С именем выдающегося скульптора Григория Даниловича Ястребенецкого (1923 – 2022) связаны многие славные страницы советского и российского искусства. Ветеран Великой Отечественной войны, народный художник РСФСР и действительный член Академии художеств Российской Федерации, а также активный общественный деятель, он внес большой вклад в отечественную культуру.
* * *
Григорий Данилович Ястребенецкий родился 29 октября 1923 года в Баку. В июле 1941 года будущий скульптор ушел на фронт. Ему пришлось пережить многие ужасы блокады. После службы в учебном минометном полку он в декабре 1941-го года оказался в госпитале. Врачи диагностировали вторую стадию дистрофии. Но Ястребенецкий вернулся в строй и принимал участие во многих сражениях, в том числе под Нарвой, Шлиссельбургом и на Карельском перешейке.
Знал ли молодой воин, что ему предстоит стать одним из самых известных скульпторов России?
Наследие Ястребенецкого поистине огромно. Окончив Академию Художеств, он работал в жанре монументальной скульптуры, портретного бюста, создал немало мемориальных досок. И везде узнается его неповторимый творческий почерк.
Скульптор оставил обширный архив, в котором нашлось место и для почтово-филателистических материалов. Он не может считаться филателистом, но автору этих строк известно, что Г.Ястребенецкий бережно сохранял марки с писем – ведь разве может художник выбросить произведение искусства, пусть даже это маленькая почтовая миниатюра, погашенная жирным штемпелем?
Нет, не может. Правда, Григорий Данилович был занятым человеком и не отмачивал марки в теплой воде. Однако он сохранял фрагменты почтовых конвертов, на которых были наклеены марки. Сохранял он и целые конверты, чтобы не забывать друзей. Так сформировалось небольшое филателистическое собрание. Большую его часть составляют марки из стран немецкого языка: ГДР и ФРГ, но есть и почтовые миниатюры других стран.
В Германии установлено несколько памятников работы Г.Ястребенецкого, и немецким любителям искусства знакомо его творчество.
Но скульптора Ястребенецкого знают не только в Германии. Например, его всегда очень уважали в Польше. Во-первых, у Григория Даниловича есть польские корни. Именно поэтому его пригласили стать членом культурно-просветительного общества Полония, в котором скульптор состоял много лет.
А во-вторых, он является автором скульптурного бюста великого польского поэта-романтика Адама Мицкевича, установленного в Графском переулке (Санкт-Петербург). Бюст отличается не только потрясающим портретным сходством (а портретов Мицкевича существует много, так что у зрителей есть, с чем сравнивать этот бюст), но и эффектным романтическим пафосом.
С началом перестройки советское искусство стало подвергаться нападкам, которые во многом были несправедливыми. Портретную скульптуру обвиняли в официозности, в придворности. Появились грубые карикатуры на памятники Ленину, призывы снести большинство монументов и даже уничтожить Мавзолей.
Один знаменитый режиссер, недолюбливающий официальное искусство, сказал, что в Германии вообще уже давно не изготавливают памятники знаменитостям в виде человеческих фигур. Мол, портретная скульптура – это вчерашний день. Выдумать необычную абстрактную конструкцию – вот задача истинного творца.
Но стоит ли нашим скульпторам слепо следовать этому примеру? Ведь тем ценнее отечественная школа фигуративной скульптуры. Да и туристы из Германии долгие годы останавливались перед жизнеподобными памятниками и с любопытством спрашивали, чей это монумент. Поэтому пусть бы концептуальная скульптура соседствовала с фигуративной. Это лишь обогатило бы наши знания о пластических искусствах. Тем более, что у нас есть замечательный пример концептуального памятника – это монумент “Разорванное кольцо”.
Но и с концепциями монументальной скульптуры, в образцах которой присутствуют человеческие фигуры, российское искусство не рассталось. К счастью, годы обильной критики советской культуры прошли. Г.Д.Ястребенецкий убедительно доказал, что жизнеподобная скульптура с соблюдением портретного сходства не умерла, а может успешно развиваться.
Разумеется, советская цензура заслуживает критики. Попытки либералов похоронить чуть ли не всю советскую культуру, представить ее как случайный эпизод в истории искусства, как нелепый поворот с магистрали развития мирового искусства на обочину потерпели крах. В своих лучших проявлениях советская скульптура продолжала традиции великого русского искусства.
Среди знаменитых людей, которых лепил Григорий Данилович, мы находим В.И.Ленина, С.Есенина, И.Гончарова. А из наших современников – Д.Гранина, И.Бродского и А. Сокурова. Список можно продолжить, ведь скульптор работал до последних дней.
Многолетняя дружба с известным прозаиком Даниилом Александровичем Граниным (1919 – 2017). Двум ветеранам было что вспомнить, было о чем рассказать друг другу. И эта дружба навеки закреплена в скульптурном портрете знаменитого писателя. Хочется высказать пожелание, чтобы этот бюст когда-нибудь появился на почтовой миниатюре или на конверте.
Незадолго до кончины Григория Даниловича, в 2020 году в РФ была выпущена марка, воспроизводящая цветную фотографию монумента “Безымянная высота” (1968, дизайнер марки В.Савина). В этой выразительной композиции чувствуется сильнейшая экспрессия. Марка номиналом 57 рублей вышла в серии “Союз художников России”.
Эта почтовая миниатюра была включена в подарочный альбом, посвященный Академии Художеств (автор обложки Н.Карпова). Издание квадратного формата отличается высоким полиграфическим качеством. Верстка выполнена В.Затологиной.
Один из разворотов посвящен маркам с репродукциями картин о войне и скульптуры “Безымянная высота”. Григорий Данилович был рад выходу этого издания и вручил экземпляр с автографом краеведу В.Б.Потапенко. Необходимо отметить, что петербургский публицист Владимир Борисович Потапенко (р.1952) проделал очень большую работу по систематизации архива Григория Даниловича. Через руки краеведа прошли уникальные документы и фотографии, тексты мемуаров, автографы знаменитостей. Говоря о филателистических материалах отметим, что Григорий Данилович сохранял не только марки, но и прошедшие почту в конвертах приглашения на выставки, в том числе красиво изданные пригласительные билеты в Эрмитаж и Русский музей, на церемонии открытия временных выставок.
Фонд был очень большим. Это настоящий архив знаменитого человека. Архив, в котором каждый документ является свидетелем исторического события. И поскольку Владимир Борисович занимается издательской деятельностью, он начал готовить к печати разнообразные материалы, связанные с творчеством знаменитого скульптора.
Например, Владимир Борисович был впечатлен встречей Григория Даниловича со своим старым другом – писателем Даниилом Граниным. Сделав несколько фотографий во время этой встречи, Владимир Борисович с разрешения Григория Даниловича дополнил этот текстовой репортаж сделанными им самим фотографиями, которые с годами стали уникальным свидетельством дружбы двух замечательных людей. Получилась книжечка, посвященная одному дню, вернее, одному вечеру из жизни двух знаменитостей.
Архив Г.Ястребенецкого очень разнообразен. Корпус документов, писем и фотографий оказался столь обширным, что возникла потребность в тщательной систематизации. Отдельные группы материалов В.Б.Потапенко решил издать в виде небольших книжек, каждая из которой была посвящена одной из тем, связанных с жизнью и творчеством Григория Даниловича.
Одну из этих книжек мы уже упомянули. Шли годы и их число росло. Эти малотиражные издания сегодня являются редкостью. Они стали хорошим вкладом в процесс популяризации творческого наследия Г.Ястребенецкого.
И вот, наконец, вышла марка. Отметим, что это был не первый почтовый выпуск, связанный с творчеством Григория Даниловича. Ранее в СССР был выпущен конверт с изображением памятника Герою Советского Союза Анатолию Бредову (1923 – 1944). Этот выразительный памятник установлен в Мурманске. Помимо конверта он воспроизведен на нескольких почтовых открытках, посвященных достопримечательностям Мурманска.
Анатолий Бредов – герой Советского Союза. 11 октября 1944 года пулеметный расчет, которым командовал Бредов, уничтожел 60 немцев. Но враги окружили Бредова и его наводчика Никиту Ашуркова. Тогда воины обнялись и с кличем “Русские не сдаются!” подорвали себя гранатой. Свидетели подвига пулеметчиков бросились в атаку и заняли высоту. Наводчик Н.Ашурков не погиб. Он пять дней пролежал без сознания и был подобран своими. К счастью, он выжил.
Найти художественное решение для монумента герою было непросто. В скульптуре есть что-то роденовское. Автор отразил в скульптуре момент, когда Бредов заносит гранату над головой. Фигура героя на постаменте выглядит очень экспрессивно. В ней чувствуется опора на классические традиции мировой и русской скульптуры – от О.Родена до Н.Томского. Важно ещё и то, что скульптура создана ветераном Великой отечественной войны, прошедшим боевой путь. Памятник является явной творческой удачей и не случайно неоднократно воспроизводился на открытках и на одном маркированном конверте.
В повседневном общении Григорий Данилович был скромным и доброжелательным человеком, хорошим семьянином. С юных лет он умел ценить дружбу и товарищество. Отсюда и обширная переписка, благодаря которой сформировалась подборка конвертов и марок.
Скажем несколько слов о литературном наследии Григория Даниловича. Он явно обладал литературным даром. Скульптор оставил очень интересные мемуары, например, книгу «Дом для художников». Он также сочинял краткие остроумные стихотворения, которые назвал гришариками. Как писатель, Григорий Данилович проявил незаурядное остроумие, хорошее знание жизни, отточенность стиля. Последней его книгой стал том воспоминаний “Такая долгая жизнь: “Записки скульптора”, увидевшая свет в издательстве Лимбус пресс в 2019 году.
Автор этих строк в течение многих лет изучает наследие немецкого художника Вернера Клемке (1817 – 1994). Он был другом нашей страны, участвовал в формировании художественной культуры ГДР, иллюстрировал Пушкина, Маяковского и Салтыкова-Щедрина. Клемке побывал в Москве, Ленинграде и Вологде. Накануне 60-летия Победы, в 2005 году я решил рассказать о Клемке по радио. Талантливый художник из Берлина, глубоко уважавший русскую и советскую культуру, заслуживал отдельной передачи.
Выяснилось, что из петербургских художников, кто видел живого В.Клемке, здравствовал тогда только Г.Ястребенецкий. И я впервые позвонил Григорию Даниловичу домой. Меня поразило, насколько он прост в общении, насколько лишен высокомерия и ложной патетики. Рассказанная Григорием Даниловичем история мне очень пригодилась при изучении творчества В.Клемке.
Что же рассказал мне пожилой художник? Я узнал, что Клемке живо интересовался художественной жизнью Ленинграда и хотел совершить длительную прогулку по городу. Художники проводили его до гостиницы Астория, а это было большое расстояние. Путь пролегал чуть ли не через весь город, и гость из Берлина многое увидел.
Сегодня скульптор Григорий Данилович Ястребенецкий по праву считается классиком. Памятники и памятные доски, созданные им, можно увидеть во многих городах России.
Памятный знак альпинистам-защитникам блокадного Ленинграда. Петропавловская крепость
Григорий Данилович ушел из жизни три года назад. Это была огромная утрата для художественной жизни Петербурга. К столетию со дня рождения скульптора искусствовед Руслан Анатольевич Бахтияров составил антологию воспоминаниях о Г.Д.Ястребенецком. В этой уникальной книге множество интересных фактов. Сотни любителей искусства с интересом читают эти мемуарные свидетельства, в которых столько интересного.
Хочется верить, что почта продолжит знакомить нас с произведениями скульптора Ястребенецкого и коллекционеры поместят в свои альбомы новые конверты и марки.
А пока (пользуясь принципами ассоциативности) я включил в изобразительный ряд данной статьи несколько марок и открыток, посвященных войне и блокаде.
А.П. Дьяченко, филателистДругие статьи автора:
Художественный авангард в филателии. Творчество Марка Шагала
Художественный авангард в филателии
Символизм и модерн – мост к авангардному искусству
Авангард в филателии. Творчество Амедео Модильяни
Авангард в филателии. Творчество Казимира Малевича
Авангард в филателии. Творчество Эдварда Мунка
Авангард в филателии. Творчество Василия Кандинского
Авангард в филателии. Творчество Пабло Пикассо
Авангард в филателии. Творчество Анри Матисса
Коллаж в филателии
Мир Оскара Кокошки: филателистический взгляд
Образный строй сюрреализма. Сальвадор Дали
За несколько минут до нового 1953 года
Фантастический Петербург: филателистическое измерение
Мир Сурикова
Петербургский призрак Ганс Макарт
Ф.И. Шаляпин в почтовой графике
Орбиты филателиста Л.И. Перескокова
Стиль Беггарстафф в наших альбомах
На марках – наивное искусство
Возможна ли филателистическая эзотерика?
Вечер в петербургской библиотеке
Коломан Мозер и его марки
Новая жизнь Дома книги: филателистический взгляд
Удивительный феномен Cергея Дягилева
Золушки на почтовых конвертах
Анджелина Джоли – филателистический взгляд
Мир Василия Кандинского: филателистический взгляд
К 200-летию художника Уильяма Линтона
Русский мастер гравюры
Алгоритмы привлекательности
Алгоритмы привлекательности. Окончание
Что такое чернодрук?
Грациозность Эжена Грассе
К юбилею Н.А. Некрасова
Художник Отто Экман глазами филателиста
Искусство силуэта в почтовой графике
Картины, написанные точками
Почему весь мир отмечает юбилей Достоевского
Искусство Бердслея: филателистический взгляд
Прорывные и инновационные процессы в почтовом дизайне стран Восточной Европы 1960 – 1980-х годов
Филателист, почта, кинокадр
Почтовая корреспонденция страны Котландии, или Кошки мистера Уэйна
Мастера художественной литературы – филателистам
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Счастливая звезда Анатолия Калашникова
Художник Генрих Фогелер и почтовая графика
Тени и силуэты в Пушкиниане
Изюминки репинской филателии
Владимир Маяковский в почтовых эмиссиях
Кот Бегемот и марки о нём
Силуэт плюс голубое небо
Юбилей великого символиста
Норман Роквелл и Россия
Марки Ивана Билибина: путешествие на машине времени
Филателия в искусствоведческой литературе
От Жоржа Мельеса до фильма «Вызов»
Романовская серия – художественный памятник эпохи модерна
Бонжур, месье Mушон!
Джеймс Уистлер в Петербурге. Проект филателистической экскурсии
Прошло шестьдесят лет...
Марки рассказывают о стиле граффити
Итальянский футуризм
Эльза Бесков – настоящий друг детей
К столетию Марчелло Мастроянни
Николай Самокиш – гений батальной живописи
Новые встречи с силуэтной графикой
Софи Лорен: почтовое измерение
Пушкин и стиль модерн
Друг нашей страны – художник Вернер Клемке
Художник Эжен Грассе – автор марок к юбилею ВПС
Код Дюшана и филатели
Почтовая графика Бориса Зворыкина
Сказка на почтовую тему
Интервью с А.П. Дьяченко
А. Дьяченко: Филателия подарила мне уникальные жизненные впечатления