Ежеквартальный журнал Российской ассоциации содействия ООН

Поиск по статьям:

На Мамаевом кургане тишина...

2025-10-29 08:46:27, Рубрики: ФИЛАТЕЛИЯ.РУ

Практический каждый свой отпуск я провожу там, где всегда солнце. Это моя малая Родина — юг России, Волгоградская область. После дождливого московского лета 330 солнечных дней в году кажутся раем. Благодатный край в плане красивого загара, жирной рыбы, сочных фруктов и сахарных арбузов. 

Если мировые дороги ведут в Рим, то все мои тропинки и автострады сходятся в одной точке — в Волгограде. Я люблю ездить сюда — выезжать из Москвы ночью и наблюдать, как в течение 10 часов меняется климат и природа: облака остаются позади, а впереди зарождается рассвет, как постепенно из-за горизонта поднимается огромный, раскаленный до ярко-оранжевого цвета, солнечный диск, освещая все вокруг. Вдоль трассы поля подсолнечника сменяются посевами горчицы, а лес постепенно «превращается» в степь.

И всегда первой меня встречает Родина-мать. Ее видно практически со всех концов города. Она стоит на Главной высоте России, всматриваясь в даль: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит Русская земля!».

Более 80 лет назад Сталинград героически отразил атаку фашистов. Ценой тому стало практически полное его разрушение. На руинах и развалинах жители сумели восстановить все заново, создав комфортный для жизни город с многочисленными мемориалами в память о Победе.

В 1940 году в Сталинграде проживало 445,5 тысяч человек, работало 126 предприятий, сотни учебных и медицинских заведений, культурных центров. За годы первых пятилеток уездный город превратился в промышленный центр страны.  

С этой композиции «Память поколений» начинается мемориальный комплекс «Мамаев курган»  

Лето 1942 года стало в этих краях самым жарким — Сталинград и его окрестности пылали, все горело — и земля, и вода и небо. Нещадно палило солнце, — с мая не выпало ни капли дождя, — все вокруг было серым от пепла и черным от пожарищ. Шла Сталинградская битва — самая масштабная и кровопролитная, ставшая переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны. Она длилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года, и завершилась победой Красной Армии.

Из воспоминаний Почетного гражданина города Волжского (Волгоградская область) Сапожниковой Зои Сергеевны: «Зрелище было страшным. Все было в огне. Горели дома, горела земля... горела даже Волга. Это я потом узнала, что подорвали танкеры с топливом, а тогда нам казалось, что горит вода...».

Самые тяжелые бои развернулись за Мамаев курган. Эта высота занимала центральное положение. Отсюда открывался прекрасный вид на город — хорошо просматривался железнодорожный вокзал, переходивший поочередно то к нашим, то к немцам; левый берег Волги, там располагался штаб, резервные части и госпиталь Советской армии; заводы, переправы и жилые дома были как на ладони. 

«Высота 102,0» (102 метра над уровнем моря), так Мамаев курган значился на всех военных картах, была идеальным местом и обеспечивала господство положения. Кто владел этой высотой, тот не только владел городом, но и мог контролировать весь ход сражения.

В идеальности обзора можно убедиться и сейчас. Если подняться на самую вершину Мамаева кургана, то перед вашим взором предстанет удивительная и красивая панорама Волгограда и его окрестностей.

Советская армия отбивала каждый метр, сражалась за каждый кусочек высоты 102,0. Немцы, осознавая ее важность, неустанно атаковали на земле и в воздухе. Во время беспрерывных атак и массированных бомбардировок высота переходила из рук в руки по несколько раз за сутки. Жители Сталинграда в это время спасались в подвалах и бомбоубежищах. 

Здание мельницы, разрушенное в дни Сталинградской битвы и не восстановленное как память о войне.  

Из воспоминаний Почетного гражданина города Волжского (Волгоградская область) Сапожниковой Зои Сергеевны: «Я в то время была 12-летней девчонкой и очень хорошо помню те события. Мы с мамой сидели в убежище и слышали непрекращающийся гул сверху. Периодически земля дрожала, как при землетрясении. Когда поднялись на поверхность, то не поверили своим глазам. Города не было... только руины».

Битва за Мамаев курган продолжалась 135 дней, а Сталинградская битва длилась 200 дней, именно столько ступеней расположено от подножия Мамаева кургана до его самой высокой точки.

