1981-1982. Именно здесь, по его словам, он «проходил школу организации и управления производством».

Васильев проводит коренную реконструкцию завода (Волгоградский проспект, 32). Выпуск автомобилей увеличился и стал свыше 90 тыс. автомобилей в год. Значительная часть, свыше 50% автомобилей, отправлялась на экспорт в европейские страны (Бельгия, Финляндия и др.) и на Ближний Восток (Египет, Саудовская Аравия и др.).

Конструкторы и технологи разработали новую модель автомобиля «Москвич 412». Был осуществлён безостановочный переход на выпуск этой модели.

В декабре 1966 года завод посетил Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Директор завода Л.Б. Васильев выступил с предложением построить новый сборочно-кузовной корпус в Москве в районе Печатников, на бывшем болоте, с увеличением выпуска автомобилей до 200 тыс. в год. Предложение Васильева было одобрено Правительством СССР.

Успехами завода заинтересовался заместитель Председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов.

По воспоминаниям Льва Борисовича Устинов лично сам принимал участие в испытании автомобиля, сделал некоторые замечания и предложил наладить производство автомобилей в Ижевске. Автозаводцы помогли ижевчанам организовать сборочное производство, поставляя автокомплекты.

В январе 1968 года Лев Борисович был назначен заместителем Министра автомобильной промышленности СССР. 30 сентября 1969 года было подписано распоряжение Совета Министров СССР о назначении Л.Б. Васильева генеральным директором строящегося комплекса заводов дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъёмности.

В течение 12 лет Лев Борисович руководил КамАЗом. За этот период был построен и введён в эксплуатацию комплекс заводов по выпуску грузовых автомобилей, построен абсолютно новый город Набережные Челны и, самое главное, был создан уникальный кадровый коллектив завода.

В книге Н. Шишкиной и И. Яковлевой «Генеральный директор», обложка которой приведена в начале статьи, об этом подробно рассказано.

Столетний юбилей Льва Борисовича отмечен выпуском художественного маркированного конверта.

6 мая 2023 года мне позвонил Лев Борисович: «Миша, приезжай. Мне надо с тобой проститься. Машину пришлю». Я был категорически против машины, сказал, что приеду на такси, но Васильев в этом вопросе был непреклонен. 

Встреча с Львом Борисовичем состоялась 7 мая у него на даче. Его жена Инна Вениаминовна накрыла на стол. Выпили по рюмочке. Вспомнили былое… 21 августа Льва Борисовича не стало.

Заслуженный энергетик Российской Федерации М.С. Бернер




Комментарии к статье:
2025-03-14 14:49:08, Михаил Антоненко
Прочитав статью М.С.Бернера о Л.Б.Васильеве, ещё раз убедился насколько тесен этот мир. В конце 80-ых и по начало 1994г., будучи начальником отдела развития одного из машиностроительных заводов в Саратовской области, довольно часто бывал в командировках в ПО "Москвич" и на АЗЛК, как его структурном подразделении. Была тогда идея, так целиком и не осуществлённая, передать производство мод.2140 или отдельных его узлов филиалу в Саратовской обл, для чего был разработан документ страниц на 100 печатного текста, к которому надо было собрать десятка три подписей. И как-то сбор подписей у нашей группы не задался, по чьму-то совету обратились к Л.Б.Васильеву, он в то время работал советником генерального директора АЗЛК. Устранили несколько его замечаний и после того, как он документ завизировал, его подписание пошло как по маслу. Думаю, в том документе была и подпись М.С.Бернера - начальника управления - главного энергетика АЗЛК (сохранился у меня телефонный справочник АЗЛК 1990г.) Были.у меня небольшие шансы "пересечься" с Л.Б.Васильевым и ранее, но на КамАЗ я пришёл через год после того, как он его покинул, а работая непродолжительное время на одном из заводов Министерства машиностроения для лёгкой и бытовой промышленности, в Министерстве бывал, но до кабинета Министра, естественно, не добирался. Рассказ М.С.Бернера хотел бы дополнить информацией о том, что с 1995г. и до последних дней Л.Б.Васильев работал в представительстве КамАЗа в Москве и был советником Генерального директора КамАЗа. К сожалению, не удалось убедить Администрацию ПАО "КамАЗ" организовать торжественное гашение конверта, хотя обещание, что "возможно, в Москве оно и состоится" было. Конверт по каким-то причинам вышел 24.02.2025г., а не 07.02.2025г., как было запланировано. Надеюсь, что к 50-летию сборки первого КАМАЗа на конвейере (февраль 2026г.) выйдет серия марок, может быть на одной из них будет увековечен и Л.Б.Васильев. В заключение хотел бы выразить искреннюю благодарность М.С.Беренеру за статью о Л.Б.Васильеве. Отдельная благодарность порталу Филателия.ру за статьи, которые зачастую вызывают воспоминания, иногда делюсь ими в комментариях, а чаще сдерживаюсь. В этот раз не сдержался.

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер
  • Привет из … Советского Союза
  • А.А. Бородин. Путь от члена КЮФ до президента
  • Шелкоткачество и шелководство на территории Беларуси
  • Властелины Колец
  • Секрет идеального картмаксимума
  • Холмогорская резная кость
  • Марки с юмористической окраской
  • Всеобщая история почтового дизайна. Очерки эволюции стилей
  • Обзор выпусков почтовых марок за ноябрь 2025 года
  • Яхтенный стиль: триумф и забвение
  • Загадочная подделка викторианской марки
  • Стойкие в опасности
  • А.А. Бородин. Медаль Первой Всесоюзной юношеской...
  • АлСиб в почтовых конвертах и марках
  • Послесловие к выпускам уфимских клубных карточек
  • Раритетные штемпели на Неделе письма
  • Необычное расположение марок
  • Популяризация филателии и филокартии
  • Мир авиастроения и почтовых марок. Просто о сложном
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 15
  • Марки России. Великая Октябрьская социалистическая революция
  • Памятник воину-освободителю в Пловдиве в почтовых марках и открытках
  • Сказочный терем художника Васнецова
  • Герои Сталинградской битвы на почтовых марках России
  • Первая русская революция в знаках почтовой оплаты
  • Обзор выпусков почтовых марок за октябрь 2025 года
  • На Мамаевом кургане тишина...
  • Встреча в Воронеже
  • Коммерческий потенциал отечественной филателии
  • Говорим и пишем на языке филателии
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Марки разные читать. Подвиг генерала Карбышева
  • Резолюция XVI научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Прогулки по Питеру
  • Марки разные читать. История освоения космического пространства
  • Патриотическая тематика в Отечественных почтовых коллекциях
  • Иностранные марки, посвящённые играм
  • Командный дух питерских посткроссеров
  • С кляссером – в метро. Станция «Площадь Революции»
  • Осенний вернисаж. «Санкт-Петербург-2025. Неделя почтовых коллекций»
  • Молодым везде у нас дорога...
  • КОНКУРС! Марки разные читать...
  • Марки России из металлической фольги
  • Мастера «Строгановки»
  • Всемирная выставка почтовых марок PHILAKOREA 2025
  • Юбилей маршала Василевского
  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого