Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание

2025-09-23 14:22:49, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

В завершение нашей экскурсии по платформе Комсомольской-кольцевой отметим, что ее популярность в мире оказалась очень высока.

Это даже привело к выпуску ряда нелегальных сувенирных блоков издателями, пожелавшими остаться неизвестными, от имени различных стран мира. И совершенно неизвесто, заключали ли они договор на издание ГЗПО с почтовыми администрациями соответствующих государств. Вряд ли! И все равно – рискуют! Значит, есть спрос! Приведем лишь два примера, до того как вернуться к настоящим маркам.

На поля мини-блока Демократической Республики Конго (Colnect коды CD 2018-168-2) «вылит» ещё один снимок платформы Комсомольской-кольцевой, но уже в более спокойных тонах и без пассажиров.

В отношении легальности больше «утешает» так называемый «памятный выпуск» Гвинеи-Бисау, по всей вероятности, разрешённый стороннему агентству почтовой администрацией страны. Но нам еще пока что не встретилось ни одного почтового отправления из этого государства, франкированного маркой с изображением метропоезда «Красная стрела», прибывшего к платформе Комсомольской-кольцевой.

В виду вышесказанного, предложение Михаила Антоненко выпускать и далее марки, посвященные метро, следует расценивать как стремление популяризировать нашу культуру во всем мире! Так займемся же вновь этим и мы.

Седьмая мозаичная композиция посвящается взятию Рейхстага. Она начинает тему Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Поблагодарив своих замечательных соавторов, и попросив их немного отдохнуть, позвольте остаться наедине с вами, наши дорогие экскурсанты, в этой триумфальной, заключительной части нашего обширного повествования.

В коринских образах советских солдат мне видится и мой дедушка Саша Латышев – герой статьи «Тропами Первой Гвардейской», и дядя Володя с дядей Сашей – герои статей «Легендарная «Сорок девятая», «Драгоценные письма с фронта» и «Уфа. До востребования» …

Все это наше общее с вами, и семейное и очень личное… В этих бравых солдатах каждый из вас может увидеть и своих дедушек, и прадедушек. И хотя мои бабушки не брали Берлин вместе со своими мужьями и сыновьями, но в образе стоящей справа на панно героини штурма Рейхстага мне все-таки видится каждая из них! Ведь в глубоком тылу они изо дня в день, из часа в час тоже ковали Победу! И каждый из вас может увидеть в образе этой прекрасной женщины и свою бабушку, и прабабушку в их юном возрасте, полных энергии и ликования! А как они своими добрыми и тёплыми письмами поддерживали своих родных-фронтовиков!

Так получилось, что в нашей семье – два поколения ветеранов Великой Отечественной войны и участников штурма Рейхстага.

Среди первых зрителей мозаики встретился ветеран – ровесник моих дедушек, написавший вскоре после открытия станции Павлу Дмитриевичу Корину в возмущенном тоне письмо – ему очень не понравилось, что все изображённые здесь советские солдаты показаны молодыми: "В то время (конец 1941 г.) в частях советской армии были люди разных возрастов. В строю же этого панно нет ни одного солдата старше 20 лет! Это исторически неверно! Было бы прекрасно и правдиво, если бы в строю на параде стояли наряду с молодыми солдатами-гвардейцами и пожилые с морщинами, с усиками и даже где-то с бородкой".

Так говорят участники Великой Отечественной войны. 

Да, его можно понять! Если бы мой дедушка Саша Руденко не был тяжело ранен и смог тоже брать Берлин, ему в этот момент было бы уже почти 43 года! А его сыновьям-ветеранам – 21 и 17 лет, соответственно. Но мы ничего не можем сказать о том, смог ли ответить на это письмо автор мозаики. И всё же мы бы могли сказать, что Корину хотелось показать молодость, силу, несгибаемую волю советского народа-триумфатора.

Композиция мозаики в 1963 году незначительно переделывалась. Из круглого медальона на Красном знамени убрали портрет Сталина. 

Последняя, восьмая по счёту мозаика над платформой Комсомольской-кольцевой, может рассматриваться в качестве логического завершения общей темы всех ранее упомянутых мозаик – это «Триумф Победы».

Пожалуйста, обратите внимание, насколько схожа твёрдая, уверенная поступь женщины на коринской мозаике в торце станции «Новослободская» и Родины-матери, попирающей вражеские знамёна на Красной площади. И какой стремительный взлёт идеи мира символизирует по диагонали восходящая материя, обвивающая стройный стан каждой из этих женщин-символов, подхватываемая порывом освежающего ветра.

Чередуя эскизы и существующие ныне мозаики, позвольте показать, насколько схожи даже движения ступней женщины, символизирующей мир и Родины-матери. Скорее всего, такое сходство Корин придал своим героиням в качестве смыслового рефрена, тем более что станции, на которых эти мозаики помещены, разделяют только Достоевская и Проспект Мира-кольцевая.

На этой мозаике виден и Мавзолей Ленина – ранняя работа Алексея Викторовича Щусева - автора Комсомольской-кольцевой, входящей в архитектурный ансамбль вместе с подземным переходом, начинающимся из здания ранее созданного им Казанского вокзала.

Именно к подножию мавзолея Ленина советские солдаты во время победного Парада сбрасывали вражеские знамена, которые потом и будет топтать босыми ногами в сюжете мозаики коринская Родина-мать.

Не спешите покидать платформу. Оглянитесь по сторонам! Посмотрите на представленный Кориным эскиз, и на те полные символов русской воинской славы мозаики, которые помещены над проходами к метропоездам.

Сохранился и коринский эскиз мозаики с орденом Победы с его автографом в левом нижнем углу.

Перед тем как подняться на эскалаторе, давайте на секунду оглянемся назад. Позади – восьмисотленяя история побед русского оружия под гениальным руководством полководцев разных времен.

И над всем этим – герб СССР, хорошо заметный на эскизе торцевой стены.

Герб страны, которая бережно приняла эстафету воинских триумфов у Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, а также многих их единомышленников. Продолжим наш путь. Перед подъёмом на эскалатор поднимемся по лестнице и окажемся на площадке, с которой прекрасно видна вся платформа Комсомольской-кольцевой.

Эту площадку освещает шестнадцатиламповая люстра, закреплённая в центре мозаики, изображающей красную армейскую звезду. Саму мозаику гораздо легче рассмотреть по коринскому эскизу. Отойдите немного в сторону, и вы увидите, как мозаичистами был воплощён коринский замысел.

И последнее, что мы увидим, перед тем как попрощаться со станцией, будет заключительная коринская мозаика перед подъемом на эскалатор, также изображающая орден Победы в окружении старинного русского оружия и лаврового венка Славы, заботливо перевитого Георгиевской лентой.

А для многих из тех, кто навстречу нам с вами будет спускаться по эскалатору, эта мозаика может оказаться первым великолепным впечатлением о неповторимом Московском метро! Признаться, я немного им завидую. Ведь они это впечатление переждивут впервые!

С юбилеем, родной метрополитен!

Фото авторов.

Ю.А., П.А., О.Ю. Латышевы

Начало:

С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2



Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»
  • Два автографа Гагарина
  • Судьбы, сложенные в треугольник
  • Резонанс публикаций портала «Филателия.РУ»
  • Дальневосточная республика и ее почтовые марки
  • Юбилейные виньетки в водовороте тайн, страстей и загадок
  • Обзор выпусков почтовых марок за март 2025 года
  • Принцесса филателии
  • Абхазия в составе СССР. Неделя письма и спецгашения
  • Абхазия в составе СССР. Почтовые марки и новоделы
  • Символы Победы
  • Герои детских книг на почтовых открытках
  • Филателистический автограф. Михаил Таль
  • С миру по открытке
  • Творческое наследие художника Васильева
  • Неповторимый мастер неба
  • Филателистический автограф. Анатолий Карпов
  • Первые альбомы для марок
  • Первые марки с многоцветной печатью
  • Вопрос филателиста. Помогите идентифицировать марки
  • Протокол заседания Комиссии по государственным знакам почтовой оплаты. Март 2025 года