Мамаев Курган. «Главная высота России». Сегодня сюда поднимаются не только туристы, но и жители города, чтобы почтить память и отдать дань уважения защитникам нашей Родины. Здесь находится большая Братская могила советских воинов.

Практически сразу после разгрома немецких войск под Сталинградом, было принято решение увековечить подвиг советских солдат. Комитет по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союзом советских архитекторов объявили конкурс на эскиз проекта главной площади Сталинграда с монументом героическим защитникам города. Победителям предполагалось выплатить, не малую по тем временам, премию от 5 до 20 тысяч рублей. 

В конкурсе разрешили принять участие всем желающим. Это были солдаты - участники битвы и жители разрушенного Сталинграда, известные архитекторы и художники-самоучки. Эскизы присылали даже из Китая и Марокко. Проекты были разные — фигура Сталина на высокой колонне; пирамида из переплавленных танков; комплекс зданий в форме пятиконечной звезды; 200-метровый меч, пронзающий немецкую каску...

В результате автором и руководителем авторского коллектива стал народный художник СССР скульптор Евгений Викторович Вучетич. В мае 1959 года под его руководством на Мамаевом кургане началось сооружение памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».  

Согласно проекту, утвержденному в Кремле, центральной скульптурой должна была стать женщина (Родина-мать), а рядом коленопреклоненный солдат, протягивающий ей меч.

Но от этого пришлось отказаться. Вучетич изменил проект с очень весомым аргументом: пока идет война, солдат не может никому передать свое оружие.

36 метров в высоту — такой должна была стать Родина-мать. Но Хрущев распорядился сделать ее выше американской Статуи Свободы, высота которой, без пьедестала, составляла 46 метров. В итоге наша Родина-мать возвышается над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины руки и меча, ее высота составляет 85 метров. Сегодня Родина-мать находится в первой десятке самых высоких статуй мира.

Немного сухих цифр: при строительстве мемориала высота кургана была увеличена на 8 метров; вес монумента 8000 тонн; вес меча 14 тонн, его длина составляет 33 метра; внутри конструкцию статуи удерживают 117 канатов; строительство монумента «Родина-мать зовет!» шло 3 года; монумент стоит на плите-фундаменте, удерживаясь на месте только тяжестью собственного веса; высота наземного основания плиты 2 метра, подземного — 16 метров. 

Масштаб скульптуры к человеческому росту 1:30 

Изначально меч был сделан из нержавеющей стали и обшит листами титана. Но от сильного ветра он раскачивался и издавал гул. В 1972 году, чтобы снизить парусность, его заменили на стальной и сделали в нем отверстия. Внутри меча располагается лестница, для удобства проведения ремонтных и профилактических работ.

Кстати, сама скульптура тоже полая, и там так же находится лестница, вертикальные тросы, удерживающие «Родину-мать» в вертикальном положении и несколько небольших комнат, в которых находится техническое оборудование и отдыхает обслуживающий персонал.

Монумент «Родина-мать зовет!» является частью скульптурного триптиха, в который входят магнитогорский памятник «Тыл-фронту» и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. В Магнитогорске ковали меч Победы, в Сталинграде он был поднят, а в Берлине советский воин-освободитель победно его опустил. 

Сталинградский (Волгоградский) мемориал включает в себя несколько пространств, объединенных единой темой, и позволяющих в полной мере ощутить атмосферу тех лет, окунуться в прошлое и понять, какой ценой нам досталась Победа.

По мере движения вверх, ступенька за ступенькой, шаг за шагом, метр за метром вашему взору открываются скульптурные композиции, выполненные из железобетона, окруженные водными бассейнами, символизирующими Волгу и тополями — солдатами. Вокруг много цветов и зелени — это символ жизни и мира. Кстати, года два после войны на Мамаевом кургане ничего не росло, его склон был черным от пожаров.

Пройдя Аллею тополей, высаженную на искусственной насыпи, вы увидите солдата. Он стоит с гранатой и автоматом в руках, и готов в любую минуту броситься на врага. Это скульптура называется «Стоять насмерть!». Вокруг скульптуры — вода, символизирующая реку: «За Волгой для нас земли нет!».

За солдатом расположены стены-руины, напоминающие о боях, которые шли на улицах Сталинграда. Из них доносятся автоматные очереди, взрывы и грохот, звучат хроники Информбюро и песни военных лет. Люди здесь останавливаются и замирают, непроизвольно вздрагивая и сжимаясь от звука падающих авиабомб.

