Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского

2025-07-16 11:21:02, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Бабочки — очаровательные природные существа, а их окраска и грация вызывают у нас удивление и восхищение. Поэтому неудивительно, что на протяжении многих столетий они вызывали навязчивые идеи у многих людей.

Эти удивительной красоты творения природы во все времена поражали людей невероятным разнообразием цветов, причудливыми формами и замысловатыми узорами. И редкий человек оставался равнодушным к красивым бабочкам. Они будоражат воображение поэтов, писателей и художников. Не оставили они равнодушным и Генриха Семирадского.

Почтовая карточка Австро-Венгрии с портретом художника Генриха Семирадского,
прошедшая почту в 1900 году из Львова в румынский город Плоешти.

Генрих Ипполитович Семирадский (24 октября 1843 – 23 августа 1902) известен одновременно как великий русский, так и уникальный польский живописец, который провёл большую часть своей активной творческой жизни в Риме и наиболее прославился своим монументальным академическим искусством. Он был особенно известен своими изображениями сцен из древнегреческого и римского мира и Нового Завета, принадлежащих многим национальным галереям Европы.

Почтовый блок Кот-д'Ивуара 2003 года с портретом Генриха Семирадского
и изображением его нескольких живописных полотен.

Генрих Семирадский родился в польской дворянской семье высокопоставленного офицера армии Российской империи Ипполита Семирадского и Михалины (урождённой Прушинской) в слободе Ново-Белгород, недалеко от города Харькова, где был расквартирован полк его отца. Семья происходила из Радомской земли и получила своё название от деревни Семирадз. Он учился в Харьковской гимназии у местного учителя Д.И. Безперчего, бывшего ученика знаменитого К.П. Брюллова.

Генрих Семирадский интересовался искусством с самых ранних лет, и это было лишь одной из его многочисленных страстей и увлечений. В детстве он заполнял свои тетради исследованиями птиц и насекомых; его интерес к рисованию был тесно связан с его исследованиями природы, включая энтомологию. Его преподаватель естествознания получал настоящее удовольствие, просматривая его тетради, потому что насекомые, птицы и растения были нарисованы так искусно, что их можно было воспроизводить в книгах; никто не умел рисовать так, как этот мальчик. В детстве он был просто влюблён в бабочек, которыми была богата местная природа, и собрал замечательную коллекцию этих очаровательных чешуекрылых. Никто не думал, что он когда-нибудь полностью посвятит себя искусству и станет художником. 

Пробный оттиск почтовых марок Польши 1991 года
с изображением различных видов бабочек, собранных Генрихом Семирадским в детстве

В 1860 году, по требованию отца, Генрих Семирадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета, который в 1864 году окончил со степенью кандидата, защитив выпускную работу на тему «Об инстинктах насекомых». Стоит отметить, что учёба в университете не была для Генриха Семирадского неприятной обязанностью, поскольку он всё также интересовался природой, и его первые зрелые рисунки изображали насекомых. В университете он познакомился со знаменитым многотомным трудом итальянского учёного Улиссе Альдрованди «Естественная история». Особое впечатление на него произвела работа «Семь книг о животных и насекомых, с изображениями каждого в натуральную величину». В студенческие годы Генрих Семирадский продолжал посещать уроки рисования и собирать свою коллекцию бабочек.

После окончания университета со степенью кандидата наук Генрих Семирадский оставил научную карьеру и со своей богатой коллекцией бабочек переехал в Санкт-Петербург, чтобы изучать живопись в Императорской Академии художеств с 1864 по 1870 год. И здесь он продолжал пополнять свою огромную коллекцию бабочек, несмотря на усердное занятие рисованием, бабочки его вдохновляли.

Фрагмент малого листа России 1995 года с двумя порхающими бабочками вида зорька,
которые ловил Генрих Семирадский в окрестностях Санкт-Петербурга.

По окончании Академии художеств он был награждён золотой медалью, а также стипендией на шесть лет обучения за границей. В 1872 году он уехал в Италию, где посетил Венецию, Флоренцию, Неаполь, имел возможность увидеть извержение Везувия и, наконец, отправился в Рим. Вечный город пленил художника раз и навсегда, он прожил здесь большую часть своей жизни.

Во время своего творческого путешествия Генрих Семирадский нарисовал ряд известных картин. В 1873 году полотна принесли ему звание академика. Его мастерство углублялось во время пребывания в Италии. Генрих Семирадский, поражённый светом и воздухом юга, очарованный морем, пышной и красочной природой, стал художником Средиземноморья, итальянских пейзажей и римской сельской местности, оливковых деревьев, инжира и кипарисов, а прежде всего — чудесных эффектов света. 1881 год принёс известие о картине Генриха Семирадского «В погоне за бабочкой», которую хвалили за использование цвета.

Почтовый блок Кот-д'Ивуара 2003 года
с изображением картины Генриха Семирадского «Девушка с кувшином в оливковой роще».

Генрих Семирадский был настоящим мастером живописи исторических сцен. На его картинах изображены различные эпизоды из древней истории, мифологии и повседневной жизни древних цивилизаций. Его имя гремело в то время по всей Европе, правители посещали его мастерскую и хвастались тем, что владеют его полотнами, которые сегодня украшают, в частности, Государственную Третьяковскую галерею в Москве и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.

Почтовая марка России 2000 года
с изображением картины Генриха Семирадского «Христос в доме Марии и Марфы», 1886 год.

Генрих Семирадский был членом многих европейских академий. Он был почётным членом Познанского общества друзей наук, кавалером ордена Почётного легиона, ордена Итальянской короны, ордена Святого Станислава III степени, командором ордена Святых Маврикия и Лазаря. Но единственной живописной работой Генриха Семирадского на польскую тему является картина «Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году».

Почтовая карточка Польши 1938 года
с изображением картины Генриха Семирадского
«Шопен в салоне князя Антона Радзивилла в Берлине в 1829 году», 1887 год.

Генрих Семирадский — незабываемый художник, талант которого принёс ему международное признание. Его работы характеризуются исключительным техническим мастерством, великолепной композицией и необыкновенным чувством детализации.

Художественный дизайн Джованни Савини 1960 года неизданной почтовой марки Италии
с изображением бабочки вида харакс европейский,
которую Генрих Семирадский поймал в Италии для пополнения своей коллекции.  

Художник получил признание во многих европейских странах, а его картины продолжают радовать и вдохновлять новые поколения любителей искусства. Несмотря на своё естественнонаучное образование, он увлекался живописью, черпая особое вдохновение в бабочках, которых коллекционировал на протяжении всей своей жизни.

Автор всегда рад поделиться своим опытом в коллекционировании и помочь филателистам по теме «Бабочки» в создании или улучшении их филателистических коллекций. Электронная почта автора: vladimirkachan@mail.ru

Владимир Качан, Беларусь

Источник: РусМарка

На нашем портале статья опубликована с разрешения автора

 

Другие статьи автора:

«Его Высочество» бабочка переливница
Интересные филателистические наблюдения за бабочкой крапивницей
Российское шелководство в филателии
Бабочка аполлон - экзотический цветок, чудесным образом парящий в воздухе
Как много необычного у обычной бабочки капустницы
Адмирал, который не плавает, а летает через водные просторы
Нарядная бабочка махаон – крылатое чудо природы
Интересные факты о бабочках в России
Продается экспонат
В погоне за красотой, или Андрей Авинов и Владимир Набоков – два выдающихся русских коллекционера бабочек в эмиграции
Коллекционирование бабочек как хобби многих известных людей России
Выдающийся русский географ и страстный коллекционер бабочек Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский
Бабочки Петра I
Как королевы увлекались бабочками
Величайший неутомимый путешественник – нарядная бабочка репейница
Одна из самых миловидных бабочек России – зорька
Бабочка червонец непарный - это вспышка огня среди разнотравья
Бабочка лимонница - яркий вестник весны
Красивая, яркая и удивительная бабочка подалирий - редкий и прекрасный гость садов и парков
Бабочка тополевая ленточница - редкий вид, нуждающийся в нашей защите
Шашечница обыкновенная - бабочка с красивым оранжевым узором
Галатея – бабочка с очень ярким контрастным рисунком на крыльях
Цирцея – это не коварная волшебница, а невесомая бабочка, отмеченная строгой красотой
Симпатичная многоглазка пятнистая - одна из самых обычных бабочек России
Очень эффектная бабочка – перламутровка Аглая
Перламутровка большая лесная — красивейший представитель энтомофауны
Какая чудесная красота – бабочка перламутровка красная!
Алкиной — одна из самых необычных и элегантных бабочек
Неутомимая путешественница и любительница хмельных напитков
Нежная порхающая краса – бабочка желтушка шафранная
Бабочка голубянка Икар: и с муравьями дружит, и растения опыляет Мотыльки России в филателии
Качан Владимир – 60 лет с природой и филателией
Бабочки нашего детства в филателии
Мотыльки России, поражающие воображение – бражники
Формирование коллекции экзотических бабочек Зоологического музея МГУ
Природа как художница волшебных узоров на крыльях бабочек и мотыльков
Бабочки в архитектуре и скульптуре мира, отраженной в филателии
Музыка на крыльях бабочки в филателии
Божественная красота бабочек в филателии
Некоторые занимательные факты из истории ранних коллекций бабочек в России
Мода — это полет бабочки
Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир
Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года
  • Волшебство Палехской миниатюры
  • Филателистический автограф. Письмо космонавту
  • Эпоха на конвертах и марках
  • Филателистический автограф. Чарльз Дьюк
  • Армения 1929: Почтово-благотворительный выпуск в пользу детей
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 8
  • Филателистический автограф. Космонавты
  • Узорочье графа Сюзора
  • Филателистический автограф. В.В. Горбатко и Томас Стаффорд
  • Непочтовые еврейские марки
  • Высота и ширина
  • Филателистический автограф. Э.Т. Кренкель
  • Филателистический автограф. Джеки Чан и Брюс Хлебников
  • Генеральный директор КАМАЗа
  • Как относиться к гашеным маркам?
  • Эпоха возрождения Федоскино
  • Во славу трудящихся женщин
  • Филателистический автограф. Лётчик-космонавт В.В. Горбатко
  • Цветной штемпель вам в коллекцию...
  • Филателистический автограф. Федор Конюхов
  • Собор Парижской Богоматери
  • Филателистический автограф
  • Пшеничные косы Великой Руси
  • Марочные тетради
  • Филателистическое краеведение. Пермь Великая
  • Обзор выпусков почтовых марок за февраль 2025 года
  • Приглашаем к обсуждению. Благотворительная филателия
  • Марка на память. Писатели Башкирии — на почтовых конвертах
  • Сказка на почтовую тему
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых. Окончание
  • История Открытки. День защитника Отечества
  • Филателистическое краеведение. Щаповский музей и род Щаповых
  • Живительные натюрморты Хруцкого
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 7
  • Великая Отечественная война на марках Республики Абхазия
  • Филателистическое краеведение в Воронеже
  • Бескрайнего неба простор голубой
  • По следам наших публикаций. Полководцы
  • Послесловие к «Указателю цен на российские почтовые и юбилейные марки» И.В. Мигунова
  • М. Антоненко: Итоги моего 2024 филателистического года
  • Русской души торжество
  • Ялтинская конференция 1945 года в почтовых марках
  • Письма XIX века
  • Современные информационные технологии и филателия
  • Летчик-бомбардировщик В.С. Ефремов
  • Битва под Сталинградом в почтовых марках и открытках
  • Обзор выпусков почтовых марок за январь 2025 года
  • XVI научно-практический семинар по истории почты, филателии и филокартии
  • Союз филателии и кондитерского искусства
  • Писать только отрадное
  • Новый год встречают… марками
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 6
  • Каким образом небольшой невзрачный мотылёк изменил мир. Окончание