Редакция портала Филателия.РУ проводит конкурс «Филателистический автограф». Сегодня свое эссе представляет Михаил Антоненко. Он вспоминает об автографе А.Карпова, полученном 23 декабря 1976 года.
* * *
Не уверен, что автограф Анатолия Карпова – 12-го чемпиона мира по шахматам, ныне обладателя одной из самых известных филателистических коллекций, полученный мною в уже далёком 1976 году, соответствует всем требованиям конкурса, но решил поделиться этой историей. Да и когда я его брал, то не задумывался, а может даже в то время и не знал, что Анатолий Карпов интересуется филателией.
Думаю, самого Анатолия Евгеньевича Карпова представлять не надо, информацию о нём и его коллекции можно легко найти в Интернете: «Главное хобби Анатолия Карпова — филателия. У него большая коллекция марок на шахматную и олимпийскую тематику, а также шахматист собрал почти все марки Бельгии. Хранит он свою коллекцию в Центробанке. По слухам, ее стоимость составляет несколько миллионов евро».
Но всё это было впереди.
Вот как, в одном из интервью 2014 года, А. Карпов вспоминает, как он начал собирать марки: «Я прекрасно помню первую марку в своей коллекции. В детстве я мечтал быть лётчиком, а в 1958 году вышла серия марок, посвящённых Рабоче-Крестьянской Красной Армии. На одной марке были изображены пехотинец, танкист и лётчик. Эту марку мне подарили, и с тех пор я начал собирать коллекцию».
Осенью 1976 года, в далеко не самый простой период моей жизни, меня каким-то образом «занесло» в качестве зрителя на 44-й чемпионат СССР по шахматам, проходивший с 26 ноября по 24 декабря 1976 года в Москве в Центральном Доме культуры железнодорожников (Комсомольская площадь, д.4).
Это гораздо позже я понял, что по версии И. Ильфа и Е. Петрова, авторов романа «Двенадцать стульев», он построен на сокровища мадам Петуховой, найденные в одном из стульев: ««Очутившись на улице, Ипполит Матвеевич насупился — Где же драгоценности? — закричал предводитель. — Да вот они! — закричал румяный старик. – Клуб на них построили, солдатик! Видишь? Паровое отопление, шахматы с часами, буфет, театр, в галошах не пускают!.. Ипполит Матвеевич оледенел…».
Истина гораздо прозаичнее: «Деньги на новый клуб были найдены в Наркомате путей сообщения, часть денег собрал дорожный комитет и Центральный комитет Союза железнодорожников».
К сожалению, фотографию ЦКДЖ 1970-х годов не нашёл, поэтому фотография уже из нынешних времён, когда он стал «Театрально-концертным залом ЦКДЖ».
Место для меня было знакомо, так как пока учился в институте, жил в общежитии в Подмосковье. И короткий пеший путь к институту от Ярославского вокзала проходил через переход под Комсомольской площадью, товарный двор Казанского вокзала, пока «студенческую тропу» не перекрыли, и далее по переулкам.
Когда был на первом туре чемпионата, обратил внимание на не совсем понятное для меня «роение» в гардеробе ЦКДЖ зрителей с буклетами, листочками и прочими бумажными носителями вокруг участников чемпионата. Это мне напомнило «роение» студентов на одном из устных журналов в институте вокруг известных в то время шахматного журналиста Александра Рошаля и актёра Театра сатиры Спартака Мишулина. Понял – берут автографы.
Побывав на шести турах из семнадцати, с перерывами на поездки на Кубань и Южный Урал, собрал автографы всех участников чемпионата (а среди них были В. Смыслов – 7-й, М. Таль - 8-й, Т. Петросян – 9-й чемпионы мира по шахматам, Л. Полугаевский – постоянный участник матчей претендентов), за исключением Анатолия Карпова.
В своей статье «Итоги моего 2024-го филателистического года» я упоминал своё письмо, написанное в июле 2024 года, в адрес А. Карпова о незавидном положении шахматной темы в российской филателии, которое осталось без ответа, в нём была и вторая часть.
Приведу этот фрагмент дословно, из него станет ясно, почему я не мог получить автограф А. Карпова в течение чемпионата и, как всё-таки он был получен: «И личная просьба, которую выполнять не обязательно. Сначала небольшая история. Осенью 1976 года в Москве в Центральном Доме культуры железнодорожников проходил 44-й чемпионат СССР по шахматам, на нескольких турах которого я присутствовал в качестве зрителя. Собрал автографы всех участников чемпионата, а когда удавалось «пробиться» к Вам, благо обстановка в те времена была довольно демократичная: и зрители, и участники чемпионата «пересекались» в гардеробе ДК, Вы отвечали, и не только мне: «Стану чемпионом СССР, тогда всем желающим дам автографы».
В моём присутствии Вы дали автограф единственному зрителю, который восклицал: «Толя, я твой земляк из Златоуста! У меня через два часа – поезд!». Эта фраза мне запомнилась, потому что оказалась для меня почти пророческой: в начале декабря я перебрался из Москвы, где остался не оконченный мною институт, в Миасс – город, соседний через Уральские горы Златоусту. Вы приезжали в Миасс, если не ошибаюсь в 1980 году, пригласительных билетов на встречу с Вами мне не досталось, но за изготовлением в одном из цехов предприятия, на котором к тому времени работал, сувенира для Вас – набора уральских минералов, наблюдал. Свой автограф я получил 23 декабря 1976 года по окончании последнего тура чемпионата, как раз приезжал «закруглять» свои дела в институте. Вы стали чемпионом СССР и выполнили своё обещание, все желающие получили Ваш автограф. Помню, что автограф-сессия (как сейчас модно называть такие мероприятия) проходила в небольшой комнатке на втором этаже, а хвост очереди терялся где-то на первом.
И, собственно, сама просьба, хотелось бы получить ещё один Ваш автограф, почти через 50 лет после описанных мною событий, на конверте первого дня шахматного выпуска 2025 года или, а если таковой не состоится, а это, думаю, будет ясно уже после осеннего заседания Комиссии по ГЗПО, то на конверте первого дня выпуска 2022 года. В случае Вашего согласия филателистический материал будет предоставлен мною, тогда же сообщу и свой почтовый адрес. С уважением, Михаил Антоненко».
Дополню лишь тем, что время для поездки в декабре 1976 года с Южного Урала в Москву выбирал с тем, чтобы попасть на последние два тура чемпионата и получить автограф А. Карпова. Хотя я и написал об автографе, что это просьба, которую выполнять не обязательно, но всё-таки надеялся. Хочется верить, что письмо просто потерялось в «электронных лабиринтах» Государственной Думы. Так что, по моему мнению, история с автографом могла завершиться красивой точкой, а пока – многоточие. Зная, не понаслышке, о нелюбви А.Е. Карпова раздавать автографы, попытался обратиться ещё раз, старым проверенным способом, письмом на бумаге.
Михаил Антоненко
С условиями конкурса можно ознакомиться ЗДЕСЬ
Эссе участников:
Филателистический автограф. Федор Конюхов
Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
Филателистический автограф. Космонавты
Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
Филателистический автограф. Письмо космонавту