Поднявшись по широкой гранитной лестнице, вы попадаете на площадь Героев, центральную часть ее занимает большой бассейн, символизирующий Волгу, которую отважно защищали советские воины.

На одном «берегу реки» расположены скульптуры защитников Сталинграда. Это сюжеты эпизодов сражений, которые рассказывают о мужестве, героизме и смелости: «Выстояв, мы победим смерть!». А на другом «берегу» — ступеньки, образующие амфитеатр и стена в форме развернутого знамени, на которой высечены слова Василия Гроссмана, автора романа-эпопеи «Жизнь и судьба»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». 

Тему победы в Сталинградской битве завершает подпорная стена, на которой высечены моменты триумфа советского народа, радость Победы, слова из военных сводок и плененные фашисты. Здесь замурована капсула для потомков, вскрыть ее предполагается 9 мая 2045 года. 

Выше подпорной стены начинаются захоронения защитников Сталинграда. А в самой стене расположен вход в Зал (пантеон) Воинской Славы, где царит атмосфера скорби и горечи утрат. Звуки траурной мелодии «Грёзы» Роберта Шумана усиливают впечатление. 

Изначально авторы мемориала хотели, чтобы в Зале Воинской Славы звучала «Аве Мария» Франца Шуберта. Но акустика там была такой, что вместо музыки стоял сплошной грохот. «Грёзы» Шумана подошли идеально.

По всему периметру пантеона выложены мозаикой знамена с именами погибших защитников Сталинграда — 34 знамени, 7200 имен. Над ними — Георгиевская лента, на которой мы видим слова: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной».

В центре Зала расположена рука, держащая факел Вечного огня, в память о тех, кто отдал свою жизнь, отстаивая Сталинград. И пока горит этот огонь, мы будем помнить о подвиге нашего народа.  

У Вечного огня и на выходе из пантеона, с января 1968 года, с 9 утра до 8 вечера, стоит Почетный караул. Это солдаты 46-й стрелковой (элитной) роты Почётного караула Волгоградского гарнизона.

Каждый час в Зале проходит смена караула. Зрелище торжественное, яркое и запоминающееся. Солдаты поднимаются с нижнего входа, меняются, чеканным шагом проходят по залу, затем сменяют караул у верхнего выхода на площадь Скорби.

Главная фигура на площади Скорби — женщина, держащая на руках погибшего воина, лицо которого закрыто знаменем. Хотя по замыслу авторов мужчина — это собирательный образ отца, сына, мужа, брата, волгоградцы называют эту композицию Скорбящая мать. Она сидит возле небольшого озера — это ее слезы, а плакучие ивы, растущие рядом — символ нескончаемой скорби по погибшим. 

На площади Скорби находится захоронение солдат, чьи имена не удалось установить, а также могилы героев Сталинградской битвы, многим из которых не было и 20 лет. Здесь похоронены — снайпер В.Г. Зайцев, Герой Советского Союза М.А. Паникаха, связист М.М. Путилов, разведчица Е.А. Дмитриева, секретарь подпольного райкома комсомола К.Г. Панчишкина и многие другие.

И рядом со своими солдатами лежит их командир — командующий 62-й армии Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков.

Маршала В.И. Чуйкова похоронили здесь в 1982 году, согласно его завещанию, в котором говорилось: «Я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт». Это был первый случай, когда, нарушив воинскую традицию, маршала Советского Союза похоронили не у Кремля.

Кстати, у солдата из композиции «Стоять насмерть!», которого мы видели в самом начале, лицо Василия Ивановича Чуйкова. А во время строительства мемориала Чуйков был главным военным консультантом.

На Мамаевом кургане захоронено много советских воинов. Когда шло строительство комплекса рабочие то и дело натыкались на человеческие останки. Было принято решение собрать их все (всего 34 тысячи человек) и захоронить на холме, на котором стоит сейчас монумент «Родина‑мать».

Завершает мемориальную композицию скульптура «Родина-мать зовёт!». Она является апофеозом всего этого грандиозного памятника. Монумент возвышается над городом и виден в разных ракурсах на десятки километров, а ночью освещается мощными прожекторами. 

Многие задаются вопросом: «Кто был прототипом Родины-матери»? Секрета здесь никакого нет. Моделей было три. Одна из которых — советская легкоатлетка Нина Думбадзе. А лицо статуи Вучетич лепил со своей жены — Веры Николаевны. 

У подножья Мамаева кургана жители, тогда еще Сталинграда, разбили парк Победы, высадив в память о защитниках города десятки деревьев — каштаны, акацию, клены, ивы, ели, тополя. Рядом установлены таблички с именами погибших. 

9 мая 2017 года в парке была открыта «Аллея России», где были высажены тополя — 85 деревьев, по количеству российских регионов.

Строительство комплекса продолжалось почти 10 лет. Он был открыт в октябре 1967 года. На открытии присутствовал Леонид Ильич Брежнев.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» широко известна не только у нас в стране. Она стала символом несгибаемой воли, смелости и подвига. Миллионы туристов из России и зарубежья ежегодно приезжают в Волгоград, чтобы увидеть эту величественную фигуру, возложить к ее подножию цветы и поклониться.

В 2019 году скульптура включена в список особо ценных объектов культурного наследия народов России, а в 2015 году мемориальный комплекс внесен в Предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В наше время мемориальный комплекс дополнительно включает в себя Храм Всех Святых со смотровой площадкой, Колокольню и Мемориальное кладбище, на открытие которого приезжал В.В. Путин.

Внутреннее убранство Храма Всех Святых

В 1965 году Александра Пахмутова и Виктор Боков написали песню «На Мамаевом кургане тишина...»

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.

Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: «Мама, я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»

Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она.

Подвиг ваш бессмертен! Мы помним! Мы гордимся!  

На Мамаевом кургане была Елена Кравцова
Фото автора, марки и открытки из открытых источников




Комментарии к статье:
2025-10-29 14:22:59, Владимир
Спасибо за такую подробную экскурсию и удивительный симбиоз фотографий и филателистического материала.
2025-10-29 14:57:33, Сухарев А.И.
Спасибо автору за старательно сделанную композицию слов, знаков почтовой оплаты, репродукций. Сюда бы (к памятнику героически погибшим советским солдатам-воинам в сталинградской битве в 1942-1943 гг.) насильственно-принудительно привезти "лидеров" европейских стран из каолиции желающих, чтобы они поняли, Что они сотворили на нашей земле 80 лет назад и на Что толкают Россию ныне. Не будите лихо, пока оно тихо!

Комментировать статью:
Имя:
Комментарий:
Защитный код:



  • На Мамаевом кургане тишина...
  • Встреча в Воронеже
  • Коммерческий потенциал отечественной филателии
  • Говорим и пишем на языке филателии
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Марки разные читать. Подвиг генерала Карбышева
  • Резолюция XVI научно-практического семинара по истории почты, филателии и филокартии
  • Прогулки по Питеру
  • Марки разные читать. История освоения космического пространства
  • Патриотическая тематика в Отечественных почтовых коллекциях
  • Иностранные марки, посвящённые играм
  • Командный дух питерских посткроссеров
  • С кляссером – в метро. Станция «Площадь Революции»
  • Осенний вернисаж. «Санкт-Петербург-2025. Неделя почтовых коллекций»
  • Молодым везде у нас дорога...
  • КОНКУРС! Марки разные читать...
  • Марки России из металлической фольги
  • Мастера «Строгановки»
  • Всемирная выставка почтовых марок PHILAKOREA 2025
  • Юбилей маршала Василевского
  • Всероссийская филателистическая выставка «Ульяновск-2025»
  • Издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг»
  • Обзор выпусков почтовых марок за сентябрь 2025 года
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 14
  • Бизнес из слов и магии
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Окончание
  • Выставка «Пожарная охрана на почтовых марках, конвертах и открытках»
  • Аромат почтовых марок
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская». Часть 2
  • Пропаганда российской филателии
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Итоги
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 13
  • Марки с микротекстом
  • Герои опер П. И. Чайковского на открытках Павла Скотаря
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период. Окончание
  • Московское метро на почтовых марках
  • Кинематограф в филателии
  • Вклад СССР в независимость Китая
  • Обзор выпусков почтовых марок за август 2025 года
  • С кляссером – в метро. Станция «Комсомольская»
  • История железной дороги в раритетных документах
  • КОНКУРС: Мой любимый филателистический сувенир
  • Картины из почтовых марок
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Третий период
  • История открытки. Издательство «Ришар»
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 12
  • Золотых дел мастер
  • Щедрый дар государству московского коллекционера П.П. Щапова
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Второй период
  • Ростовская финифть
  • Филателия помогает жить...
  • КОНКУРС ЭССЕ. Филателистические издания. Оформление и иллюстрации.
  • Научно-просветительский журнал «Мир Русской Филателии». К 80-летию Победы
  • Маяки. Пример тематической разработки
  • Марки со стираемой краской
  • Художественно-графическое оформление филателистической литературы
  • Волшебство и мистика Гребнево
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках. Первый период
  • Пособие «Политическая карта мира в почтовых марках»
  • Беломорско-Балтийский канал в значках и почтовых марках
  • «Илья Муромец» в небе филателии
  • Обзор выпусков почтовых марок за июль 2025 года
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет. Окончание...
  • Великая Отечественная война 1941–1945 в почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 11
  • Марки с элементами перфорации
  • К.Ф. Юон. Семейный портрет...
  • Вопрос филателиста. Неизвестный художник В.Андреев
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великий дар актера Смоктуновского
  • Открытки объединяют
  • Владимир Маяковский на почтовых марках и конвертах
  • История открытки. Община святой Евгении
  • Бухенвальд на почтовых марках
  • Любовь к природе и карьера художника Генриха Семирадского
  • Юбилей «СОЮЗ - APOLLO»
  • Причудливые зигзаги Самарских экстремальных авиапочтовых линий
  • Первые марки Академии наук СССР
  • Мурановские просторы
  • Самый живописный уголок Москвы. Окончание
  • День независимости Беларуси в почтовых марках
  • Самый живописный уголок Москвы
  • Как надо гасить почтовые марки...
  • Свет солнца в капле янтаря
  • Лучшие художники почтовых марок
  • Обзор выпусков почтовых марок за июнь 2025 года
  • Георгий Алексеевич Куприянов. Профессия — волшебник
  • Художники на марках. Продолжение...
  • Драгоценное народное достояние
  • Российский почтовый дизайн
  • Неповторимые узоры
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 10
  • Здравствуйте, мистер Крейн
  • Цветочные мотивы Энид Маркс
  • Необычный аромат почтовых марок
  • Обер-архитектор Императрицы
  • Памятники пожарным в филателии
  • «Артек» — наш «семейный» лагерь
  • Марки России. Стратостаты и стратонавты
  • Укротитель коней
  • Как не заблудиться в дебрях фантазий
  • Русские усадьбы на картинах и марках
  • Эра милосердия Доменико Жилярди
  • История открытки. Владимир Григорьевич Сутеев
  • Нужны ли бумажные каталоги?
  • История развития почтовой связи в Абхазии
  • Станция метро «Бауманская»
  • Протокол заседания Комиссии по ГЗПО
  • Великая Отечественная война в живописи и графике
  • Обзор выпусков почтовых марок за май 2025 года
  • Как работает подводная почта и почему коты не хотят приносить письма
  • Первый учитель Кваренги и Росси
  • Кто печатал почтовые марки для Монголии?
  • Присоединение Закавказья к России
  • Марки из серебра
  • Радист № 1 Советского Союза
  • Следующая станция – «Новослободская», или Почему в метро так красиво?
  • Воспоминания о журнале «Стандарт-коллекция. Обозрение»
  • Пионер – всем ребятам пример!
  • Вопрос филателиста. Папка с эскизами марок
  • Юбилей Метрополитена
  • Легендарная «Сорок девятая»
  • Пути-дороги скульптора Г.Д. Ястребенецкого
  • Великая Отечественная война на почтовых марках
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9. Окончание
  • Почтовые карточки филателистов Башкирии. Часть 9
  • С фронта с любовью: как открытки становились символом стойкости
  • Выставка в усадьбе Александрово-Щапово
  • Пражская стратегическая наступательная операция в почтовых марках
  • Пасхальные дары Фаберже
  • Неизвестный Герой Советского Союза
  • Храм искусства Сергея Ульяновского
  • Успехи российских филателистов на выставке в Гродно
  • Обзор выпусков почтовых марок за апрель 2025 года
  • Филателистическая выставка «Белфила-2025». Мечты сбываются!
  • Итоги конкурса
  • Памяти Зураба Церетели
  • Театр и улица зодчего Росси
  • Семь веков бело-синей Гжели
  • Космос на марках. Картины А.А. Леонова и А.К. Соколова
  • Отто Юльевич Шмидт. Загадка одной марки
  • История в миниатюре
  • Республика с именем древнеримской богини
  • Лентикулярная печать
  • И тыл был фронтом...
  • Берлинская стратегическая наступательная операция на почтовых марках
  • Основоположник тематического коллекционирования
  • Вопрос филателиста. Космос должен быть мирным
  • История открытки. Художник-космонавт А.А. Леонов
  • Позывной «Чайка»